Борисова Майя Ивановна


БОРИ́СОВА Майя Ивановна (псевд. М. Майская, М. Чернышева, М. Юрьева) [21.5.1932, Л-д — 1.2.1996, СПб.; похоронена в пос. Репино] — поэт, прозаик.

Родители — служащие. Предки — из купеческого сословия. «Мой прадед — писала Б., — имел в Апраксином дворе мастерскую и лавку. Он появился в Питере подростком, с двумя младшими сестренками, убежав от холеры из Смоленской губернии... А другой прадед Григорий Иванович явился в Север­ную Пальмиру, снявшись с малоплодородных вологодских земель... И стал заниматься, ес­ли можно так выразиться, конным бурлачест­вом: таскал по Неве груженые баржи» (Напользу земле, амбару, отечеству. Заметки о российском купечестве // Нева. 1988. № 1).

Б. всегда гордилась, что она в СПб. в пятом поколении. Неслучайно Л-д-СПб. занимает в ее стихах огром­ное и принципиальное место. «Неточный, па­мятный, крылатый, неповторимый силуэт» — эти слова вполне могли бы стать основой по­этической геральдики Б. «...Край мой дедич, край мой отчич» — так написала она в стих. « Три печали о любимом городе ». В рас­сказе « Сундук и древо » она воскрешает лица дедов, прадедов, бабки, матери. О сво­их близких, переживших блокаду, она писа­ла: «...они пережили блокаду достойно, му­жественно, неустанно хлопоча и трудясь в чью-то пользу... Когда я слышу фразу „не отдали врагу”, то вспоминаю теток. Вот уж кто поистине не отдал врагу ничего! В числе других жителей они не отдали врагу родного города. Не отдали на растерзание голоду и холоду своего гнезда, сохранили и мебель и книги... Не продали, не обменяли, что могли бы продать и обменять, не сожгли того, что само просилось в топливо. Главное, тетки не отдали врагу самих себя: своей доброты, сво­его безграничного гостеприимства и хлебо­сольства» («Ритуальные жесты»).

В 1950 окончила отд. журналис­тики филол. фак-та ЛГУ и по распределению уехала в Абакан, где работала лит. сотруд­ником и зав. отделом культуры в ред. газ. «Сов. Хакасия», а затем в газ. «Красноярский комсомол». Много ездила, заполняя путевые блокноты запися­ми, сведениями, мимолетными портретами, взятыми инт. и стихами.

Перв. стих.— « Начало пути » — опубл. в газ. «Сов. Хакасия» (1955. 5 сент.) под псевд. М. Майская. Псевдоним не прижился — возможно, из-за своей подчеркнутой красивости, но, скорее всего, из-за рано проявившейся в Б. тяги к достовер­ности, в т.ч. и по отношению к самой себе. Достоверность, правдивость, точность — ха­рактерные черты дарования Б., сочетающие­ся у нее с лирич. углубленностью. Газ. практика, требовавшая внимательности к текущей жизни, не могла не сказаться и в стихах Б.: при всей своей лиричности они всегда имеют под собой некую твердую жиз­ненную основу.

Перв. сборничек стихов, всего лишь 12 стр., вышел в Красноярске и наз. « Лирические стихи ». Следующий, « Ве­черние окна » (1961), заключал в себе вос­поминания о школе, детстве, университет­ских годах, Л-де; наиболее интересны в нем стихи о сибирской природе, представ­ляющие собою как бы рисунки карандашом. Некот. стихи стали популярными, а стих. « Дорожное », опубл. в «Комсо­мольской правде» (1958. 8 июл.), стало лейтмотивом изв. в те годы повести В. Аграновского «Нам — восемнадцать...». Позже Б. писала: «Мое счастье и удача в том, что личная молодость совпала тогда с моло­достью целинных совхозов, Дивногорска, с резким „омоложением” поэзии, наконец...» Тогда, в кон. 1950-х и в 1960-е, возникло целое поколение поэтов, окрыленных «отте­пелью», очевидностью перемен в обществен­ной жизни и в душах, поведении людей. Пуб­лицистич. начало, отзывчивость на тре­воги и запросы дня роднит Б. с поколением Евг. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рожде­ственского, но эта сторона ее поэзии быстро, от книги к книге, проникается у нее рефлекти­рующим началом, сродни философскому. У нее немало стихов, проникнутых медитативностью, глубокими и неторопливыми раз­думьями. В 1988, накануне тех лет, что потом назовут «перестройкой», Б. пишет о том, что «трещины трогают свод, дрожью фундамент пронзен...» Сейчас это воспринимается как пророчество. Чуткость к подземным шоро­хам, обостренный слух на зарождение глу­бинных тектонических сдвигов, грозящих бе­дой в не столь отдаленном будущем, прида­вали поэзии Б. внутренний драматический, а то и трагический звук. Он не всегда улавли­вался современниками, поскольку сама плоть стихов Б. была очень насыщена красками, мелодиями и запахами жизни, множеством моментально схваченных лиц, характерных движений, ситуаций, бытовых поворотов и сценок, данных в плотной реалистической манере.

От ощущения катастрофы и возникает в ее лирике тревога и желание предупре­дить — как взмахнуть сигнальным флажком, чтобы хотя бы приостановить скольжение к обрыву.

Плотность и осязаемость мира, данного в подробностях, свидетельствовали о внима­тельном освоении Б. не только русской классич. поэзии, но и реалистич. прозы. И действительно, она не раз выступала и как прозаик. Не говоря уже о разного рода газ. очерках и репортажах, зарисовках периода ее красноярской газ. работы, она написала в разное время немало расска­зов. Лучшие из них были собраны в кн. « Ритуальные жесты » (Л., 1983). Они очень близки ее стихам и по особой лирич. «фактуре», и по острому рефлектирую­щему началу. В какой-то степени это и свое­образный комм, к ее стихам, к ее внутренней душевной озабоченности. Она задумывается в своих рассказах об истоках жизни — не столько онтологических, сколько прямых, свя­зывающих человека с историей его предков. Параллельно с прозой и в теснейшей мировоззренч. и эмоциональной связи с нею она осмысляет себя более глубоко и в лири­ке. Ее личность насыщается токами, идущими не только из современности или грозящего бедой будущего, но и из прошлого. «Повы­шенная чуткость к течению исторического времени, к традициям, к народным истокам народной культуры» — эти характерные чер­ты Б. отмечает А. А. Урбан. Критик, написавший эти слова в 1970, еще не мог знать, но верно предчувствовал, что в тв-ве Б. духовное начало много­образно. В посл. годы жизни, возможно, под влиянием углубленного интереса к исто­рии своего рода, движимая внутренней по­требностью найти устойчивые скрепы бытия, она обращается к духовной истории своего народа, к его вере. Ее удачным и закончен­ным опытом в этом направлении был житий­ный очерк о преподобном Кирилле Белозер­ском, а также своеобразная книга о малолет­них царевичах, претерпевших трагич. судьбу (« Птенцы под шапкой Монома­ха », 1999).

Б. написала немало произведений для детей, заслуженно пользующихся успехом и у маленьких читателей, и у взрослых. Мно­го сил отдала переводам Я. Райниса и Аспазию (с латышского), Низами (c азербайджанского), А. Дегенбаева (с киргизского), В. Ледкова (с ненецкого) и др.

Архив: ЦГАЛИ СПб. Ф. 607. 95 х ед. хр. 1913–95 — включает рукописи: поэмы «Поэма без конца», «Музыка в ночи», «Баллада о кровожадных львах» и др., стих-я, кн. «Дети королей», «Друг другу, по кругу» и др., повести, рассказы, пьесы, сказки, статьи, рец. и др.; письма В. А. Аграновского, А. М. Адамовича, В. Г. Адмони, С. А. Баруздина, В. С. Бахтина, А. М. Борщаговского, Б. А. Василевского, Т. К. Галушко, Г. С. Гампер, Я. А. Гордина, Н. Г. Долининой, С. А. Есенина, А. А. Жарова, Р. Ф. Казаковой, Е. С. Калмановского, В. А. Коротича, Ю. М. Лощица, А. А. Прокофьева, В. А. Рождественского, Е. П. Серебровской, В. Н. Турбина, И. О. Фонякова, В. С. Шефнера, Б. С. Штейна, Н. Я. Эйдельмана и др.; биография М. И. Борисовой, составленная Т. А. Егоровой; и др.

Соч.: Лирич. стихи. Красноярск, 1957; На пер­вом перевале. Красноярск, 1958; Вечерние окна. Крас­ноярск, 1961; Белый свет. М., 1963; Покупайте веселые сны! Красноярск, 1964; Арр-Бус и говорящая лошадь. 1965; Избр. лирика. М., 1965; Интерес­нее пешком. Л., 1967, 1973; Стихи. Л., 1967; Каменный берег. Л., 1967; Пегас- 69. Л ., 1969; Грибной дождь: Поэмы и диалоги. Л., 1970; Восемь ве­сенних песенок. Л., 1970; Олени ждут солнца. Л., 1971; Мы гуляем по Летнему саду. Л., 1972; Часозвон. Л., 1973; Пришли мы вчетвером. Л., 1974; Пока вчера еще сегодня. Л., 1975; У красавицы Невы. Л., 1976; Птица Дождь. Л., 1977; Равновесие. Л., 1977; Малая Невка. Л., 1976; Разговор: Стихи разных лет. Л., 1979; Ритуальные жесты: Повесть // Звезда. 1980. № 3; Птенцы под шап­кой Мономаха // Нева. 1998. № 4; Иди, Кирилл, на Белое озеро // Рассказы о православных святых. СПб., 1999.

Лит.: Русские сов. писате­ли. Поэты: Библ. указатель. М., 1981. Т. 4; Никульков А. В начале восхождения // Сибирские огни. 1960. № 2; Мотяшов И. Путешествие в красоту // Москва. 1961. № 10; Красухин Г. Утверждение разумного // Моск­ва. 1964. № 5; Киреева А. [Рец. «Белый свет»] // Юность. 1964. № 8; Соловьев В. Поэтич. метод и познание поэта // Нева. 1967. № 7; Лурье С. Борьба за высоту // Нева. 1970. № 12; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Крыщук Н. Притяжение земли // Звезда. 1985. № 10; Рубашкин А. Майя — светлое имя // Звезда. 2002. № 5.

А. И. Павловский

  • Борисова Майя Ивановна