Брандт Пётр Львович


БРАНДТ Пётр Львович [30.10.1947, Псков] — поэт.

Отец — изв. писатель Лев Владимирович Брандт. Мать — Тамара Федоровна Эндер, хореограф (школа пластической хореографии системы Далькроза и Айседоры Дункан), двоюродная сестра изв. художников из группы М. В. Матюшина, Бориса, Марии и Ксении Эндер. Оба родителя — выпускники лен. Ин-та сценических искусств.

Б. получил высшее образование на математико-механическом фак-те ЛГУ (окончил в 1970 по специальности «математика»).

Стихи начал писать в университетские годы. Еще во время учебы встреча с поэтами, художниками, музыкантами, актерами, посещавшими кафе «Сайгон» (К. Кузьминский, О. Охапкин, В. Ширали, Е. Вензель, А. Геннадиев, Е Захарова, Э. Горошевский), изменила представление Б. о собств. призвании и направила его жизнь по иному руслу. С кон. 1960-х стал мыслить себя полноправным представителем неподцензурной, свободной культуры, а писание стихов воспринимать как главное в жизни. Публиковался исключительно в самиздате (впервые в 1977, ж. «Часы»). Лишь в постсоветские годы стихи Б. стали доступны широкому читателю. Живёт в СПб.

Перв. стихи несли в себе явные черты свободной, «уличной» культуры поэтов «Сайгона» и Малой Садовой и органично вписывались в нее. Для этих стихов, по словам поэта, характерны «дерзкая, шокирующая откровенность, веселая прямота, обращение к запретным темам, поиск новых форм»: «Черный вечер субботний, / Темно в глубине двора, / Только с ночной подворотней / Сравнятся глаза вора, // Только с опасной бритвой / Сравнится легкий прищур — / — Не моли меня… не стелись травой, / Не прощу» («Приговор» , из цикла «Воры» , 1972). В то же время стали появляться и др. стихи — строго организованные, с чеканным, энергичным классич. слогом; именно такой принцип станет основным в последующем тв-ве поэта. На формирование поэтики Б. мощное воздействие оказали стихи Р. Мандельштама; обоих сближает «дыхание смерти за спиной, внутренняя невозможность лгать, отчасти слепая, отчасти безумная стихийная внутренняя сила, острое чувство греха… и понимание необходимости исхода… по советским улицам, темным глухим дворам и злачным кафе» (М. Якубсон). Перв. опытом подобной поэтики стала поэма «Монголы» , ее развитие продолжается в цикле «Шаман» . В этот период лирика Б. тяготеет к эпич. размаху: для наиболее полного раскрытия картины мира поэт использует форму малой поэмы.

В начале творч. биографии Б. опробовал принцип полифонии. Стих. пишется на два или более голоса, кот. должны звучать одновременно. Основой миросозерцания поэта становится убежденность в том, что слово скрывает в себе огромную жизнетворную, благодатную энергию, и при определенном столкновении фонетического, ритмического и смыслового строя стиха она способна высвободиться. Более того, эта энергия не есть самоцель поэзии, а скорее свидетельство состоявшегося проникновения в суть вещей, прикосновения к древу истины — к тому самому Древу Жизни, кот., образно говоря, растет в Раю: «И никогда, ни ныне, ни в грядущем, / Не прикоснется смертная рука / К дымящемуся лезвию созвучий — / Священному секрету языка» (из цикла «Художники» , посвящ. К. Кузьминскому, 1973). Весь последующий путь поэта — пост. попытка удержать этот энергичный слог и прикоснуться к «священному секрету языка».

На этом пути Б. приходит к грузинской теме и создает стихи о Грузии и вольные переложения грузинских поэтов, в кот., может быть, более всего приближается к своей цели: «Малиново-бурый до корня седин / От кофе, вина и загара / Считает слонов пожилой армянин / Из желтых трущоб Авлабара, // Считает цыган в наркотическом сне, / Как в чёрной ночи зодиаки, / Считает сириец и пишет в уме / Арабские хитрые знаки» («Караван» , на тему Мухрана Мачавариани).

Во втор. пол. 1980–90-х Б. создает ряд стих., написанных под впечатлением от путешествий по разным странам и столкновения с иными языками и культурами. Поиск при этом остается прежним — взорвать слово и высвободить заключенную в нем энергию.

Тяга к этнической или географической конкретике не исключает в стихах Б. общей метафорич. природы. Кроме того, характерным свойством поэзии Б. является не только ее звуковая рельефность, но и зримость, живописность. Так, в стих. «Цветовая символика» автор обращается к смыслу каждого цвета: «Гвоздика на кофточке, ленточка алая — / Горячего сердца мечта небывалая, / Язык кастильянки колюч и остер, / Бесчисленных юбок цыганский костер, // Загадочный шорох ее туалетов / Под звон серебра андалузских браслетов, / В зеленых бутылках настоянных вин / Сверкает на солнце священный рубин. // Рубиновый перстень червонного злата — / Богатый трофей боевого булата, / Не ты ли, возмездье, сокрытое в нем, / Терзаешь злодея кровавым огнем?» (из «Испанских стихов» , 1994).

В более поздних стихах Б. иногда смещает акцент, делая большее усилие не на звучании и зрительном образе, а исключительно на смысле. Таковы, напр., стих. «Мы не пьем вина…» ,«Пчелы» ,«Вино одиночества» . Весь арсенал поэтич. средств и ходов остается, однако, тем же. Есть и перекличка интонаций: и в ранних, и в поздних стихах Б. обращается к форме молитвы (если в ранней поэме «Монголы» читаем: «Помолись за меня / помолись за меня…», то теперь это звучит: «Вспомни медового Спаса / Богослужебный строй…» — « Пчелы »). Стих. 1970-х длинны, протяженны; в поздний период поэт приходит к трёх-четырёхстрофной форме. Поздним стихам Б. свойственна сосредоточенная сдержанность: «тщательная суховатость (даже ретроградность) его стихов позволяет лучше рассмотреть истинные предметы поэзии: любовь, гибель, возрождение, сомнение, отчаяние, смерть» (Н. Черных).

По своему характеру поэзия Б. тяготеет к акмеистич. традиции. Основополагающей темой его тв-ва является любовь и воля к жизни, и само слово оказывается орудием этой воли. Оттого по своему складу поэзия Б. тяготеет к гимну, а само создание стих. можно уподобить религиозному служению (Н. Черных).

Помимо стихов и вольных переложений Б. обращался к прозе (эссе, рассказы). С 1970-х участвовал во мн. самиздатских ж. и антологиях («Часы», «Лепта», «Острова»), печ. в антологии «У Голубой лагуны» и др. зарубежных изд. С 1991 публ. в России и за границей: ж. «Черновик», «Всё подряд», «Artischocke», антологиях «Время и слово», «Петербургская поэтич. формация», «Сумерки Сайгона», газ. Митьков. Участвовал в передачах на радиостанциях «Мария. Православное радио», «Свобода» с чтением стихов и беседах об искусстве. Выступал с лекциями о неподцензурной культуре в американских ун-тах и европейских галереях.

Является автором интернет-проекта « Что такое поэзия ». Слайд-фильмы на стихи Б. размещены по адресу «U tube: Евгений Перл» («Петр Брандт читает свои стихи», «пасху раздели мою», «Стихи о Грузии», «Быки Испании», «В тени комара: на тему В. Шали», «Татарский триптих», «Цыгане», «Композиция из двух стихотворений», «Что есть поэзия?», «Осенний сплин».

Стихи Б. переводились на английский яз.

Соч.: [Стихи] // Часы. 1977. № 6; 1984. № 47; 1985 (56); 1987. № 67; [Стихи] // Острова: Антология лен. неофициальной поэзии / Сост. А. Антипов, Ю. Колкер, С. Нестерова, Э. Шнейдерман. Л., 1982; [Стихи] // У Голубой лагуны: Антол. новейшей русской поэзии / Сост. К. Кузьминский, Г. Ковалев. Ньютонвилль, 1983. Т 4А; Палестинский дневник // Часы. 1990. № 80; Неистовый скальд (О Роальде Мандельштаме) // Все подряд. СПб., 1992. № 1; [Стихи] // Митьки: Газета. 1993. № 10; [Стихи] // Artischoke. 1995. № 6; Монголы. СПб., 1996; Люди Пустыни: Стихи. Поэмы. Проза. СПб., 2000; [Стихи] // Газаневщина. СПб., 2004; [Стихи] // Черновик. 2004. № 19; [Стихи] // Из падения в полет: Независимое искусство СПб. СПб., 2004; [Стихи] // Время и слово: Антол. / Сост. Ю. Валиева. СПб., 2006; [Стихи] // Петербургская поэтич. формация: Антол. / Сост. К. Коротков, А. Мирзаев. СПб., 2008; [Стихи] // АКТ: Актуальная поэзия на Пушкинской, 10: Антол. / Сост. Т. Буковская, В. Мишин, В. Земских. СПб., 2009; [Стихи] // Зинзивер. 2009. № 3; [Стихи] // Перекрестное опыление: Антол. одного стихотворения / Сост. Т. Буковская, В. Мишин. СПб., 2011; [Стихи] // Собрание сочинений: Поэзия Петербурга. 2010 г. / Сост. Д. Григорьев, В. Земских, А. Мирзаев, С. Чубукин. СПб., 2011; Вино одиночества: Стихи. Поэмы. Проза. СПб., 2011; Стихи // «Петербург-2011»: Каталог. 2012, янв.; Ванька: Рассказ. Стихи // Русский мiръ. 2012. № 7; Рассказы // Православный летописец. СПб., 2012. № 47; Стихи // Крещатик. 2012. № 56; Стихи // Петербург. 20 лет: Юбил. выставка произведений петерб. художников 12–26 янв. 2013. СПб., 2012; Стихи // Крещатик. 2014. № 65; Стихи // Охапкинские чтения: Альм. 2015. № 1; Стихи // Останин Б. 37.1˚С. СПб., 2015; Стихи // Крещатик. 2015. № 69; Стихи // Крещатик. 2016. № 73; Стихи // В поисках цельного знания: сб. статей и стих-й / СПб. религиозно-философское об-во им. Вл. Соловьева. М., 2016; Письма о поэзии: эссе // Крещатик. 2017. № 76; Стихи // Крещатик. 2019. № 84.

Лит: Кузьминский К. Петр Брандт // У Голубой лагуны. Ньютонвилль, 1983. Т. 4А; Якубсон М. Шаги исхода // Брандт П. Вино одиночества. СПб., 2011 (То же // Зинзивер. 2011. № 5; Черных Н. Без уведомления // Брандт П. Вино одиночества. СПб., 2011; Хабарова Д. Поэзия сохранения // Брандт П. Вино одиночества. СПб., 2011; Лица Петерб. поэзии: 1950–90-е гг. Автобиографии. Авторское чтение: Мат-лы к энц. / сост. Ю. Валиева. СПб., 2011; Казарновский П. Комментарий к стих. «Предвоенный город» / Перекрестное опыление: антол. одного стихотворения. СПб., 2011; Владимирова Н. Классик из поколения бунтарей // Кировская правда. 2012. № 107 (25110). 21 сент.; Донецкий С. «Сайгон» поэта Петра Брандта //; Третьякова А. Джентльмен из петербургского «Подмосковья» //; Наконечная А. Третьякова А. О неформальном искусстве в СССР, значении христианства в ней и о покаянии / Инт. с П. Брандтом //

П. Казарновский

  • Брандт Пётр Львович