Богораз Владимир Германович


БОГОРА́З Владимир Германович (псевд. Н. А. Тан, В. Г. Тан) [15(27).4.1865, Оруч Волынской губ. — 10.5.1936, в поезде, на пути из Л-да в Ростов-на-Дону; похоронен в Л-де на Волковом кладб.] — прозаик, поэт, этнограф, фольклорист, язы­ковед, общ. деятель.

До 1885 носил имя Натан Менделевич, имя Владимир получил при переходе из иу­дейской веры в православие, отчество Герма­нович — по крестному отцу. Семья переехала в Таганрог, в 1872 стал учиться в гимназии. В 1880 окончил гимназию и уехал в СПб. Был зачислен на естественное отд. ун-та, затем учился на юридич. фак-те. В кон. 1880 входил в студенч. кружок «Народной воли», кот. руководил А. Желябов. В 1882 за участие в сту­денч. нелегальной сходке был аресто­ван, исключен из ун-та и выслан в Ростов-на-Дону, а затем в Таганрог. Там включился в рев. работу и в 1883 был снова арестован, затем опять выслан. В 1885 вошел в состав руководящего центра южнорусской народовольческой ор­ганизации. После ареста в 1885 более полу­тора лет провел в одиночном заключении в Петропавловской крепости в СПб., затем был выслан в Сибирь на 10 лет.

На Колыме Б. записал том былин киевско­го цикла, много сказок, песен, пословиц, по­говорок. В теч. 3 лет участвовал в науч.-иссл. экспедиции, странствовал по стойбищам чукчей, научился говорить по-чукотски, по-ламутски, по-эскимосски, делал записи фольклорных произведений на язы­ках исполнителей. В 1896 рассказ « Кривоногий » был опубл. в ж. «РБ» за подписью — Н. А. Тан (псевд. по име­ни автора — Натан). Стал одним из перв. писателей, взявшихся за разработку чу­котской темы.

Кн. « Чукотских рассказов » (1899) привлекла внимание А. Чехова, М. Горь­кого, В. Короленко (рассказ Короленко «Сон Макара» во мн. определил направление и идейное содержание раннего тв-ва Б.). «Чукотские рассказы» выявляют при­стальный интерес автора к этнографии и фольклору, стремление правдиво показать образ жизни и психологию коренных обита­телей Чукотки. В ходе работы над «Чукотски­ми рассказами» складывалась новая книга о ссыльных в Сибири — « Колымские рас­сказы ». Были напис. повести « Развязка » (1896) и « На каменном мы­су » (1898).

В янв. 1899 Б. вернулся из ссылки в СПб. Стал сотрудником ж. «Начало» и «Жизнь», выступил там прежде всего как поэт, опубл. стих. « А. С. Пушкину»,«Моя муза», «Судьба » и др. В 1899 опубл. его « Краткий очерк об ис­следовании чукчей Колымского края ». В сибирских произведениях Б. обнаружились тяготение к очерковой манере повествова­ния, своеобразное жанровое соединение рассказа и очерка, органическое соедине­ние науч. опыта с мироощущением по­эта-романтика. Автору интересно, насколько тесна связь индивидуального сознания с тра­дициями, как именно в индивидуальном про­является народная память. Впервые в лит-ре в тв-ве Б., как и в тв-ве его совре­менника В. Серошевского, люди Дальнего Севера были изображены психологически правдиво, художественно реалистично и убе­дительно. Лит. работа Б. на рубеже XX в. ста­ла заметной вехой на пути развития интерна­циональной темы в русской лит-ре.

В 1899 принял участие в совм. русско-американской Северо-Тихоокеанской экспедиции, путешествовал по Камчатке и Чукотке, обследовал много селений, со­брал богатый мат-л, кот. был опубл. на английском яз. в 4 томах и поста­вил Б. в ряд крупнейших этнографов мира. Путь на Тихий океан лежал через Берлин, Па­риж, Лондон, Нью-Йорк; на зарубежном мат-ле и мат-ле поездок по северным и дальневосточным землям России написал очерковые произведения « Золотые утки » (1900), « На севередальнем », « В Япо­нии » (1901). В 1903–04 путешествовал по Франции и Италии, издал очерки « В Италии » (1904). Для историка лит-ры непреходящий и принципиальный интерес сохраняет феномен сочетания в лице Б. уче­ного-этнографа и фольклориста и наблюда­тельного и эмоционального художника.

В 1902 в Нью-Йорке Б. написал этнографич. роман из древней жизни « Восемьплемен ». Теме «русские в Америке» посвящ. повесть « Авдотья и Ривка » (1902), рассказ « Елка в Нью-Йорке » (1903), явно сохраняющие и ныне свою злободневность. Романтик по складу души и мировоззрения, Б. не мог примириться с практицизмом аме­риканской действительности. В разлуке с ро­диной усилилась тяга к идеям народничества, укрепилась связь с традициями русской лит-ры, напр. с тв-вом Пушкина, кот. с горечью гуманиста писал о траге­дии аборигенов Сев. Америки и выра­жал опасение, что «остатки древних обитате­лей Америки скоро совершенно истребятся». Русских не радуют меркантилизм и эгоистическая разобщенность американ­цев, русский слесарь в рассказе «Елка в Нью-Йорке» говорит так: «Машины здесь есть, а людей нету...». В романе « За океаном » — мотив духовной ни­щеты, бездуховности жизни. Позднее в ста­тье « Что такое американская свобода? » Б. обличал ханжество и лицемерие, особенно характерное для буржуазного общества, ут­верждал, что истинным властелином жизни в буржуазной Америке является денежный мешок, а под покровом мнимой демократии процветает денежная псевдоаристократия.

Вернувшись на родину, активно включил­ся в работу I съезда российских журналистов. Побывал в Ясной Поляне у Л. Толстого уже как автор вышедших в 1903 очерков « Духо­боры в Канаде », посвящ. русским правдоискателям, кот., вдохновясь уче­нием Толстого, переселились в Канаду, чтобы создать там идеальное об-во. В 1905 вошел в центр. бюро Всерос­сийского крестьянского союза, входил также в Моск. центр. забастовочный комитет, был арестован и посажен в тюрьму. Всего же с 1905 по 1917 привлекался к суду около 20 раз.

Годы 1905–10 особенно плодотворны: 1905 — очерковая кн. « Новое крестьян­ство » (запрещ. цензурой); 1906 — по­весть « Дни свободы » (запрещ.), кн. « На тракту » — повесть из жизни петерб. рабочих. Совершенствуется ма­стерство публициста, углубляется проблема­тика, постоянно расширяется тематика тв-ва; 1907 — сб. « Красное и черное », здесь репортаж, путевой очерк; очерково-публицистич. повествование о деревне « Мужики в Государственной Думе » — о том, что лучшие избранники кре­стьянства оправдали возложенные на них на­дежды; статья о совр. лит-ре « Речи живые и мертвые »; 1908 — книга о послерев. стране « Передвинутые души » явилась результатом большой поездки по России, по Волге и Кавказу; в 1908–09 изд. « Очерки полярной охоты » и «охотничьи рассказы» (« На лося», «Царь-медведь ») и др. В 1909 написан роман о доисторич. временах « Жерт­вы дракона », в 1908–10 — серия нраво­описательных очерков на петерб. те­мы, из них составилась очерковая кн. « Кругом Петербурга ». Продолжается ра­бота в обл. поэзии; в 1905 выходит 3-е изд. « Стихотворений », в 1910 — их 4-е изд. В 1910–11 в СПб. издано СС в 10 т. (первое собр. очерков и рас­сказов вышло в 1904).

Во время Перв. мировой войны выехал на фронт как начальник санитарного отряда Союза городов, был на Карпатах, в Польше, Венгрии, печатал корреспонденции в газ. «Биржевые ведомости». С 1918 возобновля­ет работу в Музее антропологии и этногра­фии, работает предс. Пг. филиала Комитета Севера. Дни и годы на­пряженнейшей и плодотворнейшей науч.-общ. работы — создает алфавит и грамматику чукотского яз., преподает в Географическом ин-те, в Ин-те народов Се­вера, в Пг. ун-те; его аудитории, как свидетельствуют современники, всегда переполнены.

Новаторски изучает совр. русскую дерев­ню, издает кн. « Старый и новый бытдеревни» (1924), «Революция в дерев­не » (1924) и др. (всего в 1924–26 было под­готовлено 8 сб. работ по данной теме). Рабо­тает членом редколлегий ж. «Сов. этно­графия» и «Сов. фольклор», печ. статьи, а в ежемесячнике «Россия» — пу­тевые очерки о Западной Европе и Америке. Принимает участие в международных этно­графич. конгрессах. Пишет и о худож. лит-ре — о произведениях А. Кожевникова, Н. Вагнера, М. Езерского и др. Участвует в подготовке СС Г. Уэллса — перевод, редак­тирование, две вводные статьи. Помимо Уэлл­са переводил произведения польской писа­тельницы М. Конопницкой. Науч. деятель­ность характеризуется созданием работ « Народная лит-ра палеоазиатов» (1919), «Новая Ин­дия и Рабиндранат Тагор» (1922), «Ос­новные типы фольклора северной Ев­разии и Северной Америки » (1937).

В 1928–29 издано СС в 4 т., в 1931 — «Колымские рассказы», в 1932 — « USA. Люди и нравы Америки ». В ху­дож. тв-ве Б. продолжается разработка нового типа эпич. повествования, соче­тающего художественность, науч. этногра­физм и соц. направленность. Когда-то писали о Чукотке так: «Это особая плане­та, даже менее зависимая от земли, чем луна, совершенно чуждая ей глыба льда, брошен­ная в безвоздушном пространстве и застыв­шая без движения над бездной, где всякая случайная жизнь замерзает и задыхается» (Н. Кулешова). Радостно было писателю-гуманисту видеть, что народы севера Сибири и Чукотки за 20 лет сумели пережить то, на что др. народам пона­добились века, если не тысячелетия. Чукот­ке, раздумьям о ее прошлом и настоящем по­священы новые романы Б. « Союз моло­дых » (1927–28) и « Воскресшее племя » (1935). Стремясь помочь развитию культуры ставшего родным северо-восточного края, Б. в 1934 опубл. науч. грамматику чукот­ского яз.

Повидав мн. страны, писатель утвердился в патриотич. приверженности к своей многонациональной родине — России. Он признавался в письме из Нью-Йорка: «Сов­сем не могу жить вне России» (ЦГАЛИ. Ф. 42. Ед. хр. 117. Л. 2). Критик А. Горнфельд назвал Б. «Колумбом новых миров», но он был не только открывателем новых ми­ров на карте России, но и их целеустремлен­ным просветителем. Как событие в истории российской, да и общечеловеческой культу­ры может быть оценена первая в истории кни­га на чукотском яз. — ею был букварь Б. « Красная грамота » (1932). Б. постоянно продолжал расширять свой тематич. кругозор. Как приветствие космич. бу­дущему России и человечества звучат его фантастич. роман « Завоеватели Все­ленной », оставшийся неза­вершенным, и повесть « КрылоносныйИкар », в кот. тяга к романтическому вы­разилась в характерном для автора прослав­лении героич. начала, героич. по­двига.

Соч.: На родине Чехова // Совр. мир. 1910. № 1; СС: в 10 т. СПб., 1910–11; СС: в 4 т. М.-Л., 1928–29; Колымские рассказы. М.-Л., 1931; Воскрес­шее племя: роман. М., 1935; Сев. рассказы. М., 1956; Восемь племен: Роман. Чукотские рассказы. М., 1962; Союз молодых: Роман из сев. жизни. Хаба­ровск, 1963: Восемь племен. Воскресшее племя: Романы, рассказы. Иркутск, 1987; Восемь племен: Романы и по­весть. Хабаровск, 1991; USA (Люди и нравы Америки). Изд. 2-е. М., 2011; Стихи // Царскосельская антология / сост., вст. ст., подгот. текста и прим. А. Арьева. СПб.: Вита нова, 2016.

Лит.: Памяти В. Г. Богораза. М.-Л., 1937; Романов­ский Б. Человек с беспокойным сердцем // Богораз В. Сев. рассказы. М., 1958; Карташов Б. По стране оленных людей. М., 1959; Воскобойников М. В. Г. Богораз-Тан — революционер, ученый, писатель // Дружба народов. 1965. № 4; Кулешова Н. В. Г. Тан-Богораз: Жизнь и тв-во. Минск, 1975; Шпрыгов Ю. Проза утреннего края: Лит.-крит. очерки. Ма­гадан, 1985; Шевлякова Е. Революцией при­званные // Полярная звезда. Якутск. 1987. № 6; Мура­вьев Вл. Владимир Германович Тан-Богораз (1865–1936) // Тан-Богораз В. Восемь племен. Вос­кресшее племя. Иркутск, 1987; Комиссаро­ва Т. Лицом к лицу с природой // Дальний Восток. 1988. № 7; Вдовин И. В. Г. Богораз-Тан — ученый, писа­тель, общ. деятель // Сов. этнография. 1991. № 2; Скребыкина Л. Былины, записанные на Колыме В. Г. Богоразом и их публикаци // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1991. Вып. 18; Зор­кий В. Друг чукчей и эвенов // Богораз-Тан В. Восемь племен. Хабаровск, 1991; Жаркова Т. Чукот­ские и колымские повести и рассказы В. Г. Тана-Богораза: Автореферат канд. дис. М., 1999.

В. Шошин

  • Богораз Владимир Германович