Белых Григорий Георгиевич


БЕЛЫ́Х Григорий Георгиевич [7(20).8.1906, СПб. — 14.8.1938, Л-д] — прозаик, детский писатель.

Отец умер рано, мать работала прачкой. О тяжелом, полуголодном детстве Б. напишет позднее в повести «Дом веселых нищих» . В школу ходил неохотно и бросил ее, как только выучился читать и писать. Проводил время в играх с товарищами на пустырях и чтении книг о знаменитом сыщике Нате Пинкертоне. Чтобы зарабатывать на жизнь, мальчик брался за любую работу, возил с вокзала тяжелую поклажу мешочников, не останавливался и перед воровством. Его направляют в детский дом, оттуда в колонию и, наконец, в Шкид — Школу социально-индивидуального воспитания имени Ф. Достоевского, где он провел 3 года. В отличие от прочих колоний для трудных подростков Шкид давала широкое гуманитарное образование. Б. сразу же обнаружил явные лит. способности. Он подружился с Л. Пантелеевым, их сблизил общ. интерес к лит-ре и кинематографу. Одна из их совм. затей — попытка создать «Шкидкино». В школьной газ. «День» они стали печ. совместно сочиненный приключ. роман «Ультус Фантомас за власть Советов» и др. произведения. Местоположение ШКИД — Старо-Петергофский пр., д. 19.

Окончив школу в 1923, Б. становится журналистом. Л. Пантелеев вспоминал: «Мы не брезговали никаким лит. заработком, печатались в “Смене”, “Юном пролетарии”, “Спартаке”, “Работнице”, “Кинонеделе”, комсомольском юмористическом журнале “Будь жив!..”» В «Смене» Б. был кинорепортером, пробовал себя и как киносценарист.

В 1925 Б. и Л. Пантелеев решают начать работу над кн. о жизни Шкид. Первоначальное назв. — «Королевство Шкид». Работа продвигалась исключительно быстро: кн. была написана менее чем за 3 месяца. Авторы отдали рукопись завотделом народного образования З. Лилиной. Кн. ей очень понравилась, а так как она была еще и зав. детским отделом лен. Госиздата, она передала ее С. Маршаку. 1-е изд. с илл. Н. Тырсы вышло в 1927, и затем « Республика Шкид » переизд. каждый год. Но в нач. 1936 Б. был репрессирован, книга сразу стала запрещенной — ее отправили в спецхран. Новое переиздание, с предисл. С. Маршака, состоялось только после реабилитации писателя, в 1961. С тех пор кн. неоднократно переизд., прочно заняв место среди детской классики.

Если читатели приняли кн. восторженно, то в среде педагогов и критиков единодушия не было: Н. К. Крупская заявила, что школа Викниксора похожа на дореволюционную бурсу, А. Макаренко отозвался о «Республике Шкид» и истории этого педагогич. эксперимента как об «истории педагогической неудачи» (Детство и лит-ра // Макаренко А. СС. М., 1971. Т. 5). В то же время М. Горький высоко оценил книгу в письмах С. Сергееву-Ценскому и Макаренко. Воспитанникам колонии в Куряже, носящей его имя, он писал о Б. и Пантелееве: «…написали и напечатали удивительно интересную книгу… книгу сделали талантливо, гораздо лучше, чем пишут многие из писателей зрелого возраста. Для меня эта книга — праздник…» (Горький М. СС: В 30 т. Т. 30).

Оригинальность «Республики Шкид» в том, что традиционный сюжет «романа воспитания» дается в восприятии самих воспитанников. Директор школы и его помощники, несмотря на трудности и частные неудачи, твердой рукой ведут своих воспитанников от хаоса анархической, полублатной вольницы к разумной и честной жизни. Школа имени Достоевского появилась в сложное и противоречивое время: только что закончилась Гражданская война, Питер постепенно оживал после голодных и страшных первых лет революции. Авторы честно, не приукрашивая, показали, как в самой Шкиде нашли отражение все эти веяния времени — и энтузиазм первых лет революции, всколыхнувшей огромную страну, и наивная самодеятельность масс, считавших, что они строят небывалое, счастливое общество, и торгашеский дух НЭПа, и уголовные замашки, приобретенные на улице. Центральная фигура повести — директор Виктор Николаевич Сорокин, Викниксор. Авторам удалось ярко показать и личность этого неординарного человека, и сущность его педагогического метода. Подлинная фамилия реального директора этой школы — Сорока-Росинский (1882–1960). Это был широко и разносторонне образованный человек: окончил в 1906 ист.-филол. фак-т СПб. ун-та, изучал психологию в Военно-медицинской академии под рук. В. Бехтерева и А. Лазурского. К нач. работы в Шкиде у него уже был 15-летний опыт пед. работы, много статей. Суть его метода работы с трудными подростками сводилась к следующему: во что бы то ни стало разбудить дремлющие умственные способности, дать всестороннее, социальное, эстетическое и физическое воспитание. Сорока-Росинский в своей школе особенное значение придавал гуманитарным предметам. На вчерашних беспризорников он обрушивал буквально лавину знаний по литературе, истории, философии, несколько иностранных языков. Он развивал и творч. самодеятельность подростков, устраивая игры, спектакли и лит. диспуты. Ребята занимались по 10 часов в день. Вначале они воспринимали этот режим как насилие ненавистных «халдеев», но вскоре природная любознательность брала верх, и почти все втягивались в учебу. В эти трудные годы Викниксору удалось сохранить и развить личность доверенных ему детей.

С выходом в свет «Республики Шкид» лит. пути Л. Пантелеева и Б. разошлись, но дружба сохранилась до конца жизни. В 1930 Б. написал автобиографич. повесть «Дом веселых нищих» — одну из лучших кн. о детстве, проходящем на фоне великих соц. потрясений. Необычным в книге было то, что рассказывал о событиях не сознательный революционер, а подросток, сторонний, но внимательный наблюдатель. Не было в книге ни обычной для того времени революционной риторики, ни политич. тенденциозности, благодаря чему она легко читается и по сей день. Запрещенная, как и «Республика Шкид», она была переиздана только в 1965 с предисл. Л. Пантелеева. Последняя прижизненная публикация Б. «Холщовые передники» (1932) — документальное повествование о революционном движении прядильщиков СПб. Когда писателя арестовали в 1936, был изъят и его архив, в т.ч. и новые неопубликованные работы. После реабилитации дочь писателя, Татьяна Ефимовна Николаева (она была взята дальним родственником из детского дома и, ради ее спасения, удочерена, у нее стало др. отчество и др. фамилия) видела в «Деле» упоминание о конфискованных рукописях повестей «Поколение» и «Психологический обман» , но они до сих пор не найдены. Была еще поэма « Два великих » о Петре I и Сталине. В сб. «Распятые» (где полностью воспроизводятся тексты обвинения и реабилитации писателя), опубликованы частично и тексты частушек Б. В последние годы Б. увлекался полевыми записями, ездил по деревням. Но на суде он не назвал ни одного адресата, понимая, что это сообщение погубит мн. людей, все частушки приписал себе (Путилова Е. Путь наш длинен и суров). Б. умер, по свидетельству Л. Пантелеева, в тюремной больнице от туберкулеза.

Соч .: Республика Шкид / В соавт. с Л. Пантелеевым. М., 1927; Лапти / В соавт. с Е. Паиным. Л., 1929; Сидорова коза: Пионерские юморист. рассказы. Л., 1929; Белогвардеец. М., 1930; Американская каша / В соавт. с Л. Пантелеевым. Л., 1932; Холщовые передники. Л., 1932; Дом веселых нищих. Л., 1965; Республика Шкид. Шкидские рассказы. Статьи. Письма. М., 1988; Шкидские рассказы. Дом веселых нищих. М., 1999.

Лит.: Крупская Н. Воскресшая бурса // Правда. 1927. 30 март.; Тальников Д. Дети революции // Красная новь. 1927. № 9; Горький М. О детской лит-ре // Горький М. Статьи, высказывания, письма. М., 1968; Путилова Е. …Началось в республике Шкид: Очерк жизни и тв-ва Л. Пантелеева. Л., 1986; Яковлева Т. «Таких, как я, и с намордником не велено подпускать к триумфальным аркам Питера» // Комсомольская правда. 1992. 29 янв.; Путилова Е. «Путь наш труден и суров» // Распятые. Писатели — жертвы полит. репрессий. Вып. 1 / Сост. З. Дичаров. СПб., 1993; Казак В. Лексикон русской лит-ры XX в. М., 1996.

А. Успенская

  • Белых Григорий Георгиевич