Берковский Наум Яковлевич
БЕРКÓВСКИЙ Наум Яковлевич [14.4.1901, Вильно (Вильнюс) — 18.6.1972, Л.-д, похоронен на Комаровском кладб.] — литературовед, историк лит-ры.
Учился на фак-те яз. и лит-ры Днепропетровского ин-та народного образования, после 1-го курса перевелся на этнолого-лингвистич. отд. фак-та обществ. наук ЛГУ, кот. окончил в 1926 (ученик, впоследствии аспирант В. М. Жирмунского). До 1926 преподавал лит-ру в школе. С 1925 по 1930 работал в Лен. Пролеткульте в качестве члена театр. совета, лектором и руководителем театр. и драм. мастерских. С 1926 сотрудничал в газ. и ж. «На лит. посту», «Звезда», «Октябрь» и др., участвовал в работе РАПП. Об этом периоде его деятельности Б. Парамонов пишет так: «Он сотрудничал с режимом в литературной его политике не за страх, а за совесть — даже после разгона РАППа, уже в 1936 году, добровольно присоединился к травле замечательного писателя Леонида Добычина <…> Берковский и обругивает чуть ли не всех современников, и старается в то же время сохранить литературную культуру. Пафос его рапповских статей — уйти от старых тем, работать на новом материале, но сохраняя высокий профессионализм».
В 1930 окончил аспирантуру ИЛЯЗВ, позднее переименованного в Ин-т речевой культуры, где был оставлен науч. сотрудником I разр. С 1931 по 1933 руководил Сектором западноевропейской лит-ры того же ин-та. С 1932 по 1936 — зав. Отделом западноевропейской лит-ры Гос. академии искусствознания. С 1931 по 1935 читал курсы лекций в Академии коммунистич. воспитания им. Н. К. Крупской в Л-де, ЛИФЛИ, вузах Петрозаводска и Одессы. С 1936 — проф. и зав. каф. западноевропейской лит-ры ЛГПИ им. М. Н. Покровского.
В ИРЛИ (ПД) АН СССР работал ученым специалистом (с 15 февр. 1936 по 1 янв. 1937), ст. науч. сотрудником (с 1 янв. 1937 по 13 авг. 1941). В 1938 был утвержден канд. филол. наук без защиты дис.
В годы войны (1942–44) был в эвакуации, преподавал в Казахском гос. ун-те в Алма-Ате. С 1944 по 1946 — проф. и зав. каф. всеобщей лит-ры в Восточном ин-те иностр. яз. Красной Армии в М. С 1 мая 1945 был восстановлен в должности ст. науч. сотрудника Отдела западных лит-р ИРЛИ. Занимался изучением истории западноевропейской лит-ры, проблем развития романтизма и реализма на Западе. Редактировал и комментировал собр. соч. Г. Гейне.
Автор работ о тв-ве Э. Т. А. Гофмана, Леонардо да Винчи, М. Сервантеса, У. Шекспира, Ф. Шиллера и др. В круг науч. интересов Б. входило изучение нац. своеобразия русского классич. реализма (статьи о А. Пушкине, Ф. Достоевском, Ф. Тютчеве, А. Чехове и др.), вопросов театра и живописи. Участвовал в подгот. «Западного сборника» (Вып. 1. М.-Л., 1937).
В 1948 был освобожден от занимаемой должности решением ОЛЯ АН СССР и отчислен из ИРЛИ. В дальнейшем преподавал в ЛГПИ им. М. Покровского, позднее (с 1950-х по 1972) — проф. каф. зарубежной лит-ры фак-та русского яз. и лит-ры ЛГПИ им. А. И. Герцена. С 1964 — докт. филол. наук. С 1930 член СП СССР.
В центре науч. интересов Б. — исследование европейского романтизма как духовного преемника худож. и философской культуры средневековья и Ренессанса и источника ряда худож. направлений ХIХ в. (сб. « Литературная теория немецкого романтизма », 1934; « Статьи о литературе », 1962; « Романтизм в Германии », 1973; и др.). По словам Б. Парамонова, Б. «едва ли не лучший в советское время знаток немецкого романтизма, разработавший романтическую идеологию вполне самостоятельно и на высокой философской основе. Основой этой был не марксизм, конечно (хотя Берковский, вполне вероятно, хотел быть марксистом), но сам немецкий романтизм, породивший, как известно, Гегеля. Через романтиков Берковский понял Гегеля, вышел к большим темам об абсолютном знании, об отчуждении человека в культурно-историческом процессе, об искусстве как модели бытия. <…> Берковский, например, очень прозрачно показал, что гегелевская диалектика — ни что иное, как рационалистическая модификация знаменитого понятия романтической иронии. Диалектика у Гегеля — это процесс, в кот. всеобщее отвергает формы конечного. У романтиков ирония — это, как сказал бы Томас Манн, — взгляд, кот. Бог смотрит на букашку, и как афористично и метко сказал сам Берковский — бунт леса против мебели. Собственно, сам романтизм в его целом есть такой бунт: проект целостного человека, целостного бытия, целостного знания, моделью кот. выступает искусство, гениальное творчество».
Важное значение имеют работы, посвящ. критическому анализу лит. явлений 1920-х (в частности, прозы О. Мандельштама, историч. беллетристики Ю. Тынянова), объединенные в кн. Б. « Текущая литература » (1930). По мысли Б., «стиль Мандельштама служит тому, что за вещью видится ее “фамилия”… Родовым восприятием взяты почти все вещи в “Египетской марке”… Парнок суммирует классического разночинца XIX века… Нужно брать живых людей не в падали быта, а с высоты культурных проблем. Преломление быта культурой, центральный принцип мандельштамовской прозы, нам сейчас <…> бесконечно дорог».
Заслуживают внимания и театроведческие исследования Б., среди кот. выделяются монографии о К. Станиславском и А. Таирове (« Литература и театр» , 1969).
Среди учеников Б. — Константин Азадовский .
Соч.: Текущая лит-ра: Статьи критич. и теоретич. М., 1930; Статьи о лит-ре. М.-Л., 1962; Вопросы лит. развития новых веков. Л., 1964; Лит-ра и театр: Статьи разных лет. М., 1969; Романтизм в Германии / Вст. ст. А. Аникста. Л.: Худож лит-ра, 1973; О мировом значении русской лит-ры. Л., 1975; Лекции и статьи по зарубежной лит-ре. СПб., 2002; и мн. др.
Лит.: Лопарева Е. Библиография трудов Н. Я. Берковского // Единство и национальное своеобразие в мировом лит. процессе: сб. науч. тр. ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1977. Вып. 3; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Библиография трудов Б. в кн.: Берковский Н. Мир, создаваемый литературой. М., 1989; Белая Г. А. «Класовая семантика» как теория революционного искусства (Н. Берковский) // История в лицах. Из литературной критики 20-х годов. Тверь: ТГУ, 2003; Пушкинский Дом: Мат-лы к истории. 1905–2005. СПб., 2005; Полянская М. Штрихи к портрету Наума Яковлевича Берковского // Вопросы лит-ры. 2011. № 1.