Богданов Леон Леонидович


БОГДÁНОВ Леон Леонидович [25.12.1942, Куйбышев — 25.2.1987, Л-д] ― поэт, прозаик.

Родился в эвакуации. Неск. лет жил в послевоен. Германии, где работал отец. Позже семья вернулась в Л-д. Учился в специализированной английской школе на Графском пер.; в школьные годы познакомился с К. Кузьминским и Б. Понизовским.

Писал стихи, эссе, занимался живописью и графикой. В 1960–70-е его машинописные сб. стихов и прозы выпускались Вл. Эрлем под маркой изд-в «Польза» и «Палата мер и весов». Печ. в ж. «Часы», «Транспонанс» (1985), «Митин ж-л», в сб. «Лепрозорий–23» (1976), в антологии К. Кузьминского «У Голубой лагуны».

В 1960-х одним из первых среди отеч. литераторов в послевоен. время стал организовывать текст как цитатный коллаж.

Творч. достижения Б. были восприняты в среде неофиц. лен. лит-ры как выдающиеся. В 1985 ему была присуждена премия Андрея Белого (с формулировкой «за книгу “Заметки о чаепитии и землетрясениях”, позволяющую европейскому уху услышать “в музыке флейты земли — звучание флейты неба”»). Сильнейшее впечатление от тв-ва Б. засвидетельствовали Вл. Эрль, Б. Констриктор, Б. Кудряков, А. Драгомощенко, Д. Волчек, В. Кондратьев, А. Левкин; некот. из них назвали Б. в числе своих лит. учителей.

Б. отличала самоуглубленность, молчание и пост. внутренняя работа, лишь изредка фиксируемая в словах. В целом Б. был внесистемным мыслителем, что объясняет его привязанность к В. Розанову, восточной лит-ре и скорее к образному мышлению, чем к логике. Дневниковые записи Б. можно отнести к жанру «великое в малом»: сосредоточенные на простейшем (подробности быта, радио- и теленовости) и выраженные простейшим образом (переписанное из газ. сообщение), они позволяют читателю немало узнать об отошедшей эпохе.

«И литература, и живопись Элика изумительно просты — до очевидности, до трюизма — и вместе с тем какая в них утонченность, виртуозность, какое сложное восприятие, колоссальная эрудиция! Простота не первая ступень его художественной биографии, а ее завершающая цель, вбирающая в себя то в спрессованном, то в разреженно-неприметном виде сложность самых разных культур и миров» (К. Козырев).

«В ранних текстах внезапное, но очень точное наблюдение, изумительная метафора, проникновенное размышление (“Осколки зуба на верхней десне ощущаются как звезда”, “Я видел ряд цветных закатов, похожих на устойчивую валюту, багряно-синих”, “Пыль — национальный продукт Эстонии”). В поздних текстах Б. отказывается от такого рода фраз: наблюдения, метафоры, размышления уступают место «эстетике списка» — то в масштабах целой планеты (перечни землетрясений), то в размер кухонного стола (сорта купленного чая, каталоги издательств)» (Б. Останин).

«Всё под пристальным вниманием: рубашка, рассвет, шум в подъезде, книга, воспоминание, и всё отдельно. Полное отсутствие психологии и эмоции . И каждая вещь вырастает до размеров своей отдельности и абсолютной значимости. Это как бы перевод (очень медленный) взгляда с одной вещи на другую. Перечисление. Эпос» (Б. Кипнис).

«Всю жизнь Б. вслушивался в мир с таким напряженным вниманием, с каким скрипач прислушивается к своему инструменту. Б. пытался добраться до партитуры вселенной. Вот почему фиксации деталей обычного дня (количество пачек чая, последние известия) становятся необычайно важными событиями. Б. ничего не изображает, он просто живет, он просто напряженно вслушивается в тишину мировой паузы. Не смысл движет прозу Б., а то, что за ним, музыка тонких вибраций» (Б. Констриктор).

Умер скоропостижно от инфаркта.

Первая кн. Б. вышла в 2002 в изд-ве НЛО — « Заметки о чаепитии и землетрясениях ».

В 2015 в ж. «НЛО» (№ 134) опубл. блок мат-лов под назв. «Post(non)fiction: к генезису “другой” прозы», посвящ. пограничному письму, располагающемуся между fiction и non-fiction. В ст. А. Конакова «Преодолевая автаркию (О “Заметках” Леона Богданова)» рассматривается дневниковая проза Б. Конаков использует для анализа метод «семантических гнезд» (предложенный В. В. Виноградовым для иссл-я поэтич. речи А. Ахматовой) в проекции на своеобразную психогеографию Л-да 1960–80-х, в т.ч. на тв-во Б.

Соч.: 1974 год // Часы. 1978. № 16; Шесть писем; Возвращение в 1974 год // Часы. 1980. № 23; Красные карточки // Часы. 1982. № 39; Окно, открытое во внутрь // У Голубой лагуны / сост. К. Кузьминский. Т. 4А. Ньютонвилль, 1983; Заметки о чаепитии и землетрясениях // Часы. 1985. № 55, 58; Ломоносов; Шестнадцать; Сон; Где это? (Рассказы) // Митин ж-л. 1987. № 13; «В первый день листопада…»: стихи // Митин ж-л. 1989. № 28; Шесть писем на черной бумаге; Черногория (эссе) // Лабиринт/Эксцентр. 1991. № 1; Проблески мысли и еще чего-то: проза / предисл. Вл. Эрля // ВНЛ. 1991. № 3; Тр-р тр-р и другие тексты // Поэзия и критика. Вып. 1. СПб., 1994; Лучей нет (Фрагмент из дневника) // НЛО. 1997. № 25; Заметки о чаепитии и землетрясениях. М., 2002; «Ещё на Пасху…»; 1974 год // Русская проза. Вып. Б. СПб., 2012.

Лит. : Б–К. [Останин Б., Козырев К.] Поиски дервиша (Диалог, посвящ. памяти Л. Богданова) // Часы. 1987. № 70; НЛО. 1997. № 25; Самиздат Л-да. 1950-е — 80-е. Лит. энц. М., 2003; Пивоваров В. Заметки о «Заметках…» Леона Богданова // НЛО. 2003. № 61; Левкин А. Заметка о Леоне и Богданове // Русская проза. Вып. Б. СПб., 2012; Конаков А. Преодолевая автаркию (О «Заметках» Леона Богданова) // НЛО. 2015. № 134. Сайт премии Андрея Белого — <belyprize.ru>

К. К.

  • Богданов Леон Леонидович