Борисоглебский Михаил Васильевич
БОРИСОГЛЕ́БСКИЙ Михаил Васильевич (наст. Шаталин; псевд. Одинокий) [22.10.1896, Тирлянский з-д Златоустовского у. Уфимской губ. (ныне Башкортостан) ― 28.3.1942, место смерти неизв.] — прозаик, поэт, киносценарист.
Подкидыш, в 1908–10 беспризорничал. Усыновлен бедной рабочей семьей Шаталиных, взявшей его на время. Бродяжничал, голодал. Образование получил в Троицком городском училище и в Челябинском промышленном техникуме.
Перв. стих. «Зачем судить?» опубл. в 1912 в местной газ. Троицка (Урал). С 1912 — в М., учился живописи на правах послушника в Троице-Сергиевой лавре, затем в Моск. школе живописи, ваяния и зодчества, там же «познакомился с Маяковским и футуристами» (« Как я учусь »). В 1915 вернулся на Урал, был призван в армию, в 1915–17 служил в запасной роте, попал в штраф. батальон за отказ идти в школу прапорщиков. В 1917–20 работал в Кустанае народным учителем, преподавал живопись и рисование, заведовал худож.-промышленными мастерскими, печатался в газ. «Троицкий вестник», «Степь», «Известия Челябинского Совета Рабочих, Солдатских и Крестьянских депутатов», «Повстанец», «Набат», в ж. «Степное». В Гражданскую войну вместе с женой (фамилию Борисоглебские взяли при венчании) заведовал сельской школой под Троицком; в 1918 арестован колчаковцами за печатание фальшивых денег, приговорен к расстрелу, бежал (история изложена в автобиогр. рассказе « Бугá »). В 1920 за неподчинение партийной дисциплине, превышение власти и др. партийным судом приговорен к высшей мере наказания, — оправдан, исключен из партии; продолжал работать в Наркомпросе и Всерабисе. В 1920–23 — редактор Кустанайской газ. «Набат», преподавал рисование в школе. В 1923 издал в Троицке под псевд. Одинокий, кот. пользовался в газ. как очеркист и корр., «Сочинения» (23 вып.), куда вошли кн. стихов «Первая ласточка» , кн. рассказов «Глушь» ,«Кулон», «Звон» и др., драматич. этюды «Ложь» и др., утопич. повесть «Остров счастья» , сб. мистических новелл и мистерий «Сын человеческий» . Изд. сопровождалось автобиографич. справкой и критич. очерком А. Теня (осн. мысль ― все эти произведения были лишь «колыбелью молодого писателя»). Впоследствии Б. писал: «От угрызения и стыда за изданное я ушел из провинции, чтобы еще раз вступить в жизнь».
В 1923 перебрался с женой и тремя детьми в Пг.; при поддержке В. Шишкова и его жены К. Жихаревой вошел в лит. мир (в 1924 Жихарева стала спутницей Б., редактировала и шлифовала его произведения, ей посвящ. во многом автобиографич. роман «Топь» , 1927). В 1924 принят в СП, в том же году избран в Правление, стал секретарем Ф. Сологуба (в 1924–27 он возглавлял ЛО); активно участвовал в лит. жизни Союза; в 1925–27 — комендант Дома отдыха писателей в им. Ждани (Боровичский у. Новгородской губ.). Тогда же вошел в группу «Содружество» и в Ассоциацию неоклассиков (ЛО), сблизился с Вл. Смиренским, участвовал в чтениях неоклассиков на квартире у Сологуба — «Вечерах на Ждановке» (1925–27). Повесть «Святая пыль» (1925, 2-е изд. ― 1927 с посвящ. Сологубу) и сб. рассказов «Бугá» (1926) получили одобрение Сологуба, кот. Б. считал своим лит. учителем (см. «Последнее Федора Кузьмича» ). Влияние Сологуба сказалось в романе Б. «Грань» (1930) и сб. стихов «Грани» (1928–33; изд. автором в кол-ве 5 экз.). Справедливую оценку ранней прозы Б. («Святая пыль», «Бугá») дала А. Рашковская: «Его повести и рассказы еще часто представляют собой пласты сырья, необработанного до внутренней законченности материала. Но видит он зорко, и глаз у него жадный и хваткий. То, что дает нам право отвести этому писателю свое место в рядах современной даровитой молодежи — это яркий темперамент, почти чувственность, особая острая восприимчивость его к явлениям жизни, красочность, богатство элементарных сил. <…> Материал Борисоглебского настолько богат, что преодолевает неловкости стиля и формы. Эти неловкости и неудачи относятся к композиционной стороне его вещей: неумелая еще стройка, неясная линия сюжета, нагроможденность событий. В языковом отношении Борисоглебский сильнее. У него живые диалоги, отмеченные характерными особенностями героев; особенно удачен у него язык деревни: он прост, убедителен и в меру груб».
На протяжении 1920-х Б. написал большое число произведений в разных жанрах (в свойственной ему реалистич. манере) ― «Джангыр-Бай» (1926, 2-е изд.: 1928), «Топь: Роман», «На перевале» (1927), «Катька — бумажный ранет» (1928), «Осколок» (1928), «Кальва» (1928), «Глома» (1929), «Грань», «Рождение корабля» (1931) и др.; более десятка киносценариев, по двум поставлены фильмы: «Катька — бумажный ранет» (1926), по одноименному рассказу, в соавт. с Б. Леонидовым (фильм получил признание у зрителей и в критике) и «На рельсах» (1927).
В 1928 для Б. наступили трудные времена (Б.: «…был начат поход против меня. Сигналом была смерть Ф. К. Сологуба, моего защитника от своры весьма пройдошливых писателей, эти людишки чернили меня всюду и придирались ко мне на каждом шагу»). В янв. 1928 Б. вышел из Правления СП вследствие конфликтов с членами Правления, выразившими ему недоверие (наст. причина: подозрение в сотрудничестве с ГПУ). В том же году Главлит запретил изд-ву «Никитинские субботники» выпустить принятое к печати его СС. Ленотгиз отверг историч. роман «Верховный правитель» о борьбе с колчаковцами в Сибири (первонач. название «Конквистадор»), создававшийся Б. на основе изучения большого количества докум. Мат-лов, опубл. в 1920-е. Роман вызвал нарекания со стороны руководства ЛАПП. Причиной отклонения рукописи, по мнению рецензентов (П. Щеголева, М. Слонимского, Ю. Либединского), была худож. недоработка — механич. соединение в повествовании документального и беллетристич. пластов; однако подлинная причина крылась в выборе гл. героя (Колчак изображен достаточно объективно).
После неудачи с романом сочинения Б. под разными предлогами отклонялись. Попытки писать очерки и кн. по партийной разнарядке о больших стройках, фабриках и з-дах («Америка в Керчи» ,«Бумажный Вуз» ,«Челябинский тракторный завод» , пьеса «На земле» — все 1931) к успеху не привели, кн. «Бумажный Вуз» со стороны критики вызвала обвинение в контрреволюционной клевете (Правда. 1931. № 312. 13 окт.). Был исключен из СП; с 1931 по 1935 работал на строительстве Дубровской электростанции в Лен. обл., заведовал типографией газ. «Пустим в срок» (вероятно, находился в административной ссылке).
В 1935 вернулся в Л-д, женился, работал редактором при Хореографич. училище (ныне им. А. Я. Вагановой), к 200-летию училища подготовил к печ. двухтомник «Мат-лы по истории русского балета» (Л., 1938–39); после выхода книги был привлечен к суду по обвинению в присвоении науч. работы Д. Лешакова. В 1935–38 работал над серией очерков о современниках: Вл. Смиренском («Менестрель больной любви», 1936), А. Ахматовой («Доживающая себя », 1936?), Е. Пермитине («Двуликий Янус», 1938), В. Шкловском (без загл.). В 1935 Б. вновь приняли в СП, однако ни одно его произведение напечатано не было. Б. обращался к Горькому и К. Федину с просьбой просмотреть рукописи прежде отвергнутых и вновь переработанных кн. и сделать заключение об их пригодности или несостоятельности (ответы не изв.). В ОР РНБ хранятся рукописи неопубл. романов « Верховный Правитель » (две ред.), «Веселый Кут» ,«Сулой» ,«ТоварищНиколай» и др.
Со слов М. Поповского, Б. исчез во время войны: «Будучи писателем армейской газеты на Карельском перешейке, он проявил себя трусом, паникером, был арестован и, очевидно, умер в тюрьме зимой 1941–42 гг.». По данным «Книги памяти» (электронный ресурс об-ва «Мемориал»), Б. был арестован в сент. 1942, осужден по ст. 58-10 и приговорен к десяти годам; скончался в заключении; реабилитирован в 1957.
Соч .: Соч. Кн. 1–4: в 23 вып. Троицк, 1923; Святая пыль: Повесть. Л., 1925, 1927; Бугá: Рассказы. Л., 1926; Джангыр-бай: Повесть. М.; Л., 1926 (1928); Осколок: Рассказы. Л., 1927; На перевале: Рассказ. М., 1927; Топь: Роман. Л., 1927; Катька — бумажный ранет: Рассказы. М., 1928; Кальва: Роман. Л., 1928; Глома: Рассказы. М., 1929; Грань: Роман. М., 1930; На земле: Пьеса. Л., 1931; Рождение корабля: Роман. М., 1931; Америка в Керчи. М., 1931; Последнее Федора Кузьмича / подгот. текста и прим. М. Павловой // Русская лит-ра. 2007. № 2.
Лит .: Балет: энц. М., 1981; Русский балет: энц. М., 1997; Писатели Л-да: биобиблиогр. справочник / авт.-сот. В. Бахтин, А. Лурье. Л., 1982; Курочкин Ю. Писатель, дважды родившийся // Рифей: Уральский лит.-краевед. сб. Челябинск, 1986; Распятые. Писатели — жертвы полит. репрессий / Сост. З. Дичаров. СПб., 1993. Вып. 1; Поповский М. Жизнь и житие святителя Луки Войно-Ясенецкого Архиепископа и хирурга. СПб., 2002; Павловский А. И. Борисоглебский // Русская лит-ра ХХ века: Прозаики, поэты, драматурги: Биобилиогр. словарь: В 3 т. М., 2005; Доживающая себя / Вст. заметка, подг. текста и прим. С. Чернышевой // «Я всем прощение дарую…»: Ахматовский сб. М.-СПб., 2006; Павлова М. М. В. Борисоглебский и его воспоминания о Федоре Сологубе // Русская лит-ра. 2007. № 2.