Билибин Иван Яковлевич


БИЛИ́БИН Иван Яковлевич [4(16).8.1876, с. Тарховка близ СПб. — 7/8.2.1942, Л-д] — художник, иллюстратор.

Один из мастеров, стоящих у истоков петерб. школы книжной графики. Происходил из старинного купеческого рода, известного в Калуге с XVI в. и в нач. XIX переселившегося в СПб. Отец служил гл. врачом в военно-морском госпитале в Либаве, мать, урожд. Бубнова, выросла в семье военно-морского инженера.

Среднее образование получил в 1-й СПб. гимназиии, увлекался рисованием и сочинением стихов и сказок. В 1895 начал посещать Императорскую школу Об-ва поощрения художеств, но по желанию семьи поступил на юридич. фак-т СПб. ун-та. По окончании второго курса совершил поездку в Мюнхен, во время кот. занимался в мастерской А. Ашбе и познакомился с тв-вом модных художников-символистов Ф. Штука и А. Беклина. По возвращении в СПб. увлечение новейшей немецкой живописью проходит, и в 1898 он поступает в Тенишевскую мастерскую, возглавляемую И. Е. Репиным.

Зимой 1898–99 посетил выставку произведений В. Васнецова, кот. потрясла его и определила дальнейшее направление его творч. мысли. Будущая оригинальность уникального билибинского графич. стиля проявилась уже в первых работах, выполненных для ж. «Мир искусства», с кот. его свело знакомство с Л. Бакстом и С. Дягилевым. Тогда были созданы перв. илл. к русским сказкам в технике акварели. Среди них выделяются листы к « Сказке об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке », в кот. под влиянием тв-ва В. Васнецова и Е. Поленовой гл. средством выражения становятся прихотливая линия и декоративность.

В 1900 окончил юридич. фак-т ун-та, стал вольнослушателем академич. мастерской Репина, вошел в число пост. участников выставок «Мира искусства». В теч. последующих четырех лет работает над илл. серии русских сказок, изд. «Экспедицией заготовления гос. бумаг», — « Василиса Прекрасная », « Марья Моревна», «Царевна-лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка ». Сказки выходят отд. тонкими книжками-тетрадками с крупноформатными илл. и оригинальными декоративными элементами оформления — обложки, заставки, инициалы, орнаментальные рамки иллюстраций, что придает изд-ям сходство со старинными рукописями. Орнамент широких рамок, локальные пятна цвета, оконтуренные гибкой, пластичной линией, совмещение разных точек зрения свидетельствуют об использовании худож. приемов народных лубочных картинок.

В илл. к былине « Вольга », во множестве почтовых открыток, марок и бланков, изд. «Общиной Святой Евгении» в 1903–04, появляются мотивы природы и архитектуры русского Севера в аскетично-суровой и монументальной трактовке, сохраняющей ведущую роль линии и локального цветового пятна. Эти новые черты и документальность бытовых деталей стали результатом фольклорных экспедиций, совершенных художником с целью изучения истории, быта и декоративно-прикладного искусства, как и серия фотографий и ряд статей с описанием и классификацией собранных им старинных предметов.

Илл. к пушкинской « Сказке о царе Салтане », признанный шедевр билибинской книжной графики (1904–05), на фоне мажорной праздничности цветового решения и богатой орнаментики используют множество забавных деталей, придающих им черты своеобразного юмора. То же можно сказать и об оформлении « Сказки о рыбаке и рыбке» и «Сказки о золотом петушке ».

В 1900–10-е наряду с илл. сказок и былин Б. работает в журн. графике: политич. карикатуры для ж. «Жупел», обложки и виньетки для ж. «Лукоморье» и «Солнце России», обращается к сотрудничеству с муз. театром. В афишах и эскизах театр. декораций и костюмов к оперным спектаклям « Золотой петушок », « Садко », « Руслан и Людмила », « Аскольдова могила » (в постановке «Старинного театра» и «Народного дома» в СПб. и моск. частных опер С. Мамонтова и С. Зимина) Б. использует не только излюбленную линеарную орнаментальность и локальный цвет, но и принципы построения пространства, свойственные иллюстрации.

В 1910-х началась педагог. деятельность Б.: он был приглашен преподавать графику и композицию в Рисовальной школе Императорского об-ва поощрения художеств. В 1915 вступил в Об-во возрождения худож. Руси, членами кот. состояли В. Васнецов, К. Маковский, Н. Рерих, М. Нестеров, но его обширная программа не была выполнена из-за событий 1917-го. Б. революцию не принял, уехал в Крым, с 1919 по1925 провел в эмиграции в Египте и на Ближнем Востоке, где работал преимущественно в жанре акварельного пейзажа и карандашного портрета. К книжной графике вернулся лишь тогда, когда переехал с семьей в Париж, оформив издание неск. русских сказок, а также « Сказки братьев Гримм » и « Русалочку » Андерсена. Однако главным в Париже было оформление спектаклей русской частной оперы — « Царь Салтан », « Китеж », « Снегурочка », « Царская невеста », « Князь Игорь », « Золотой петушок », « Борис Годунов », « Садко », пользовавшиеся огромным успехом. В этой работе принимала участие его жена, художница по фарфору А. Щекатихина-Потоцкая.

В 1935 Б. с женой, тосковавшие по России, получили сов. гражданство и, выполнив начатые заказы, в следующем году вернулись в Л-д. Б. был назначен проф. графич. мастерской Академии художеств, в 1939 получил степень доктора искусствоведения, передавал студентам знания по этнографии, фольклору, археологии. Эти годы были небычайно плодотворны для тв-ва художника: он возвращается к илл. сказок и былин (« Сказка о царе Салтане » и « Сказка о рыбаке и рыбке », « Морозко », « Вольга », « Добрыня Никитич », « Дюк Степанович »), к оформлению оперных спектаклей для Кировского театра. Эскизы декораций и костюмов, как и новые илл. к поэме М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и к роману А. Толстого «Петр Первый», отмечены не только высокой культурой и безукоризненным мастерством, но и б о льшей историч. достоверностью, психологич. остротой характеров и сюжетным действием.

В нач. войны отказался от эвакуации, жил и работал в осажденном Л-де — переехал в здание Академии художеств, участвовал в защите дипломов, работе ГЭК.

Умер в нач. февраля 1942 (вероятно, от истощения), похоронен в братской могиле профессоров Академии на Смоленском кладб.

Лит. : Липович И. Билибин. Л., 1966; Иван Яковлевич Билибин. Статьи. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1970; Голынец Г., Голынец С. Иван Яковлевич Билибин. М., 1972; Иван Яковлевич Билибин // Великие художники. Т. 53. М ., 2010.

О. Родосская

  • Билибин Иван Яковлевич