Беляев Юрий Дмитриевич


БЕЛя́ЕВ Юрий Дмитриевич [28.11(10.12).1876, Симбирск — 5(18).1.1917, Пг.; похоронен на Никольском клабд. Александро-Невской Лавры, надгробие утрачено] — прозаик, театр. критик, драматург, журналист.

Родился в семье надворного советника Дмитрия Ивановича Б., товарища (заместителя) прокурора Симбирского окружного суда и Елены Валерьевны (урожд. Суровой). В Симбирске у Беляевых родился и их сын Михаил (1884–1955), ставший впоследствии сотрудником Пушкинского Дома в Л-де.

В 1883–89 Б. учился в Симбирской мужской классической гимназии. После переезда в СПб. поступил в Ларинскую гимназию, из кот. ушел, не окончив пятого класса.

В 18-летнем возрасте начал писать стихи, учился музыке и рисованию. Призвание юный Б. нашел в журналистике, рано начав публиковать заметки в газ. о культурной жизни СПб.

В 1894 «жил в Крыму, в Поли-Сарае, в семье известных актеров Модеста Писарева и Полины Стрепетовой. Здесь, в кругу их друзей и знакомых, он проникся интересом к театру. Большое влияние на Беляева оказал знаменитый филолог — акад. А. Н. Веселовский, под руководством кот. он изучал старинные русские духовные стихи. С его сыном Юрий Беляев учился короткое время в Ларинской гимназии» (С. Петров).

С 1894 печатал рассказы и историко-театр. эссе в ж. «Север» и «Живописное обозрение» (ред. Шеллера). В «России» (ред. Амфитеатрова ) заведовал театр. отделом. Писал статьи о театре, о худож. выставках, маленькие фельетоны, пародии и шаржи под псевд. «Юсъ», «Виконт д’Аполинарис» и «Водевиль». Внимание театр. кругов молодой автор привлек серией ст. « Русские водевилисты ». С кон. 1890-х по приглашению А. С. Суворина — театр. рецензент «Нового времени», его пост. сотрудник, вел в газ. театр. отдел.

Видный театр. деятель А. Кугель оставил словесный портрет молодого Б.: «Вот он передо мной, без малого 20 лет назад, худощавый, высокий, черноволосый юноша. Что-то печатал в “Журнальном обозрении” у Мерца и служил натурой для фотоэтюдов журнала… фотоэтюды были тогда совершенно еще новостью, и юноше Беляеву очень нравилось, что он позировал». По прошествии лет Б. стал глубоким знатоком истории русского театра, многое понимая интуитивно, как художник, а не как ученый-аналитик. «Он любил больше всего красоту старую, старую жизнь, старые камеи, старые книги, картины. Его самые лучшие очерки — это очерки старого театра...».

Критич. статьи Б. были собраны в отд. изд. кн. « Актеры и пьесы » (СПб., 1902) и « Мельпомена » (СПб., 1905).

В 1905 предпринял путешествие по Волге и Заволжью, посетил Симбирск. Результатом поездки явились фельетоны и путевые очерки, собранные позднее в кн. « В некотором царстве » (СПб., 1907).

С 1908 начал пис. для театра. Пьесы Б. тяготели к старинной водевильной традиции и построены г.о. на историко-бытовом мат-ле. Поклоняясь театр. старине, Б. нашел особую форму для своих пьес. Благодаря его сценич. мастерству, значительный успех имели «Путаница, или 1840»; «Красный кабачок» (фантастич. история); «Старый Петергоф», «Царевна-лягушка»; «Дама из Торжка ».

Пьесы «Святочная шутка», «Путаница, или 1840 год» поставил в 1910 Малый театр. Через год Вс. Мейерхольд поставил в Александринском театре «Красный кабачок», переносивший зрителя в трактир на Петергофском шоссе, где актрисы и офицеры кутили с призраком барона Мюнхгаузена, служившего при Бироне.

Особый успех имело самое крупное драматич. произведение Б. — пьеса « Псиша » (1911–12), в кот. были использованы мат-лы из жизни крепостных актеров екатерининской эпохи, из истории симбирского крепостного театра. Мелодрама «Псиша» имела долгую сценич. жизнь: она шла в имперской России, позже в СССР, за границей. Шла и в Симбирске. Кинорежиссер П. Чардынин, чья творч. судьба связана с Симбирском, снял по ее мотивам немой худож. фильм. После выхода пьесы Б. «Псиша» (второе название «Мадам Сан-Жен») в столице в моду вошли женские костюмы «сан жен».

Не только театр. старина, но и совр. театр был объектом внимания Б. Он был поклонником и другом Ф. Шаляпина, М. Дальского, М. Савиной, В. Комиссаржевской, Л. Яворской, В. Далматова. О них он написал кн., мемуары и очерки. Выпустил два илл. монографич. очерка — « В. Ф. Комиссаржевская» и «Л. Б. Яворская». Ф. Шаляпин писал Б. из Монте-Карло в 1911: «Целую тебя, мой дружище, и очень люблю тебя. Верь мне, что я “родственник души твоей”». «Преуспевающий журналист, театральный рецензент Ю. Д. Беляев, — вспоминал А. Раскин, — не раз писал о Шаляпине, неоднократно беседовал с ним. Федор Иванович добродушно относился к нему и во время одной из дружеских пирушек нарисовал его большой портрет. Перед нами весьма дородный, довольный собой человек средних лет, в глазах его веселые искорки, видно, что он остроумен и образован, но склад чувственных губ выдает обостренное самолюбие и стремление хорошо пожить и сладко покушать. Шаляпин подписал: “Кажется — это Юрий Беляев? А, впрочем, как вам угодно”». На своем жизненном пути Б. довелось встречаться со мн. выдающимися деятелями отеч. культуры, в т.ч. с Л. Н. Толстым и А. П. Чеховым. В 1903 и 1906 по заданию ред. газ. «Новое время» Б. приезжал к Толстому в Ясную Поляну. По результатам этих встреч, бесед и последующей переписки Б. были напис. фельетоны « В Ясной Поляне » (Новое время. 1903. 24 апр.) и « У Льва Николаевича Толстого » (Новое время. 1906. 16 (30) июн.), первый из кот. касается худож., лит. и театр. вопросов, второй — отношения Толстого к Гос. Думе. Будучи опубл., эти фельетоны произвели в свое время сильное впечатление и вызвали оживленный обмен мнений в русской и иностранной периодич. печати, мнений страстных и противоречивых.

Во время Первой мировой войны Б. занял патриотич. позицию. В сб. « Открытки с войны » содержатся его воен. корреспонденции из газ. «Новое время».

Менее известны беллетристич. опыты Б.: « Барышни Шнейдер»; «Сестры Шнейдер»; «Городок в табакерке » и др. В 1917 в биб-ке «Веч. времени» изд. Б. А. Суворина вышли « Восемь рассказов » (Пг., 1917).

Кончина Б. была неожиданна и печальна. Возвращаясь из ресторана домой, он упал на крутой лестнице и после тяжелых мучений, длившихся месяц, не приходя в сознание, скончался на 41-м году жизни.

В 1991 три фельетона Б. опубл. изд-во «Искусство» в кн. «Русский театральный фельетон». А в 2003 изд-во «Гиперион» (СПб.) выпустило сб. избр. ст. Б. « Статьи о театре ».

Архив хранится в ИРЛИ РАН (ПД).

Соч.: Актеры и пьесы. СПб., 1902; Мельпомена. СПб., 1905; В некотором царстве. СПб., 1907; Барышни Шнейдер. СПб., 1914; Ведьма. Пг., 1916; Восемь рассказов. Пг., 1917; Псиша. М., 1923; Лиза Огонькова. М., 1936; Статьи о театре. СПб., 2003.

Лит.: Энц. словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 т. (4 доп.). М., 1890–1907; Новый энц. словарь: в 48 т. / под ред. К. Арсеньева. Т. 1–29. М., 1911–16; Театр и искусство. 1917. № 2; Рампа и жизнь. 1917. № 3; Лит. энц.: в 11 т. [М.], 1929–39; Селиванов К. Лит. места Ульяновской обл. Саратов, 1969; Сомина В. Беляев Юрий Дмитриевич // Русские писатели. 1800–1917: Биогр. словарь. Т. 1. М., 1989; Шаляпин Ф. Письма Ю. Д. Беляеву // Муз. академия. 1993. № 3; Петров С. Человек театра // Мономах. Симбирск, 2006. № 4.

  • Беляев Юрий Дмитриевич