Блок Александр Александрович
БЛОК Александр Александрович [16(28).11.1880, СПб. — 7.8.1921, Пг.] — поэт, драматург, публицист, лит. критик.
Родился в т.н. «ректорском флигеле» СПб. ун-та (Университетская наб., 9). Дед Б. по матери, крупный ученый-ботаник А. Н. Бекетов, был в то время его ректором (с 1876 по 1883). Отец, А. Л. Блок, — юрист, впоследствии проф. Варшавского ун-та по кафедре гос. права. Родители разошлись еще до рождения сына. Б. рос в дружной семье А. Н. Бекетова. В 1891–98 учился в 9-й (Введенской) гимназии, в 1898–1901 — на юридич. фак-те СПб. ун-та; в 1901 перешел на ист.-филол. фак-т, кот. гораздо больше удовлетворял его духовным запросам и интересам (окончен в 1906 по славяно-русскому отд.). С 1889 по сент. 1906 Б. жил на Петроградской наб., д. 44, в квартире отчима (полковника Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух). В ранней юности Б. всерьез занимался сценическим творчеством и даже «готовился в актеры», входил в труппу Петерб. драм. кружка.
В 1897 на немецком курорте Бад-Наухайм Б. познакомился с Ксенией Садовской и пылко увлекся ею, несмотря на значительную разницу в возрасте. Их роман продолжался потом и в СПб. Садовской посвящено множество стихов — и ранних, и позднейших (напр., цикл « Через двенадцать лет »).
Летом 1898 произошла встреча Б. с его будущей невестой и женой — Любовью Менделеевой, дочерью знаменитого ученого-химика Д. И. Менделеева, кот. в то время возглавлял Главную палату мер и весов (он жил с семьей по адресу: Забалканский (ныне — Московский) пр., д. 19). В период 1898–1903 Б. воспринимал свою любовь к Менделеевой как возвышенный «мистический роман». Его избранница оказалась на редкостной в поэзии со времен Данте и Петрарки высоте. Стихи запечатлели ее реальные, «земные» черты, но она прежде всего воплощение, по словам Б., «пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности». Свадьба Б. с Л. Д. Менделеевой состоялась в авг. 1903.
Свою раннюю лирику (1898–1900) Б. позднее воспринимал под символическим знаком «Ante Lucem» («Перед рассветом», «Перед Светом»). Это была пора юношеских мечтаний, поисков Идеала, «неведомого Бога». Как поэт он дебютировал в петербургском ж-ле Д. Мережковского и З. Гиппиус «Новый путь» (1903, № 3; цикл « Из посвящений »). С Мережковскими Б. познакомился в марте 1902; они активизировали его интерес к религиозно-общественным вопросам. Перв. сб. « Стихи о ПрекраснойДаме » вышел в окт. 1904. Он был достаточно высоко оценен В. Брюсовым, Вяч. Ивановым, А. Белым и др. Так, Брюсов писал: «Настоящим самостоятельным поэтом показал себя А. Блок в своих “Стихах о Прекрасной Даме”. <...> Русская поэзия ещё не знала таких проникновенных песен к “вечно-женственному”». В ранних стихах приметы городского пейзажа возникают редко. Город фигурирует лишь как худож. отражение сознания поэта.
Со временем Б. всё пристальнее вглядывается в окружающую действительность; реальность, символически переосмысленная, буквально врывается в его стихи 1904–06. Художника привлекает «мистицизм в повседневности», кот. в поэзии нередко оборачивался «фантастическим реализмом». Петербургские темы и мотивы в таком контексте явственно заявляют о себе в 1903–04 (стих. « Фабрика», «Изгазет», «Статуя », «Поднимались из тьмы погребов...», «В высь изверженные дымы...» и др.). В февр. 1904 создана « Петербургская поэма », кот. затем распалась на два стих.: « Пётр » (в центре — образ «Медного всадника») и « Поединок » (позднее оба вошли в цикл « Город »). Рев. события в Петербурге в 1905–06 резко усилили соц. чуткость Б., что видно в таких стих., как « Шли на приступ. Прямо в грудь ...» (янв. 1905), « Митинг » (окт. 1905), « Вися над городом всемирным ...» (окт. 1905), « Ещё прекрасно серое небо ...» (окт. 1905) и др. Б. искал теперь земные ценности взамен отвлеченных мечтаний юности. Лирический герой того периода — окунувшийся в стихию жизни поэт, во многом разуверившийся, но готовый принять от мира миги «нечаянной радости». Именно так — « Нечаянная Радость » — Б. назвал второй сб. стихов, вышедший в 1907. С. Соловьев свидетельствовал, что именно с появления этой книги Б. «был восторженно принят публикой и прессой. Блок — поэт “Золотокудрой царевны” был дорог немногим, Блок “Незнакомки” <стих. 1906 — В. Б. > стал любимцем толпы». В сб. отразились противоречивость и «многомирие» изменившегося сознания поэта, «страшные и прекрасные видения жизни». Многоликий Город предстал «в магическом вихре и свете». Столица изображена в мистико-символич. ключе как средоточие обманов, каких-то фантастич. миражей и контрастов.
В 1906 создана перв. из «лирических драм» — « Балаганчик », поставленная в театре В. Ф. Коммиссаржевской реж. Вс. Мейерхольдом. Пьеса замышлялась как действо, проникнутое духом мистерии, способное посредством смеховой стихии «одурачить и покорить» косную реальность. К 1907 относятся драмы « Король на площади » и « Незнакомка ». Вторая из них — иносказание в сценических образах о фатальной невоплощаемости Идеала, о неготовности людей к встрече с ним. «Среброснежной» зимой 1907 Б. страстно увлекся петербургской актрисой Н. Н. Волоховой, кот. посвятил цикл « Снежная маска », написанный в едином вдохновенном порыве (яркий фон — петербургск. зимняя стихия), а также цикл « Фаина », вошедший во вторую кн. «лирической трилогии». Б. погрузился в «дионисийскую» стихию восторга. Он жаждал той безграничной полноты бытия и упоения искусством, которые затмили бы боль от несбывающихся надежд.
В 1908 вышел сб. « Земля в снегу ». В нем образ России предстает как «лирическая величина» и как символ веры в будущее. Ключевой в кн. является тема единения личной судьбы человека с судьбой родины. Та же тема звучит в драме « Песня Судьбы » (1908). Герой ее, Герман, уходит из тихого родного дома в беспокойный мир, чтобы встретиться лицом к лицу с реальной жизнью, с бедами века, испытать себя.
В конце нояб. 1909 Б., узнав о безнадежной болезни отца, едет в Варшаву, но не застает его в живых. Раздумья о судьбе отца, семьи способствовали возникновению замысла обширной поэмы « Возмездие », над кот. поэт работал (с перерывами) до конца жизни и кот. осталась незавершенной. Б. стремился показать в ней на широком фоне русской действительности второй половины XIX в. историю одного дворянского рода, «испытавшего на себе возмездие истории, среды, эпохи...» Осн. сюжет ее разворачивается в СПб.
В 1911 выходит четвертый сб. « Ночные часы », в кот. отразилось трагич. восприятие поэтом действительности. В то же время Б. обретал в себе силы «мужественно глядеть в лицо миру», получая право сказать всему настоящему «нет», имея в глубине души скрытое, но верное «да». Рассматривая границу двух первых десятилетий века как завершение определенного этапа развития, он чувствовал необходимость осмыслить пройденный им путь. Именно с таких обобщающих позиций была написана имевшая программный характер статья « О современном состоянии русского символизма » (1910). Тогда же Б. решил объединить стихи 1898–1910 в структурно оформленное целое, в поэтич. трилогию, названную им «романом в стихах», «трилогией вочеловечения». Замысел осуществился в 1911–12. Три кн. « Собрания стихотворений » имели символически значимые заглавия: I — « Стихи о Прекрасной Даме », II — « Нечаянная Радость », III — « Снежная ночь ».
В 1913 художник закончил работу над пьесой « Роза и Крест ». Мат-лом для нее послужили средневековые произведения. Главная в драме — тема «Радости-Страданья», мужественного приятия жизни вопреки ударам судьбы. В образе менестреля Гаэтана был воплощен своего рода романтический стоицизм, присущий и самому автору.
После квартиры на Петроградской наб. Б. сменил неск. адресов: в 1906 переехал на Лахтинскую ул., д. 3, в 1907 — на Галерную, д. 41, в 1910 — на Малую Монетную, д. 9, где прожил до июля 1912. В 1912 Б. обрел квартиру в д. 57 на Офицерской ул. (ныне — ул. Декабристов); здесь он прожил до конца жизни.
В нач. 1914 Б. познакомился с актрисой Театра муз. драмы Л. А. Андреевой-Дельмас, исполнявшей роль Кармен в одноименной опере Ж. Бизе. В облике Дельмас-Кармен поэт увидел черты «старинной женственности». С нею связаны цикл « Кармен » (1914), некот. стих. цикла « Арфы и скрипки » и поэма « Соловьиный сад » (1915).
В 1916 в М. вышло 2-е (измененное) издание «лирической трилогии». В июле 1916 Б. был призван в армию и до марта 1917 служил (под Пинском) табельщиком в 13-й инженерно-строительной дружине, занимавшейся сооружением окопов, блиндажей, проволочных заграждений и т.д. Вернувшись в Пг., Б. работал редактором стенографич. отчетов Чрезвычайной следственной комиссии, результатом чего стала ст. « Последние дни старого режима » (в расширенном вар. — кн. « Последние дниимператорской власти », 1921).
Октябрьский переворот 1917, как и ранее Февральскую революцию, Б. воспринял с воодушевлением. Кульминацией этих настроений стали публицистическая ст. « Интеллигенция и революция » (1918), стих. « Скифы » (1918) и поэма « Двенадцать » (1918). В статье он призывал: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию!» В поэме двенадцать красногвардейцев символизировали движущую силу революции. Они — как бы «апостолы нового мира» (Л. Долгополов). Б. не страшился ее трагической изнанки. Для него главное состояло в том, чтобы в «пожаре», раздуваемом революцией, погибло всё, что искажает, уродует жизнь. Вокруг поэмы разгорелись горячие споры: одни восторженно приветствовали ее, другие с негодованием отвергали (среди противников — некогда близкие Б. люди: С. Соловьев, З. Гиппиус, Д. Мережковский, Вл. Пяст и др.). Между тем после всплеска янв. 1918-го, когда были созданы «Скифы» и «Двенадцать», Б. перестал писать стихи и на вопросы о молчании отвечал: «Все звуки прекратились… Разве вы не слышите, что никаких звуков нет?» Художнику Ю. Анненкову, автору кубистических иллюстраций к первому изд. поэмы «Двенадцать», он жаловался: «Я задыхаюсь, задыхаюсь, задыхаюсь! Мы задыхаемся, мы задохнемся все. Мировая революция превращается в мировую грудную жабу!» В февр. 1919 Б. был арестован петроградской ЧК по подозрению в участии в антисоветском заговоре. Однако через день, после двух долгих допросов его освободили (по настоянию А. В. Луначарского).
В 1918–19 Б. возглавлял репертуарную секцию Театр. отдела Наркомпроса, в 1919 — режиссерское отд. БДТ. Летом 1920 был избран председ. Пг. отд. Всероссийского союза поэтов. В послерев. годы плодотворно работал в изд-ве «Всемирная лит-ра».
Последней кн., изданной при жизни Б., была его пьеса «Рамзес» . Поэтич. завещанием Б. можно считать стих. « Пушкинскому Дому » (1921), в кот. отразились мн. петербургские реалии.
Умер Б. в своей квартире на Пряжке от воспаления сердечных клапанов. Был похоронен на Смоленском кладб., в сент. 1944 перезахоронен на Литераторских мостках Волкова кладб.
Б., «трагический тенор эпохи» (А. Ахматова), был одним из самых ярких выразителей предреволюционного и революционного времени, когда решались судьбы России. Он с предельной исповедальностью и глубиной обнажил душу и сознание «мятежного» человека начала века. «Блок, — отмечал Ю. Тынянов, — самая большая лирическая тема Блока».
Соч. : СС: в 8 т. М.-Л., 1960–63; Записные книжки. 1901–20. М., 1965; СС: в 6 т. М., 1971, 1980; Письма к жене // ЛН. М., 1978. Т. 89; Стихотворения. Кн. 1–3. СПб., 1994; ПСС и писем: в 20 т. Т. 1–8. М.-СПб., 1997–2010; Полн. собр. стихотворений: в 3 т. М., 2009–11; Последние дни императорской власти. М., 2012; Роза и Крест. М., 2013.
Лит .: Чуковский К. Блок как человек и поэт: Введение в поэзию Блока. Пг., 1924; Соловьев Б. Поэт и его подвиг: Творч. путь Блока. М., 1973; Горелов А. Гроза над соловьиным садом. Александр Блок. 2-е изд. Л., 1973; Александр Блок в воспоминаниях современников. М., 1980. Т. 1–2; Долгополов Л. К . А. Блок: Личность и тв-во. 2-е изд. Л., 1980; Орлов В. Н. Поэт и город. Александр Блок и Петербург. Л., 1980; Крук И. Т. «Сокрытый двигатель его...»: Проблема эволюции творчества Блока. Киев, 1980; Лесневский С. Путь, открытый взорам. Московская земля в жизни Блока: биографическая хроника. М., 1980; Орлов В. Н . Гамаюн: Жизнь Блока. М., 1981; Максимов Д. Поэзия и проза А. Блока. 2-е изд. Л., 1981; Александров А. А. Блок в Петербурге-Петрограде. Л., 1987; Русские писатели. 1800–1917. Т.
В. Быстров