Богданова Ольга Владимировна
БОГДÁНОВА Ольга Владимировна [3.2.1957, Л-д] ― литературовед.
После окончания ср. школы с золотой медалью поступила на филол. фак-т ЛГУ им. А. А. Жданова (отд. «Русский язык и лит-ра»). Во вр. учебы в ун-те слушала лекции В. А. Мануйлова, Г. А. Бялого, Г. П. Макогоненко, В. М. Марковича, А. Б. Муратова, Н. С. Демковой, М. В. Разумовской, Л. Ф. Ершова, специализировалась по проблемам современной русской лит-ры. Защитила диплом под рук. Ю. А. Петровского по военной прозе В. Богомолова (роман «В августе сорок четвертого»). Окончила ЛГУ с отличием (1981), была оставлена для преподавания на кафедре истории советской лит-ры. Первые науч. публикации появились в студенч. годы (ж-л «Вестник ЛГУ»).
В 1990 под руководством проф. Л. Ф. Ершова защитила канд. дис. « Тв-во Василия Лебедева в контексте лит-ры 1960–90-х гг .», в которой освещен творч. путь писателя-деревенщика, намечена мотивная структура его произведений, выделены устойчивые поэтич. приемы, определяющие художественную манеру прозаика. Написала ряд статей, выпустила науч. монографии по смежным проблемам ― « Современная русская лит-ра » (Л., 1994), « Лагерная тема в русской прозе 1950–80-х годов » (СПб., 1996); « Современная русская проза. 1970–90-е годы » (СПб., 2000), « Творчество Василия Лебедева » (СПб., 2004), « Историческая проза 1960–90-х годов » (СПб., 2004); « Тема лагеря в прозе Михаила Кураева » (СПб., 2006) и др.
В конце 1980-х в рамках современной русской лит-ры избрала для науч. специализации и дальнейших исследований проблемы развития отечественного литературного постмодернизма. Выпустила неск. монографий по вопросам историко-литературных истоков и характера эволюционирования лит-ры русского постмодерна, по проблемам своеобразия совр. русского литератруного авангарда в области прозы, поэзии, драматургии ― « Русская лит-ра 70-х ― 90-х годов ХХ века: писатели-постмодернисты » (в 3 ч. СПб., 2000); « Совр. лит. процесс: к вопросу о постмодернизме в русской лит-ре 70–90-х годов ХХ века » (СПб., 2001); « Поэтический постмодерн » (СПб., 2002); « Драматургический постмодерн » (СПб., 2003) и др.
Написала большое кол-во статей по тв-ву современных писателей-постмодернистов, по вопросам своеобразия худож. манеры В. Сорокина, В. Пелевина, А. Битова, И. Бродского, С. Довлатова, Вен. Ерофеева, М. Кураева, Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой, Саши Соколова, Д. Пригова, Л. Рубинштейна, А. Парщикова, И. Жданова, Н. Коляды, А. Казанского и др. Выпустила монографии «”Москва ― Петушки” Венедикта Ерофеева как пратекст русского постмодернизма » (СПб., 2002), « Роман А. Битова “Пушкинский дом”: “версия и вариант” русского постмодерна » (СПб., 2002), « Литературные стратегии В. Пелевина » (СПб., 2007; в соавт.), « Художественный мир Михаила Кураева » (СПб., 2008), «”Петербургский подтекст” Иосифа Бродского » (СПб., 2012). Подготовила и опубликовала «монографические» сборники по отд. писателям и произведениям в серии «Текст и его интерпретация» ― « Рассказ Виктора Пелевина “Ника” » (СПб., 2005), « Роман Татьяны Толстой “Кысь” » (СПб., 2007), « Проза Владимира Сорокина » (СПб., 2008), «”Время ночь” Людмилы Петрушевской » (СПб., 2008), « Пьеса Олега Богаева “Кто убил мсье Дантеса” » (СПб., 2008), « О текстах Людмилы Петрушевской» (СПб., 2009), « Роман Андрея Битова “Пушкинский дом” » (СПб., 2009) и др., в которых выступила гл. редактором, составителем и автором ряда статей.
Занималась вопросами соединения вербального и визуального в современной русской постмодерной лит-ре, в частности в творчестве представителей «московской концептуальной школы» ― написала ряд статей по тв-ву В. Сорокина, Д. Пригова, Л. Рубинштейна, И. Кабакова, В. Пивоварова и др. Выпустила монографию « Концептуалист писатель и художник Владимир Сорокин » (СПб., 2005).
Защитила докт. дис. « Постмодернизм и современный литературный процесс » (2003), проф. (2005). По материалам дис. выпустила науч. монографию « Постмодернизм в контексте современной русской лит-ры: 60–90-е гг. ХХ в. ― нач. ХХIв.» (СПб., 2004). Книга стала одним из первых отечественных системных научных исследований по проблемам совр. русского литературного постмодернизма. Новаторский характер работы проявился прежде всего в том, что Б. обратилась к общественным и культурно-философским истокам возникновения постмодернизма в рамках русской лит. традиции, к вопросам органичности постмодерна лит. процессу определенного этапа культурного развития отечественной прозы рубежа ХХ–ХХI вв., в понимании законов текущего эволюционирования и выявлении перспектив отечественного литературного постмодернизма, не угасания, но развития постмодерных тенденций в совр. лит. процессе.
Наряду с освещением проблем совр. лит. процесса ряд проектов Б. ориентирован на лит-ру ХIХ столетия, преимущественно на пушкиниану. Ею подготовлены и выпущены серии науч. изданий «Музей в контексте эпохи», «А. С. Пушкин и Крым», «Мойка, 12. Пушкинские реликвии», «Беляевские чтения» и др. по мат-лам научной деятельности Музея-квартиры А. С. Пушкина на Мойке, д. 12, Музея А. С. Пушкина в Гурзуфе, Дворца-музея М. С. Воронцова в Алупке, Музея-усадьбы Г. Р. Державина, Музея О. Ганнибала в Суйде, Домика няни Пушкина в Кобрино, Музея В. В. Набокова в Рождествено и др. Выпустила монографический сборник «”Пушкин ― наше все…”: литература постмодерна и Пушкин » (СПб., 2009).
Написала неск. науч. работ на основе выявления исторических связей и культурных параллелей между Россией и Англией ХIХ в., выпустила монографию-исследование « Светлейший князь Михаил Семенович Воронцов и дворец в Алупке » (СПб., 2010; перевод на англ. язык ― 2010).
По инициативе Б., под её редакцией и с её авторским участием вышли три тематических сборника в серии «Петербургская филологическая школа»: « Золотой век русской лит-ры » (СПб., 2008), « Серебряный век русской лит-ры » (СПб., 2009), « Бронзовый век русской лит-ры » (СПб., 2008).
В рамках данной серии и ее развития Б. опубликовала ряд проблемных статей, предлагающих новое видение классических текстов, предложила их современную интерпретацию: « Балладная дилогия В. Жуковского: “Людмила” и “Светлана” » (СПб., 2018), «”Сценическая поэма” А. С. Грибоедова “Горе от ума” » (СПб., 2013), «Образы Петра и бедного Евгения в “Медном всаднике” А. С. Пушкина» (СПб., 2016), «”Капитанская дочка” А. С. Пушкина» (СПб., 2019), «К истории рождения романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”»: гипотеза и ретроспектива» (СПб., 2016), « Повесть Н. В. Гоголя “Нос” как олицетворенная синекдоха » (СПб., 2017), «”Реальная критика”, или Как сделана “Гроза” А. Н. Островского» (СПб., 2015), «”Кто тут прав, кто виноват <…> решить не берусь…”: “Отцы и дети” И. С. Тургенева » (СПб., 2014), «”Пьесу назову комедией…”: “Вишневый сад” А. П. Чехова» (СПб., 2014), « Две редакции рассказа А. П. Чехова “Ионыч” » (СПб., 2016), « Самый любимый рассказ А. П. Чехова (“Студент”)» (СПб., 2018), « Самый “чеховский” рассказ И. А. Бунина (“Господин из Сан-Франциско”) » (СПб., 2013, 2-е изд. — СПб., 2014); « Самый толстовский рассказ И. А. Бунина (“Чистый понедельник”)» (СПб., 2017), «”Картины” М.Горького ”На дне”: новейшая интерпретация » (СПб., 2015), «Морфология горьковской сказки («Старуха Изергиль») » (СПб., 2017), « Философская мистерия в поэме А. Блока “Двенадцать” » (СПб., 2017), « Непоэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” » (2019) и др.
В 2016 выпустила монографию « Современный взгляд на русскую литературу ХIХ — начала ХХ века », в 2017 — « Совр. взгляд на русскую литературу ХIХ — середины ХХ века », где предложила восприятие хрестоматийных классических текстов в новом — современном и неожиданном — прочтении. Так, в поэме Пушкина «Медный всадник» вместо традиционного образа «маленького человека» Б. увидела «большого человека» В. К. Кюхельбекера, которому, с точки зрения ученого, и посвящена поэма («Медный всадник» воспринят Б. как «лицейский подарок» 1833 г., того года, когда ни одно др. сочинение Пушкина не было посвящено 19 октября). В пьесе Горького «На дне» вместо традиционного двоичного противостояния «истина ↔ сострадание» Б. увидела триаду поступательного движения Горького (и его героев) к образу Гордого Человека (язычество/платонизм → христианство/толстовство → новая философия/ницшеанство), разглядела в тексте горьковской драмы «темные» места (напр., вопрос о том, кто действительно убил старика Костылёва), получившие ее доказательную интерпретацию. Б. предложила неожиданную трактовку образа главной героини в рассказе Бунина «Чистый понедельник», убедительно связав образ героини- идеи с мыслями и философией Л. Н. Толстого. Во всех рассмотренных классических текстах исследователем обнаружены неординарные ракурсы восприятия, предложены нетрадиционные трактовки, даны глубокие современные научные комментарии.
Материалы обеих монографий «Современный взгляд…» (2016, 2017 гг.) легли в основу учебного пособия для гуманитарных вузов « Русская литература ХIХ — начала ХХ века. Традиция и современная интерпретация » (СПб., 2019).
В течение посл. лет в кач-ве гл. редактора и составителя Б. ведет несколько линий-проектов науч. изданий. Стала инициатором и основателем науч. серии «Литературные направления и течения. ХIХ–ХХ вв.» (с 2003 вышло более 100 вып.), сб-ков научных работ студентов, магистрантов и аспирантов «Реr aspera ad astra» (с 2005 вышло 15 вып.); «Писатель в маске» (вышло 5 науч. моногр.); «Русский литературный постмодернизм» (5 науч. монографий) ― все серии продолжаются. Член редколлегии ряда научных изданий.
Целостность и направленность науч. исследований Б. выразились в тематике и проблематике прочитанных ею общих курсов лекций, спец. курсов, просеминаров и спец. семинаров (филол. фак-т и фак-т журналистики ЛГУ/СПбГУ). Лекционные курсы охватывают историю русской лит-ры ХХ в. ― «История русской сов. лит-ры» (ч. 1 и 2, позже ч. 1, 2, 3), а также проблемы развития «Лит-ры народов СССР», спецкурсы посвящены истории развития современной русской лит-ры («Русская проза 1960-х ― 1990-х годов», «Лит-ра постмодерна в контексте современной русской лит-ры кон. ХХ ― нач. ХХI вв.»), а также проблемам теории лит-ры. Рук. дипломными и курсовыми проектами по совр. русской лит-ре, научно-исслед. работой аспирантов и соискателей, магистров, в т.ч. иностранных стажеров-исследователей. Под руков. и при участии Б. защищены канд. (15) и докт. (3) дис.
Автор около 400 научных работ, в т.ч. более 20 монографий, автор одного из авторитетных учебников по совр. русской лит-ре ХХ в., который переведен (полностью или частично) на английский (Канада, США), французский (Франция), корейский (Южная Корея), китайский (Китай, Пекинск. ун-т иностр. яз.) языки. Как один из ведущих специалистов по современной русской лит-ре, в т.ч. по лит-ре русского постмодернизма, многократно приглашалась для чтения лекций в др. вузы РФ, ближнего и дальнего зарубежья (Германия, Италия, Франция, Эстония, Китай).
Стала инициатором и выступила гл. редактором и составителем энциклопедического словаря « Литературный Санкт-Петербург. ХХ век» ― уникального научного издания, которое включает в себя огромный перечень статей, охватывающих тв-во литераторов, работавших в Санкт-Петербурге-Петрограде-Ленинграде в ХХ в. Первое издание словаря (в 2 т., около 800 персоналий) вышло в ноябре 2011 года (short-list лит. премии Андрея Белого). В новую ред. словаря (в 3 т., более 1750 персоналий) наряду с писателями включены статьи о переводчиках, литературных и театральных критиках, литературоведах. Планируется 3-е издание словаря (около 3000 персоналий). Автор многочисленных статей лит. словаря.
Член СП СПб.
Соч.: «Москва — Петушки» Вен. Ерофеева как пратекст русского постмодернизма. СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2002; Роман А. Битова «Пушкинский дом»: «версия и вариант» русского постмодерна. СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2002; Постмодернизм в контексте современной русской лит-ры (60–90-е гг. ХХ в. ― нач. ХХI в.). СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2004; Концептуалист писатель и художник Вл. Сорокин СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2005; Худож. мир Мих. Кураева. СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2008; «Пушкин — наше все…»: лит-ра постмодерна и Пушкин. СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2009; «Петербургский подтекст» Иосифа Бродского. СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2012; Лит. СПб. ХХ век: энц.: в 2 т. СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2012; Интертекст «Романа» Владимира Сорокина. СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2013; «Кысь» Т. Толстой: герой и его «корни». СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2013; Евгений Замятин: pro et contra / гл. ред. и сост. О. В. Богданова, М. Ю. Любимова. СПб.: РХГА, 2014; «Она была мечтой поэта…»: «Река Оккервиль» Т. Толстой». СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2015; Лит. СПб. ХХ век: энц.: в 3 т. СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2015; Современный взгляд на русскую литературу ХIХ — начала ХХ вв. (классика в новом прочтении). СПб.: Береста, 2016; Текст, претекст, интертекст: «Метель» Вл. Сорокина. СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2017; Современный взгляд на русскую литературу ХIХ — середины ХХ вв. (классика в новом прочтении). СПб.: Береста, 2017; Балладная дилогия В. Жуковского: «Людмила» и «Светлана». СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2018; Максим Горький: pro et contra / сост. О. В. Богданова, Л. А. Спиридонова и др. СПб.: РХГА, 2018; Русская лит-ра ХIХ — нач. ХХ века. Традиция и современная интерпретация. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019; Современный лит. процесс: претекст, подтекст, интертекст. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019; Михаил Булгаков: pro et contra / сост. О. В. Богданова. СПб.: РХГА, 2019; «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019; «Маленькие» рассказы А. П. Чехова. Новые грани смысловой интерпретации. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2020; «Темные аллеи» и другие рассказы И. А. Бунина. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2021; О поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2021; Поэтические миры Иосифа Бродского. СПб.: Алетейя, 2022; «Вся жизнь — Петушки». Драматизированная пьеса и прозаизированная драма Венедикта Ерофеева. СПб.: Алетейя, 2022; «Филологическая проза» Андрея Синявского. СПб.: Алетейя, 2022; Н. А. Некрасов: pro et contra. СПб.: РХГА, 2022; И. А. Бродский: pro et contra. СПб.: РХГА, 2022.
Лит.: Филологический факультет СПбГУ: Материалы к истории фак-та / авт.-сост. И. С. Лутовинова. 4-е изд. СПб., 2008; Кто есть кто в российском литературоведении: биобиблиогр. словарь-справочник. М., 2011; Энциклопедический отдел Института филологических исследований СПбГУ. СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2013; Лауреаты премии Андрея Белого за 2012 год (короткий список премии 2012 г.) // Премия Андрея Белого (2011–12) / сост. Б. В. Останин. СПб.: Гельветика, 2016; Оляндэр Л. К. Размышления над монографией О. В. Богдановой «Современный взгляд на русскую литературу ХIХ — начала ХХ вв. (классика в новом прочтении)» // Studia Metodologica. Тернополь (Украина), Кельце (Польша), 2016. Вып. 43; Оляндэр Л. К. Литературный процесс: осмысление форм его проявления // Вестник Одесского нац. ун-та. 2017. Сер. Филология. Т. 22. Вып. 1 (15); Оляндэр Л. К. Поиски путей к истине: современные рецепции русской классики. Луцк: Вэжа-друк, 2021. 348 с.
И. Митрофанова