Бетаки Василий Павлович


БЕТА́КИ Василий Павлович [29.9.1930, Ростов-на-Дону ― 23.3.2013, Осер, Франция; прах погребен возле Ле Гау (Le Gauo) на Средиземном море, в 40 км к востоку от Тулона] — поэт, переводчик, эссеист.

Родился в Ростове-на-Дону, но уже в 1931 семья вернулась в Л-д, где родители Б. жили ранее. Родословная Б. поражает переплетением разных культур: со стороны матери у поэта еврейско-эфиопские корни, а по отцовской линии — греческие. Отец Б., художник-футурист, в Школе живописи, ваяния и зодчества учился вместе с В. Маяковским и Д. Бурлюком, после окончания Строгановского училища работал художником кино. Мать закончила консерваторию, работала тапером. В Л-де семья жила в квартире режиссера и актера А. Пантелеева, кот., по признанию поэта, заменил ему деда. С детства в доме Б. бывали изв. литераторы, художники, актеры: М. Волошин (крестный Б.), С. Маршак (двоюродный брат матери), В. Каменский. И. Андроников, Е. Чарушин, К. Петров-Водкин и др. Родители Б. умерли во время блокады Л-да и его отдали в детский дом, сначала в г. Керженец, затем — Городец, а потом — Горький. В 1943 Б. переезжает в Ростов, где жила его бабушка, но из-за стесненных жилищных условий живет в детдоме. В сент. 1945 возвращается в Л-д, где ему вернули одну из бывших комнат его семьи. По возвращении начинает учиться в школе, но бросает, решив получить среднее образование в реставрационном училище. Окончив училище в 1948, поступает на персидское отд. восточного фак-та ЛГУ, начинает заниматься переводами, в основном с немецкого (Гейне). В 1949 публикует первые стихи, но настоящий свой поэтич. дебют относит к 1956. Обрушившаяся на ЛГУ компания по борьбе с «космополитизмом» приводит к исключению Б. из ун-та. В 1950 он поступает в Пед. ин-т им. М. Н. Покровского, в кот. становится председателем лит. кружка, снискавшего недовольство администрации. Не ожидая очередного отчисления, Б. решает уехать в Ростов, где у него оставались родственники. В последующие 3 года работает учителем в сельских школах Ростовской обл., параллельно заканчивает заочное отд. Новочеркасского пед. ин-та по специальности «методист-психолог», активно пишет стихи, входит в объединение молодых писателей Ростова. В 1954 получает рекомендацию ростовского отд. СП на поступление в Лит. ин-т им. М. Горького в М. Способствовали зачислению и отзывы о стихах Б. поэтов П. Антокольского и Е. Долматовского. Учиться Б. решает на заочном отд., среди его однокурсников — И. Акимушкин, К. Ковальджи, Т. Жирмунская, Г. Айги, Ю. Казаков, А. Приставкин.

Из М. уезжает на север, поступает учителем в школу для детей железнодорожников на ст. Малошуйка на Белом море. Тогда Б. написаны стихи, кот., по его признанию, до сих пор он считает первыми достойными публикации: «Еще не тронул первый луч / Излучину реки у брода, / Где выбивающийся ключ / на мелком месте морщит воду…» (Автобиография ). Уже в этот период определяются осн. черты творч. манеры Б. По словам поэта, основополагающим в его восприятии мира становится пейзаж, предстающий в разных ракурсах и воплощениях — городской или лесной; дикий, отстраненный или очеловеченный, проникнутый субъективным началом. Поэт остается верен этому худож. мироведению на протяжении всего своего тв-ва.

Спустя год после отъезда на север Б. находит работу в М. (преподаватель верховой езды во Дворце пионеров) и переводится на дневное отд. Лит. ин-та. Активно посещает домашние семинары Антокольского, значительно повлиявшего на профессиональные искания поэта. Так, в своей автобиографии Б. пишет: «Целые дни я проводил у Антокольского. <...> В разное время к нему ходили Булат Окуджава, Александр Ревич, Белла Ахмадуллина и многие другие. Павел Григорьевич оказал на меня огромное влияние.<...> на меня неизгладимое впечатление произвели не только его переводы, но и его отношение к ним. Антокольский переводил “по любви” — он был человеком театра и перевоплощался во всех авторов, которых переводил. Я любил и собственные стихи Антокольского — энергичные, яркие, очень театральные, экспрессионистские. Антокольский потрясающе читал — он сочетал чтение поэта с чтением актера. Страстность его была необычайной. Меня тоже он научил читать и поставил мне голос».

В 1956 Б. вновь переводится на заочное отд., уезжает на север Лен. обл., снова найдя работу учителя. Позднее переезжает в Павловск (пригород Л-да), где сначала работает экскурсоводом, а впоследствии методистом экскурсионной работы. В Павловске знакомится с Т. Гнедич, пригласившей Б. к участию в ее переводческом семинаре, кот. стал важной вехой в его жизни. В рамках семинара вместе с др. его участниками Б. обращается к переводу стихов американского поэта Л. Хьюза (издание опубл. в 1959); балладам В. Скотта; поэмам Байрона «Гяур» и «Лара»; «Ворону» Э. По.

Во время работы в Павловске Б. знакомится с секретарем бельгийского посольства графом Малевичем-Малевским и его женой французской романисткой З. Шаховской. Посредством этого знакомства начинает секретное распространение запрещенных в СССР книг, кот. продолжалось мн. годы вплоть до отъезда Б. из страны.

С 1957 Б. начинает публиковаться, первые стихи вышли в альм. «Молодой Л-д». В 1962 оставляет работу в Павловске, перебирается в Л-д и полностью отдается поэтич. и переводч. деятельности. В теч. десяти лет занимается профессиональной лит. деятельностью: много ездит, выступает со своими произведениями, активно общается с пишущей общественностью. Является рук. ЛИТО при биб-ке Невского р-на Л-да.

В 1965 выходит перв. книжка стихов Б. — « Земное пламя », кот. из-за ошибки цензора было приказано изъять, однако ко времени этого постановления тираж в 10 000 экз. уже полностью разошелся. В этом же году Б. становится членом СП СССР, в составе кот. остается до 1972.

На протяжении долгих лет активной лит. деятельности Б. не перестает заниматься распространением запрещенной лит-ры. Опасность разоблачения стала особенно ощутимой к нач. 1970, что во многом спровоцировало желание поэта покинуть страну (весна 1973). Т.о. Б. становится одним из первых представителем третьей волны русской эмиграции.

Уезжая, Б. решил обосноваться в Париже, в кот. видел центр зарубежной русской жизни того времени. Благодаря многолетним зарубежным связям Б. становится сотрудником парижского бюро «Радио Свобода», налаживает связи с творч. интеллигенцией, эмигрировавшей из России: В. Вейдле, И. Анненков, М. Шагал, И. Одоевцева, В. Максимов и др. В 1974 становится сотрудником редакции ж. «Континент». Помимо этого до 1979 является членом редколл. ж. «Грани». В 1978 Б. совм. с др. эмигрантами третьей волны принимает участие в организации Русского Свободного ун-та им. А. Д. Сахарова, где читает лекции по русской поэзии. Наряду с этим продолжал дела по переправке запрещенной лит-ры в СССР, на сей раз, организуя процесс с зарубежной стороны.

В 1974 во Франции выходит кн. Б. « Замыкание времени », объединившая произведения поэта из пяти неизд. кн.: «Очумелое столетие», «Соль варяжских волн», «Петербург — навеки», «Зеленый зрачок», «Открытие открытого», «Мы все — шуты». В целом, в Париже было выпущено 11 кн. стихов Б.: « Европа — остров » (1981); « Пятый всадник » (1985); « Жизнь в полстраницы » (1992); « Стихи 1990–93 гг. » (1993); « Итоги романтизма » (1996) и др. Б. не оставляет и переводческую деятельность, результатом кот. стали 8 кн. переводов из тв-ва Ж. Бреля и Ж. Брассенса, Р. Киплинга, Л. Костенко, Т. Элиота, В. Скота, С. Плат, Д. Томаса.

Поэзию Б. отличает особый ритм, образность, многослойность. Лирич. мировидению поэта характерна удивительная витальность, живость восприятия окружающего пространства. Отправная точка лирич. впечатлений героя — зачастую столь значимый для поэта пейзаж. Из автобиографии Б.: «Я всегда был человеком пейзажа». В тв-ве автора богато представлена топонимика путешествий поэта, о чем говорят уже сами назв. произведений: « Тиволи », « Флоренция », « Эхо Рима », « Бульвар Сен-Мишель вжелтых тонах » и др. Худож. ткань стих. Б. вырастает из переплетения разноплановых впечатлений автора от реалий окружающего пространства, в кот. органично вписываются отголоски событий прошлого и настоящего, образы культуры современности и далеких историч. эпох.

В России публикация произведений Б. возобновлена после визита поэта в страну по приглашению СП в 1988. В 1991 выходит кн. « В граде Китеже », за ней последовали « Избранное: Стихи и переводы » (1998) и « Стихи разных лет » (2001); « После нашей эры » (2004). Помимо этого оказались востребованными и переводч. работы Б., вышедшие в серии «Лит. памятники» «Мармион» В. Скота, поэма «Сэр Гавейн и зеленый рыцарь», а также ПСС Сильвии Плат.

Помимо поэтич. и переводч. деятельности в тв-ве Б. представлена лит. критика и мемуаристка. 1978-м датирована работа « Русская поэзия за 30 лет » (1956–60), в кот. представлены статьи о 86 поэтах. Тв-ву «исчезнувших поэтов» (Л. Соловьев, Л. Друскин, Р. Вдовина, И. Рубин, Г. Черепов, В. Митрейкин, Л. Ситко, Я. Хромченко и др.) посвящен сб. эссе « С неводом по берегу Леты », опубл. в 2011 в ж. «Звезда». В кн. воспоминаний « Снова — Казанова » Б. живо и детально рассказывает свою жизненную и творч. биографию. Мемуары Б. увлекают, ориентированы на разного читателя, интересны не только событиями личного плана, но и историями об изв. современниках — поэтах, коллегах-литераторах. Совм. с женой Еленой Кассель, принимающей большое участие в работе поэта, Б. подготовил два путеводителя « Франция » (2009) и « Лазурный берег » (2010).

В посл. годы жил в пригороде Парижа. Продолжал активную лит. деятельность. Являлся пост. автором ж. «Звезда».

Кн. стихов и переводов Б. выходят как за рубежом, так и в России.

Соч.: Земное пламя. Л., 1965; Замыкание времени. Париж, 1974; Европа — остров. Париж, 1981; Пятый всадник. Париж, 1985; В граде Китеже. Л., 1991; Жизнь в полстраницы. Париж, 1993; Итог романтизма. Париж, 1996; Избранное: стихи и переводы. СПб., 1998; Стихи разных лет. М., 2001; После нашей эры. СПб., 2004; Снова — Казанова. Франкфурт-на-Майне, 2004; Стихи и переводы. Одесса, 2010; [Стихи] // Звезда. 2010. № 9; [Стихи] // Звезда. 2012. № 4; Летучий ковер. Одесса, 2013; Стихи // Царскосельская антология / сост., вст. ст., подгот. текста и прим. А. Арьева. СПб.: Вита Нова, 2016

Лит.: Елин Г. Василий Бетаки: Моя затянувшаяся командировка // Иные берега. 2010. № 4; Бетаки В. Автобиография // Лица Петербургской поэзии: 1950–90-е гг. Автобиографии. Авторское чтение: Мат-лы к энц. / сост. Ю. Валиева. СПб., 2011;

Е. Шлейникова

  • Бетаки Василий Павлович