Борисов Леонид Ильич


БОРИ́СОВ Леонид Ильич [24.5(5.6).1897, СПб. — 4.12.1972, Л-д, похоронен на Богословском кладб.] — прозаик.

Вырос в семье портного; мать служила горничной у Шарлеманя, проф. Академии искусств. После окончания гимназии (1915) был призван на воен. службу. С дек. 1917 работал в Смольном переписчиком на машинке, с 1919 — красноармеец, затем технический секретарь при политуправлении Петроградского воен. округа, лектор-инструктор воинских частей. Демобилизован в 1922, после чего, испытывая отвращение к воинской службе, занялся профессиональной лит. деятельностью: руководил лит. кружками пролетариев и солдат.

Стихи стал печ. с 1916, известности как поэт не обрел: единственный сб. стихов Б. « По солнечной стороне » (1922) остался не замеченным критикой. Вс. Рождественский о нем: «…добрый и беспутный малый, петербургский уличный гуляка…»

На вопросы анкеты Союза поэтов (1924) отвечал: «На какие средства живете?» — «Средств нет. Живу плохо»; «К какому направлению в поэзии себя причисляете?» — «Просто поэт»; «В какой еще области литературы работаете?» — «Пишу плохую прозу» (РО ИРЛИ).

Однако успех Б. принесли прозаич. соч. Вышедший в 1927 роман « Ход конем » был высоко оценен М. Горьким. Написанный в детективном жанре с лихо закрученным сюжетом, он был ценен и в плане социально-психологич. анализа: характеристикой сознания благородного интеллигента, отринутого рев. эпохой. Год спустя Б. публикует повесть « Аквариум » (1928) о гнусном быте жителей Петроградской стороны; здесь обозначился главный для Б. конфликт романтич. характера: «борются добро и зло, а под ногами мешается всякая пакость».

После попытки отразить мучительный путь приспособления человека чуткой души к велениям «великого перелома» (писатель Галдин в повестях « Ремонт » и « Работа », обе — 1931) Б. обратился к автобиогр. основе: к повествованиям о трудном вживании подростка, воспитанного на книжных идеалах, в реальный мир (« Весьма возможно », 1933; « Сеансокончен », 1934). Тревожным напряжением веет со страниц этих повестей. Мрачным символом эпохи можно назвать сцену шествия многотысячного полчища крыс, идущих на водопой и преграждающих путь поезду («Сеанс окончен»). Отныне в центре тв-ва Б. станут единственные хранители гуманист. идеала — люди искусства. Причем повествования о них строятся на открыто беллетристич. основе, а не на строго научной (как, напр., у Ю. Н. Тынянова). Б. импрессионистичен. Тютчев для него — это упоенная и страстная гроза, говорящее небо; любовь, пережившая земное бытие и увековеченная в стихах (рассказ « Вечерняя заря »). Фет — это «июльский вечер с порывистым ветром, неожиданно холодными каплями дождя», малиновые кусты, в которых трепещет старый, больной человек (« После дождя »). Гоголь — это мороз и ветер, кварталы Большой Мещанской, шарманка, наигрывающая вальс, и пе­чальный звон, стоящий над городом (« Шинель »). Собранные вместе в сб. « Незакатное солнце » (1940) и « Вечерняя заря » (1941) рассказы Б. о писателях создали многоцветную картину русской культуры. Крити­ки упрекали автора за слишком вольное отношение к ист. фактам, но это осталось его осознанным творч. принципом. «По сочинителю и приключение» — так сказал Б. в повести об А. С. Грине « Волшебник из Гель-Гью » (1945), где романтич. природа дарования автора раскрылась с полной свободой. Пережив трудное для пи­сателей его склада послевоен. десятилетие (офиц. критика повесть об А. Грине решительно осудила уже за избрание им такого «космополитического» героя), Б. вновь вошел в контакт с широким читателем (преимущественно юным) созданием и пуб­ликацией романов о Жюле Верне (1955), Р. Стивенсоне (1957). Настольной книгой мн. подростков стал однотомник Б. « Жюль Верн. Под флагом Катрионы. Волшебник из Гель-Гью » (1960). Продолжил он и цикл о «служителях искусства»: повести о Н. М. Римском-Корсакове «Золотойпетушок » (1960), о С. В. Рахманинове « Щедрый рыцарь » (1962), рассказы о Ф. И. Шаляпине (1966).

Свежая память и непредвзятое мышление помогли Б. в посл. годы жизни написать ряд кн. мемуарного характера, правдиво воссоздающих идейную борьбу эпохи сквозь призму быта, начертать выразительные портреты современников — от А. Блока до К. Вагинова, от М. Горького до С. Нельдихена. Он предстал в них как остро чувствующий, но «беспристрастный очевидец».

Яркий образец личности Б. оставил Д. А. Гранин. Он рассказывал: «28 июля 1958 года умер Михаил Михайлович Зощенко. На “Литераторских мостках” партийное начальство хоронить его не разрешило, видимо, высокие начальники посчитали, что недостоин. Им всегда виднее. И рядом не разрешили. Наконец указали (!) похоронить его в Сестрорецке, где он иногда жил на даче.

Гражданскую панихиду проводили в Доме писателя. Вести её поручили Александру Прокофьеву, первому секретарю Союза писателей. Обязали вести кратко, не допуская никакой политики, строго придерживаясь регламента, не позволять никаких выпадов, нагнали много милиции и работников Большого дома. Все желающие в Дом попасть не могли, люди заполонили лестницу, ведущую к залу. Большая толпа осталась на улице. Радиофицировать не разрешили. Слово дали Виссариону Саянову, Михаилу Слонимскому, его другу времён “Серапионовых братьев”.

Церемония заканчивалась, когда вдруг, растолкав всех, прорвался к гробу Леонид Борисов. Это был уже пожилой писатель, автор известной книги об Александре Грине “Волшебник из Гель-Гью”, человек, который никогда не выступал ни на каких собраниях, можно считать, вполне благонамеренный. Наверное, поэтому Александр Прокофьев не стал останавливать его, тем более что панихида проходила благополучно, никто ни слова не говорил о травле Зощенко, о постановлении ЦК, словно никакой трагедии не было в его жизни, была благополучная жизнь автора популярных рассказов.

“Миша, дорогой, — закричал Борисов, — прости нас, дураков, мы тебя не защитили, отдали тебя убийцам, виноваты мы, виноваты!”

Надрывный тонкий голос его поднялся, пронзил всех, покатился вниз, люди передавали друг другу его слова, на улице толпа всколыхнулась.

Александр Прокофьев не посмел нарушить ритуал. Рыдая, Леонид Борисов отошёл.

Я возвращался домой с Алексеем Ивановичем Пантелеевым, он говорил: “Слава Богу, хоть кого-то допекло, нашёлся человек, спас нашу честь, а мы-то, мы-то...” Что это было? Борисов не собирался выступать, но что-то прорвалось, и он уже не мог справиться с собой, это было чувство, нерассуждающее, подсознательное, неспособное выбирать. Это была совесть, совесть взбунтовалась!»

Вс. Рождественский о Б.: «…добрый и беспутный малый, петербургский уличный гуляка…»

Архив: ЦГАЛИ СПб.

Соч.: По солнечной стороне: стихи. Пг., 1922; Глупая плита: сказка в стихах. Л., 1925; Ход конем: роман. Л., 1927; Завивальщик Вольдемар: Рассказ // Звезда. 1927. № 9; Аквариум: Повесть // Звезда. 1928. № 7 (отд. изд. — Л., 1928); Беспризорный Галка // Звезда. 1929. № 5; «Известный вамъ Галка» // Звезда. 1929. № 7; Экипаж для детей // Звезда. 1929. № 12; Отличная память // Звезда. 1930. № 5, 11; Смерть Бориса: гл. из повести // Звезда. 1931. № 3; Галка: рассказы о беспризорниках. Л., 1931; Ремонт: повесть. М.-Л., 1931; Работа: повесть. М.-Л., 1931; Весьма возможно: повесть. Л., 1933; Сеанс окончен: повесть. Л., 1933; Сказки: Сбочья пропажа; Грибки сушеные; Поп в раю; Скрипка Паганини // Звезда. 1937. № 7; Смольный: рассказ // Звезда. 1937. № 11; Начало истории: рассказы. Л., 1938; Рассказ о любви // Звезда. 1938. № 6; Снегурочка: Рассказ // Звезда. 1939. № 5/6; Потревоженные тени: рассказ // Звезда. 1940. № 7; Незакатное солнце: кн. рассказов. Л., 1940; Иван Евдокимов. Левитан // Звезда. 1941. № 3; А. Беляев. Звезда Кэц. Л. Овалов. Поездка в Ереван // Звезда. 1941. № 4; Вечерняя заря: рассказы. Л., 1941; О Блоке // Звезда. 1944. № 7/8; Памяти А. Н. Толстого (А. Ахматова, О. Берргольц, Л. Борисов и др.) // Звезда. 1945. № 2; Волшебник из Гель-Гью: Гл. из повести // Звезда. 1945. № 4, 5/6 (отд. изд. — Л., 1945 и др.); О труде и отдыхе // Звезда. 1945. № 8; Дунайские волны: рассказы. 1931–47. Л., 1947; Повесть о моих друзьях // Звезда. 1949. № 7, 8; Утро обещает: повесть // Звезда. 1954. № 6; Жюль Верн: роман. Л., 1955 (и др.); Утро обещает: повесть. Л., 1955; Живой Жюль Верн: «Жюль Верн» Е. Брандиса // Звезда. 1957. № 1; Давно и недавно (Из воспоминаний) // Звезда. 1957. № 6; Под флагом Катрионы: роман. Л., 1957 (и др.); Избр. Л., 1957; Золотой петушок: повесть о Римском-Корсакове. Л., 1960; Щедрый рыцарь: повесть // Звезда. 1961. № 6; Надо уметь рисовать лошадку: О И. Репине // Звезда. 1961. № 12; Жестокий воспитатель: роман. Л., 1961 (и др.); Вот так говорят и пишут // Звезда. 1962. № 2; В гостях у друзей // Звезда. 1962. № 5; Щедрый рыцарь: повесть. Л., 1962; В тоске и славе: Повесть // Звезда. 1963. № 8, 9; Свои по сердцу: рассказы. Л., 1963; Из воспоминаний // Звезда. 1964. № 5; Щедрый рыцарь. Цветы и слезы: повести о С. В. Рахманинове. Л., 1964; Константин Коничев. Из жизни взятое // Звезда. 1965. № 3; Свои по сердцу (Жюль Верн: Роман. Свои по сердцу: рассказы о русских писателях. Рассказы о певце Федоре Шаляпине). Л., 1966; Родители, наставники, поэты: кн. о моей жизни // Звезда. 1966. № 12 (М., 1967; и др.); Избр. произведения: в 2 т. Л., 1968; За круглым столом прошлого: Воспоминания. Л., 1972; Избранное: Волшебник из Гель-Гью. Жюль Верн. Под флагом Катрионы. Л.: Лениздат, 1981.

Лит.: Сорокин Г. Леониду Борисову: Стихи // Звезда. 1928. № 5; Александров А. Творч. путь Леонида Бо­рисова // Звезда. 1939. № 1; Эвентов И. Рассказы Леонида Борисова // Лит. современник. 1939. № 1; Оксенов И. Л. Борисов. Незакатное солнце // Звезда. 1940. № 7; Шишкина А. Действительность и мечта: О тв-ве Л. Борисова // Звезда. 1947. № 3; Воеводин Вс. Судьба фантаста: «Жюль Верн» Л. Борисова // Звезда. 1955. № 7; Медведев М. Леонид Борисов // Звезда. 1956. № 5; Брандис Е. Леонид Борисов // Звезда. 1959. № 1; Русские сов. писатели. М., 1959. Т. 1; Воронова О. Живи, не уставая // Лит-ра и жизнь. 1960. 28 сент.; Эвентов И. Леонид Борисов. Жестокий воспитатель // Звезда. 1962. № 2; Филиппов Г. В. По солнеч­ной стороне // Звезда. 1967. № 8; Тхоржевский С. Памяти Леонида Борисова // Простор. 1973. № 2; Брандис Е. Творч. путь Леонида Борисова / Борисов Л. Избранное. Л.: Лениздат, 1981; Писатели Л-да: биобиблиогр. справочник. 1934–81 / авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Казак В. Лексикон русской лит-ры XX в. М., 1996; Русская литра ХХ в. Биобиблиогр. словарь: в 3 т. М., 2005; «Эта пристань есть…»: Портреты. Размышления. Воспоминания о людях и Писательском доме / сост., предисл., биогр. указ. Т. В. Акулова-Конецкая. СПб.: Аура-Инфо, 2012.

Г. Филиппов

  • Борисов Леонид Ильич