Бобкова Зоя Степановна


БОБКÓВА Зоя Степановна [14.1.1943, Новина, Сев. Корея] — поэт, прозаик, журналист.

У Б. «два» места рождения. Официальное, значащееся в свидетельстве о рождении, выписанном в возрасте 12 лет, — Чита, Забайкалье. Из предшествующего свидетельства о рождении Б. помнит только то, что там был начертан крест. Но, уже будучи взрослой, она отыскала в детской записной книжке слова: Омпо, Сев. Корея — это и оказалось её наст. местом рождения. Впоследствии это было подтверждено копиями протоколов допросов её отца, кот. стали приходить из Комитета гос. безопасности.

В местечке Новина, курорт Омпо, в Сев. Корее жили обособленной колонией русские семьи, беженцы из рев. России. Когда в эти места пришли сов. войска, русские мужчины были арестованы и вывезены в СССР. Так случилось и с отцом Б., Степаном Петровичем, кот. впервые оказался на допросе в «СМЕРШ» 29.9.1945; 18.3.1948 — был арестован, 8.7.1948 — осуждён воен. трибуналом Сейсинской военно-морской базы за совершенные преступления, предусмотренные статьями 58-4 (оказание помощи «международной буржуазии»), 58-6 (шпионаж), 58-10 (призыв к свержению сов. власти) УК РСФСР к 15 годам ИТЛ с конфискацией имущества. Дело по обвинению С. П. Бобкова 16 апр. 1968 было пересмотрено Верховным Судом СССР и прекращено за отсутствием состава преступления.

После ареста отца мать Б., Ксения Михайловна, умирает (по одной из версий — кончает жизнь самоубийством). После потери обоих родителей старший сводный брат Б. перевозит ее в Харбин (Китай) и сдаёт в приют. Там Б. заканчивает три класса школы. «Харбин, Харбин… И детство, и судьба… / Ты в памяти моей, пока живу я. / А в этом мире — вечная борьба. / В России Революция, ликуя, / Выбрасывала прочь своих сынов. / Кто — в Сиднее, а мой отец — в Харбине. / Не пролилась тогда отцова кровь, / Харбин дал русским эмигрантам кров. / Благодарю его за это ныне» (« Харбин, Харбин »). В 1950-е правительство КНР приняло решение о репатриации, и Б. 2 авг. 1953 была отправлена в Читинский детский дом № 1, где и закончила школу. В старших классах увлеклась астрономией, ходила заниматься в пед. ин-т. Это увлечение определило во многом ее дальнейшую жизнь. После окончания школы Б. поехала в Л-д поступать в ЛГУ на астрономич. отд. Поступала четыре раза, но каждый год, сдав на «хорошо» мат-ку, проваливалась на посл. экзамене — английском яз. (реальная причина незачисления была в задокументированном прошлом ее отца). После очередного провала Б. уехала в Петрозаводск, работала в санатории. В Карелии наряду со стихами приступила к написанию поэм. Вернувшись в Л-д для очередной сдачи экзаменов в ЛГУ, Б. оказалась в СП, где её рукописи прочел С. Орлов, кот. занимался молодёжью и кот. нашёл интересные образы в ее поэзии (один из них: бомба падает и разлетается братскими могилами). Орлов направил Б. на занятия в ЛИТО к Ю. Логинову и Т. Никитиной в лен. Дом связи.

После очередного провала в ЛГУ Б. с этими же оценками, но написав сов. биографию, поступила в Лен. финансово-экономич. ин-т, после окончания кот. нашла работу с пропиской в Гатчине на Опытном з-де инженером-экономистом. В эти годы писала стихи. Печ. в местной прессе. Долго посещала занятия в ЛИТО Ю. Логинова, позднее перешла в ЛИТО к А. Шевелёву, кот. стал ред. перв. кн. стихов « Лирика » (Новгород, 1990).

С 1992 по 2002 Б. издавала и редактировала ист. газ. «Дворянское Собрание». В годы перестройки работала в гатчинской газ. «Приорат», в др. местных газ. В 2006 стала учредителем и редактором газ. «Приневский край», изд. по наст. время.

Начиная с 1990 Б. практически каждый год выпускает по кн. прозы или стихов: « Лирика » (СПб., 1991); « Я наше время на ладошке подержу » (СПб., 1991); « Странныерассказы » (СПб., 1992); « У зеркала » (СПб., 1992); « Брильянт в росе » (СПб., 1993); « Рассказы юмористические и не только » (СПб., 1993); « Калитка » (СПб., 1994); « Я — жизнь » (СПб., 1996); « Сердце с моторчиком » (СПб., 1998); « Последние денькитысячелетия » (СПб., 2000); « Отчая земля » (СПб., 2002); « Прощёный день » (СПб., 2004); « От апреля до апреля » (СПб., 2005); « Сны и явь » (СПб., 2006); « Вальс-воспоминание » (СПб., 2007); « Эхолоция » (СПб., 2009); « Радость и печаль » (СПб., 2011) и др.

Каждый из поэтич. сб. Б. получил свое освещение в критике. А. Родосский в рец. «Муза гатчинских озёр» пишет: «Вера и Отечество — эти понятия неразделимы для русского человека. Прекрасные картины родной природы, памятники старины, запечатлевшие славу наших предков — всё это вдохновляет Зою Бобкову на прелестные лирические стихотворения. Богатое творческое воображение позволяет ей воссоздать мгновения безвозвратно ушедшего прошлого. Чувство ностальгии по старому Петербургу, кот. не стало задолго до нашего рождения, хорошо знакомо многим из нас. Поэтому не могут не найти благодарного отклика у читателей, к примеру, такие стихи: “В славном городе Питере, / У прибрежной волны / Чайки, шляпки да кители, / Дух живой старины…”».

В рец. на кн. стихов «Прощёный день» В. Степанова рассуждает: «Новая книга названа ёмко... Она о времени мудрости, подведении итогов, о горьком знании и готовности понять мир. …Поэту удалась попытка единственно возможные слова о любви и разлуке, горькой радости материнства, о чувствах и чаяниях россиянки. Её метафора “Россия — древо. В каждый листопад // Она свергает прежние одежды, // Во глубину истории летят // Вожди и войны, судьбы и надежды…” привлекает внимание уже в первом стихотворении книги. …Подкупает умение автора смело обращаться к образному строю языка. Оно заявлено в стихах наиболее сложной формы, исполненных дисметрическим верлибром — свободным стихом. Этот жанр не часто используют современные поэты как форму высказывания. Зоя Бобкова новаторски распорядилась ею и обнаружила в энергичных текстах “ Погладишь пёсика …”, “ Зазнобило ветром …”, “ Придёшь кфотографу …”, “ Богата завихрениями …” недюжинный темперамент. Раскованность слова в этих стихах достойна похвалы. Они ошеломляют, обрушивают поток нестандартных метафор, узнаваемых образов и радуют свежестью голоса».

Г. Муриков по поводу кн. стихов Б. «Эхолоция» говорит: «Вообще в её поэзии масса неожиданностей. Она бывает серьёзна, раздумчива, даже печальна — и вдруг вспышка веселья, резвости и даже замечательного женского жеманства. “Я лиру посвятил сюсюканью” насмешливо писал в одном из произведений другой признанный мэтр постмодернизма Т. Кибиров. Но я должен сказать: “Нет! Не сюсюкает З. Бобкова. И не это её апофеоз”… Для человека мало-мальски начитанного в современной лирике, давно очевидно, что не традициями она [Б.] интересна, а как раз иным — отталкиванием от них, переосмыслением имеющегося материала…».

На кн. стихов «Радость и печаль» рец. написана Н. Лодеевой: «Наше время кличут “смутным”, не живёшь, а будто спишь», «осатанеем скоро до черты, разрушив всё, что дорого и мило, как будто снова к нам пришёл Батый, а вслед за ним курганы и могилы». <…> Словно грустные метафоры о современной жизни — стихотворения “ Крапива ” и “ Борщевик ”. Но, выражая свою гражданскую позицию, автор [Б.] не окунается в безнадёжность. Грусти и горечи Зоя Бобкова противопоставляет удивительную красоту мира, родной природы. В стихах часто употребляется один из архитипических образов — образ звезды. Строки поэтессы побуждают читателя поднять взор к небу и вместе с автором созерцать прекрасное. Архетипы, живущие в подсознании, роднят души людей, словно маяки настраивают их на определённый курс восприятия, создают канву настроения произведений.

Роман « Полёт сквозь бездну » был написан Б. в 1999, но издан только через 10 лет. И сразу получил серьезные отклики. «”<…> девочка, наверня­ка, старательная, ра­зучивала очередной заданный урок... Мелодия была такая магически грустная, что её не могло ис­портить расстроен­ное пианино, она заглушала времена­ми даже лихие кри­ки гангстеров и ав­томатные очереди из американских бое­виков, которые с на­слаждением погло­щали отдыхающие после работы граж­дане из соседних квартир”. В этой цитате, пожалуй, квинтэссенция ро­мана. Романа многослойного, чутко улавливающего всё то, что происходит с нами и нашей стра­ной в период новей­шей истории. Куда мы летим? А куда ле­тели в 1917-м? Автор, как та “старатель­ная девочка”, упор­но ищет ответы на вопросы. При этом, не забывая, как и по­ложено настояще­му художнику, что должна звучать и мелодия, пусть “магически грустная”». Как справедливо от­мечает Г. Муриков, роман «и стран­ный, и ироничный, и интригующий, и фантазийный — а одновременно это добротная, ясно и остро написанная психологическая проза, умная и вы­держанная». А всё дело в том, что «на­ши прекрасные дамы первыми поня­ли, со свойственной им чуткостью, что относиться ко всему происходящему “на полном серьёзе” не только нельзя, но и просто-напрос­то опасно. А ста­рательные девочки об опасности всех предупреждают пер­выми» (А. Яковлев).

В нач. 1990-х группа творч. людей по инициативе Б. установила в СПб. на ул. Замшина памятник «Примирение», посвящ. жертвам Гражданской войны, первый в России. На памятнике выбиты стихи Б.: «Мы — один народ, одна страна, / Никуда от этого не деться, / Даже если разрывает сердце / Надвое Гражданская война».

Б. выступила в кач-ве ред.-сост. в изд. «Лермонтов. Последний дом в Санкт-Петербурге». Это сб. документов, фотографий, отзывов, статей о доме на ул. Садовой, 61, где Лермонтов написал «Смерть Поэта», «Бородино» и др. Борьбу за спасение этого дома Б. ведет более 10 лет.

Б. печаталась в газ. «ЛГ», «Аргументы и факты», «Морская газ.», «Вести», «СПб. ведомости», «Бабруйскае жыццё», «Лит. Петербург», во мн. колл. сб. и периодич. изд., в ж. «Нева», «Наш современник», «Невский альм.» и др. В интернете Б. имеет лит. сайт (zoya-bobkova.sitecity.ru).

Б. — лауреат фестиваля «На берегах Невы» в номинации «Лучший текст песни» (2002), лауреат I степ. в номинации «Автор слов песни о Петербурге» к 300-летию города (2003), лауреат районного фестиваля авторской и бардовской песни в номинации «Лучший текст песни» (2003). Лауреат лит. премии им. Н. Тихонова (в номинации «поэзия»), лауреат премии Е. Дашковой (в номинации «журналист»). Диплом им. М. Ю. Лермонтова «Недаром помнит вся Россия» с вручением медали «М. Ю. Лермонтов. 1814–1841» (2014). Диплом V Берлинского Междунар. лит. конкурса «Лучшая книга — 2014» (за роман «Полёт сквозь бездну», 2014). Спец. диплом Берлинского Лит. ин-та им. А. Чехова («За художественное мастерство и глубину исследования человеческих взаимоотношений» в романе «Полёт сквозь бездну», 2014). Имеет Памятную медаль «А. П. Чехов. 1860–1904»; памятную медаль «А. С. Грибоедов. 1795–1829». Номинант Всерос. Бунинской премии (2015), номинация «современная проза» (long list). Награждена медалью «За заслуги перед отечественной культурой» (2017). Специальный диплом на Германском Международном литературном конкурсе (Берлин-Франкфурт) «За лучшую книгу о Великой Отечественной войне» за книгу очерков «С нами – из «Бессмертного полка» (2018); специальный диплом на Германском Международном литературном конкурсе «Лучшая книга года -2019» (Берлин-Франкфурт) за книгу лирики «О недосказанности вечной» «за глубину и проникновенность поэзии».

Член СП России с 1994. Член Союза журналистов СПб. и Лен. обл.

Живет в Гатчине.

Соч.: Лирика. СПб., 1991; Я наше время на ладошке подержу. СПб., 1991; Странные рассказы. СПб., 1992; У зеркала. СПб., 1992; Брильянт в росе. СПб., 1993; Рассказы юмористические и не только. СПб., 1993; Калитка: Стихи, избранное. СПб., 1994; Я — жизнь. СПб., 1996; Сердце с моторчиком: Рассказы, повесть, поэма, стихи. СПб., 1998; Последние деньки тысячелетия. СПб., 2000; Отчая земля. СПб., 2002; Прощеный день. СПб., 2004; От апреля до апреля. СПб., 2005; Сны и явь: Рассказы, повесть, очерки. СПб., 2006; Вальс-воспоминание. СПб., 2007; Эхолоция. СПб., 2009; Полет сквозь бездну: Роман. СПб., 2009; Радость и печаль. СПб., 2011; Когда мне было восемнадцать лет. СПб., 2012; Стихи // Созвездия катренов Петербурга / гл. ред. и сост. Н. Н. Бутенко. Т. 3. СПб., 2013; Реальная жизнь реальной женщины. СПб.: Петрополис, 2014; Последний дом М. Ю. Лермонтова в Санкт-Петербурге: к 200-летию поэта. Конкретное дело // На русских просторах: Ист.-лит. ж. 2014. Вып. 4 (19); Таллинн. Центр русской культуры // Невский альм. 2015. № 1 (80); С нами – из «Бессмертного полка: сборник очерков. СПб.: «Петроцентр», 2016; Лермонтов. Его последний дом в Санкт-Петербурге: сборник документов, статей, отзывов, фотографий. СПб.: «Центр современной литературы и книги на Васильевском», 2018; О недосказанности вечной: книга лирики. СПб.: ИД «Петрополис», 2018; [Стихи] // Невский альм. 2018. № 3 (101), 4 (102); Главная тема – примирение // Книжная лавка писателей. 2019. № 35. 31 марта.

Лит.: Родосский А. Муза гатчинских озёр // Информ: Россия. 1996. № 4 (28); То же // Приорат. 1995. № 2; Кожевников П. Неделимый венец // То да сё. 1998. Февр. № 7 (284); Зоя Бобкова. Сердце с моторчиком. Проза, стихи, поэмы // Петербургsкий книжный вестник. 1999. № 6 (9); Михайлов А. Судьбой и поэтич. строкой // Нева. 2002. № 10; Степанова В. С чистой душой // Морская газ. 2004. 17 дек.; Филимонов А. Пятистенок стихов // Приневский край. Гатчина, 2007. № 47; То же // Лит. Петербург. 2008. № 74 (март); Муриков Г. Лирич. контрнаступление // Приневский край. 2009. 21 июл. № 86; Яковлев А. Штудии старательных девочек // ЛГ. 2009. 28 окт. — 3 нояб. № 44; Тишина И. Сынам одного Отечества // ЛГ. 2010. 10–16 март. № 9 (6264); Лодеева Н. Я выпускаю бабочек на волю // Лит. Петербург. 2011. № 108, авг.; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / сост. А. И. Белинский. СПб., 2011; Перова Н. Зоя Бобкова и её «путь-дорожка от Харбина…». СПб., 2013; Любегин А. Облако-Бобкова: Рец. на кн. стихов З. Бобковой «Когда мне было восемнадцать лет» // Невский альм. 2015. № 1 (80); Воробьева Л. «Хоть именем, но на земле останусь…»: главные смыслы поэзии Зои Бобковой // Невский альм. 2016. № 2 (88).

А. Родосский

  • Бобкова Зоя Степановна