Брешко-Брешковская Николай Николаевич


БРÉШКО-БРЕШКÓВСКИЙ Николай Нико­лаевич [8(20).2.1874, СПб. ― 23.8.1943, Берлин] — прозаик, журналист.

Из старинного польско-украинского дво­рянского рода. Сын изв. народницы Е. К. Брешко-Брешковской (1844–1934), проведшей в заключении и ссылке 22 года; после 1917 — активной противницы сов. власти; с 1920 жила в Чехословакии (воспоминания Б.-Б. о ней: Терзания моей матери // Жизнь и суд. 1913. № 13; Ба­бушка русской революции // Лукомо­рье. 1917. № 12/13; Воспоминания сына // Иллюстр. Россия. 1934. № 39). Из-за ареста и ссылки матери Б.-Б. с юных лет рос в семье дяди В. Вериго в Заславле на Волы­ни. С 5 лет читал запоем; особой любовью пользовалась лубочная лит-ра и романы В. Крестовского.

После окончания Ровенского реального училища (1893) переехал в СПб., где поступил в акцизное ведомство контролером табачной фабрики. Через 2 года оставил службу и стал проф. литерато­ром. Перв. выступление в печ. — рассказ « Счастливый день Петра Ивановича » (1896). Сотрудничал в ж. «Живописное обо­зрение» и «Наблюдатель», редакторы кот., А. Шеллер-Михайлов и А. Пятновский, оказали значительное влияние на фор­мирование мировоззрения Б.-Б. В ранних ве­щах Б.-Б. выступал как бытописатель провин­ции (Юго-Западного края) и запорожского казачества: повести « Запорожец Подко­ва » (1897), « Счастливая пора » (1898), « В забытой стороне » (1898), « По тече­нию » (1899), « Петрусь Мартынюк » (1900), « Гайдамаки », « Мазепа и запо­рожцы » (обе — 1901) и др. Критики указы­вали на «живую обрисовку характеров, тон­кое понимание красот природы» (Д. Мор­довцев, А. Измайлов).

С 1900-х Б.-Б. выступал с многочисленны­ми публикациями о спорте, модах, светской хронике, новинках живописи, ведя соответст­вующие разделы в газ. «Биржевые ведомос­ти», «Петербургская газ.», «Русское слово», «Голос М.», ж. «Звезда», «Север», «Ни­ва», «Огонек», «Синий ж.» и др. В 1906 Б.-Б. издавал и редактировал иллюстр. ж. «Огни» (вышло 4 номера). Являясь плодовитым худож. критиком (« В. Е. Маковский и его худож. деятельность », 1902; « Русский художник В. В. Верещагин », 1904), Б.-Б. высказывал суждения столь же наивные, сколь и категоричные. Так, в кн. « Русский музей императора Алексан­драIII » (1903) он писал о «слабой технике» В. Сурикова, «слепой подражательности» М. Нестерова и «гениальности» Г. Семирадского. Ярким примером бесцеремонно­сти Б.-Б. как журналиста явилась его беседа с Л. Толстым — « В Ясной Поляне у гра­фа Л. Н. Толстого » (Петербургская газ. 1907. 26 июн.; перепечатано: Звезда. 1978. № 8 и в кн.: Интервью и беседы с Львом Толстым. М., 1986). Это интервью дало B. Буренину повод назвать Б.-Б. «клопом, присосавшимся к выдающимся людям» (Но­вое время. 1907. № 11). Предметом пост. нападок Б.-Б. были любые новые течения, в частности футуризм (Здоровое и больное // Петербургская газ. 1914. № 82).

Б.-Б. отличала необычайная лит. плодови­тость: помимо не поддающегося учету коли­чества публикаций в периодич. печати на злобу дня, им было создано неск. сот романов, повестей, рассказов. Творч. процесс не представлял особых затруднений для Б.-Б.: «Отнимает время сам процесс на­низывания слов и фраз. <...> Люблю дикто­вать, сидя у горящего камина и куря сигару, и тогда фантазируется легко и свободно, и мысли плавно и свободно ложатся на бума­гу. <...> Можно в год несколько романов на­писать. <...> Так оно и выходит» (Мои наст­роения // Журнал журналов. 1915. № 2). Свои многочисленные беллетристич. произведения, печатавшиеся на страни­цах газ. и «тонких» ж-лов, Б.-Б. адресовал тем читателям, кот. «не руководствуются мнениями строгой, серьезной критики, а чи­тают лишь то, что соответствует их непритяза­тельным вкусам» (Вестник лит-ры. 1911. № 3). В нач. 1910-х Б.-Б. был са­мым читаемым автором в России, опережая по популярности следующих за ним А. Ку­прина и М. Арцыбашева. А. Блок пи­сал, что он «способен читать с увлечением <...> пошлейшие романы Брешко-Брешковского, кот. <...> ближе к Данте, чем <...> Валерий Брюсов» (Блок А. СС: в 8 т. М.-Л., 1963. Т. 8). Особый успех имели романы Б.-Б. из жизни борцов и тореадоров: « Чемпион мира » (1907), « Гладиаторы наших дней » (1908), « Чухонский бог » (1910), « Роман тореадора. Гладиато­ры » (1910). В спортивных романах Б.-Б. Ку­прин увидел «подлинную печать близкого знакомства с бытом», однако В. Короленко порицал Б.-Б. за то, что у его персонажей «нет ни характеров, ни физиономий, а есть только мускулатура, зычный голос и боль­шее или меньшее умение „брать на перед­ний пояс” и „строить мосты”» (В Короленко. О лит-ре). Впро­чем, и Куприн, выделив произведения на спортивную тему из всего написанного Б.-Б., порицал последнего прежде всего за «шаб­лонный стиль», за «голую порнографию, и притом холодно риторичную, взвинченную, вычурную», а также за «дурной вкус вооб­ще» (А. Куприн. СС: в 9 т. Т. 9). Впрочем, успеху произведений Б.-Б. способ­ствовала не только эпатирующая критиков броскость заглавий, от кот., по словам Куприна, «собаки воют и дамы в обморок па­дают» (напр., репортаж о строительстве моста Б.-Б. озаглавил « Пленники желез­ного гроба »). Читателей привлекало боль­шое количество реалий, а также наличие в числе персонажей изв. современни­ков; придуманные Б.-Б. подробности их жиз­ни были столь живописны и правдоподобны, что позднее некритически вносились в их науч. биографии. Зачастую Б.-Б. давал героям имена своих знакомых, что приводило к не­доразумениям. Ряд произведений Б.-Б. был переделан им для сцены; особый успех имели «Гладиаторы», одновременно поставлен­ные в 1909 в неск. театрах. Б.-Б. интен­сивно работал в кинематографе; он был пер­вым в России писателем, приглашенным для написания сценария; участвовал в создании фильмов и как режиссер.

К сер. 1910-х тематика произведе­ний Б.-Б. претерпела значительные измене­ния: если ранее основными его героями, по­мимо спортсменов, были люди искусства (« Записки проходимца », 1901; « В цар­стве красок », 1903; « Опереточные тай­ны », 1904; « Записки натурщицы », 1909), то позднее интерес Б.-Б. сосредото­чился на великосветских пороках (« В по­темках жизни », 1914; « Прекрасный мужчина », 1917), описываемых со свойст­венным Б.-Б. шаблонным однообразием. По­явился устойчивый интерес к воен. темати­ке: в 1909 Б.-Б. совм. с полковником Черкасовым сочинял «роман из кавалерий­ской жизни, причем главы военно-бытовые писал Черкасов, а главы общие — Брешко-Брешковский» (Биржевые ведомости. 1909. № 10). Уже в период малых балканских войн (1912–13) Б.-Б. сформировался как воен. корреспондент, что позволило ему в 1914 сразу же занять первенствующее по­ложение в воен. журналистике (см. паро­дию А. Грина «Редактор и писатель»). Но и здесь критика отмечала присутствие шаблонов: «Пришла война, и нужны оказа­лись германские зверства. Пожалуйста! И че­го-чего только нет в новой, горячей еще, только что со сковородки Брешкиной книжке: и подлые шпионы, и героические сестры ми­лосердия, и „орлы”, „чудо-богатыри” рус­ские, и кровожадные вампиры-немцы... При­шла февральская революция, и нужны, ока­зывается, иные мотивы! Пожалуйста! И новый труд неутомимого Брешки, свежий, круто-за­правленный, горячо поданный, „с луком, пер­цем, с собачьим сердцем”, рьяно рассказыва­ет о Гришке Распутине, о развратной Алисе, о восставшем народе» (И. Василевский [He-Буква]. Что они пишут? Мемуары быв­ших людей. Л., 1925).

Осенью 1917 уехал на юг России; с 1919 жил в Одессе. В 1920 эмигрировал в Сер­бию; с 1921 жил в Варшаве, продолжал ра­ботать с прежней продуктивностью; произве­дения Б.-Б. пользовались устойчивым спро­сом у оказавшихся на чужбине его прежних читателей. Незадолго до гибели Б.-Б. вспоми­нал: «Эмигрантские годы. Тридцать новых ро­манов; почти сплошь борьба с еврейством и коммунизмом. <...> Эмигрантские же газе­ты, правда, не все эмигрантские, редакторы, журналисты, и те и другие одинаково бездар­ные, из безграмотных репортеришек, вся эта шпана травила меня и печатно, и устно. И чем ничтожней был человечишко, тем обозленней лягал он старого национального пи­сателя ослиным копытом своим» (Письма издалека // Молва. [Одесса], 1943. 22 авг.). Доминирующей в тв-ве Б.-Б. стала тема «жидо-немецко-большевистского заговора» против России и загадочного «Славянского Союза». После 1933 оконча­тельно обосновался в Берлине; из конспирологической доктрины Б.-Б. исчезло слово «немецко-», и в III рейхе он увидел единственную преграду всемирному распространению большевизма. Приветствовал нападение Гер­мании на СССР; подчеркивал сознательность сделанного им выбора (Воспоминания старого журналиста // Новое русское слово. [Берлин], 1942. 8 март.). Б.-Б. был апологетом жесткой карательной политики III рейха на оккупированных территориях — см. его очерк « Большой капитан. Ротмистр Заустинский и его борьба с красными партизанами » (За родину. [Рига], 1942. № 88). Как позднее вспоминал его бывший единомышленник и коллега по коллабораци­онизму: «Махровый реакционер, самый, ка­жется, вульгарный, буквально тошнотворный по своему дурному вкусу эмигрантский рома­нист поспешил в Берлин и там ревностно слу­жил в органах пропаганды, пока не погиб во время бомбежки» (Любимов Л. На чужби­не // Новый мир. 1957. № 4; в отд. изд. ― М., 1964 ― характеристика смяг­чена). Погиб во время бомбежки.

Несмотря на значительный объем напи­санного и сенсационный читательский успех при жизни, творч. наследие «неутоми­мого Брешки» (Куприн) было не известно послевоен. поколению в СССР. Произведе­ния Б.-Б., погребенные на страницах перио­дики и практически не имевшие переизда­ний, никогда не были собраны и не являлись предметом изучения. Тв-во Б.-Б. оказа­ло значительное влияние на В. Пикуля, ро­ман кот. «У последней черты» содержит ряд прямых заимствований из романа Б.-Б. «Позор династии» (Пг., 1917).

Соч.: По течению. СПб., 1900; Повести и рассказы. СПб., 1901; Мятежная душа. СПб., 1901; 2-е изд. СПб., 1910; Из акцизных мелодий. СПб., 1902; Шепот жизни. СПб., 1903; Карнавал смерти: Итальянские легенды и рассказы. СПб., 1908; Петербургская накипь. СПб., 1908; Рыцари «лоскутной монархии». СПб., 1914; В па­утине шпионажа. СПб., 1914; На границе Аварии. СПб., 1914; 2-е изд. — Пг., 1915; Кровь Гогенцоллернов. Пг., 1915; В сетях предательства. Пг., 1915; 2-е изд. — Пг., 1916; Шпионы и солдаты. Пг., 1915; Гадины тыла: Не­мецкий шпионаж. Пг., 1914; 2-е изд. — Пг., 1915; В когтях германских шпионов. Пг., 1915; Предатели. Пг., 1915; Придунайские варвары. Пг., 1915; Солнце Вардара (на армянском яз.). Тифлис, 1915; Танцовщица Лилиас. Пг., 1916; Дочь Иностранного легиона. Пг., 1916; Горя­чая кровь. Пг., 1916; Ремесло сатаны. Пг., 1916 (М., 1991; М., 1992; М., 1995); Загадочная женщина. Пг., 1916; Необыкновенная девушка. Пг., 1917; Прекрасный мужчина. Пг., 1917; Позор династии. Пг., 1917; Короно­ванные скитальцы. Пг., 1917; Белые и красные. Ч. 1: Дочь великого князя. Париж, 1921; Царские бриллианты. Па­риж, 1921; На белом коне. Берлин, 1922; Под звездой дьявола. Новый Сад, 1923; Мировой заговор: Бомбы римского отеля. София, 1924; Когда рушатся троны. Со­фия, 1925; На золотом троне. Белград, 1925; Печать проклятья. Новый Сад, 1925; Ряса и кровь. Варшава, 1925; Белые и красные. Ч. 1–2. Рига, 1926; Демон пусты­ни. Рига, 1926; Женщины, кровь и бриллианты. София, 1926; Мстители. София, 1926; Побежденные победите­ли. Берлин, 1926; Албанская сирена. Берлин, 1927; В огне страстей. Ч. 1–2. Рига, 1927–28; отд. изд. Ч. 2: Кровавый май. Рига, 1928; Ночи Варшавы. Рига, 1927; Принц и танцовщица. Рига, 1927; Сбежавший каторж­ник. Рига, 1927; Живая совесть; Прекрасные калеки. Па­риж, 1928; Роман «Манекена». Рига, 1928; Тайна мерт­вых песков. Рига, 1928; Яд земли. Рига, 1928; Рукою па­лача. Рига, 1928; Рукою палача. Рига, 1929; Голубой мундир. Рига, 1930; Дикая дивизия. Рига, 1930 (М., 1990; М., 1991); Жидкое золото: Нефтяной роман. Вар­шава, 1930; Жуткая сила / предисл. А. Куприна. Рига, 1930; Ростов н/Д., 1991; Роман великого князя. Варшава, 1931; Короли нефти. Ч. 1–2. Рига, 1933; отд. изд. Ч. 1: Роман княгини Светик; Ч. 2: Борьба титанов. Рига, 1933; Стависский, король чеков. Париж, 1934; В джунглях Па­рижа // Иллюстр. Россия. 1934. № 38–41; 1935. № 7–10; Графиня: Венский роман. Рига, 1935; Абиссинские ночи. Рига, 1938; Король пулеметов. Тяньцзин, 1938; Под плащом сатаны. Тяньцзин, 1938; Сокровища Алмаз-хана. Тяньцзин, 1938; Кровавые паяцы. Шанхай, 1939.

Лит.: Чуковский К. Лит. стружки // Речь. 1909. № 340; Фелицын С. Лит. паспорт певца арены // Вест­ник лит-ры. 1911. № 3; Куприн А. Певец арены (1911) // Куприн А. СС: в 9 т. М., 1980. Т. 9; Светлов В. «Дикая дивизия» и ее автор // Мир искусст­ва. 1930. № 3; [Сургучев И.] Некролог // Париж­ский вестник. 1944. 4 сент.; Усенко Л. Критика А. И. Куприным псевдонародности бульварной лит-ры // Вопросы русской и зарубежной лит-ры. Ростов н/Д., 1967; Дудаков С. История одного мифа. М., 1993.

М. Лепехин

  • Брешко-Брешковская Николай Николаевич