Беньяш Раиса Моисеевна


БЕНЬЯШ Раиса Моисеевна [5(18).11. 1914 , СПб. — 4.11. 1986 , Л-д, похоронена на Комаровском кладб.] — театровед, театр. критик .

В 1938 оконч. искусствоведческий фак-т Моск. ин-та философии, лит-ры и истории (МИФЛИ) им. Н. Г. Чернышевского. В годы Великой Отеч. войны находилась в эвакуации в Ташкенте , была корр. Совинформбюро. После войны жила и работала в Л-де.

Печ. с 1937. Член ССП. Творч. интересы Б. связаны с театр. деятельностью выдающихся русских и сов. актеров и режиссеров. В 1947 вышла в свет первая кн. — « П. А. Стрепетова ». Автор кн. и статей « Н. К. Черкасов » (1952), « Георгий Товстоногов » (1961), « Режиссер оживает в театре » (сб. «Режиссура в пути», 1966), « Лен. акад. Большой драм. театр им. М. Горького » (1968), « Юрий Любимов » (Звезда. 1973. № 4), « Павел Мочалов » (1976), « Ефим Копелян » (Театр. 1979. № 11), « Катерина Семенова » (1987) и др., неопубликованной книги об И. М. Смоктуновском .

Была знакома с Анной Ахматовой , кот. подарила ей свой портрет работы А. Г. Тышлера с надписью: «Милой Раисе Моисеевне Беньяш (Джонни) — На память о трех вещах: С. Тышлере, Ташкенте и обо мне грешной. Ахм.». Согласно завещанию Б. портрет Ахматовой работы А. Г. Тышлера был передан в музей Анны Ахматовой «Фонтанный дом», а хранившийся у неё же портрет-барельеф Ахматовой был передан актрисе Алле Демидовой.

Одна из немногих, кто в тридцатые — семидесятые годы вел откровенно лесбийский образ жизни и сохранил, в той или иной степени, традиции прошлого — лесбийской дорев. культуры в ее худож.-салонной форме. Связала свою личную судьбу с Дорианой Сергеевной Слепян (1902–72), драматургом и актрисой, проживала с ней совместно. Последние годы Д. Слепян была тяжело больна, практически не ходила, Б. самоотверженно за ней ухаживала.

В Л-де жила в Толстовском доме — наб. Фонтанки, д. 54, кв. 104.

Соч. : П. А. Стрепетова. Л., 1947; Н. К. Черкасов. М., 1952; П. А. Стрепетова. Жизнь и тв-во трагической актрисы. Л.-М., 1959; Георгий Товстоногов. Л.-М.: Искусство, 1961; Лен. гос. акад. театр драмы А. С. Пушкина // Очерки истории русского сов. драм. театра. Т. 3. М., 1961; Без грима и в гриме . Л.-М., 1965; Режиссёр оживает в актёре // Режиссура в пути: сб. М., 1966; Лен. акад. Большой драм. театр им. М. Горького. Л.: Искусство, 1968; Юрий Любимов (Размышления после ленинградских гастролей) // Звезда. 1973. № 3; Проникновение: Две роли Аллы Демидовой // Аврора. 1975. № 4; Павел Мочалов. Л.: Искусство, 1976; Портреты разных лет: Режиссеры и актеры современности. Л., 1980; Катерина Семёнова. Л., 1987.

Лит.: Беньяш Раиса Моисеевна // Театр. энц. / Под ред. П. А. Маркова. М.: Сов. энц., 1967. Т. 6; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Чуковская Л. Из «Ташкентских тетрадей // Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой: в 3 т. М., 1997. Т. 1; Раиса Моисеевна Беньяш // Демидова А. С. Бегущая строка памяти: Автобиографическая проза. М.: Эксмо-пресс, 2000.

  • Беньяш Раиса Моисеевна