Битарова Зинаида Семёновна


БИТÁРОВА Зинаида Семеновна [31.1.1950, г. Цхинвал, Южная Осетия] — поэт, прозаик, драматург.

Родилась в семье военнослужащих. Отец — осетин, из крестьян, своим трудолюбием и упорством дослужился до звания полковника. Мать — русская, из крестьян, перенесшая голод в Поволжье, долгое время работала секретарем-машинисткой, затем начальником секретной части в войсковых частях. Детство прошло в Тбилиси. «...Истоки творчества нашей поэтессы в двух стихиях. Одна — в русской: волжской, со сказками ее русской бабушки, их напевным говором… вторая — в кавказской: месте рождения поэтессы» (И. Крышкевич). Стихи начала пис. с 9 лет.

В 1966 окончила среднюю школу в Тбилиси с золотой медалью. Несмотря на влечение к лит-ре, по совету родителей поступила в Лен. педиатрич. ин-т. В студенч. годы продолжала писать стихи, посещала ЛИТО Н. Кутова при Василеостровском ДК и ЛИТО «Нарвская застава» Н. Королевой и Гл. Семенова. Печаталась в газ. «Сов. педиатр».

После окончания ин-та 4 года отработала в Вологодской обл. детским психоневрологом. В 1976 с семьей вернулась в Тбилиси и до 1986 работала в психиатрич. больнице. В это время обратилась к прозе. В 1979 послала рассказы на конкурс в Лит. ин-т в М. и поступила на заочное отд. (закончила в 1985). Печ. в газ. «Молодежь Грузии», в альм. «Дом под чинарами», в ж. «Лит. Грузия».

«Продолжая работать врачом, но уже как профессиональный писатель, в 1986 году она выпустила в издательстве “Мерани” первую книгу рассказов “Почему болит голова”. Очень удачное название, если учесть, что в книге есть рассказы о психиатрической клинике. Автор непредвзято, ярко обрисовала обстановку этого учреждения, отношения между коллегами и родственниками больных. Книга вызвала бурю негодования в среде узнавших себя “героев”... Пришло время покинуть город на Куре и переехать с семьей на берега Невы» (И. Сергеева).

В 1990 изд. сб. стихов « Лирика». Героиня Б. существует как бы на разрыв: «Я вечно в сомненьях: хочу и должна…», «Мне каждый день прожить — что выплыть поверх теченья, поперек! Мне каждый день прожить — что выжить, а не пуститься наутек», «Опять раздавленная болью, я так беспомощна, прости… прости, свидетель мой невольный, прости и грех мне отпусти!».

Втор. кн. стихов — «Пантера» — вышла в 1999. В 2001 принята в СП России. В 2002 изд. кн. стихов «Манжет» . А. Михайлов пишет о сб.: «С подобными признаниями в любви встречаешься нечасто… Тема любви звучит здесь верховно и многолосно. Мы слышим голоса любви-мольбы (“… разгляди меня, разгляди”), любви — еще только как прикосновения, сначала легкого, а затем уже и другого (“люблю твоих горячих рук скольженье”, “нащупай рукою перенапряженные нити моей любви”), любви-агрессии (“вдрызг раздерет не кожу, а жизнь”), диалогической любви-схватки (“…в сплетеньях наших рук чертик бы не уснул”). Это и любовь-проникновение, слияние: “С твоего лица, с кистей твоих рук всем нутром на мое лицо, на мою грудь наяву-во сне стекает невидимое беззвучно поющее волокно — и от этого хорошо тебе и мне”. И, наконец, любовь, оборачивающаяся пропастью, бездной: “А, может, лучше водоем и два креста там, где затоплены вдвоем, как два куста”. …Обращает на себя внимание и цветопись. Помимо изысканности ее сочетаний (“серый-серый, оправленный в иней” — цвет глаз, “малахитовый с серым дымом” — цвет дома) ей присущ элемент некой жизненной активности: “Любит тело твое цвет томительный иссиня-синий…”, “…цвет желтый проник до нутра”, “серебряная страсть”».

Стихи публ. в ж. и альм. «Аврора», «День русской поэзии», «Истоки», «Невский альм.», «Дарьял» и др. Музыкальность стихов привлекает бардов: муз. диск, выпущ. в 2003, имеет подзаголовок «Стихи в оправе мелодий».

В 2007 изд. кн. лирики « Мой платонический роман». В роман, затеянный лирич. героиней с жизнью, вкрапились «новые штрихи: “Яблоко — белый налив — Луна, белая магия, блажь, обман… Чуже-знакомая сторона тихо читает свой Коран” и “Кавказ, утопленный в крови, Кавказ — без дружбы и любви… И ты, грузин, теперь — мне враг? А мы росли в одних дворах”. Как видим, они историчны и социальны. А поэт воспринимает мир так же красочно, как прежде, но не захлебывается, не теряет в нем себя» (И. Сергеева). Своеобразие кн. в контрастности. Эпатажные выражения уравновешивают высокую лексику, изысканную стилистику, как будто лирич. героине комфортнее пребывать на грани — взлеты до небес сменяются просторечием и даже слэнгом, и наоборот: «Авантюрный Ам-стер-дам!.. затюльпатенный роскошно, запутаненный безбожно — не влюбиться невозможно — обольстительный глазам!». Музыкальность стихов обеспечена обилием аллитераций: «но возвращаюсь к минуте текущей, не удивляюсь слезище ползущей», «замурованный ров, как шов…». Живописность и точность образов, рифмические удачи, смысловые метафоры, парадоксальные концовки придают своеобразие лирике Б. Одна из важных тем кн. — детство-Родина, осознанная с приходом зрелости.

В 2010 изд. кн. «Телефон доверия», разножанровый сб., включающий рассказы, повесть, пьесу. Герои поставлены в условия острых ситуаций, вынуждены делать выбор между искренностью и ложью, свободой и зависимостью, сомнениями и доверием, собственничеством и любовью. Б.-прозаик пишет экономно и лаконично, избегая цветистых фраз, жестко и даже жестоко. «По мере погружения в книгу, становится понятным, что ясность начального рассказа подобна разминке перед предложенной далее читателю напряженной работой» (К. Юрьева). В. Шпаков отмечает, что только поначалу кажется, что описывается узнаваемая, обыденная жизнь, но чем дальше, тем больше читатель ощущает «…некое психологическое смещение… где… рассматриваются такие “потемки” человеческой души, такие ее спонтанные (или сознательные) порывы и выверты, о кот. решится высказаться не всякий прозаик». А. Родосский угадывает одну из важнейших причин, приводящих к людским бедам: это разобщенность, происходящая, в свою очередь, от недостатка доверия: «Не случайно заключительным аккордом в книге становится пьеса, давшая заглавие всему сборнику и не случайно аннотацию к книге завершают слова: “Доверие! В нем так нуждается каждая душа… есть ли большая ценность?”».

Cоздание пьес шло параллельно с работой над прозой. Перв. опубл. пьесы — « Танец Травести» и «Крыса» — созданы в 2006 и вошли в авторскую серию одноактных пьес. По жанру — лирич. гротеск; в «Танце Травести» конфликт внутриличностен, почти сюр-реалистичен, в «Крысе» — конфликт женских персонажей не бытовой, однако реалистичный. «Танец Травести» поставлен «Театральной лабораторией Вадима Максимова» (2008), шел на различных площадках города (в т.ч. в Театральном музее). «В основе пьесы — тонкая психологическая игра, кот. героиня Ирэн ведет с собственным подсознанием, материализованным в виде таинственного Травести. …помещая Ирэн в мир грез, автор обозначает реальность лишь намеками. Финальный выстрел можно воспринимать и как возвращение героини к настоящей жизни, и как обнажение игровой природы происходящего» (Л. Алексеева).

Пьеса и спектакль « Телефон доверия» построены как цепочка маленьких живых открытий из жизней группы людей, кот. связала воедино личность психолога-психотерапевта, работающего в службе доверия. Неск. историй, вполне реалистичных, позволили Б. создать романтич. сказку со счастливым концом. Премьера спектакля «Телефон доверия» состоялась в нояб. 2010 в Драм. театре «Остров».

« Место действия — душа» (2011) — лирич. драма, посвящ. Г. Газданову. Цель автора — создать эмоционально-психологич. образ выдающегося писателя.

Лауреат премии им. И. Северянина (2007, за кн. «Мой платонический роман»).

Соч. Почему болит голова: Рассказы. Тбилиси, 1986; Лирика. Л., 1990; Пантера: Стихи. СПб., 1999; Манжет: Стихи. СПб., 2002; Танец Травести: Пьеса. СПб., 2006; Крыса: Пьеса. СПб., 2006; Мой платонический роман: Кн. лирики. СПб., 2007; Телефон доверия: Рассказы, повесть, пьеса. СПб., 2010; Место действия — душа: Пьеса. СПб., 2011.

Лит. Крышкевич И. Понять поэта // Истоки: Альм. М., 2003; Калмыкова Н. В стране стихийной // Морская газ. 2003, май; Михайлов А. Две встречи с «Пантерой» // Дарьял: Лит.-худож. альм. 2005. № 1 (Невский альм. 2005. № 2, в сокращ.); Яркова М. Златоперое слов нанизывание // О, слово русское родное. Вып. 3. СПб., 2005; И. Д. Тихо поэзия бродит окрест…// Лит. Петербург. 2007. № 66, июн.; Скобликова Т. Поединок души // Невский альм. 2008. № 3 (40); Сергеева И. Диктатор вечный — мой платонический роман // Дарьял. 2008. № 6; Алексеева Л. Что наша жизнь? Игра! // Театральная газ. СПб., 2008. № 9–10, июл.; Филимонов А. Вызов пустоте // Лит. Петербург. 2009. № 83, янв.; Сергеева И. Чувства на пределе (к юбилею Зинаиды Б.) // Дарьял. 2010. № 2; Юрьева К. В поисках сочувствия // Лит. Петербург. 2010. № 94, февр.; Шпаков В. Тень живет в… подсознании // Час пик. 2010. № 19; Родосский А. Из медицины в лит-ру: О книге Зинаиды Битаровой «Телефон доверия» // Сфинкс. Вып. ХХIII. СПб., 2010; Марьян М. Цепная реакция доброты // Новый Петербург. 2011. № 23, 16 июн. (Невский альм. 2011. № 4); Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / сост. А. И. Белинский. СПб., 2011.

А. Чибисов

  • Битарова Зинаида Семёновна