Брандт Лев Владимирович


БРАНДТ Лев Владимирович [5.3.1901, г. Речица, Белоруссия — 12.9.1949, Л-д, похоронен на Охтинском кладб.] — прозаик.

Мать — из крестьян. Отец — железнодорожный служащий. Детство Б. провел в родительском доме. В возрасте 17–18 лет он уходит из дома и оказывается на фронтах Гражданской войны, потом попадает в Пг., где сначала заканчивает юридич. фак-т Пг. ун-та (1924), а затем — режиссерское отд. Ин-та сценических искусств; обучение совпало со временем пребывания там Черкасова, Чиркова, Зарубиной, Юнгер и мн. др. изв. актеров и театр. деятелей. В молодости близок кругу студентов, преподавателей и литераторов Ин-та истории искусств, основанного гр. П. А. Зубовым. В числе прочих был знаком с обэриутами.

По окончании ин-та недолго работает в под рук. Вивьена. В это время пишет маленькие пьесы и скетчи, сотрудничает с писателями Евг. Рыссом и Вс. Воеводиным. Тогда же публикуются его перв. прозаич. произведения, наиболее значительное из кот. — повесть « Декрет-2 » (впоследствии «Браслет-2», 1936), посвящ. беговой лошади; была сразу же замечена как лит. критикой того времени, так и рядовыми читателями (особенно «лошадниками»). Успешное начало писательской деятельности было прервано арестом (1937). После тюрьмы — ссылка в Кировскую обл., с. Кельмезь, после окончания кот. возвращается в Лен. обл., пос. Толмачево. В 1941 выходит сб. повестей и рассказов « Белый турман ».

В нач. войны попадает на Лен. фронт, после контузии получает отсрочку, но в 1943 призывается снова в качестве интенданта. В марте 1945 демобилизуется и оказывается во Пскове, где участвует в восстановлении культурной жизни, знакомится со мн. псковскими деятелями культуры, в частности с С. С. Гейченко.

В связи с Постановлением о ж. «Звезда» и «Ленинград» обвинениям подвергается и повесть Б. «Пират» (1946), в кот. критика усмотрела идеологич. неблагонадежность. В то трудное время поддержку Б. оказывал писатель В. Бианки, с кот. они дружили и сотрудничали.

После смерти Б. благодаря усилиям вдовы писателя Т. Эндер вышли кн. « Браслет-2 » (Детгиз, 1949, 1957), « Пират » (альм. «Дружба», 1956), « Остров Серафимы » (Сов. писатель, 1959, 1963), в посл. изд. вошел не публиковавшийся до той поры рассказ « Беркуты ».

Две повести — «Браслет-2» и «Остров Серафимы» — экранизированы.

Повести и рассказы Б. — притчи, где гл. герои — животные. «Браслет-2» — это судьба таланта: беговой жеребец-рекордист, неоднократно бравший призы на петерб. ипподроме, во время революции оказывается без корма и попадает в гужевой транспорт, т.к. его старому тренеру Рыбкину ничего другого не остается. В новых условиях жеребец выживает как может и как будто теряет все способности беговой лошади; однако судьба возвращает ему шанс: на конюшне тяжеловозов появляется начальник, в прошлом помощник конюха, кот. узнает Браслета и возвращает его на ипподром, став его тренером и наездником. Браслет выигрывает все призы, и старый, уже ослепший тренер узнает его по поступи.

«Остров Серафимы» — рассказ о любви двух лебедей и их жертвенности. Орнитолог Чадов работает в заповеднике смотрителем и наблюдает за жизнью лебедей; найдя отбившегося от выводка лебеденка, он приручает его, чтобы не быть одиноким; птенец оказывается самкой, и герой дает ей имя Серафима, подрезав ей крылья, чтоб она не улетела. Вскоре птенец становится ручным; каждую весну на озеро прилетают лебеди, среди кот. выделяются своей красотой и силой вожак стаи и его подруга, они не подпускают к себе Серафиму. Героиня-лебедь живет отдельно от них, но в очередной прилет вожак оказывается без пары. Дикарь (такое имя дал лебедю орнитолог Чадов) делает неск. попыток улететь с родного озера, но слышит призывный крик самки — ею оказывается Серафима. Уплыв от Чадова, она в глубине тростника выводит птенцов; но в момент отлета лебедей, несмотря на призывные крики Дикаря и всей стаи, она не может подняться, т.к. у нее подрезаны крылья. Повторившиеся на следующий год события приводят к тому, что Дикарь остается с Серафимой, но стая уже не признает в нем вожака.

Повесть «Пират» — о верности. Старый охотник Радыгин, наткнувшись в лесу на волчье логово, ранит матерую волчицу и в упор расстреливает выводок волчат, однако один из них остается жив. Человек забирает звереныша и подкладывает в конуру к суке, кот. только что ощенилась. Пират — так называют волчонка — вырастает на строительном складе воспитанный домашней собакой; все коллизии его дальнейшей жизни обнаруживают как лучшие качества волков, так и впитанные с молоком приемной матери лучшие качества собак. Повесть — это пост. конфликт между волками, с одной стороны, и человеком и собаками, с другой. Пират все время оказывается между ними; он самый верный сын своей приемной матери, он лучший охотник в собачьей стае, он же и волк. И порой жить с ним опасно. Но Радыгин помнит слова, услышанные им от героя-исследователя: «…тот, кто может сделать из волка собаку, всегда сильнее того, кто стремится сделать из собаки волка».

Рассказ «Беркуты» — о свободе, «Фаина» — о материнстве. По справедливому замечанию М. Якубсона, зверям в прозе Б. «присуща божья чистота, утраченная людьми». «Б. ближе к классической традиции Чехова и Куприна. Он всюду ищет человека; в самых коллизиях звериных судеб он видит нравственные проблемы людей, ждет от человека ответственности за происходящее» (Т. Хмельницкая). То обстоятельство, что гл. герои Б. — животные, а не люди, сообщают этим историям достоверность. Хотя и каждый герой-человек у Б. — человек высоких нравств. качеств. Именно такие люди становятся фоном, на кот. все то, что происходит с животными, приобретает глубокий, порой глубоко драматич. смысл. Трагедия Б. как писателя, по словам Гл. Семенова, в том, что, «будучи настоящим художником, он был и настоящим гуманистом, и в творчестве своем от этой позиции он никогда не отступал. Вот только время, в которое выпало ему жить и творить, было совсем не гуманным» (стенограмма выступления на вечере памяти Б.).

Среди друзей и почитателей таланта Б. были М. Зощенко, О. Берггольц, В. Бианки и мн. др. — писатели, художники, деятели театра и кино.

Произведения Б. печ. в сб. «Большой приз», «Нгоньяма желтогривый», «Слово о лошади», «Жизнь замечательных животных» и пр. Произведения Б. переведены на английский яз.

Начиная с девяностых годов, отдельные произведения Б. печатаются в различных сборниках и антологиях вместе с произведениями мировых классиков этого жанра самого первого ряда, таких как Г. Мелвил, Серая Сова, Р. Киплинг, Э. Сетон Томпсон, Л. Толстой, И. Тургенев, А. Куприн и др.

В 2015 выходит полный сборник произведений Б. с названием «Пират» в серии «В мире животных» наряду со сборниками таких классиков, как Эрнест Сетон Томпсон, Джек Лондон, Джеймс Оливер Кервуд, Александр Куприн, Виталий Бианки и др.

Соч.: Белый турман. Л., 1941; Браслет- 2. Л ., 1949; Пират // Дружба: Альм. № 4. Л ., 1956; Браслет- 2. Л ., 1957; Остров Серафимы. Л., 1959 (1963); Браслет-2 // Большой приз: Сб. М., 1980; Браслет-2 // Нгоньяма желтогривый: Сб. М., 1996; Браслет-2 // Антология иппологического жанра. М., 2007; Браслет-2. СПб., 2008; Браслет-2 // Жизнь замечательных животных. М., 2009; Пират // Жизнь замечательных животных. М., 2010; Остров Серафимы. Беркуты. Фаина // Жизнь замечательных животных. М., 2010; Braсеlet-2 // Chtenia: Readings from Russia . 2012. № 19; Пират. СПб.: Амфора, 2016; Лошади. М.: Человек, 2016; Пират. Харьков: КСД, 2016; Браслет: повести о лошадях. М.; СПб.: Пальмира, 2019.

Лит.: Хмельницкая Т. Звери и люди в повестях Л. Брандта // Остров Серафимы. М.-Л., 1963; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Колпакова Д. Больше всего пристыдила меня мухоловка… // Брандт Л. Браслет-2. СПб., 2008; Махотин С. Сделать из волка собаку (О сб. повестей и рассказов Л. В. Брандта «Браслет-2». СПб.: Детгиз, 2008) // Библиотека в школе. 2008. № 17; Серкова Ю. Известные люди: Лев Владимирович Брандт: Анатомия души // Золотой мустанг: ж. 2013. № 6 (130).

П. Брандт, А. Эндер

  • Брандт Лев Владимирович