Биантовская Ольга Александровна


БИАНТÓВСКАЯ Ольга Александровна [17.9.1941, Л-д] ― график.

Окончила ср. худож. школу при Ин-те живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина при АХ СССР. С 1960 по 1965 ― Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина, училась у В. Смирнова В. Звонцова, М. Таранова. Защита дипломной работы (1966) по мастерской книжн. графики уже демонстрировала умение Б. работать, овладевать основами мастерства, воспринять у замечательных педагогов понимание графич. искусства, иллюстрации. «Деревенская» тема, ею выбранная, была достаточно модной для 1960-х – илл. к «Угрюм-реке» В. Шишкова. Эти «тяжёлые», большие листы уже тогда демонстрировали не столь выражение содержания, сколь стремление в чёрно-белой графике добиться тоновых соотношений, усиливающих драматический и эпический характер лит. произведения. Из этой «мутной» реки родилось искусство совсем иного стиля.

Художник строгого отбора худож. принципов, Б. вырвалась из оков академ. образования и нашла себя в прямо противоположном направлении: в искусстве модерна. Так появилась серия цветных литографий « Летний сад » (1987), где впервые её авторским изобретением стало соединение многообразных сцен в разных пространственных соотношениях, пропитанных тонким ― её личностным ― розовым цветом. В графике Б. нет приземлённости, обыденности: самые простые проявления бытия превращаются в акт творения. Её «раскованное эстетство» в сов. период было эффектным и неожиданным.

Театр. плакаты Б. широко известны за рубежом. Она приняла участие более чем в 160 нац. и междунар. выставках, где были представлены её плакаты к постановкам Мариинского и Михайловского театров. Изысканные театр. афиши, графич. листы, книжные иллюстрации, акварели и офорты мастера выделялись на фоне худож. сцены России, а впоследствии и Запада. Б. с невероятной смелостью и зрелым для молодого художника мастерством обращалась не только к разным видам графич. искусства, но и определяла свою эстетику, своё видение не просто мира, а балета, музыки, поэзии. Так рождались плакаты к «Жизели», «Сильфиде», «Щелкунчику».

Её героем, таким ранимым, становится Пушкин (плакат для Музея Пушкина).

С молодости живя в мире, весьма далёком от полит. событий, Б. создает свой образ города и его обитателей. Город на Неве, его хрестоматийно-изв. набережные и проспекты Б. «населяет» образами людей (героев) пушкинской эпохи. И дело не в изучении ею старинных гравюр, но суть в её одарённости чувствовать и видеть прошлое, напр., 1836-й. Её станковые произведения ― « Бал у Карамзиных » ― пронизывает ощущение муз. ритма, наполняющего композицию; « Царское Село » ― тончайшее понимание русской природы, выраженное с «европейским» чувством восхищения…

К 300-летию СПб. Б. созданы альбомы эстампов « История и культура Петербурга в графике ».

С подлинным артистизмом, отточенным чувством стиля в технике цветной литографии выполнены Б. илл. к поэме А. Пушкина «Граф Нулин» (1982, 1985, 2002). Доскональное знание пушкинской среды обитания, стиля и моды, невероятно «ожившие» лица, фигуры, безупречное чувство пушкинской иронии и ― вот живописные композиции с гарцующими и жеманными фигурами. Подача мат-ла композиционная – изображение заключено в раму, а «рукописным» пушкинским росчерком под изображением помещены строки, иллюстрируемые художником.

К признанным удачам Б. относится и «Домик в Коломне» (цветная литография, 1987, 2002). Уникальна работа с пушкинским ощущением ремесла и с пушкинской легкостью.

Б. училась искусству у искусства. Генетическая духовная память даёт художнику возможность остановить мгновение и быть по-новому включённым в поток былой жизни.

Неожиданно и блестяще, совсем в др. стиле Б. создаёт илл. к роману Ч. Айтматова «И дольше века длится день» (1984). Это, пожалуй, самое монументальное её произведение. Одну из многовековых историй кочевых народов, с блеском изложенную киргизом Айтматовым, Б. превратила в образный суровый мир трагических, будто высеченных из камня и песка лиц, соединив красоту степей и жестокость войн. Воплощение мира далёкого и трагедийного, людей, насильственно потерявших память, и освещённого вечерним солнцем степного простора удивительным образом сливает в своих листах Б. Нет рассказа в её иллюстрациях, есть синтез чувств и художнического миропонимания, по духу близкого Ч. Айтматову.

Выросшая в яркое изнутри явление на фоне ленинградской, потом петербургской жизни, сама художница осенена чертами своих героинь ― и Натальи Гончаровой, и Айседоры Дункан, и Анны Ахматовой, и «амазонок русского авангарда». Она сама – декадентская мадонна. Её сильный характер проявляется в обращении с графич. техникой, с включением собств. ощущений в рукотворный процесс раскрашивания.

Как офортист Б. создала листы, посвящ. поэту Алексею Апухтину, другу П. Чайковского и И. Гончарова. Б. творит и легко компонует из рокайльного зеркала рамки прихотливой формы. Гирлянды перевитых лентами полевых цветов – один из её излюбленных мотивов. И вдруг в классич. лист помещается шагаловский букет… В создании своего микрокосма она находит ритмически разнородное движение, либо «скрещивает» разность состояния неодушевлённых и одушевлённых предметов, времени «золотого» и «серебряного». Она, как карты, «перетасовывает» разные худож. приёмы, добиваясь в графике полифонии цветов, преображающихся, подобно звуковым волнам, один в другой.

Её поле – бумага, к кот. она относится как к полноправному компоненту произведения, каждый раз находя тот тон, кот. избирает для той или иной композиции. Её офорты дышат. Выполненные тушью, они воспроизводились с цветными «подкладками». В них есть впечатление «гравюры на дереве», что соответствует стилю (любимой ею) эпохи модерна.

Уже в сер. 1970-х Б. «расшифровывала» художников Серебряного века и побеждала себя с каждым новым произведением, создавая неожиданные игровые связи. В её графич. произведениях есть тонкая стилизация сродни А. Бенуа, она разгадала Сомова и Бакста, присущая ей сказочность ― в духе «Мира искусства». При этом никакой застенчивости пера или кисти. Её «мирискуссничество» ― это та художнич. среда, тот пласт культуры, философской мысли, видения, образности, кот. родственен её натуре. Идеи многомерности, неоднозначности и вариабельности мира пронизывают всё её тв-во.

Интеллигентный, свободно мыслящий и независимый от времени художник, обладающий культурой в самом глубинном смысле этого слова, таково истинное положение Б. в петерб. худож. среде.

Произведения книжной и станковой графики Б. хранятся в крупных отеч. и зарубежных музеях.

Член Союза художников (с 1967). Член бюро секции графики. Член правления СХ СПб.

Лауреат премии Правительства СПб. в обл. лит-ры, искусства, архитектуры (2002) за создание альбомов эстампов «История и культура Петербурга в графике».

Лит.: Ольга Биантовская. Графика. Плакат: Альбом / вст. ст. Т. Юрьевой; автор-сост. В. Наумов. СПб., 2010.

Т. Юрьева

  • Биантовская Ольга Александровна