Бешенковская Ольга Юрьевна


БЕШЕНКО́ВСКАЯ Ольга Юрьевна [17.7.1947, Л-д — 4.9.2006, Штутгарт, Германия] — поэт, прозаик.

Родилась в еврейской семье, отец ― экономист, мать ― технич. редактор. Б. была членом писательского и журналистского творч. профессиональных союзов СССР, а потом, после распада страны, — России и СПб. Получила журналистское образование (1965–69) в ЛГУ. Как журналист работала в ред. газ. «Знамя прогресса» (1967–77) ЛОМО и «Рабочая честь» (1977–82) Лен. объединения «Спутник». После запрещения работать в каких-либо сов. средствах массовой информации (с подачи КГБ) с 1982 по 1992 (вплоть до эмиграции в Германию) работала оператором газовых котельных в Л-де.

Писать стихи Б. начала с ранних школьных лет и быстро выделилась среди немалого числа талантливых молодых стихотворцев той «оттепельной» поры, была членом детского ЛИТО при лен. пионерской газ. «Ленинские искры» (рук. В. Верховский). Но скоро тв-во Б. насторожило блюстителей «идеологической чистоты». И как итог, перед совсем ещё молодой поэтессой опустился персональный «железный занавес». В результате более чем двадцатилетнее лит. тв-во легло «в стол». Исключениями становились единичные публикации (чаще всего по недосмотру соответствующих идеологич. служб).

Более внимательно и благожелательно к стихам Б. относились русскоязычные изд. на Западе. Большую подборку произведений Б. опубл. «Стрелец» (Ж. русской культуры. 1978. Мюнхен, Германия). В 158-й кн. за 1990 со стихами Б. читателей познакомил эмигрантский ж. «Грани» (Франкфурт-на-Майне, Германия). Стихи Б. трижды появлялись на страницах лит. альм. «Клуба русских писателей» при Колумбийском ун-те (изд-во «Клуба русских писателей», Нью-Йорк, вып. за 1991, 1993, 1995). Далее последовали публ. двуязычного «Демократического издания “Слово”» (Центр культуры эмигрантов из бывшего СССР, Нью-Йорк, № 43–44) и альм. «Всемирный день поэзии» (Нью-Йорк: Alexandria, 2004). Творч. биография Б. на французском яз. была опубл. в лит. ревю « la Polygraphe » (du Centre National du Livre, Paris, 2000).

Важной вехой для Б. стало участие в творч. объединении неформальных литераторов «Клуб–81», существование кот., под давлением времени, тогдашняя власть была вынуждена разрешить. Но в родном Отечестве перв. поэтич. кн. Б. «Переменчивый снег» увидела свет лишь в 1987 в ЛО изд-ва «Сов. писатель».

Продолжая и в перестроечные годы работать оператором газовой котельной, Б. совм. с А. Давиденковым выпускала самиздатский лит. альм. «ТОПКА», что расшифровывалось как «Творческое Объединение Пресловутых Котельных Авторов» (вышло 4 номера). Одновременно Б. как публицист и лит. критик активно сотрудничала со многими лен. демократическими изд., в числе кот. были газ. «Литератор», «Час пик», «Смена», «Невское время» и др. Кроме того, лит. публицистику и поэтич. и прозаич. произведения печатали ж. «Нева», «Знамя», «Октябрь», «Петербургские чтения», «Звезда» и мн. др. Тв-во Б. было представлено в ж. петербурск. поэзии «Невский альбом», в поэтич. антологии «Поздние петербуржцы» (сост. В. Топоров, изд-во «Европейский Дом», СПб., 1995), в русском и английском изд. «Антологии русской поэзии “Строфы века”» Е. Евтушенко (русское изд.: М.-Минск: Полифакт, 1995), ж. «Книжный Петербург» (1999. № 3).

В мае 1992 вместе с семьёй эмигрировала в Германию (Штутгарт), позволив себе лит. мистификацию: перед самым отъездом Б. опубл. под именем реально существовавшей (ныне здравствующей) Светланы Бурченковой (с её согласия) свой втор. поэтич. сб. «Общая тетрадь» (Л., 1992), куда вошли стих., напис. Б. в юные годы. А потом, в ироничной заметке «Привет от Черубины, или Мистификация по-советски» Б. объяснила причину и суть своего розыгрыша и шутливо извинилась за него.

Затем последовали годы жизни Б. в Германии. И в России, и на Западе одна за другой стали выходить её кн., не только на русском, но и на немецком яз., кот. она быстро освоила, так что в 1998 стала членом творч. писательского и журналистского проф. Союзов Германии.

В 1996 в спб. изд-ве «Terra Fantastica» выходит кн. Б. «Подземные цветы» . Особое место в ней занимает венок сонетов «Мои современники» , в кот. точно выдержанная каноническая сонетная форма сочеталась с худож. и гражданской злободневностью того, что Евтушенко когда-то сформулировал так: «Отечественная литература — Отечественная война».

В 1997 в Германии, в серии «История женской лит-ры» (6-й т.) в изд-ве Ф. Гёпферда при Потсдамском ун-те выходит в свет двуязычная кн. Б. «ZweiSprachen— ZweiFarben» («Два языка — два цвета» ). Названа так потому, что туда вошли произведения Б. на русском и на немецком яз., а сам сб. был иллюстрирован рисунками немецкой художницы Д. Дитарих, выполненными в двух цветах: чёрном и голубом. Годом позже последовала ещё одна кн. на немецком, «KleineKehrwoche» («Малая уборка» ), кот. Б. иллюстрировала своими компьютерными рисунками.

В 1999 в спб. изд-ве «Деан» выходит кн. «Песни пьяного ангела» , примечательная тем, что в неё вошли поэтич. произведения, напис. авторов с 1958 по 1976. Как сказано в послеслов. к сб., «Песни пьяного ангела» — кн. детских и юношеских стих. будущего мастера: «Поднимаясь с автором по ступенькам строчек, начиная с его раннего возраста, мы становимся свидетелями становления поэта». В 2000-м в спб. изд-ве «Геликон плюс» выходит кн. поэм Б. «Надпись на рукописи» . К такому трудоёмкому жанру, как поэма, Б. обращалась неоднократно. «Деревенский эскиз», «Надпись на рукописи», «Стихи в поезде»,«Поэма извинений» — лишь некот. из них. Особое место занимают «Монологи» , кот. сама Б. охарактеризовала как «рок-поэму» по мотивам оперы «Иисус Христос — суперзвезда» и в кот. «нет ничего от любого расхожего шлягера на подобную тему, а есть только высокая философская поэзия, и только она...»

С 1988 по 2001 выходит русскоязычный лит. ж. «Родная речь», кот. по идее Б. и при её активном участии (зам. гл. ред.) выпускался изд-вом «Infoblatt Kontakt GmbH» в Ганновере (вышло 12 номеров). Он играл важную роль в культурной жизни русскоязычной диаспоры Германии. Б. способствовали тому, что десятки и сотни авторов после публ. на страницах «Родной речи» зажили позднее полноценной лит. жизнью.

До преждевременного ухода из жизни Б. успели выйти в свет ещё две её авторские кн. В 2003 сб. стихов и прозы «Петербургский альбом» , посвящ. СПб., затем поэтич. сб. «Беззапретная даль» , выпущ. А. Шкляринским в нью-йоркском изд-ве «Alexandria» в 2006. Завершается он трагич. поэтич. циклом «Диагноз» , десятью стих., в кот. Б., зная о своём неминуемом конце, прощается с жизнью и со всеми теми, кто в этой жизни были её опорой и надеждой.

После смерти Б. вышел сб. «Голос поэта» (2007). Через свои стихи и прозу Б. как бы возвращается к свои читателям. И, наконец, на берегах Невы в 2008 изд-во «Деан» выпускает кн. стихов Б. «Призвание в любви» . В ней, кроме известных уже поэм, читатель впервые знакомится с ранее не изд. романом в стихах « Призвание в любви ». Эта своеобразная поэтич. исповедь, посвящ. лит. наставнику и старшему собрату по поэзии Гл. Семёнову и написанная в далёком 1977, имеет в качестве эпиграфа благодарные строки Ахматовой, когда-то обращённые к И. Анненскому: «А тот, кого учителем считаю...».

Соч.: Перемечивый снег: Стихи. Л., 1987; Общая тетрадь (под именем Светланы Бурченковой): Стих. СПб., 1992; Подземные цветы: Стихи. СПб., 1996, Zwei Sprachen — Zwei Farben. D-Potsdam, 1997; Песни пьяного ангела: Стихи. СПб., 1999; Надпись на рукописи: Поэмы. СПб., 2000; Kleine Kehrwoche. D-Gerlingen, 2000 ; Петерб. альбом: Стихи и проза. СПб., 2003; Травля: Проза. [Германия], 2005; Беззапретная даль: Стихи и проза. Н-Й, 2006; Голос поэта: Стихи и проза. Гельзенкирхен, 2007; Призвание в любви: Стихи и поэмы. СПб., 2008; Стихи // Петербург. 20 лет: Юбил. выставка произведений петерб. художников 12–26 янв. 2013. СПб., 2012; Стихи // Поэзия делает землю красивой / Сост. А. Раков. СПб., 2014.

Лит.: Фомин А., Чудиновская Т. [Останин Б., Кобак А.] Кролик, беги! [Рец. на ст. О. Бешенковской «Волки и кролики»] // Часы. 1985. № 53; Топоров В. Поэтич. антология «Поздние петербуржцы». СПб., 1995; Евтушенко Евг. Русское и английское издание «Строфы века». М.-Минск, 1995; Дунаевская Е. Рец. // Нева. 1996. № 11; Евтушенко Евг. «Командирша из бойлерного поколения» // Новые известия. 2006. 6 окт.; Меньшикова Е. «Орфей, не молчи!» // Октябрь. 2000. № 3; Чкония Дан., Бешенковская О., Гольдт Р. Полемика у гроба // Дикое поле — Донецкий проект. 2004. № 5; Гинес Ан. Беззапретная даль Ольги Бешенковской. Слова запоздалые // Зарубежье. 2006. 9 сент.

А. Кузнецов

  • Бешенковская Ольга Юрьевна