Беляев Александр Романович


БЕЛя́ЕВ Александр Романович (псевд. А. Ром, Арбел) [4(16).3.1884, Смоленск ― 6.1.1942 (дату, указанная в большинстве источников, Зеев Бар-Селла, основываясь на дневниках Л. Осиповой (Грани. 1954. № 21), определяет как ошибочную, датой смерти считает как «не позднее 23 декабря 1941»), г. Пушкин Леню обл.] ― прозаик-фантаст.

Отец Роман Петрович Б. — православный священник. Мать Надежда Васильевна — домохозяйка. Б. с 1885 по 1901 обучался в Смоленской духовной семинарии, с 1901 по 1906 ― в Демидовском юридич. лицее в Ярославле. Имел разнообразные дарования, увлекался тв-вом Ж. Верна, музыкой (играл на скрипке и рояле, принимал участие в деятельности Смоленского симфонич. об-ва), фотографией, любил изобретать: в 17-летнем возрасте изобрел стереоскопич. проекционный фонарь. По окончании лицея занимался юридич. практикой, работал в должности частного поверенного в Смоленске. Одновременно начал писать театральные и концертные рец. для местной газ. «Смоленский вестник». Сотрудничал с моск. детским ж-лом «Проталинка». В 1913 совершил путешествие в Европу, посетил Германию, Швейцарию, Италию, Францию.

Лит. дебютом явилась пьеса-сказка для детей « Бабушка Мойра », опубл. в 1914 в ж-ле «Проталинка». В 1914 в качестве реж. поставил в Смоленском театре оперу «Спящая царевна» Григорьева. В 1915 был назначен гл. ред. «Смоленского вестника». С 1916 по 1922 — тяжелая болезнь (плеврит, костный туберкулез), трудное лечение, переезд в Ялту для восстановления здоровья. В 1922 Б. вернулся к работе: воспитатель в детском доме, инспектор по делам несовершеннолетних в Ялтинском уголовном розыске. В 1923 переехал в М., работал в Народном комиссариате почт и телеграфа, юрисконсультом в Народном комиссариате просвещения. Начал писать прозу. В 1925 в «Рабочей газ.» начал печ. с продолжениями перв. рассказ « Голова профессора Доуэля ». В этом же году рассказ был принят в ж. «Всемирный следопыт», с кот. Б. сотрудничал много лет. Увлекательный детективный сюжет, науч. дерзость автора, острые психологич. коллизии вызвали необыкновенный читательский интерес. В 1937 рассказ был переработан автором и издан как роман. Рассказ «Голова профессора Доуэля» является перв. научно-фантастич. произведением в России. Его автор по праву считается родоначальником науч. фантастики. В М. прожил до 1928, много писал и печатался. «Моск. период» включает 5 романов: « Последний человек изАтлантиды » (1926), « Остров погибших кораблей » (1926), « Властелин мира » (1926), « Человек-амфибия » (1928), « Борьба в эфире » (1928). Одновременно Б. сотрудничает с ж. «Борьба миров», «Природа и люди», «Знание — сила», «Вокруг света», в кот. опубл. рассказы « Идеофон », « Белый дикарь », « Охота на Большую Медведицу », « Сезам, откройся! » (1928) и др. В 1928 в М. был издан сб. « Борьба в эфире », в кот. вошли одноименный роман и повесть « Вечный хлеб ». Произведения Б. моск. периода заложили осн. направление развития научно-фантастич. лит-ры в сов. России: исследование необыкновенных возможностей человеческого организма, существование человеческого тела в разных физич. средах (вода, воздух). Кроме того, в них описаны гениальные науч. прозрения автора ― фантастич. изобретения и открытия, позднее воплотившиеся в реальности: использование искусственных микроорганизмов для решения проблемы нехватки продовольствия («Вечный хлеб»), состояние анабиоза (« Ни жизнь, ни смерть »), пересадка мозга (« Хойти-Тойти »), реконструкция человеческого тела (« Человек, который не спит »), создание машин-роботов («Сезам, откройся!», название рассказа при публикации в ж. «Вокруг света» ― «Электрический слуга») и т.д.

Одно из перв. крупных произведений Б. — роман « Последний человек из Атлантид ы». Впервые роман увидел свет на страницах ж. «Всемирный следопыт» (1926. № 5–8). На мат-л для описания погибшей цивилизации Атлантиды Б. натолкнула кн. Роже Девиня «Исчезнувший материк. Атлантида, шестая часть света» (на русском яз. под назв. «Атлантида, исчезнувший материк» вышла в 1926), кот. писатель упоминает в тексте повести.

Самым популярным произведением Б. этого периода является роман «Человек-амфибия», в кот. Б. предсказывает грядущую биологич. революцию и создание людей-гибридов. Таким первым «человеком-рыбой» стал Ихтиандр, в результате операции по пересадке жабр получивший возможность жить в водной стихии. Тщательно оберегаемый отцом — гениальным хирургом — от опасностей жизни, он оказался неспособен жить среди совр. алчных людей. Роман Б. — это моральный вызов совр. человечеству, утопич. предсказание появления идеального сообщества в идеальной среде: «Первая рыба среди людей и первый человек среди рыб, Ихтиандр не мог не чувствовать одиночества. Но если бы следом за ним и другие люди проникли в океан, жизнь стала бы совершенно иной. <…> Больше семи десятых земной поверхности составляет пространство водной пустыни. Но эта пустыня с ее неистощимыми запасами пищи и промышленного сырья могла бы вместить миллионы, миллиарды человек. Миллиарды людей без тесноты и давки могли бы разместиться в океане» («Человек-амфибия»). Высокую оценку утопии Б. дал Жак Ив Кусто: «Рано или поздно человечество поселится на дне моря… Я вижу новую расу “гомо акватикус” ― грядущее поколение, рожденное в подводных деревнях и окончательно приспособившееся в окружающей среде».

В 1928 Б. с семьей переехал в Л-д. Начиная с этого периода, Б. больше не служил, профессионально занимался лит-рой. В Л-де написаны романы « Золотая гора » (1929), « Человек, потерявший лицо » (1929), « Продавец воздуха » (1929), рассказы из серии « Изобретения профессора Вагнера »: « Гость из книжного шкафа », « Над бездной », « Творимые легенды и апокрифы » и др. Ухудшение здоровья из-за сырого климата Л-да потребовало перемены места жительства: в 1929 семья переехала в Киев, где прожила два года. Переезд не принес ожидаемых улучшений: здесь умерла от менингита младшая дочь Б., обострилась его болезнь, печататься Б. тоже не мог — рукописи принимались к изд. на украинском яз. В 1931 Б. вместе с семьей вернулся в Л-д, где прожил до 1938. В 1934 в Л-де произошла встреча Б. с Г. Уэллсом. Английский фантаст отметил талант Б.: «<…> чудесные романы “Голова профессора Доуэля” и “Человек-амфибия” <…> весьма выгодно отличаются от западных книг. Я даже немного завидую их успеху».

Б. является родоначальником жанра научно-фантастического романа, он сам много времени посвятил его пропаганде и описал те жанровые признаки романа, кот. объясняют высокую оценку Уэллса, ― «занимательность и острофабульность»: «Тут и контрасты, характер, и напряженность борьбы и всяческие тайны и неожиданности…», а кроме того нужно «угадать хотя бы две-три черточки в характере человека будущего», показать «научные, технические, культурные, бытовые, хозяйственные перспективы будущего» (« О моих работах» ).

В 1935 Б. стал пост. сотрудником ж-ла «Вокруг света». В 1930-е Б. под нажимом цензуры вынужденно воспевал коммунистич. будущее, описывая перспективы максимальной технизации труда в романах « Подводные земледельцы » (1930), « Под небом Арктики » (1938). Талантливыми в худож. отношении и значимыми для развития жанра являются романы о покорении космоса. Б. был лично знаком с К. Циолковским, состоял с ним в многолетней переписке, посвятил известному ученому романы « Прыжок в ничто » (1933), « Воздушный корабль » (1934), « Звезда КЭЦ » (1936), « Небесный гость » (1937). В основе этих произведений лежит идея Циолковского о возможности межпланетных перелетов в цельнометаллическом дирижабле и создании орбитальной космической станции. Известный популяризатор космонавтики Я. Перельман, автор кн. «Межпланетные путешествия. Полеты в мировое пространство и достижение небесных тел», «Занимательная астрономия», критически отнесся к этим произведениям Б., но заслуга писателя в описании перспективных маршрутов галактических путешествий и беспрецедентных науч. подробностей неоспорима. В романе «Прыжок в ничто» Б. описал устройство межпланетной ракеты, полет в безвоздушном пространстве, Землю, увиденную из космоса, представил растительность и животный мир Венеры, психологич. и физич. состояние человека, попавшего в космос.

В 1938 переехал в г. Пушкин, активно занимался воспитанием молодежи и пропагандой науки. Сотрудничал с местной газ., писал статьи о необходимости открытия в парках города уголков занимательной науки и межпланетных путешествий с макетами ракет в натуральную величину, вел лит. кружок в Доме пионеров. В эти годы Б. выступал как публицист, страстный пропагандист науч. фантастики в ст. « Создадим сов. научную фантастику » (1934), « Золушка » (1938), « Иллюстрация в научной фантастике » (1939).

Творч. завещанием писателя стал его посл. роман « Ариэль » (1941). Герой романа обладает удивительной способностью летать без помощи каких-либо приспособлений, одним усилием мысли. Такую возможность дает Ариэлю фантастич. изобретение доктора Хайда — управление броуновским движением молекул человеческого тела. Это изобретение не имеет под собой науч. оснований, оно лит. вымысел, но для писателя был важен факт преодоления человеком пределов возможного как реализация детской мечты о свободном полете. Б., многие годы проведший в гипсовом корсете, мечтал о свободном движении, да и в юности он сам мастерил планер, пробовал летать на всех существовавших в то время видах воздушных судов — на аэроплане конструкции Гаккеля, на гидроплане во время европейского путешествия. Роман — воплощение страстной мечты писателя о безграничной свободе парения. В романе есть и социальная коллизия. Действие происходит в Индии. Ариэль становится символом борьбы против порабощения в любых его формах: это бунт против «гуру», лицемерных учителей, потом ― против лживых моральных норм буржуазного общества и, наконец, протест против социальной несправедливости, против кастово-феодального устройства индийского общества и засилия британских колонизаторов в Индии.

В сент. 1941 Пушкин был захвачен немцами, семья Б. не смогла эвакуироваться, т.к. перед началом войны писатель перенес тяжелую операцию. Жена Б. Маргарита Константиновна Магнушевская и 12-летняя дочь писателя Светлана были депортированы и всю войну провели в лагерях в Пруссии и Австрии. Писатель не смог перенести физич. тягот блокады. 26 июл. 1941 в городской пушкинской газ. «Большевистский листок» была помещена последняя заметка Б.

Был похоронен на Казанском кладб. в г. Пушкин. Место захоронения точно неизвестно. 1 нояб. 1968 на предполагаемой могиле писателя была установлена стела с надписью: «Александр Романович Беляев, 1884–1942. Писатель-фантаст».

В послевоен. время жесткие идеологич. требования к произведениям, изображающим коммунистическое будущее, ослабли. Мн. произведения Б. впервые были опубл. в полном варианте. По воспоминаниям дочери писателя роман «Звезда КЭЦ» при перв. публикации был настолько сокращен, что превратился «в технический справочник». В 1960 он был напеч. полностью. В это же время произведения Б. начали активно экранизировать: 1961 — «Человек-амфибия» (реж. Г. Казанский), 1967 — «Продавец воздуха» (реж. В. Рябцев), 1984 — «Завещание профессора Доуэля» (реж. Л. Менакер), 1987 — «Остров погибших кораблей» (реж. Е. Гинзбург, Р. Мамедов), 1992 — «Ариэль» (реж. Е. Котов), 1994 — «Дожди в океане» (реж. В. Аристов, Ю. Мамин), 2004 — «Человек-амфибия» (телефильм, 4 серии, реж.-пост. А. Аганесян); «Охота на Большую Медведицу» (2010).

В 1990 в память о писателе-фантасте секцией научно-худож. и научно-фантастической лит-ры Лен. писательской организации учреждена ежегодная премия им. А. Беляева, присуждаемая за научно-худож. и научно-популярные произведения. С 1992 премия присуждается от имени Лит. благотворительного Беляевского фонда и СП СПб.

Архив хранится в ЦГАЛИ СПб. Ф. 215, 13 ед. хр., 1884–1941 гг. Вкл. рукописи романа «Звезда КЭЦ» (1936) и киносценария «Когда погаснет свет» (1941), переписку с К. Э. Циолковским (1934–35), фото и др.

Соч.: СС: в 8 т. / под ред. Б. Ляпунова. М., 1964; СС: В 5 т. / Под ред. С. Беляевой и А. Бритикова. Л., 1983; Лаборатория Беляева / сост. А. Балабуха, С. Неграш. СПб.: Мамонов В. В., 2017; Рождение радио // Невский альм. 2018. № 1 (99).

Лит.: Беляев А. О моих работах // Детская лит-ра. 1939. № 5; Орлов О. Александр Беляев // Беляев А. СС: В 8 т. М., 1964. Т. 8; Ляпунов Б. А. Беляев. Критико-биогр. очерк. М., 1967; Бритиков А. Русский сов. научно-фантастический роман. Л., 1970; Беляева С. Звезда мерцает за окном // Фантастика–84: Сб. М., 1984; Харитонов Е. Неизвестный Беляев // Детская лит-ра. 2000. № 1; Русские писатели и поэты. Краткий биогр. словарь. М., 2000; Вьюгин В. Беляев Александр Романович // Русская лит-ра XX в. Поэты, прозаики, драматурги: Биобиблиогр. словарь: В 3 т. / под ред. Н. Н. Скатова. М., 2005; Кравклис Н., Левитин М. Три жизни писателя // Наука и жизнь. 2009. № 10; Беляева С . Воспоминания об отце. СПб.: Серебряный век, 2009; Бар-Селла Зеев. Александр Беляев. М.: Молодая гвардия, 2013; Грибоедов В. Смоленские годы Александра Беляева // Смоленск: Свиток, 2014.

Т. Мальцева

  • Беляев Александр Романович