Берг Михаил Юрьевич


БЕРГ (собств. Штеренберг) Михаил Юрьевич [15.6.1952, Л-д] — прозаик, критик, культуролог.

Закончил физико-математ. школу № 30 и фак-т «Теории информации» ЛИАП ( 1975 ). Работал инженером-программистом (1975–76), экскурсоводом в историч. музеях и библиотекарем (1976–80). В 1980 после перв. публикаций на Западе под давлением сов. властей был уволен и до 1989 работал оператором газовой котельной.

С 1973 пишет прозу: рассказы, романы, эссе. С кон. 1970-х печ. в самиздате (ж. «Часы», «Обводный канал», «Митин ж.» и др.) и за границей. Автор сб. рассказов « Неустойчивое равновесие » ( 1974 – 77 ), романа-антиутопии « Возвращение в ад » ( 1980 ). Роман « Отражение в зеркале с несколькими снами » (1979), опубл. в виде отд. приложения к ж. «Часы», был популярен в кругах лен. «второй» культуры и подвергался аресту при обысках в нонконформистской среде. После эссе-коллажа « Веревочная лестница » (1980), названной критиком А. Степановым, «узловой станцией в творчестве писателя», среди новых стилистич. приемов Б. все отчетливее проявляются концептуалистские и постмодернистские мотивы. Таков, в частности, роман « Вечный жид » (1980). Н. Тамарченко в «НЛО» сравнивает этот роман с «Евгением Онегиным» и утверждает, что, «будучи по всем признакам “ироническим дискурсом”, он одновременно рассчитан и на самое серьезное восприятие».

С романа « Между строк, или Читая мемории, а может, просто Василий Васильевич » ( 1982 ) начинается особый, созданный Б. «жанр нового биографизма», когда героями романов, часто с авантюрным сюжетом, становятся изв. литераторы (В. Розанов в «Между строк…», Д. Хармс и А. Введенский в « Рос и я »). «Между строк…» получил самую благожелательную оценку критиков. Е. Голлербах писал: «Отказавшись от архаичного и бессмысленного по сути идеологизирования, Берг сосредоточивает внимание на формальных поисках. Его проза виртуозна, стилистически изощрена, автор показывает себя блестящим учеником Набокова, и в своем творчестве он достигает такого мастерства, которому, возможно, решился бы позавидовать и сам учитель».

В романе Б. « Момемуры » ( 1984 ), кот. последовательно номинировался на премии «Букер» и «Сев. Пальмира» и попадал в short-list, в игровой форме исследуется феномен сов. андеграунда за неск. десятилетий. По словам И. Скоропановой, «перед нами своеобразный палимпсест — произведение, как бы написанное поверх других текстов — художественных, мемуарных, литературоведческих, вбирающее в себя различные языки культуры, различные дискурсы, т.е. явление паралитературы». Впервые «Момемуры» опубл. в ж. «Вестник новой лит-ры». В 2009 вышло новое изд. романа с обзорными ст. и пространными комм. Н. Климонтовича, Б. Останина, М. Шейнкера, М. Успенского.

Трехтомное собр. соч. Б. вышло в 1984 в качестве приложения к «Митину ж.».

До 1990 печ. только в самиздате и в русских эмигрантских ж. — произведения Б. не публ. в СССР. Был активным деятелем нонконформистской культуры. В 1989 вместе с М. Шейнкером основал перв. в СССР независимый ж. «Вестник новой лит-ры» (1989–95, спец. премия «Букер» за 1992). В 1990 опубл. роман «Вечный жид» в рижском альм. «Третья модернизация» (перв. офиц. публикация в СССР).

Критиками и переводчиками был отмечен и высоко оценен роман «Рос и я» ( 1986 ), пожалуй, наиболее часто цитирующийся при разговоре о постмодернистской прозе и вошедший во многие, в т.ч. школьные и университетские монографии. Затем последовали « Черновик исповеди. Черновик романа » ( 1986 , 1991 ), « Последний роман » ( 1993 ) и роман « Несчастная дуэль » ( 1999 ) (история о Пушкине, или о поэте X**, кот. убивает на дуэли барона Д., оказавшегося женщиной), также номинировавшийся на российские лит. премии.

Помимо худож. прозы, начиная с 1990-х, Б. стал автором большого числа науч. и критич. статей и эссе по вопросам совр. лит-ры, мн. из кот. переведены на английский, немецкий, итальянский, польский, сербский, шведский и финский яз. Б. сотрудничал с рядом европейских газ., в т.ч. «Welt am Sonntag» (Гамбург), новыми русскими газ. « КоммерсантЪ » и « Русский телеграф », с либеральными еженедельниками типа «Моск. новостей» и «Часа пик», с радиостанцией « Свобода », корр. которой Б. был с 1995 по 2005.

Как теоретик культуры Б. занимается проблемами символической экономики. Докт. дис. — « Литературократия: Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе » (ун-т Хельсинки, 2001). Посл. годы сотрудничает с Гарвардским ун-том (Кембридж, США). Живет в США.

В 2005 опубл. резко оппозиционный памфлет « Письмо президенту », получивший широкий резонанс и переведенный на ряд европейских яз.

В 2006–10 написал серию очерков « Письма о русском патриотизме », « Письма из Америки », « The Bad еврей », ст. о проблемах «нового конформизма» в неподцензурных СМИ: «Грани», «Еж», «Стенгазета», в газ. «Дело» , вызвавших горячую полемику в оппозиционной среде.

В янв. 2010 был награжден международной премией Русского Зарубежья « Franc-Tireur ».

Помимо лит. работ Б. создал неск. фотосерий, тяготеющих к эстетике моск. концептуализма и получивших от старшего поколения концептуалистов высокую оценку.

Тесно сотрудничает с американской правозащитной организацией «Human Rights First» , поддерживая их инициативы по защите прав журналистов и критиков тоталитарных и авторитарных режимов.

Член Исполкома Русского ПЕН-центра . Как отмечал Д. Пригов, «из всей плеяды литераторов, стремительно объявившихся из неведомого андеграунда на всеобщее обозрение, Михаил Юрьевич Берг, пожалуй, самый добротный. Ему можно доверять… Будучи в этой плеяде практически единственным ленинградским прозаиком, он в бурях и натисках постмодернистских игр и эпатажей, которым он не чужд и сам, смог сохранить традиционные петербургские темы и культурные пристрастия, придающие его прозе выпуклость скульптуры и устойчивость монумента».

Соч .: Отражение в зеркале с несколькими снами // Приложение к ж. «Часы». Л., 1979; Между строк, или Читая мемории, а может, просто Василий Васильевич // Обводный канал. 1983. № 4; Часы. 1985. № 52; Последний роман // Волга. 1993. № 2; СС: в 3 т. // Приложение к «Митину ж.». Л., 1984; Кризисные явления в лит-ре совр. русского постмодернизма // Studia Russica Helsigiensia et Tartuenia. V. 1995; Модернизм и постмодернизм в русской лит-ре и культуре. Хельсинки, 1996; Литературократия: Проблемы присвоения и перераспределения власти в литературе. М., 2000; Ros i ya. Roma, 2002; Вечный жид. Черновик исповеди. Черновик романа. СПб., 2003; Веревочная лестница: сб. ст. и эссе. СПб., 2005; Несчастная дуэль. СПб, 2005; Kirje presidentilee. Helsinki , 2006; Момемуры. Нью-Йорк, 2009; Отражение в зеркале с несколькими снами. Нью-Йорк, 2010; Возвращение в ад. Кембридж, 2010; Неустойчивое равновесие: сб. рассказов. Кембридж, 2010; Faces of States, America. Allston Contemporary Art Centre, 2010; The Bad еврей. Кембридж, 2010; Черновик исповеди. Черновик романа. Кембридж, 2010; Рос и я. Кембридж, 2010.

Лит .: Степанов А. Послеслов. (к прозе М. Берга) // Обводный канал. 1983. № 4; Бетаки В. Вестник новой лит-ры // Русская мысль. 1989. 10 нояб.; Золотоносов М. Отдыхающий фонтан // Октябрь. 1991. № 4; Рыженков С. Вестник новой лит-ры // Волга. 1991. № 2; Голлербах Е. Вестник новой лит-ры // Новый мир. 1992. № 7; Тихомирова Е. Эрос из подполья (секс-бестселлеры 90-х и русская лит. традиция) // Знамя. 1992. № 6; Ковров М. Антисемиты // Наш современник. 1994. № 7; Кризис авангарда в России // Постмодернисты о посткультуре. М., 1996; Немзер А. Последняя у попа жена // Литературное сегодня. О русской прозе. 90-е. М., 1998; Гаспаров М. К статье М. Берга «Гамбургский счет» // НЛО. 1998. № 34; Елисеев Н. Гамбургский счет и партийная лит-ра // Новый мир. 1998. № 1; Васильев С. Урод Муму, поэт Х** или маленькая Вика // Итоги. 2000. № 39; Possamai D. In Che cos’è il postmodernismo russo? Cinque percorsi interpretativi. Padova. 2000; Скоропанова И. Феномен андеграунда в статьях и прозе Михаила Берга // Русский постмодернизм. М., 2001; Скоропанова И. Культурфилософская тайнопись Михаила Берга // Русская постмодернисткая литература. М., 2001; Possamai D. in Amore ed Eros nella letteratura russa del Novecento. Bologna , 2002; Possamai D. Atti del convegno omonimo. Bologna , 2003. 25–26 febbraio 2003; Possamai D. E-Ros i ja di Michail Berg in Pessina H.; Imposti G. 2004; Strada V. Putin tiranno: gli scrittori contro lo zar. Corriere della Sera. 2006. 08. 05; Ropponen V. Toisinajattelija tapaa valtionpääksi valitun vakoojan. Kliitomato. 2006. 31. 08; Ervamaa T. Putinin valtaa vastaan. Helsingin Sanomat. 2006. 17. 09; Possamai D. Intellectuality and the symbolic capital: Ros and I by Michail Berg // Wiener Slawistischer Almanach. 2006.

Е. Биберган

  • Берг Михаил Юрьевич