Биневич Евгений Михайлович


БИНÉВИЧ Евгений Михайлович [11.1.1935, Л-д] — прозаик, театровед, историк культуры.

Родители — инженеры-конструкторы. В нач. войны отец, несмотря на броню, ушел в народное ополчение, в 1943 был нач. отд. боеприпасов артвооружения 67 армии, кот. прорывала блокаду. Погиб при снятии блокады. Мать с детьми 26 авг. 1941 эвакуирована из Л-да в д. Ангасяки Башкирской АССР, где Б. пошел в школу. В 1943 мать была вызвана в Свердловск, где в эвакуации находилось ее КБ. В Свердловске, посмотрев фильм «Сокровища Ценского ущелья», Б. увлекся геологией. В сент. 1945 семья вернулась в Л-д, и здесь, проштудировав энциклопедии и кн., посвящ. камням, Б. составил свою «Минералогич. энциклопедию». Закончив 8 классов, поступил в Индустриальный техникум на отд. геофизики. Наряду с этим увлекся кинематографом. В 1952 начал собирать фильмографич. сб. «Артисты лен. театров в кино». Потрясением для него было знакомство со звездами дореволюционного кино О. Гзовской и В. Гайдаровым, звездой сов. немого кино Ф. Никитиным. Оставив на третьем курсе техникум, Б. поступил на «Ленфильм» осветителем.

В 1954–57 служил в армии. Вернувшись в Л-д, закончил 10 класс. Продолжая собирать сб. об актерах в кино, работал радиомонтажником, механиком, слесарем. В 1961 предложил «Кинонеделе Л-да» материалы по актерской фильмографии, иллюстрируя их кадрами из фильмов. Идея не нашла поддержки, но Б. согласился на предложение написать неск. актерских портретов (К. Адашевский, Б. Жуковский, Ф. Никитин, Б. Дмоховский, Н. Дробышева, С. Юрский, И. Смоктуновский и др.). В том же году поступил на заочное отд. театроведческого фак-та ЛГИТМиКа. На третьем курсе получил разрешение вместо курсовой работы сдать написанную трагедию цикла «О распятых» « Возлюби своего ближнего… » (1964) об Иисусе из Назарета. На пятом курсе — « Жизнь Ноланца » (1966) о Дж. Бруно. Завершил трилогию в 1973 сценарием « Николай Кибальчич ». Для творч. биографии Б. драм. трилогия «О распятых» существенна как попытка возродить трагедию как жанр.

Со втор. курса ин-та Б. изучал жизнь и тв-во Евг. Шварца. Дипломная работа была посвящ. Шварцу-сценаристу. Перв. публикации по теме появились в 1968 («Прометей». Вып. 5; ж. «Детская лит-ра»). Продолжая работать слесарем, Б. осваивал новую тему: русский театр в сатирич. графике (подарена Б. искусствоведом М. Эткиндом). 15 лет ушло на собирание мат-лов и работу над монографией.

В сер. 1970-х закончил « Исповедь, написанную в дневную смену » (опубл. в 2006) и повесть « Письма из блокады » (опубл. в 2008). Позже пришла тема, кот. Б. обозначил как «Искусство под прицелом»: ГУЛАГ, война, блокада. Писал очерки о писателях, прошедших через лагеря: Ю. Юркуне, Н. Олейникове, А. Введенском, Д. Хармсе, Т. Гнедич, гулаговской актрисе Т. Петкевич; погибших на войне Д. Левине, И. Зельцере и худож. рук. блокадного радио Я. Бабушкине, умерших в блокаду — братьях Гиппиусах, А. Копкове, Э. Старке, А. Д’Актиле, В. Некрасове; и выживших — художнице В. Милютиной, запечатлевшей разоренный Эрмитаж, актерах В. Ускове, В. Честнокове и Ф. Никитине, кинореж. Н. Лебедеве.

В 1990 с Б. были заключены договоры на две кн.: с изд-вом «Книжная палата» на биографич. сб. о Евг. Шварце (в соавт. с Л. Поликовской), в кот. вошли его мемуарные рассказы (писатель называл их «МЕ»), воспоминания о нём, письма, стихи. Мн. мат-лы опубл. впервые; и с изд. «ВТО» на монографию « Карикатуристы идут в театр ». Сб. « Житие сказочника. Евгений Шварц » вышел в 1992, а «Карикатуристы…» опубл. только в 2011. В 2014 в ИД «Петрополис» вышли «Воспоминания о Евгении Шварце», составление, вст. статья, подгот. текстов и прим. Б.

С нач. перестройки стали печатать тех, о ком прежде молчали. Б. подмечал неохваченные имена и обращался к их биографии и тв-ву: Вл. Гиппиус из модернистов, А. Гиппиус из символистов, Е. Гуро из футуристов, Вас. Гиппиус из акмеистов, Ю. Юркун из экспрессионистов, Л. Лунц из «серапионов», Д. Левин из обэриутов и т.д. Очерки и публикации мат-лов о них печ. в альм. «Петрополь», ж. «Искусство Л-да» и «Новом ж.».

Для Израиля Б. начал собирать мат-лы об истории еврейского театра в России. Начав с истоков, с перв. сезона в Одессе 1878, Б. пересмотрел подшивки газ., многочисленные мат-лы, кот. прежде не учитывались и не обсуждались. Перв. главы монографии « Еврейский театр в России. 1775–1918 гг. » были напеч. репринтным способом об-вом «Еврейское наследие» в кон. 1990-х. Монография вышла в 2009 (Балтимор). В 2003 опубл. кн. « Еврейский театр в Петербурге ». Втор. монография — « Еврейский театр в СССР. 1920-е гг. » ждет своей публ. Над третьей кн. — «Исход» — Б. прервал работу, т.к. обратился к кн. « Евгений Шварц. Хроника жизни » (2007).

В 2000 к 90-летию Е. Юнгер собрал воспоминания об актрисе и т.о. обратился к мемуарной прозе. Им были напис. воспоминания о В. Гайдарове, О. Гзовской, Ф. Никитине, П. Кадочникове, М. Гордоне. В них, как и во всём, о чем пишет Б., сохранялся гл. интерес — психология человека, степень его зависимости от обстоятельств и противостояние человека обстоятельствам, т.е. судьбы людей в мире.

Проза Б. автобиографична. Его герой лишён привычных интеллигентских комплексов, он сохраняет живую связь с действительностью, его рефлексия — рефлексия растущей и развивающейся индивидуальности. Трилогия «Письма из блокады», «Исповедь, написанная в дневную смену» и « Переписка из трёх углов » как цикл не задумывалась, но сложилась в авторское жизнеописание: «Блокада» — детство, «Исповедь» — сер. жизни (1970-е) и «Переписка» — посл. четверть XX в. Герой «Писем из блокады» не сидел в окопах, не ходил в атаку, не закрывал амбразуру грудью — он работал на победу. И погиб при снятии блокады. После него остались только орден, медаль «За оборону Л-да» да письма, кот. сохранила жена. Он погиб, когда ему было 40 лет — и когда его сыну исполнилось примерно столько же, мать передала ему письма отца. Естественно, сын едва помнил отца, но теперь узнал его, и через него воспринял войну как извращение жизни, возненавидел её — от себя и за себя. В этом произведении особенности военной, городской, деревенской прозы естественно и непреднамеренно переплелись.

«Исповедь, написанная в дневную смену» — роман о том, как герой проходит путь от «жизни травы» к человеку думающему, осознаёт конечность себя, человечества и Земли, а значит и смысла жизни, кот., как окажется, нет. Но в финале герой приходит к приятию жизни такой, какая она есть — со смыслом или без него. Б. находит единомышленников среди людей разных времён. Композиция романа «поверена алгеброй»: в нём четыре части, как времён года, каждая часть делится на семь глав, как дней в неделе.

«Переписка из трех углов» — эпистолярный роман. Из аннотации: «В основе книги подлинные письма Р. Л. Берг, генетика с мировым именем, диссидентки, высланной из СССР, автора воспоминаний “Суховей” (Н.-Й., 1983) и литературоведов А. В. и Г. Е. Тамарченок, профессоров, учителей автора романа Евг. Биневича, покинувших страну». Переписка о том, как «они входили в жизнь Америки, а в письмах из России Биневич без цензурных и внутренних тормозов рассказывал о жизни и событиях на покинутой ими родине».

Б. ввёл в лит-ру много неопубл. текстов: Евг. Шварца — сценарии «Красная шапочка» (в соавт. Н. Олейниковым), «Доктор Айболит» и «Марья искусница», пьесу «Иван — Честной работник» и незавершённый посл. сценарий «Два друга», впоследствии доработанный Эрдманом, переписку Шварца и его стихи; Е. Гуро «Пир земли» и «Жил на свете рыцарь бедный...»; автобиографич. очерк «Сам о себе» Вл. Гиппиуса; гулаговский рукописный сб. стихов Т. Гнедич.

Соч: Театр начинается с плаката // Аврора. 1971. № 6; Первая пьеса Евг. Шварца // Нева. 1971. № 10; «Вдохновенный мальчишка» (Ю. Д. Владимиров) // О лит-ре для детей. Вып. 16. Л ., 1972; Из переписки Евг. Шварца // Вопросы лит-ры. 1977. № 6; Рассказ в карикатурах о В. Э. Мейерхольде, реж. театра В. Ф. Комиссаржевской // Творч. наследие В. Э. Мейерхольда. М., 1978; Шолом Аш на русской сцене // Советиш Геймланд. 1982. № 6 (на идиш); То же — на русск. яз.: Год за годом. Вып. 3/87. М., 1987; Партизанские художники // Нева. 1983. № 7; Евгений Вахтангов в еврейском театре // Советиш Геймланд. 1883. № 11 (на идиш); То же — на русск. яз.: Год за годом. Вып. 3/87. М., 1987; Татьяна Бруни // Художники театра и кино. Вып. 6. М ., 1984; Такой разный Кадочников // Нева. 1985. № 7; «Антисоветское явление», или Как в Л-де ни разу не поставили Мих. Булгакова при жизни // Искусство Л-да. 1990. № 7; Александр Блок и братья Гиппиусы // Там же. 1991. № 8; Гулаговский самиздат Татьяны Гнедич // Новый ж-л. СПб., 1994. № 2/3; Карикатуристы о Мейерхольде — реж. Императорских театров // Театр. 1994. № 11/12; Начало еврейского театра в России. Препринт. М., 1994; На пути к «Дракону» // Нева. 1996. № 10; Елена Гуро. Жил на свете рыцарь бедный… СПб., 1999 (подг. текста, публ. и вст. ст.); История бедной падчерицы, или Как Евг. Шварца обвинили в неуважении к сказке // Нева. 1999. № 12; Предтечи ГОСЕТов // Судьбы еврейского театра в России ХХ в. М., 2001; Рождены в Л-де // Нева. 2003. № 5; Еврейский театр в Петербурге. СПб., 2003; Исповедь, написанная в дневную смену. СПб., 2006; Евгений Шварц: Хроника жизни. СПб., 2008; Письма из блокады. СПб., 2009; Переписка из трех углов: Эпистолярный роман. СПб., 2009; История еврейского театра в России. Балтимор (США), 2009; Карикатуристы идут в театр. СПб., 2011; Воспоминания о Евг. Шварце / сост., подг. текстов и комм. Евг. Биневича. СПб., 2014; Елена Юнгер. Петрополис, 2015.

Лит .: Е. И. Биневич. Библиография. СПб., 1992; Неуемный «Петрополь» // Невское время. 1997. 22 нояб.; Айзенштат Л. Новая книга, новая серия // Народ мой. 2004. 17 июл.; Учитель К. Три книги о еврейском театре // Народ книги в мире книг. СПб., 2007. № 67; Зиновьева Е. [Рец. на кн. «Евгений Шварц. Хроника жизни»] // Нева. 2009. № 4.

В. Сомина

  • Биневич Евгений Михайлович