Бояшов Илья Владимирович


БОЯШО́В Илья Владимирович [16.3.1961, Л-д] — прозаик.

Родился в семье композитора Владимира Терентьевича Бояшова (ученика Д. Д. Шостаковича). К десяти годам, перечитав почти всю отеч. классику из домашней биб-ки, ощутил влечение к сочинительству. Перв. рассказы начал пис. еще в школе. В 1982 окончил ист. фак-т ЛГПИ им. А. И. Герцена, работал секретарем комсомола в ПТУ, стажировался в Обкоме ВЛКСМ (отдел по работе с молодыми деятелями искусства). С 1983 участник ЛИТО при Доме писателей (семинары В. Сурова и Е. Кутузова). Одновременно играл в рок-группах на гитаре и органе, сочинял песни для групп «Джунгли», «Рождество», «Секрет». В соавт. с барабанщиком «Секрета» А. Мурашовым на протяжении мн. лет Б. пишет песни (слова и музыку); в частности ― « Она так любит », « Вчера », « Ночная бабочка », « Странные дни » («Она пришла, когда с деревьев опал / Желтый лист. / Она пришла, еще не зная тогда, / Что я — артист») и др.

Б. начинал как тонкий реалист. Зная жизнь коммунальной квартиры и жизнь человека в этой квартире, он обращал внимание на то, чтобы эта жизнь в котле непотребных отношений все-таки высветлилась и сохранила себя. Перв. публикации ― рассказ « Вишенка » (Нева. 1988. № 9) и « История в город е» (Лит. учеба. 1989. № 5). В 1989 вышел перв. сб. рассказов « Играй свою мелодию », за кот. на IX (последнем в СССР) Всесоюзном совещании молодых писателей в М. автор был рекомендован и принят в СП СССР (1989). Ныне член СП России. В перв. сб. Б. писал о современниках, рок-музыкантах, окружающей повседневной жизни. С 1983 по 1989, активно занимаясь муз. и лит. тв-вом, работал в Центр. военно-морском музее экскурсоводом (впоследствии выпустил « Центральный военно-морской музей. Детский путеводитель », 2000); затем — почтальоном, киномехаником, сторожем. С 1990 по 2007 преподавал историю в Нахимовском военно-морском училище. С 2007 по 2012 — ред. в изд-ве «Амфора», затем — отв. секр. ж-ла «Аврора». Работает экскурсоводом в Петергофе.

«Никакой политической деятельности не вел ни во времена застоя, ни в перестройку, ― сообщает о себе Б., — …совершенно равнодушен к политике и т.н. “общественной жизни”. По поводу вообще какой-либо деятельности идеалом считаю крайнего индивидуалиста В. Набокова. Тем не менее, всегда поддерживал связи с товарищами, находящимися в разных политических (и художественных) лагерях и ценил их, прежде всего, по человеческим качествам, не взирая на убеждения, творчество и национальность» (Автобиография // ОНЛ ИРЛИ). Спустя два десятилетия у Б. отчетливее проступает идея национальной самобытности России: «Национальная идея у нас уже есть… Она в нашем образе жизни. Это то, как живет народ — его привычки, особенности, странности и т.д. Пока нам окончательно не втюхают попкорн и все другие прелести западного образа жизни, мы будем жить так, как хотим» (цит. по: С. Мазурова).

В ранних рассказах Б., кот. он приносил на ЛИТО, прослеживалось влияние Борхерта, а также И. Бабеля, А. Веселого, Л. Добычина, с их орнаментальной прозой, поражавшей своей образностью, краткостью, метафоричностью и лубочной красочностью. Б. увлекался тв-вом и полулегального тогда Н. Рериха (картинами, рассказами и стихами), однако мистич. философия Рерихов-Блаватской осталась ему чужда. Позже Б. увлекся Сэлинджером, Р. Бахом, Кен Кизи, Кортасаром, Амаду, Борхесом и Маркесом; от последнего Б. усвоил традицию «магического реализма».

В 1990-е нигде не печ., писал «в стол». «Мне всегда доставлял радость процесс, а что там будет после, кто знает. Сочинительство прежде всего ― хобби, удовольствие, божий дар» (Б.). В 2000-е поддерживает творч. связи с П. Крусановым, Г. Станкевичем, В. Кржишталовичем, В. Рекшаном, С. Носовым. Сам автор относит себя к «питерской школе», кот. «тянется к изяществу, к игре воображения, к веселью». О своих мировоззренч. предпочтениях Б. говорит в инт.: «Могу назвать себя человеком, тянущимся к христианству. Признаю и страдания, и нескончаемость жизни». «Уверен, многие наши поступки есть только проекция каких-то скрытых физических и духовных явлений…»

В 2002 вышла кн. Б. « Безумец и его сыновья », состоящая из двух повестей (вторая — « Повесть о плуте и монахе »). Эти «тексты Бояшова отсылают к лубочной эстетике, к балаганно-шутовской, смеховой традиции русского юродства, подвергающей инверсии чтимые социальные ценности и ставящей знак равенства между глумлением и превознесением, опрятностью и неряшливостью, покаянием и похвальбой» (Д. Голынко-Вольфсон). Перв. повесть — о деревенском пьянице, развратнике и богохульнике по прозвищу Безумец, олицетворении дикого животворящего начала. Противостояние коммуниста-аскета Беспалого и Безумца «повторяет историю борьбы христианства с язычеством, апостола Павла с древним Паном. Однако если в мировой истории победа осталась за христианством, то у Бояшова наделенный страшноватой “земляной” силой Безумец шутя одолевает противника» (Г. Юзефович), т.о. подлинным заступником и хранителем земли оказывается вечно пьяный распутник. А. Секацкий определяет текст Б. как «художественный образ русской идеи», а именно: и тело, и душа России содержат в себе «диктатуру невразумительности, пресловутую неуловимость для “понимания умом”».

Д. Голынко-Вольфсон относит Б. к новому национальному мейнстриму, «где обкатанные стандарты латиноамериканского магического реализма (Борхес, Кортасар, Маркес) или постмодернистской облегченной беллетристики (Эко, Павич) перекликаются с мотивами державной мощи или патриархальной пасторалию», находя родственность повестей Б. притче-эпопее П. Крусанова «Укус ангела».

Традиционным для Б. цветистым притчевым языком, стилизованным под фольклорный сказ, написана и « Повесть о плуте и монахе ». Несмотря на былинность и сказочность, она лишена финальной морали. «Оба проекта терпят полный крах: сколько ни ходи, вокруг все та же окаянная Россия… Алексей-монах, истинный избранник Божий, не находит святости в монастырях и храмах, но и его плутоватый тезка, великий скоморох, точно так же нигде не находит признания своему дарованию. <…> Ни один из героев не смог бы найти никаких посюсторонних оправданий для прожитой жизни. Ни добродетель, ни смирение, ни зло здесь не вознаграждаются» (А. Секацкий).

Повесть « Господа офицеры » (СПб., 2007) создана по мотивам одноименного телесериала (2004, сценарий И. Агеева). Придерживаясь осн. линий сюжета, Б. внёс свою авторскую интонацию.

Во втор. пол. 2000-х Б. дорабатывает и издает произведения, задуманные или написанные еще в 1990-е, определяя их жанр как «маленький роман». В «хулиганской антиутопиии» (определение автора) « Армада » (2007) описана «параллельная» история человечества. Армада кораблей одной сверхдержавы (в кот. угадывается Россия) движется на Америку с целью нанести сокрушающий удар. Но вследствие мирового катаклизма материки исчезают, остается сплошной Мировой океан. Высшие морские чины во главе с Адмиралом превращаются в озлобленных психопатов, вымещающих свою агрессию в форме террора и репрессий.

После выхода в свет романа « Путь Мури » (2007), философско-анималистич. притчи, Б. называли «Кустурицей в прозе». Кот из разбомбленной боснийской деревни идет через всю Европу в поисках своих хозяев, «миски молока и теплого пледа». По пути в философские беседы с котом вступают люди и звери (мудрый раввин, глупая девушка, скалолаз-калека, астроном-фанатик), а также духи и привидения. Параллельно разворачиваются истории гуся-арифмометра, облетающего планету шейха и пересекающей океан гребчихи; всё это окружено древнекитайской мифологией, даосскими концепциями жизни и пути. «Эта книжка о жажде движения», автору «удалось очень точно передать ощущение бесконечности земного простора и разнообразие планеты людей. Христианская и буддистская философия, научный позитивизм, ветхозаветные мотивы, живопись фламандцев и импрессионистов — все здесь смешано, все поет свои песни, обладающие равным очарованием для автора», что позволяет сделать вывод: «перед нами свободный и светлый гимн космополитизму» (Кучерская М. [Рец.] // Саквояж. 2007. Авг.). Сам Б. признается: «Это очень реальная по сути своей история. Мы знаем, что коты часто путешествуют, пересекают несколько тысяч километров и находят в итоге своего хозяина. Мой герой, кот Мури, — имеет свою родину и хочет её найти». По мнению писателя, коты вообще «удивительные, сложные существа! Вероятно, они, в отличие от многих животных, видят потусторонний мир». Прототипом стал кот Н. Бердяева по имени Мури, кот. пережил войну вместе с хозяином. Критики отмечали изящность, легкость письма Б. при создании глубокого романа-притчи.

Сюжет романа « Танкист, или “Белый тигр” » (2008) таков: на полях войны появляется чудовищный танк-призрак. Русский танкист Иван Найденов одержим идеей уничтожить монстра. По мнению В. Бабицкой, кн. Б. «такая же сущая эпическая правда, как Троянская война: в этом смысле Бояшов ближе к Гомеру, чем к Толкину». Д. Коваленко полагает, что «Танкист…» — скорее «поэма о войне, где главные герои — танки, имеющие своего Бога и своего прошедшего адский пламень Мессию». Дуэль, растянувшаяся на два года и сотни километров Восточной Европы, вырастает в метафору событий Великой войны — это мнение подтверждают и слова автора о книге: «Есть реальности, кот. существуют помимо нашей. И наша людская история — лишь отражение того, что происходит в этих трансцендентных мирах. Герой “Танкиста” Найденов… — это бесспорно лишь земное орудие метафизической схватки, происходящей совсем не здесь» (Собака. RU. 2008, июнь, № 89). По повести Б. реж. К. Шахназаров снял фильм «Белый тигр» (2012, сценарий А. Бородянского и К. Шахназарова).

Роман « Конунг» (2008) — ист. фантазия о юности легендарного Рюрика, попытка постичь глубинный смысл и истоки российской государственности. Аннотация сообщает: «Бояшов — великолепный стилист. Смешивая историческую правду факта, певучую речь ирландских саг и брутальную мифологию викингов на выходе он получает текст, кот. простак прочтет как феерическую авантюру, а мудрец — как размышление о природе власти». Среди культурных источников романа — норвежские и исландские саги, «История…» Карамзина, совр. науч. труды о быте норвежцев IХ–ХI веков, американский фильм «Викинги» с К. Дугласом, шекспировские хроники, русский историко-героический роман. Сам Б. признается, что огромное влияние на него оказали труды М. Стеблина-Каменского.

« Кто не знает братца Кролика » (2010) — единственный у Б. реалистич. и отчасти автобиографич. роман о страшном и веселом времени «лихих девяностых». «Он обо мне и моих товарищах, которые помогли мне выжить в те веселые годы», ― говорит Б. В книге предстает серый унылый СПб., предприниматель Кролик (неисправимый хвастун и врун, постоянно сулящий неосуществимые проекты), обрисованы союз поэтов, омоновцы, бандиты и друзья. Роман « Каменная баба » (2011) — об истории русской женщины. Как сообщает аннотация, Б. «предъявил нам архетипический образ русской женственности во всем ее блеске, лихости и неприглядности, образ, сквозь кот. проступают всем нам до боли знакомые черты героинь вчерашнего, сегодняшнего и, думается, грядущего дня».

Повесть « Эдем » (2012) ― очередная фантазия Б., стилизация Книги Бытия и восточ. преданий. Это история о том, как наш современник «попал в райский сад, в плен к старику-садовнику, кот. заставляет героя трудиться в поте лица… так что рай все больше смахивает на Освенцим». Превратившийся в Адама герой вымаливает у садовника Еву, но жизнь с ней становится невыносимой. «В финале Адам получает заветный ключ от врат, но вот обретет ли он гармонию и свободу за пределами проклятого сада — вопрос», ― пишет М. Кучерская и замечает: «Эдем… получился скорее азиатским и коварным… Поэтому никакие ветхозаветные и новозаветные категории (например, любовь) к этому Эдему неприменимы».

Повесть « Кокон » (2013) — история человека, ощутившего в себе присутствие души как чего-то чуждого, доставляющего неудобства и решившего избавиться от нее ради беспечного существования в качестве «кокона» — физической оболочки. «Беда современной цивилизации в том, что дьяволу сегодня не надо уговаривать людей – многие сами ищут его, чтобы с готовностью отдать ему свою душу. Да еще и приплатить готовы, лишь бы жить не мешала», — комментирует автор.

Б. неистощим в своих жанровых и стилистических поисках, равно как и разнообразии тем для худ. осмысления. « Джаз » (2015) — хроника, повествующая об одном дне в истории человечества. Понятие о Боге-Творце претворяется в метафору: Бог — Великий Джазмен, импровизирующий судьбами мира и человека. Поставив задачу уловить мелодию Всевышнего, «разобраться хотя бы в нескольких тактах Его Партитуры», Б. выбирает день 9 октября 1967 года и рисует несколько событий-«вариаций» этого дня. В автобиографическую кн. « Жизнь идиота » (2017) включены воспоминания автора об атмосфере восьмидесятых, размышления и дневниковые записи. В них отчетливо выражена боль о судьбе русского народа в ХХ столетии: «Какой одной фразой можно охватить век прошедший? Какой, самой емкой, самой вмещающей в себя все и вся? Пожалуй, вот: Россия истекла кровью». Кн. « Человек стремится в небо » (2017) увлекательно рассказывает о создании аэростатов, дирижаблей, планеров и первых самолетов, об изобретателях, которые сами принимали участие в опасных экспериментах.

Б. выступает как автор историко-лит. эссе. Он автор главы о Н. С. Лескове « Человечкина душа » в «альтернативном» учебнике лит-ры «Лит. матрица. Учебник, написанный писателями» (СПб.-М., 2010). Лесков, по мнению Б., ― единственный, кому удалось создать полноценный и узнаваемый образ русского человека — «с его отвратительными, и курьёзными, и достойными всяческого уважения особенностями»; «Левша» «тянет на многотомную сагу о неприкаянной российской истории и… настолько современен, что хоть сейчас раздирай на цитаты да иллюстрируй ими любую злободневную тему!», при этом «теплится в лесковском сказе та самая “человечкина душа”, кот. согревает даже самого взыскательного критика не особо весёлого нашего прошлого и не менее узнаваемой действительности». В третьем томе «Лит. матрицы» (СПб., 2014) опубликовано эссе Б. об Артеме Веселом « Бомба на прилавке ». Имеется в виду кн. «Россия, кровью умытая», взрывающая сознание апологетов революции и сов. власти: самого автора в свое время она убедила в пагубности любой гражданской смуты. В тв-ве Веселого отражена «опохабившаяся, ссучившаяся, отравленная братоубийственной ненавистью Россия», это «лихое свидетельство всеобщего русского оскотинивания <…> пляска смерти, деградация, немыслимая звериность, вакхическая гулянка воров и мародеров всех мастей и калибров». Цветастая и нервная проза Веселого написана «диким пером», и хотя он не сомневался в правоте большевизма, но, как всякий подлинный художник, незаметно для себя превратился «в орудие той самой простой Божьей истины, которая в итоге оказалась и выше, и правдивее его собственных убеждений».

Б. перевел на рус. яз. роман У. Коллинза «Мой ответ — нет» (СПб., 2013).

Проза Б. переводилась на болгарский, чешский, румынский, польский, немецкий, английский, французский, турецкий яз.

Лауреат премии «Нац. бестселлер» (2007, за роман «Путь Мури»), финалист премии «Большая книга» (2008, за роман «Танкист, или “Белый тигр”»), финалист премии «Русский Букер» (2008, за роман «Армада»), лауреат лит. премии им. Н. В. Гоголя (2011, за роман «Каменная баба»).

Соч.: Играй свою мелодию: рассказы. Л., 1989; Безумец и его сыновья. СПб., 2002; Армада. СПб., 2007; Путь Мури. СПб., 2007; Господа офицеры. СПб., 2007; Танкист, или «Белый тигр». СПб., 2008; Конунг. СПб., 2008; У Христа за пазухой. СПб., 2011. Каменная баба. СПб., 2011; Эдем. СПб., 2012; Рассказ, который так и не был написан // Русские дети: сб. СПб.: Азбука, 2013; Конон. История одной болезни. СПб.: Лимбус-пресс, 2013; Девятнадцать убитых немцев // Русские женщины: сб. СПб.: Азбука, 2014; Джаз. СПб.: Лимбус-пресс, 2015; Лабиринт // В Питере жить: от Дворцовой до Садовой, от Гангутской до Шпалерной. Личные истории. М., 2017; «Жизнь идиота». СПб., 2017. Страница автора на сайте LiveLib: https://www.livelib.ru/author/13286-ilya-boyashov.

Лит. : Секацкий А. Предисл. // Бояшов И. Безумец и его сыновья. СПб., 2002; Голынко-Вольфсон Д. Физиология веры и стилизованная самобытность // Ex libris НГ. 2002. 5 сент.; Юзефович Г. Безумец и его сыновья: Аннотация // Сайт «Лаборатория фантастики», URL: www.fantlab.ru/work45433; Бондаренко В. Илья Бояшов: «Пишу роман о войне» [инт.] // Завтра. 2007. 27 июн.; Панова М. Лауреат премии «Национальный бестселлер» Илья Бояшов: «Чем больше в книжках врешь ― тем лучше получается» [инт.] // Известия. 2007. 10 июл.; Коваленко Д. Кто получит три миллиона, или Разбор соискателей премии «Большая книга» // Лит. Россия. 2008. № 30; Топоров В. «Моби Дик» и небо Аустерлица // Взгляд. Деловая газ. 2008. 29 март.; Рычкова О. Удовольствие сочинительства [инт.] // Российская газ. 2008. 8 авг. № 4725; Земзаре И. О котах, дачах и смысле жизни // Пригород. 2008. Июль; Бабицкая В. «Танкист, или “Белый тигр”» Ильи Бояшова // Сайт «OpenSpace.ru». 2008. 22 апр.; [Б.А.] Чудо-юдо танки // Мир фантастики, URL: www.mirf.ru/Reviews/review3274.htm; Мирошкин А. Илья Бояшов: «Я не умею писать о любви» [инт.] // Частный корреспондент. 2009. 4 март.; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / сост. А. И. Белинский. СПб., 2011; Белокурова С. Илья Бояшов: «Ничего другого, кроме притч, я писать не умею» [Инт.] // Лит-ра: Учеб.-метод. газ. 2010. № 4; Бутина А. Героиня нашего времени // Нева. 2012. № 1; Кучерская М. Повесть Ильи Бояшова «Эдем»: Райский труд освобождает // Ведомости. 2012. 19 сент.; Катаева Н. Реализм не в силах охватить всего [инт.] // Союзное Вече, URL: www.trediakovsky.ru/node/45; Мазурова С. «Писателю нужно быть свободным» [Инт.] // Год литературы, URL: https://godliteratury.ru/public-post/pisatelyu-nuzhno-byt-svobodnym.

А. Любомудров

  • Бояшов Илья Владимирович