Богуславская Ксения Леонидовна


БОГУСЛÁВСКАЯ Ксения Леонидовна (в замуж. Пуни) [24.1.1892, СПб. — 3.5.1972, Париж] — график, театр. художник, поэт.

Училась в Рисовальной школе Об-ва поощрения художников.

В 1911–13 жила в Париже, занималась в Русской академии, расписывала ткани для фирмы П. Пуаре.

В 1913 вернулась в Пг. Входила в творч. общество художников-авангардистов «Супремус», основ. К. Малевичем. Участвовала в первой футуристической выставке (1915), выставках «Бубновый валет» (1919), «Мир искусства» (1916–18) и др.

В 1913 вышла замуж за Ивана Альбертовича Пуни, художника-супрематиста. Жили на Петроградской стороне. Их квартира и мастерская на 6 этаже дома по Гатчинской ул., была своеобразным «салоном», местом встреч художников и поэтов, авангардистов и футуристов. Б. Лившиц: «…Это была петербургская разновидность дома Экстер , только “богемнее”. У Пуни бывали мы все: Хлебников , Маяковский , Бурлюк , Матюшин , Северянин . Остроумная, полная энергии, внешне обаятельная Ксана Пуни очень скоро сумела оказаться центром, к которому тяготели влачившие довольно неуютное существование будетляне …»

В 1914 в Пг. на свои средства выпустила сб. «Рыкающий Парнас», совместное изд. будетлян-гилейцев и эгофутуристов, в кот. участвовали Игорь Северянин , Николай и Давид Бурлюки , Иван Пуни , Бенедикт Лившиц и др. (сб. был запрещён цензурой, тираж изъят).

В 1915 супруги Пуни организовали в Пг. выставки «Трамвай „Б“» , «0,10» , в кот. участвовали виднейшие художники- авангардисты ( футуристы , беспредметники). В листовке, распространявшейся на выставке «0,10», супруги Пуни провозглашали «свободу предмета от смысла».

В 1919 уехала с мужем через Финляндию в Германию. С 1920 жила в Берлине. Исполняла обложки для немецких и русских издательств, занималась сценографией в театре-кабаре «Синяя птица» и Русском романтическом театре. Участвовала в 1-й Русской художественной выставке в Берлине (1922).

С 1924 жила в Париже. Вместе с А. Белым, З. А. Венгеровой, А. Н. Толстым, Н. М. Минским и др. была учредительницей Дома искусств в Берлине и «Бюллетеней Дома искусств» (1922). Участвовала в салонах и выставках. В 1925 выставила свои картины на совместной с мужем выставке в галерее Barbazanges . Занималась созданием моделей одежды и рисунками для тканей для разных фирм.

В 1959 подарила Музею совр. искусства Парижа 12 картин И. А. Пуни, в 1966 передала Нац. биб-ке его гравюры и док-ты. Участвовала в салоне Независимых (1966), салоне Новых реальностей (Vincennes, Parc Floral, 1972). Участвовала в организации выставок И. Пуни в Musée de l’Orangerie (1966) и галерее Passali (1974).

В Пг. жили на ул. Гатчинской, д. 1/56 (1913–15), с авг. 1915 — на Петрозаводской ул., д. 3, кв. 11.

Лит. : Лобанов-Ростовский Н. Д. Встреча с К. Богуславской-Пуни // Новое русское слово. 1973. 14 апр.; Лившиц Б. Полутораглазый стрелец: Стихотворения, переводы, воспоминания. Л.: Сов. писатель, 1989; Лурье В. И. Из воспоминаний // Жизнь Николая Гумилева. Л., 1991; Лурье В. И. Воспоминания // Студия. 2006. № 10; Российское зарубежье во Франции 1919–2000. М.: Наука; Дом-музей Марины Цветаевой, 2008.

  • Богуславская Ксения Леонидовна