Билинкис Яков Семёнович


БИЛИ́НКИС Яков Семёнович [8.10.1926, г. Умань Черкасской обл. Украинской ССР — 2.3.2001, СПб.] ― историк русской лит-ры, критик, театр. деятель.

Родился в семье потомственного врача и учительницы музыки, в юности обучавшейся в Берлинской, затем в Петерб. консерваториях. Учился до 8 класса в 7-й ср. школе г. Умани, летом 1941 вместе с семьей был эвакуирован в с. Вад Горьковской обл., где в 1943 окончил ср. школу с отличием. В том же году поступил на филологич. фак-т МГУ им. М. Ломоносова и с первого курса был призван в ряды Красной армии. До 1944 служил в одном из госпиталей 2-го Белорусского фронта, после чего был демобилизован по болезни и продолжил учёбу в МГУ. Печ. начал с 1945.

Интерес Б. к тв-ву позднего Л. Н. Толстого определился еще в студенч. годы в семинаре акад. АН УССР, проф. Н. К. Гудзия и сохранился на протяжении всей творч. жизни. Науч. рук-лем дипломного соч. Б. был Гудзий, рецензентом, высоко оценившим работу, — Л. М. Розенблюм. Вместе с тем занятия текстологией и сложившийся в науч. школе Гудзия подход к толстовскому тв-ву не были близки Б.

В 1950 Б. начал обучение в аспирантуре при каф. русской лит-ры Лен. городского пед. ин-та им. М. Покровского, его науч. рук. был назначен проф. Л. А. Плоткин. Над темой исследования Б. работал самостоятельно и в 1953 досрочно защитил канд. дис. по теме « Вопросы развития реализма Л.Н. Толстого в романе “Воскресение” ». В авг. того же года благодаря стараниям своего друга Б. Егорова был принят на должность ст. преподавателя каф. русской лит-ры Тартуского гос. ун-та. Там состоялось знакомство Б. с Ю. Лотманом, и затем несколько десятилетий их связывали сложные и неоднозначные отношения. В 1960–90-е Б., «интуитивист и эстетик» (в определении Б. Егорова), решительно не принимал науч. метод Лотмана. В противостоянии структурно-семиотическому методу Б. был последователен до конца своих дней.

В 1955 Б. покинул Тарту, в 1955–60-е служил старшим ред. по литературоведению ЛО Гослитиздата, выступил науч. ред. восьми брошюр, отредактировал 16 кн., в т.ч. монографии Л. Я. Гинзбург «Былое и думы» и Г. А. Гуковского «Реализм Гоголя». В 1958 стал членом Союза журналистов СССР. Сер. 1950-х ― важнейшее для науч. биографии Б. время: он приобщается к эйхенбаумскому направлению в толстоведении. Первая кн. Б. « Отв-ве Л.Н.Толстого. Очерки », опубл. ЛО изд-ва «Сов. писатель» в 1959 и создававшаяся как цикл очерков, посвященных отд. произведениям Льва Толстого, от трилогии «Детство. Отрочество. Юность» до последнего романа ― «Воскресение», представляет собой целостное монографич. исследование тв-ва писателя.

Работы Б. свидетельствуют о его незаурядной одарённости, а также о смелости творч. и собственно человеч. позиции. В своей первой книге о тв-ве Толстого, созданной в годы, когда отеч. литературоведение было избыточно идеологическим, Б. обратился к художественности толстовской прозы (на этом заострил внимание Ю. Прозоров). Перв. небольшая брошюра Б. « Тв-во Ф.М.Достоевского », как замечено Б. Тихомировым, была написана и представлена к публикации, о чём свидетельствует датировка на титульном листе, в 1955, когда о писателе не принято было говорить открыто. В небольшой книжке « Ф.М.Достоевский », опубл. в 1960, ещё до триумфа кн. «Проблемы поэтики Достоевского» в 1963, Б. говорил о бахтинской концепции полифонич. романа. До него в пятидесятые годы только В. Шкловский, Л. Гроссман, В. Виноградов позволили сочувственно упомянуть о ней в печ. Эта небольшая кн. Б. была отмечена Бахтиным в уже упомянутом его исследовании 1963-го среди ценных работ посл. десятилетия по тв-ву Достоевского.

Следующий крутой поворот в деятельности Б. произошёл в февр. 1960-го: он начинал работать в должности ст. науч. сотрудника в ЛГИТМиКе в секторе театра. Б. вошёл в круг историков театра, специалистов по теории драмы, творч. общение связывало его с одним из ведущих театр. критиков страны Е. Калмановским, с В. Сахновским-Панкеевым, с С. Владимировым, кот. много лет спустя он назвал своим учителем. Вместе со своими коллегами Б. создавал серию «Очерки истории русской драматургии. 1945–67». В центре внимания Б. стал вопрос о соотношении драматического и эпического, интерес к нему не угас и позднее: в 1973 в ж. «Новый мир» была опубл. ст. Б. « Драматизм и эпичность (к 150-летию со дня рождения А.Н.Островского) ».

Б. являлся членом ВТО, в 1970-х принимал участие в работе Лен. худож. совета. Б. отличала особая любовь к театру, он был неизменным зрителем моск. и лен. театральных премьер, автором многочисленных рец. Его интересовали разные стороны театр. искусства: тв-во художников-декораторов, история театр. критики рубежа XIX–XX вв., особенности игры великих актёров русской сцены, режиссёрские поиски К. Станиславского, его искания в поздний период тв-ва, феномен актёра Михаила Чехова и мн. другое. Особый интерес Б. проявлял к киноискусству, моментально откликаясь на экранизации произведений русской классич. лит-ры. Статьи Б. по истории и теории театра опубл. в ж. «Театр», «Театр. жизнь», «Искусство кино», «Петерб. театр. журнал».

Наиболее продолжительный и плодотворный период творч. деятельности Б., начиная с июня 1962, был связан с ЛГПИ (РГПУ) им. А. B/ Герцена. На протяжении неск. десятилетий он был одной из центр. фигур филологич. фак-та. Взлёт творч. энергии, поразительный размах науч., педагогич., просветительской деятельности Б. относится к 1960–80-м. В 1968 он защитил докт. дис. « Лев Толстой и путиискусства в России ». Блестящие страницы в историю отеч. литературоведения он вписал своими работами по трилогии Л. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность», повести «Казаки», по кн. «Война и мир», по роману «Анна Каренина», по комедии «Горе от ума» А. Грибоедова, по драматургии А. Островского. Рец. Б. на литературоведч. монографии и на сб. науч. статей составляют заметную часть в общем списке его работ. Откликаясь на значительные исследования (В. Евгеньева-Максимова, Д. Максимова, Б. Эйхенбаума, Л. Лотман, А. Долинина, Б. Бурсова, М. Алексеева, В. Днепрова), он неизменно заявлял свою науч. позицию. Б. ― автор 4 кн., 8 брошюр, более 130 статей. Неск. его статей были переведены на эстонский и немецкий яз. Статьи Б. публ. в ж-лах «Вопросы лит-ры», «Известия АН СССР. Серия лит-ры и языка», «Филологич. науки», «Лит. обозрение», «Русская лит-ра». Лекторская деятельность Б. проходила в Герценовском ин-те и за его пределами, он был членом городского научно-метод. совета «Знание», выступал с лекциями в пединститутах и ун-тах др. городов страны (от Владивостока, Алма-Аты, Тюмени, Перми до М.). Участвовал в многочисленных науч. конф., состоявшихся в Южно-Сахалинске и Вологде, Туле и Борисоглебске, Душанбе и Ялте, в Вермонте (США). В 1980–90-е, являясь членом СП РСФСР (ЛО), выезжал в составе писательской группы во Францию, США, Скандинавию. Много сил отдал работе со студентами и аспирантами, вырастил неск. поколений филологов. Под его рук. защищено около 40 канд. дис., многие его аспиранты позднее защитили докт. дис. (Н. Д. Тамарченко, Б. Н. Тихомиров и др.). В 1994 Б. стал стипендиатом РАН как выдающийся учёный.

Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отеч. войне 1941–45 гг.».

Соч.: О тв-ве Л. Н. Толстого. Очерки. Л., 1959 (рец. Бочаров С. — Вопросы лит-ры. 1960. № 6; Тамарченко Г. — Звезда. 1960. № 1); «Анна Каренина» Л. Н. Толстого и русская лит-ра 1870-х гг.: Лекция. Л., 1970; Новаторство Л. Н. Толстого в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»: Лекция в спецкурсе по тв-ву Л. Н. Толстого. Л., 1973; Русская классика и изучение лит-ры в школе. М., 1986; Непокорное искусство. О процессе худож. развития. Л., 1991.

Лит.: КЛЭ. Т. 9. М., 1978; [Некролог] // ЛГ. 2001. № 11; Человек в потоке времени: Профессор Я. С. Билинкис / автор-сост. Н. Михновец; под общ. ред. Г. Бордовского, В. Козырева. СПб., 2003 (серия «Герценовский ун-т. Золотые имена»; библиогр. трудов Б.); Лотман Ю. Воспитание души. Воспоминания. Инт. Беседы о русской культуре (телелекции). СПб., 2003; Лотман Ю. Письма: 1940–93 / сост., подг. текста, вст. ст., комм. Б. Егорова. М., 2006.

Н. Михновец

  • Билинкис Яков Семёнович