Богораз Владимир Германович
БОГОРА́З Владимир Германович (псевд. Н. А. Тан, В. Г. Тан) [15(27).4.1865, Оруч Волынской губ. — 10.5.1936, в поезде, на пути из Л-да в Ростов-на-Дону; похоронен в Л-де на Волковом кладб.] — прозаик, поэт, этнограф, фольклорист, языковед, общ. деятель.
До 1885 носил имя Натан Менделевич, имя Владимир получил при переходе из иудейской веры в православие, отчество Германович — по крестному отцу. Семья переехала в Таганрог, в 1872 стал учиться в гимназии. В 1880 окончил гимназию и уехал в СПб. Был зачислен на естественное отд. ун-та, затем учился на юридич. фак-те. В кон. 1880 входил в студенч. кружок «Народной воли», кот. руководил А. Желябов. В 1882 за участие в студенч. нелегальной сходке был арестован, исключен из ун-та и выслан в Ростов-на-Дону, а затем в Таганрог. Там включился в рев. работу и в 1883 был снова арестован, затем опять выслан. В 1885 вошел в состав руководящего центра южнорусской народовольческой организации. После ареста в 1885 более полутора лет провел в одиночном заключении в Петропавловской крепости в СПб., затем был выслан в Сибирь на 10 лет.
На Колыме Б. записал том былин киевского цикла, много сказок, песен, пословиц, поговорок. В теч. 3 лет участвовал в науч.-иссл. экспедиции, странствовал по стойбищам чукчей, научился говорить по-чукотски, по-ламутски, по-эскимосски, делал записи фольклорных произведений на языках исполнителей. В 1896 рассказ « Кривоногий » был опубл. в ж. «РБ» за подписью — Н. А. Тан (псевд. по имени автора — Натан). Стал одним из перв. писателей, взявшихся за разработку чукотской темы.
Кн. « Чукотских рассказов » (1899) привлекла внимание А. Чехова, М. Горького, В. Короленко (рассказ Короленко «Сон Макара» во мн. определил направление и идейное содержание раннего тв-ва Б.). «Чукотские рассказы» выявляют пристальный интерес автора к этнографии и фольклору, стремление правдиво показать образ жизни и психологию коренных обитателей Чукотки. В ходе работы над «Чукотскими рассказами» складывалась новая книга о ссыльных в Сибири — « Колымские рассказы ». Были напис. повести « Развязка » (1896) и « На каменном мысу » (1898).
В янв. 1899 Б. вернулся из ссылки в СПб. Стал сотрудником ж. «Начало» и «Жизнь», выступил там прежде всего как поэт, опубл. стих. « А. С. Пушкину»,«Моя муза», «Судьба » и др. В 1899 опубл. его « Краткий очерк об исследовании чукчей Колымского края ». В сибирских произведениях Б. обнаружились тяготение к очерковой манере повествования, своеобразное жанровое соединение рассказа и очерка, органическое соединение науч. опыта с мироощущением поэта-романтика. Автору интересно, насколько тесна связь индивидуального сознания с традициями, как именно в индивидуальном проявляется народная память. Впервые в лит-ре в тв-ве Б., как и в тв-ве его современника В. Серошевского, люди Дальнего Севера были изображены психологически правдиво, художественно реалистично и убедительно. Лит. работа Б. на рубеже XX в. стала заметной вехой на пути развития интернациональной темы в русской лит-ре.
В 1899 принял участие в совм. русско-американской Северо-Тихоокеанской экспедиции, путешествовал по Камчатке и Чукотке, обследовал много селений, собрал богатый мат-л, кот. был опубл. на английском яз. в 4 томах и поставил Б. в ряд крупнейших этнографов мира. Путь на Тихий океан лежал через Берлин, Париж, Лондон, Нью-Йорк; на зарубежном мат-ле и мат-ле поездок по северным и дальневосточным землям России написал очерковые произведения « Золотые утки » (1900), « На севередальнем », « В Японии » (1901). В 1903–04 путешествовал по Франции и Италии, издал очерки « В Италии » (1904). Для историка лит-ры непреходящий и принципиальный интерес сохраняет феномен сочетания в лице Б. ученого-этнографа и фольклориста и наблюдательного и эмоционального художника.
В 1902 в Нью-Йорке Б. написал этнографич. роман из древней жизни « Восемьплемен ». Теме «русские в Америке» посвящ. повесть « Авдотья и Ривка » (1902), рассказ « Елка в Нью-Йорке » (1903), явно сохраняющие и ныне свою злободневность. Романтик по складу души и мировоззрения, Б. не мог примириться с практицизмом американской действительности. В разлуке с родиной усилилась тяга к идеям народничества, укрепилась связь с традициями русской лит-ры, напр. с тв-вом Пушкина, кот. с горечью гуманиста писал о трагедии аборигенов Сев. Америки и выражал опасение, что «остатки древних обитателей Америки скоро совершенно истребятся». Русских не радуют меркантилизм и эгоистическая разобщенность американцев, русский слесарь в рассказе «Елка в Нью-Йорке» говорит так: «Машины здесь есть, а людей нету...». В романе « За океаном » — мотив духовной нищеты, бездуховности жизни. Позднее в статье « Что такое американская свобода? » Б. обличал ханжество и лицемерие, особенно характерное для буржуазного общества, утверждал, что истинным властелином жизни в буржуазной Америке является денежный мешок, а под покровом мнимой демократии процветает денежная псевдоаристократия.
Вернувшись на родину, активно включился в работу I съезда российских журналистов. Побывал в Ясной Поляне у Л. Толстого уже как автор вышедших в 1903 очерков « Духоборы в Канаде », посвящ. русским правдоискателям, кот., вдохновясь учением Толстого, переселились в Канаду, чтобы создать там идеальное об-во. В 1905 вошел в центр. бюро Всероссийского крестьянского союза, входил также в Моск. центр. забастовочный комитет, был арестован и посажен в тюрьму. Всего же с 1905 по 1917 привлекался к суду около 20 раз.
Годы 1905–10 особенно плодотворны: 1905 — очерковая кн. « Новое крестьянство » (запрещ. цензурой); 1906 — повесть « Дни свободы » (запрещ.), кн. « На тракту » — повесть из жизни петерб. рабочих. Совершенствуется мастерство публициста, углубляется проблематика, постоянно расширяется тематика тв-ва; 1907 — сб. « Красное и черное », здесь репортаж, путевой очерк; очерково-публицистич. повествование о деревне « Мужики в Государственной Думе » — о том, что лучшие избранники крестьянства оправдали возложенные на них надежды; статья о совр. лит-ре « Речи живые и мертвые »; 1908 — книга о послерев. стране « Передвинутые души » явилась результатом большой поездки по России, по Волге и Кавказу; в 1908–09 изд. « Очерки полярной охоты » и «охотничьи рассказы» (« На лося», «Царь-медведь ») и др. В 1909 написан роман о доисторич. временах « Жертвы дракона », в 1908–10 — серия нравоописательных очерков на петерб. темы, из них составилась очерковая кн. « Кругом Петербурга ». Продолжается работа в обл. поэзии; в 1905 выходит 3-е изд. « Стихотворений », в 1910 — их 4-е изд. В 1910–11 в СПб. издано СС в 10 т. (первое собр. очерков и рассказов вышло в 1904).
Во время Перв. мировой войны выехал на фронт как начальник санитарного отряда Союза городов, был на Карпатах, в Польше, Венгрии, печатал корреспонденции в газ. «Биржевые ведомости». С 1918 возобновляет работу в Музее антропологии и этнографии, работает предс. Пг. филиала Комитета Севера. Дни и годы напряженнейшей и плодотворнейшей науч.-общ. работы — создает алфавит и грамматику чукотского яз., преподает в Географическом ин-те, в Ин-те народов Севера, в Пг. ун-те; его аудитории, как свидетельствуют современники, всегда переполнены.
Новаторски изучает совр. русскую деревню, издает кн. « Старый и новый бытдеревни» (1924), «Революция в деревне » (1924) и др. (всего в 1924–26 было подготовлено 8 сб. работ по данной теме). Работает членом редколлегий ж. «Сов. этнография» и «Сов. фольклор», печ. статьи, а в ежемесячнике «Россия» — путевые очерки о Западной Европе и Америке. Принимает участие в международных этнографич. конгрессах. Пишет и о худож. лит-ре — о произведениях А. Кожевникова, Н. Вагнера, М. Езерского и др. Участвует в подготовке СС Г. Уэллса — перевод, редактирование, две вводные статьи. Помимо Уэллса переводил произведения польской писательницы М. Конопницкой. Науч. деятельность характеризуется созданием работ « Народная лит-ра палеоазиатов» (1919), «Новая Индия и Рабиндранат Тагор» (1922), «Основные типы фольклора северной Евразии и Северной Америки » (1937).
В 1928–29 издано СС в 4 т., в 1931 — «Колымские рассказы», в 1932 — « USA. Люди и нравы Америки ». В худож. тв-ве Б. продолжается разработка нового типа эпич. повествования, сочетающего художественность, науч. этнографизм и соц. направленность. Когда-то писали о Чукотке так: «Это особая планета, даже менее зависимая от земли, чем луна, совершенно чуждая ей глыба льда, брошенная в безвоздушном пространстве и застывшая без движения над бездной, где всякая случайная жизнь замерзает и задыхается» (Н. Кулешова). Радостно было писателю-гуманисту видеть, что народы севера Сибири и Чукотки за 20 лет сумели пережить то, на что др. народам понадобились века, если не тысячелетия. Чукотке, раздумьям о ее прошлом и настоящем посвящены новые романы Б. « Союз молодых » (1927–28) и « Воскресшее племя » (1935). Стремясь помочь развитию культуры ставшего родным северо-восточного края, Б. в 1934 опубл. науч. грамматику чукотского яз.
Повидав мн. страны, писатель утвердился в патриотич. приверженности к своей многонациональной родине — России. Он признавался в письме из Нью-Йорка: «Совсем не могу жить вне России» (ЦГАЛИ. Ф. 42. Ед. хр. 117. Л. 2). Критик А. Горнфельд назвал Б. «Колумбом новых миров», но он был не только открывателем новых миров на карте России, но и их целеустремленным просветителем. Как событие в истории российской, да и общечеловеческой культуры может быть оценена первая в истории книга на чукотском яз. — ею был букварь Б. « Красная грамота » (1932). Б. постоянно продолжал расширять свой тематич. кругозор. Как приветствие космич. будущему России и человечества звучат его фантастич. роман « Завоеватели Вселенной », оставшийся незавершенным, и повесть « КрылоносныйИкар », в кот. тяга к романтическому выразилась в характерном для автора прославлении героич. начала, героич. подвига.
Соч.: На родине Чехова // Совр. мир. 1910. № 1; СС: в 10 т. СПб., 1910–11; СС: в 4 т. М.-Л., 1928–29; Колымские рассказы. М.-Л., 1931; Воскресшее племя: роман. М., 1935; Сев. рассказы. М., 1956; Восемь племен: Роман. Чукотские рассказы. М., 1962; Союз молодых: Роман из сев. жизни. Хабаровск, 1963: Восемь племен. Воскресшее племя: Романы, рассказы. Иркутск, 1987; Восемь племен: Романы и повесть. Хабаровск, 1991; USA (Люди и нравы Америки). Изд. 2-е. М., 2011; Стихи // Царскосельская антология / сост., вст. ст., подгот. текста и прим. А. Арьева. СПб.: Вита нова, 2016.
Лит.: Памяти В. Г. Богораза. М.-Л., 1937; Романовский Б. Человек с беспокойным сердцем // Богораз В. Сев. рассказы. М., 1958; Карташов Б. По стране оленных людей. М., 1959; Воскобойников М. В. Г. Богораз-Тан — революционер, ученый, писатель // Дружба народов. 1965. № 4; Кулешова Н. В. Г. Тан-Богораз: Жизнь и тв-во. Минск, 1975; Шпрыгов Ю. Проза утреннего края: Лит.-крит. очерки. Магадан, 1985; Шевлякова Е. Революцией призванные // Полярная звезда. Якутск. 1987. № 6; Муравьев Вл. Владимир Германович Тан-Богораз (1865–1936) // Тан-Богораз В. Восемь племен. Воскресшее племя. Иркутск, 1987; Комиссарова Т. Лицом к лицу с природой // Дальний Восток. 1988. № 7; Вдовин И. В. Г. Богораз-Тан — ученый, писатель, общ. деятель // Сов. этнография. 1991. № 2; Скребыкина Л. Былины, записанные на Колыме В. Г. Богоразом и их публикаци // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1991. Вып. 18; Зоркий В. Друг чукчей и эвенов // Богораз-Тан В. Восемь племен. Хабаровск, 1991; Жаркова Т. Чукотские и колымские повести и рассказы В. Г. Тана-Богораза: Автореферат канд. дис. М., 1999.
В. Шошин