Белинский Анатолий Иванович


БЕЛИ́НСКИЙ Анатолий Иванович [20.10.1926, с. Подлесовка Ямпольского р-на Винницкой обл.] — прозаик.

Родился на Украине. Подростком в 1942–44 работал в колхозе в Сталинградской обл. С февр. 1944 по янв. 1956 был на срочной воен. службе (зам. командира роты по полит. части). Член КПСС с 1949. После демобилизации с 1956 по 1962 работал токарем Лен. з-да электр. часов. В 1962 закончил Лит. ин-т им. А. М. Горького в М. В 1967–71 работал экскурсоводом в Екатерининском дворце-музее в г. Пушкине.

В 1984–96 возглавлял ред. худож. лит-ры «Лениздата». В период его работы в «Лениздате» впервые в России отд. изд. вышел однотомник А. Кристи, был напеч. роман В. Пикуля «Фаворит», изд. многотомная «Биб-ка для детей» (31 т.), выходившая с 1992 по 2000. Б. был составителем сб. «Опасный поиск» (Л., 1984), «Площадь Мира» (Л., 1984), «Времена года» (Л., 1995), «России сердце не забудет» (СПб., 1999), «Дорогами войны» (СПб., 2005), «Молодой Петербург» (2000–11). С 2002 ― гл. ред. изд-ва писателей «Дума».

Б. вступил в лит-ру в кон. 1950-х, его перв. рассказ — « Сенокос » — напеч. в 1957 в газ. «Смена». Писательское мастерство оттачивалось в ЛИТО при изд-ве «Сов. писатель», кот. в нач. 1960-х рук. Л. Рахманов. В том же ЛИТО начинали творч. путь В. Конецкий, В. Голявкин, Г. Горышин, Н. Сладков, А. Шейкин и мн. др.

В 1964 в ж. «Нева» вышла перв. повесть Б. ― « Мост через Фонтанку », положительный отзыв на кот. появился в газ. «Труд». Действие повести происходит на одном из лен. з-дов. Ее гл. героями стали выпускница Политехнического ин-та Лена Шумская и рабочий Иван Сидоренков. «Красный» диплом дает Лене право поступить в аспирантуру, но ее влечет та реальная жизнь, кот. не найдешь в конструкторском бюро. Вопреки устоявшимся представлениям героиня поступает работать мастером на з-д. Иван, как и Лена, не хочет идти проторенными путями и подменять мастерство своих рабочих рук дипломом инженера. В ситуации выбора оба героя слушают свое сердце, свой внутр. голос. История любви, описанная в повести, сюжетно не завершена. Открытый финал, ставший неотъемлемой частью поэтики лит-ры ХХ в., в повести Б. неожидан тем, что венчает не только любовную, но и производственную сюжетную линию, кот. в сов. лит-ре отличалась предсказуемостью развития и идеологич. предопределенностью. Б. т.о. уже в первой вещи частично отходит от традиц. разрешения соц. проблематики. Отсутствие пафоса (при всей «советскости» тематики) станет отличительной чертой проблематики и авторского стиля дальнейших прозаич. произведений Б.

В 1960–70-е Б. создал серию публиц. очерков о людях труда, тематически примыкающих к «Мосту через Фонтанку», кот. публ. в ж. «Звезда» (« Рядом с шофером » ― 1963. № 9), «Нева» (« Наше общее дело ». 1964. № 8; «…И камни заговорят ». 1969. № 9; « Я знаю, саду— цвесть! ». 1970. № 7; « Точное время » ― нач. 1970-х) и посвящ. представителям разных профессий, главное в кот. для писателя — неравнодушное отношение к своему делу, работа с полной отдачей, иногда на пределе человеч. возможностей.

Повесть Б. « Четыре ветра » (1968–85) создавалась на протяжении почти двадцати лет и посвящ. проблеме выбора жизнен. пути. Состав героев повести заметно усложнен, их не только численно больше, но значительно выше уровень обобщения, заложенный в образах. В повести представлены почти все слои лен. молодежи – от рабочих и работников торговли до управленцев, инженеров, военнослужащих и людей искусства. Образная структура повести дает панорамный взгляд на об-во 1970–80-х, отражает разные точки зрения, актуальные для вр. В спорах, кот. составляют большую часть кн., отражено противоборство «преобразователей» и «созерцателей», людей дела, берущих на себя ответственность за происходящее (Андрей, Татьяна, Петр, Михаил Павлович) и тех, кто лениво наблюдает за течением жизни (Вадим, Илья, их подруги). Каждый из этих образов неоднозначен, герои претерпевают развитие, автору явно близки «преобразователи».

В рассказах Б., кот. создавались в разные годы и составили два сб. ― « Еще одна встреча » (Л., 1981) и « Избранные рассказы » (СПб., 2009) ― чувствуется приверженность автора чеховской школе письма. Б. не раз сам декларировал это в своих ст. В обширном очерке о лит. мастерстве Чехова « Чехов — человек будущего » (Невский альм. 2010. № 1/50) Б. описывает не только примеры чеховского письма, но и косв. обр. объясняет механизм преемственности чеховских установок – стремление избегать общих мест в описании психологии героев, не-навязывание своей точки зрения, уход от «изящного языка», стремление к простоте и ясности изложения. За бытописательством и по-чеховски сдержанным стилем рассказов Б., обилием открытых финалов чувствуется желание писателя заставить читателя думать, сделать его нравственно чище, духовно красивее.

В 1985 вышел роман Б. « Звезда заветная ». Роман автобиографичен, он о воен. юности автора, о работе в одном из колхозов Сталинградской обл., об учебе в воен. училище в посл. годы войны, о службе в армии в перв. послевоен. годы. Появление романной формы свидетельствует о расширении творч. диапазона писателя, автобиографизм наполняется новым содержанием ― он не только отражает факты биографии писателя, но понимается как предельная степень слитности личности с судьбой страны, как обращение к темам обществ. звучания, кот. прошли через всю жизнь писателя. Тематически к роману примыкают два рассказа о воен. детстве, опубл. в «Искорке» ― « Громозда » (1974. № 12) и «Костре» ― « Июнь » (1991. № 6). К поколению подростков, чья юность выпала на годы войны, принадлежит и гл. герой романа « Звезда заветная » Алексей Торопов, человек справедливый, честный, умеющий глубоко воспринимать чужую боль. В четырех частях романа ― «Там, у Волги-реки», «Повесть не о войне», «После войны», «Дальняя дорога» ― описывается закон, испытание кот. проходят все герои ― закон нравств. чистоты в отношениях к товарищам, к любимой девушке, к работе. Гл. идея Б. ― идея жизни как пути к заветной мечте и надежде. Роман полон оптимистич. ожиданий, свойственных юности, но общая интонация романа скорее печальная. Действительно, военное и послевоенное настоящее давало Б. и его героям больше поводов для надежды, чем для счастья. Алексей Торопов верит, что «только в будущем все станет лучше, справедливей, чем было до сих пор».

В кон. 1980-х и в 1990-е Б. в повестях « Овальный портрет » и « Побочные обстоятельства», в рассказе « Под гримом » обратился к жанру детектива, кот. переживал в те годы расцвет. Произведения напис. по мат-лам уголовных дел, имевших место в посл. четверти прошлого века, фамилии персонажей изменены. Автор повествует о стране, кот. прежде называлась Сов. Союзом, о городе, кот. назывался Л-дом. Однако, с его точки зрения, «дома новы, но предрассудки стары» — характеры людей не меняются столь стремительно, как происходят соц. изменения. Текст этих повестей и рассказа составлен из двух пластов — докум. выдержек из мат-лов дел и авторского повествования, что свидетельствует о том, что писатель остается верен гл. кредо — отображать в перв. очередь жизнь и только потом свое представление о ней. Фигуры преступников не идеализированы. Они показаны как люди малопривлекательные, но неодносложные, в их образах уживаются в противоречивом единстве любовь к искусству, энц. знания («Овальный портрет»), театральные способности («Под гримом») с жаждой наживы, жестокостью и цинизмом. Детективы Б. фотографичны и сценографичны. Бытописательность и память на детали времени, кот. всегда были сильной стороной стиля Б., отточены здесь до совершенства.

В 1990 опубл. повесть Б. « Хлеб этих дней ». Она о Ф. Дзержинском, памятник кот. как раз в те годы демонтировали в М. За сюжетную основу повести Б. берет два месяца из жизни наркома путей сообщения – его командировку 1922-го в Сибирь, с тем чтобы наладить вывоз хлеба в европейскую часть России, охваченную голодом. Повесть основана на докум. мат-ле, кот. писатель изучал в архивах Омска и Новосибирска. Каждой главе предпослана цитата из газ. или фольклора тех лет. Цитатные выдержки из протоколов заседаний, кот. проводил Дзержинский, свидетельствуют о невероятной сложности, почти безысходности ситуации, сложившейся в стране Советов. Однако вопреки ожиданиям в повести нет ни привычных сов. лозунгов, ни идеологич. атак. Б. выступает против однобокости в понимании ист. событий, против протестного их толкования в угоду вр. Образ Дзержинского дан как положительный, и эта установка, казалось бы, абсолютно укладывается в традиц. сов. представления о революционерах ленинского призыва. Но Б. показывает, что в реальности герой был много сложнее и противоречивее. Дзержинский предстает не как политик, к облику кот. читатель привык, но как хозяйственник, способный разрешить тяжелейшие задачи. Обращаясь к потомкам, Дзержинский произносит: «Вполне возможно, что они скажут о нас: и жили мы не так, как надо, и строили не то, что надо, и шли не туда, куда надо! Что же, может быть, им будет видней, будет легче судить о наших победах и наших ошибках. Но в нищей, разоренной войной стране мы делали все, что было в наших силах. Мы не перекладывали тяжести на чужие плечи. А дальше — попробуйте вы…»

В 2009 вышла кн. Б. « Письма прошлого века ». Ее содержание составила полувековая переписка Б. с женой Флорентиной Алексеевной Б., ученым-химиком, докт. наук. У кн. два смысловых центра ― вневременной ― рассказ о любви, пронесенной через всю жизнь, и временной, на кот. указал Б., отметив, что кн. — «своеобразный документ об ушедшей эпохе». Докум. сюжет семейной жизни, ее «хроника», запечатленная в реальных письмах, отражает не только «единственность» истории отд. семьи, но говорит о людях «прошлого века», большую часть жизни проживших в ХХ ст. Кн. удерживает в подробностях картину прошлой (советской) жизни, зовет оглянуться назад, вспомнить то, с чем мы расстались, м.б., напрасно ― не хватает ныне бескорыстного служения своему делу, непритворной причастности всему, что происходит вокруг, неформальной ответственности не только за своих близких, но и за жизнь страны, чувства долга (сколько раз в письмах повторено это привычное для людей прошлого века «так надо») и умения подчинить амбиции тому, что должно делать. Нет сомнения, что со вр. значение этого изд. будет возрастать — и как хранителя эпистолярной жанровой формы, становящейся все более редкой, и как достоверного свид-ва о нашем прошлом.

«Письма прошлого века» во многом венчают полувековой творч. путь писателя, но одновременно прокладывает дорогу новым жанрам в тв-ве Б.

В последние годы много работает в публицистике, в частности издал сб. статей, фельетонов, лит. портретов, среди кот. можно отметить Столыпин и аграрная реформа (Вестник Петровской академии. 2012. № 1); О Лермонтове: Актуальный разговор (Невский альм. 2014. № 6); Н. Н. Пушкина-Ланская (Совр. лит-ра. Традиции и новаторство. 2016); И. В. Гёте. Заметки на полях биографии (доклад, 2016); Режиссер Борис Равенских (Театральный ж-л. 2017); Философский пароход. Ленин и Бердяев (Вестник Петровской академии. 2017. № 3–4).

Составитель сборников: Площадь мира. Стихи и проза ленингр. писателей (совм. с А. Е. Бранским). Л.,1984; России сердце не забудет : к 200-летию со днярождения Александра Сергеевича Пушкина (совм. с И. А. Сергеевой). СПб., 1999; Дорогами войны . Воспоминания. СПб., 2005, 2015; Биобиблиографический справочник СПб. отд. СП России . СПб., 2011; Такая наша жизнь…: рассказы петерб. писателей . СПб., 2012; Памяти павших. Ленингр. писатели, погибшие в годы войны и блокады . СПб., 2013.

Член СП России с 1979. Избирался делегатом V съезда СП РСФСР, был членом ревиз. комиссии СП РСФСР. Произведения Б. перев. на болгарский, китайский, молдавский яз., дари (фарси).

Награжден десятью правительственными наградами, в т.ч. медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией». Ветеран Великой Отеч. войны.

Соч.: Мост через Фонтанку: повесть и рассказы. М.-Л., 1964; Еще одна встреча: повесть и рассказы. Л., 1981; Второй год войны: повесть. Л., 1984; Звезда заветная: роман. Л., 1985 (СПб., 2010); Побочные обстоятельства: повесть. СПб., 1997; Мари-Катрин д’Онуа: Волшебные сказки / пер. и пересказ с франц. СПб., 1998; Равный богам: повесть и рассказы. СПб., 2002; Овальный портрет. Под гримом: две повести. СПб., 2006; Письма прошлого века: семейная хроника. СПб., 2008; Избр. рассказы. СПб., 2009; Без гнева, с пристрастием: из записных книжек. СПб., 2013; Мост через Фонтанку: три повести. СПб., 2013; «В каком году, в какой стране…»: публицистика. СПб., 2016; Так говорил Монтень: фрагменты. СПб., 2018.

Лит.: Федяева Т. Сопричастность: о книгах А. Белинского // Петерб. лит-ра на рубеже веков. СПб., 2011; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / сост. А. И. Белинский. СПб., 2011; Детские писатели СПб.: краткий биобиблиогр. справочник. СПб., 2013.

Т. Федяева

  • Белинский Анатолий Иванович