Белинский Александр Аркадьевич


БЕЛЍНСКИЙ (наст. Белиньский) Александр Аркадьевич [5.4.1928, Л-д — 2.3.2014, СПб., похоронен на Смоленском кладб.] — театр. и телев. режиссер, сценарист, автор мемуаров, писатель. Ѝ

Учился в 155-й школе Смольнинского р-на. В вр. блокады был эвакуирован в Киров. Затем переехал в М., где окончил ср. школу в 1944. Выбор профессии для Б. не существовал. «Мое безоблачное довоенное детство связано с детскими спектаклями Деммени, — писал Б., — и особенно с марионетками “Гулливера в стране лилипутов”», а «в шесть лет я посмотрел в ТЮЗе (в том великом ТЮЗе на Моховой) “Зеленую птичку” Гоцци, и никаких других мыслей, кроме театра, у меня уже не возникало». К тому же «гениальный спектакль Рубена Симонова в театре им. Вахтангова “Мадемуазель Нитуш”… решил мою судьбу окончательно и бесповоротно, я понял, что надо работать именно в этом жанре». Б. поступил в ГИТИС, правда, поначалу на фак-т театроведения. Вернувщись в Л-д в 1945, продолжил учебу уже на режиссёрском фак-те Театрального ин-та в классе Б. В. Зона (оконч. в 1950).

Первые пробы пера Б. случились в связи с курсовыми работами в ГИТИСе. Профессионально, еще студентом, начал писать в соавт. с сокурсником О. Ремезом клоунские антре и прологи к представлениям, кот. сами и ставили.

В 1949 Б. поставил в Театре миниатюр под рук. А. Райкина спектакль «Любовь и коварство». В 1950 создал «Театр капустника» при Доме актера, кот. просуществ. 25 лет и пользовался успехом, создав начинающему реж. известность в обеих столицах.

По окончании ин-та, в 1950–51, Б. — режиссер театра Сев. Флота в Мурманске; в 1951–53 — реж. театров в Вильнюсе и Клайпеде; в 1953–62 — лен. Театра им. Ленинского комсомола. В 1986 приглашен реж.-постановщиком на «Ленфильм»; с 1988 по 1993 — худ. рук. Большого театра кукол; с 1995 по 2002 — худ. рук. театра Муз. комедии.

В 1961 как реж.-постановщик Б. начал работать на Лен. ТВ. Одной из первых его телепремьер была постановка по пьесе В. Пановой «Девочки» о лен. блокаде. Затем последовали телеспектакли «Чайка» по А. Чехову (1964), «12 стульев» Ильфа и Петрова (1966), «Мертвые души» Гоголя (1969), ставшие классикой ТВ. Всего Б. поставил более ста телеспектаклей и телефильмов, не считая праздничных «Голубых огоньков» и ТВ-театра «Кабачок 13 стульев». Причем нередко сам писал сценарии для своих постановок. Среди них: «Кюхля» (1964; по роману Ю. Тынянова с С. Юрским в загл. роли); «Нос» (1965; эксцентрич. драма по повести Гоголя при уч. О. Борисова, П. Луспекаева и Л. Макаровой в гл. ролях); «Записки сумасшедшего» (1968; с Евг. Лебедевым в загл. роли); «Темные аллеи» (1968; по рассказам И. Бунина с Н. Симоновым, А. Фрейндлих, И. Озеровым); «Лев Гурыч Синичкин» (1974; по водевилю Д. Ленского, при участии Н. Трофимова, Н. Мордюковой, М. Козакова); «Трактирщица» (1975; по пьесе К. Гольдони с Н. Гундаревой в загл. роли); «Театральные истории» (1976; по рассказам А. Чехова со В. Стржельчиком, Н. Гундаревой, А. Равиковичем); «Галатея» (1977; фильм-балет по «Пигмалиону» Б. Шоу с Е. Максимовой и М. Лиепой).

К классическому балету Б. питал особую любовь. Еще будучи студентом второго курса, он просил, чтобы его направили на практику в Кировский театр. За время учебы не пропустил ни одной репетиции балетной труппы. Был покорен искусством Г. Улановой. «Еще в 1946 году, — рассказывал он студентам, — я был потрясен гениальным искусством Галины Сергеевны Улановой, и как трагедию переживал, что она не танцует. Пригласил тогда студента консерватории по фамилии Шварц (теперь это известный композитор Исаак Шварц), и мы с ним сочинили для Улановой балет “Накануне” <по роману И. Тургенева>. Она была в восторге, его даже стали ставить в Большом театре, но потом в результате каких-то катавасий балет был поставлен здесь в Малом». В 1962 Б. подгот. либретто для балета «Барышня и хулиган» (по фильму В. Маяковского), хореограф К. Боярский использовал муз. Д. Шостаковича. За ним последовало либретто балета «Три карты» (1983, по «Пиковой даме», музыку к кот. напис. С. Прокофьев), и в соавт. с А. Б. Петровым хореографическую фонтазию «Наполеон Бонапарт», премьера кот. состоялась в 1995 в Кремлевском дворце. В 1970-е Б. пытался заняться съемками вариаций балета М. Петипа с И. Колпаковой и па-де-де из «Фестиваля цветов» с Ю. Соловьевым и А. Сизовой. И хотя в то время в театрах уже шли балеты по сценариям Б., на ТВ только в 1977 после успеха «Записок сумасшедшего» ему разрешат снять на пленку сценарий, предложенный еще в 1967 и отвергнутой тогда «Галатеи», соч. для Е. Максимовой по мотивам пьесы Б. Шоу «Пигмалион» и ставшей открытием нового жанра — телебалета. Всего Б. снял 12 балетных ТВ-фильмов.

Среди созданных Б. телебалеты и телеспектакли по его сценария: «Старое танго» (1979; в соавт. с Дм. Брянцевым; с Е. Максимовой и Г. Абайдуловым); «Цезарь и Клеопатра» (1979; телеспектакль по пьесе Б. Шоу со И. Смоктуновским и Е. Кореневой в загл. ролях); «Жиголо и Жиголетта» (1980; фильм-балет по рассказу С. Моэма с Е. Максимовой, В. Васильевым, Р. Нифонтовой); «Пятый десяток» (1982; по пьесе и по сценарию А. Белинского с А. Фрейндлих в гл. роли); «Анюта» (1982; балет по А. Чехову с участием Е. Максимовой и В. Васильева); «Карамболина, Карамболетта» (1983; по оперетте И. Кальмана «Фиалка Монмартра» при участии Л. Макаровой и Т. Синявской); «Перикола» (1984; муз. фильм по опере-буфф Ж. Оффенбаха с Г. Беляевой, Е. Евстигнеевым и В. Стржельчиком); «Дом у дороги» (1984; в соавт. с А. Твардовским; фильм-балет по произведениям А. Твардовского); «Голубые города» (1985; фильм-концерт при участии Л. Сенчиной, Н. Брегвадзе, И. Понаровской, Э. Пьхи, Э. Хиля, Е. Соловей); «Чаплиниана» (1987; фильм-балет на муз. фильмов Ч. Чаплина с Г. Абадуловым и Е. Максимовой), «Женитьба Бальзаминова» (1989; балет по мотивам трилогии А. Островского с Д. Симкиным в загл. роли); «Последняя Тарантелла» (1992; по «Сказкам об Италии» М. Горького с Анной Плисецкой и Г. Абайдуловым в гл. ролях); «Провинциальный бенефис» (1993; по пьесам А. Островского «Таланты и поклонники», «Лес» и др. с Г. Вишневской, Вяч. Тихоновым, В. Стржельчиком, А. Лазаревым-мл.); «Полубог» (1995; телеспектакль по рассказу А. Куприна с участием М. Ульянова); «Классная дама» (1995; телефильм по рассказу А. Куприна «Наталья Давыдовна» с Е. Максимовой в гл. роли).

О кол-ве постановок, кот. осуществил Б. на ТВ и в театрах М. и Л-да (СПб.) и др. городов, одни критики говорят, что их «более 200 спектаклей, из них 112 телеспектаклей и телефильмов», другие утверждают, что их около трехсот.

Б. вел авторские передачи на ТВ, цикл программ «Звезды не гаснут» на «Радио России — СПб.», где рассказывал о выдающихся деятелях отеч. культуры, с кот. его сводила судьба не только в работе, но и в жизни. С 2004 по 2009 он автор и ведущий программы «Когда проходит молодость», позже — «Между прошлым и будущим». С 2009 — автор и ведущий программы «Музыкальный сеанс с Ал. Белинским». С апр. 2010 — автор и ведущий программы «Путешествие из Ленинграда в Петербург». Был автором цикла программ на ТК «Культура» о театре и театр. деятелях «Рассказы старого сплетника» (1999–2000), мат-лом кот. стали три изд. его книги « Записки старого сплетника » (1994).

Прежде Б. была выпущена еще одна кн. — « Старое танго. Заметки телевизионного практика » (1988), в кот. он делился с молодыми режиссерами своим опытом.

Тематич. продолжением «Старого сплетника» стала кн. Б. « Рукописи не горят: Воспоминания. Размышления. Фантазии » (2001) и позже — « Недорассказанное » (2012).

В 1997 под заголовком кн. « Красотки кабаре » (1997) «скрылись» повесть « Осеннее танго » и «басня в прозе» « Шарик, здравствуй! ». О последней Б. говорил: «У меня много сочинительских идей. …Что касается книг, лучшим из написанного я считаю сказку “Шарик, здравствуй”».

Выпуская кн. « Поклонницы и таланты » (2005), Б. предупреждал: «Все персонажи этих сочинений имеют жизненных прототипов. Но пусть кто узнает себя, не обижается. Ведь все, что здесь написано, не правда, а полуправда». Докум. факты и фантазии заполнили страницы и др. книги Б. — « Не бог, не царь и не герой » (2008), где рассказывается об актерах, режиссерах, драматургах, композиторах, о тех, с кем сводила Б. жизнь, с кем он работал и дружил. Новые грани его тв-ва открывают проза и пьеса, включенные в кн.

Особое отношение у Б. было к Александринскому театру. Кн., посвящ. Александринке, названа Б. « Семьдесят лет в партере: Заметки об Александринском театре » (2006). Это не просто рассказ о своих спектаклях в этом театре и артистах, в них участвующих, но история театра и ее «великанов». Для Александринского театра Б. напис. водевиль « Пара гнедых » — из закулисной жизни театра, и сам в поставил его на этой сцене.

В конце жизни Б. вышли « Сказки ХХI века », где в аннотации сообщатся, что «первые пять сказок посвящены нашим “братьям меньшим”, тем, кто плавает, летает или бегает на четырех лапах» и что «эти неправдоподобные истории свидетельствуют о любви и уважении автора к своим героям». В этот «сб. малой прозы» вошли « Объяснительная записка », рассказы « Цари», «Лебединая песня», «Великий Ганс», «У Лукоморья », повесть «Шарик, здравствуй!» и три сказки по классическим сюжетам — «Спящая красавица», «Золушка» и «Красная Шапочка» (с намеком на то, что эти сюжеты созвучны и новому веку).

Б. — лауреат Гос. премии РСФСР им. бр. Васильевых за телефильм-балет «Анюта» (1984). Член Академии Российского телевидения (с 1996). Нар. артист РФ (1999). Проф. СПб. консерватории (2003). В 2005 Б. стал лауреатом Царскосельской премии «За уникальный творческий путь в театре, кино и литературе».

В 2015 изд-во «Левша» выпустило неск. книг Б. и сб. «И тут вхожу я!», посвящ. памяти Б. Сб. делится на две части. В первую вошли уже изв. записки старого сплетника и новые, кот. Б. успел написать. Вторая часть — это воспоминания коллег, друзей и учеников Б. (среди последних О. Басилашвили, В. Васильев, С. Юрский, Т. Пилецкая, Мих. Боярский и др.).

Соч.: Собр. соч.: в 3 т. М., 2011; «Барышня и хулиган». Хореографическая новелла Д. Д. Шостаковича. Либретто // Сто балетных либретто. М.-Л., 1966; Один такой танцовщик // Сов. балет. 1983. № 5; Старое танго: Заметки телев. практика. М., 1988; На одном дыхании… [Алиса Фрейндлих] // Мой любимый актёр: Писатели, режиссёры, публицисты об актёрах кино. М., 1988; Театральные легенды. М., 1988 (СПб., 1992); Неск. слов об учителе [Б .В. Зон] // Петерб. театр. ж. 1993. № 3; Смерть Буратино // Петерб. театр. ж. 1994. № 5; Записки старого сплетника. СПб., 1994 (2-е изд. 1996; 3-е — М., 2002); Красотки кабаре: Полудетективная повесть. СПб., 1997; Памяти Валерия Гаврилина // Петерб. театр. ж. 1999. № 18–19; Театр — дом: Печальные заметки о счастливом прошлом // Балтийские сезоны. СПб., 2000. № 20 (май); Рукописи не горят: Размышления. Фантазии. СПб., 2001; Лебединые песни: Басни в прозе. СПб., 2002; Поклонницы и таланты: Полуправдивые истории. СПб., 2005; Семьдесят лет в партере: Заметки об Александринском театре. СПб., 2006; Мое завещание // Петерб. театр. ж. 2006. № 4; «…Не бог, не царь и не герой». СПб., 2008; Да здравствует Артист! [Рец. на кн. Максимовой В. А. «Театра радостные тени»] // Петерб. театр. ж. 2008. № 3; На девятом десятке: Докум. повествование. СПб., 2009; Осеннее танго: Иронич. проза. СПб., 2011; Недосказанное: в 4 ч. с эпилогом. СПб., 2012; Сказки ХХI в. СПб., 2013; Театр и мир Владимира Галицкого / пред. А. А. Белинского. Тамбов, 2014; «Французика из Бордо» я выкинуть не смог // Веч. Ленинград. 2015. 7 окт.; И тут вхожу я! Воспоминания и записки. СПб., 2015.

Лит.: Белова Е. П. Телевизионный балет. М., 1983; Сабашникова Е. С. Рассказы о телевизионных режиссерах. М., 1987; Белова Е. П. Ракурсы танца: Телевизионный балет. М., 1991; Крижанская Д. Цезарь и Валентина Васильевна // Петерб. театр. ж-л. 1993. № 2; Новикова Е. Как становятся эпохой. Юбилейный вечер А. А. Белинского // Петерб. театр. ж-л. 1993. № 4; Константинов Вл. Жизнь, вмещенная в капустники // Петерб. театр. ж-л. 1994. № 5; Попов Л. Его прекрасная леди // Петерб. театр. ж-л. 1994. № 6; Балеты на телевидении // Русский балет: энц. 1997; Львов-Анохин Б. А. «Анюта» на экране и на сцене // Владимир Васильев. М., 1998; Телевизионные спектакли: Аннот. каталог. М., 2000; Гриневский Е. «Были когда-то и мы рысаками…» (Пора гнедых) // Петерб. театр. ж-л. 2001. № 1; Е. С. Максимова «Анюта» // Мадам «нет». М., 2004; Памяти А. А. Белинского // Петерб. театр. ж-л. 2014. № 1; Вольгуст Е. Господствует еще смещенье языков // Петерб. театр. ж-л. 2015. Окт.; И тут вхожу я! Воспоминания и записки. СПб., 2015.

Евг. Биневич

  • Белинский Александр Аркадьевич