Брешко-Брешковская Николай Николаевич
БРÉШКО-БРЕШКÓВСКИЙ Николай Николаевич [8(20).2.1874, СПб. ― 23.8.1943, Берлин] — прозаик, журналист.
Из старинного польско-украинского дворянского рода. Сын изв. народницы Е. К. Брешко-Брешковской (1844–1934), проведшей в заключении и ссылке 22 года; после 1917 — активной противницы сов. власти; с 1920 жила в Чехословакии (воспоминания Б.-Б. о ней: Терзания моей матери // Жизнь и суд. 1913. № 13; Бабушка русской революции // Лукоморье. 1917. № 12/13; Воспоминания сына // Иллюстр. Россия. 1934. № 39). Из-за ареста и ссылки матери Б.-Б. с юных лет рос в семье дяди В. Вериго в Заславле на Волыни. С 5 лет читал запоем; особой любовью пользовалась лубочная лит-ра и романы В. Крестовского.
После окончания Ровенского реального училища (1893) переехал в СПб., где поступил в акцизное ведомство контролером табачной фабрики. Через 2 года оставил службу и стал проф. литератором. Перв. выступление в печ. — рассказ « Счастливый день Петра Ивановича » (1896). Сотрудничал в ж. «Живописное обозрение» и «Наблюдатель», редакторы кот., А. Шеллер-Михайлов и А. Пятновский, оказали значительное влияние на формирование мировоззрения Б.-Б. В ранних вещах Б.-Б. выступал как бытописатель провинции (Юго-Западного края) и запорожского казачества: повести « Запорожец Подкова » (1897), « Счастливая пора » (1898), « В забытой стороне » (1898), « По течению » (1899), « Петрусь Мартынюк » (1900), « Гайдамаки », « Мазепа и запорожцы » (обе — 1901) и др. Критики указывали на «живую обрисовку характеров, тонкое понимание красот природы» (Д. Мордовцев, А. Измайлов).
С 1900-х Б.-Б. выступал с многочисленными публикациями о спорте, модах, светской хронике, новинках живописи, ведя соответствующие разделы в газ. «Биржевые ведомости», «Петербургская газ.», «Русское слово», «Голос М.», ж. «Звезда», «Север», «Нива», «Огонек», «Синий ж.» и др. В 1906 Б.-Б. издавал и редактировал иллюстр. ж. «Огни» (вышло 4 номера). Являясь плодовитым худож. критиком (« В. Е. Маковский и его худож. деятельность », 1902; « Русский художник В. В. Верещагин », 1904), Б.-Б. высказывал суждения столь же наивные, сколь и категоричные. Так, в кн. « Русский музей императора АлександраIII » (1903) он писал о «слабой технике» В. Сурикова, «слепой подражательности» М. Нестерова и «гениальности» Г. Семирадского. Ярким примером бесцеремонности Б.-Б. как журналиста явилась его беседа с Л. Толстым — « В Ясной Поляне у графа Л. Н. Толстого » (Петербургская газ. 1907. 26 июн.; перепечатано: Звезда. 1978. № 8 и в кн.: Интервью и беседы с Львом Толстым. М., 1986). Это интервью дало B. Буренину повод назвать Б.-Б. «клопом, присосавшимся к выдающимся людям» (Новое время. 1907. № 11). Предметом пост. нападок Б.-Б. были любые новые течения, в частности футуризм (Здоровое и больное // Петербургская газ. 1914. № 82).
Б.-Б. отличала необычайная лит. плодовитость: помимо не поддающегося учету количества публикаций в периодич. печати на злобу дня, им было создано неск. сот романов, повестей, рассказов. Творч. процесс не представлял особых затруднений для Б.-Б.: «Отнимает время сам процесс нанизывания слов и фраз. <...> Люблю диктовать, сидя у горящего камина и куря сигару, и тогда фантазируется легко и свободно, и мысли плавно и свободно ложатся на бумагу. <...> Можно в год несколько романов написать. <...> Так оно и выходит» (Мои настроения // Журнал журналов. 1915. № 2). Свои многочисленные беллетристич. произведения, печатавшиеся на страницах газ. и «тонких» ж-лов, Б.-Б. адресовал тем читателям, кот. «не руководствуются мнениями строгой, серьезной критики, а читают лишь то, что соответствует их непритязательным вкусам» (Вестник лит-ры. 1911. № 3). В нач. 1910-х Б.-Б. был самым читаемым автором в России, опережая по популярности следующих за ним А. Куприна и М. Арцыбашева. А. Блок писал, что он «способен читать с увлечением <...> пошлейшие романы Брешко-Брешковского, кот. <...> ближе к Данте, чем <...> Валерий Брюсов» (Блок А. СС: в 8 т. М.-Л., 1963. Т. 8). Особый успех имели романы Б.-Б. из жизни борцов и тореадоров: « Чемпион мира » (1907), « Гладиаторы наших дней » (1908), « Чухонский бог » (1910), « Роман тореадора. Гладиаторы » (1910). В спортивных романах Б.-Б. Куприн увидел «подлинную печать близкого знакомства с бытом», однако В. Короленко порицал Б.-Б. за то, что у его персонажей «нет ни характеров, ни физиономий, а есть только мускулатура, зычный голос и большее или меньшее умение „брать на передний пояс” и „строить мосты”» (В Короленко. О лит-ре). Впрочем, и Куприн, выделив произведения на спортивную тему из всего написанного Б.-Б., порицал последнего прежде всего за «шаблонный стиль», за «голую порнографию, и притом холодно риторичную, взвинченную, вычурную», а также за «дурной вкус вообще» (А. Куприн. СС: в 9 т. Т. 9). Впрочем, успеху произведений Б.-Б. способствовала не только эпатирующая критиков броскость заглавий, от кот., по словам Куприна, «собаки воют и дамы в обморок падают» (напр., репортаж о строительстве моста Б.-Б. озаглавил « Пленники железного гроба »). Читателей привлекало большое количество реалий, а также наличие в числе персонажей изв. современников; придуманные Б.-Б. подробности их жизни были столь живописны и правдоподобны, что позднее некритически вносились в их науч. биографии. Зачастую Б.-Б. давал героям имена своих знакомых, что приводило к недоразумениям. Ряд произведений Б.-Б. был переделан им для сцены; особый успех имели «Гладиаторы», одновременно поставленные в 1909 в неск. театрах. Б.-Б. интенсивно работал в кинематографе; он был первым в России писателем, приглашенным для написания сценария; участвовал в создании фильмов и как режиссер.
К сер. 1910-х тематика произведений Б.-Б. претерпела значительные изменения: если ранее основными его героями, помимо спортсменов, были люди искусства (« Записки проходимца », 1901; « В царстве красок », 1903; « Опереточные тайны », 1904; « Записки натурщицы », 1909), то позднее интерес Б.-Б. сосредоточился на великосветских пороках (« В потемках жизни », 1914; « Прекрасный мужчина », 1917), описываемых со свойственным Б.-Б. шаблонным однообразием. Появился устойчивый интерес к воен. тематике: в 1909 Б.-Б. совм. с полковником Черкасовым сочинял «роман из кавалерийской жизни, причем главы военно-бытовые писал Черкасов, а главы общие — Брешко-Брешковский» (Биржевые ведомости. 1909. № 10). Уже в период малых балканских войн (1912–13) Б.-Б. сформировался как воен. корреспондент, что позволило ему в 1914 сразу же занять первенствующее положение в воен. журналистике (см. пародию А. Грина «Редактор и писатель»). Но и здесь критика отмечала присутствие шаблонов: «Пришла война, и нужны оказались германские зверства. Пожалуйста! И чего-чего только нет в новой, горячей еще, только что со сковородки Брешкиной книжке: и подлые шпионы, и героические сестры милосердия, и „орлы”, „чудо-богатыри” русские, и кровожадные вампиры-немцы... Пришла февральская революция, и нужны, оказывается, иные мотивы! Пожалуйста! И новый труд неутомимого Брешки, свежий, круто-заправленный, горячо поданный, „с луком, перцем, с собачьим сердцем”, рьяно рассказывает о Гришке Распутине, о развратной Алисе, о восставшем народе» (И. Василевский [He-Буква]. Что они пишут? Мемуары бывших людей. Л., 1925).
Осенью 1917 уехал на юг России; с 1919 жил в Одессе. В 1920 эмигрировал в Сербию; с 1921 жил в Варшаве, продолжал работать с прежней продуктивностью; произведения Б.-Б. пользовались устойчивым спросом у оказавшихся на чужбине его прежних читателей. Незадолго до гибели Б.-Б. вспоминал: «Эмигрантские годы. Тридцать новых романов; почти сплошь борьба с еврейством и коммунизмом. <...> Эмигрантские же газеты, правда, не все эмигрантские, редакторы, журналисты, и те и другие одинаково бездарные, из безграмотных репортеришек, вся эта шпана травила меня и печатно, и устно. И чем ничтожней был человечишко, тем обозленней лягал он старого национального писателя ослиным копытом своим» (Письма издалека // Молва. [Одесса], 1943. 22 авг.). Доминирующей в тв-ве Б.-Б. стала тема «жидо-немецко-большевистского заговора» против России и загадочного «Славянского Союза». После 1933 окончательно обосновался в Берлине; из конспирологической доктрины Б.-Б. исчезло слово «немецко-», и в III рейхе он увидел единственную преграду всемирному распространению большевизма. Приветствовал нападение Германии на СССР; подчеркивал сознательность сделанного им выбора (Воспоминания старого журналиста // Новое русское слово. [Берлин], 1942. 8 март.). Б.-Б. был апологетом жесткой карательной политики III рейха на оккупированных территориях — см. его очерк « Большой капитан. Ротмистр Заустинский и его борьба с красными партизанами » (За родину. [Рига], 1942. № 88). Как позднее вспоминал его бывший единомышленник и коллега по коллаборационизму: «Махровый реакционер, самый, кажется, вульгарный, буквально тошнотворный по своему дурному вкусу эмигрантский романист поспешил в Берлин и там ревностно служил в органах пропаганды, пока не погиб во время бомбежки» (Любимов Л. На чужбине // Новый мир. 1957. № 4; в отд. изд. ― М., 1964 ― характеристика смягчена). Погиб во время бомбежки.
Несмотря на значительный объем написанного и сенсационный читательский успех при жизни, творч. наследие «неутомимого Брешки» (Куприн) было не известно послевоен. поколению в СССР. Произведения Б.-Б., погребенные на страницах периодики и практически не имевшие переизданий, никогда не были собраны и не являлись предметом изучения. Тв-во Б.-Б. оказало значительное влияние на В. Пикуля, роман кот. «У последней черты» содержит ряд прямых заимствований из романа Б.-Б. «Позор династии» (Пг., 1917).
Соч.: По течению. СПб., 1900; Повести и рассказы. СПб., 1901; Мятежная душа. СПб., 1901; 2-е изд. СПб., 1910; Из акцизных мелодий. СПб., 1902; Шепот жизни. СПб., 1903; Карнавал смерти: Итальянские легенды и рассказы. СПб., 1908; Петербургская накипь. СПб., 1908; Рыцари «лоскутной монархии». СПб., 1914; В паутине шпионажа. СПб., 1914; На границе Аварии. СПб., 1914; 2-е изд. — Пг., 1915; Кровь Гогенцоллернов. Пг., 1915; В сетях предательства. Пг., 1915; 2-е изд. — Пг., 1916; Шпионы и солдаты. Пг., 1915; Гадины тыла: Немецкий шпионаж. Пг., 1914; 2-е изд. — Пг., 1915; В когтях германских шпионов. Пг., 1915; Предатели. Пг., 1915; Придунайские варвары. Пг., 1915; Солнце Вардара (на армянском яз.). Тифлис, 1915; Танцовщица Лилиас. Пг., 1916; Дочь Иностранного легиона. Пг., 1916; Горячая кровь. Пг., 1916; Ремесло сатаны. Пг., 1916 (М., 1991; М., 1992; М., 1995); Загадочная женщина. Пг., 1916; Необыкновенная девушка. Пг., 1917; Прекрасный мужчина. Пг., 1917; Позор династии. Пг., 1917; Коронованные скитальцы. Пг., 1917; Белые и красные. Ч. 1: Дочь великого князя. Париж, 1921; Царские бриллианты. Париж, 1921; На белом коне. Берлин, 1922; Под звездой дьявола. Новый Сад, 1923; Мировой заговор: Бомбы римского отеля. София, 1924; Когда рушатся троны. София, 1925; На золотом троне. Белград, 1925; Печать проклятья. Новый Сад, 1925; Ряса и кровь. Варшава, 1925; Белые и красные. Ч. 1–2. Рига, 1926; Демон пустыни. Рига, 1926; Женщины, кровь и бриллианты. София, 1926; Мстители. София, 1926; Побежденные победители. Берлин, 1926; Албанская сирена. Берлин, 1927; В огне страстей. Ч. 1–2. Рига, 1927–28; отд. изд. Ч. 2: Кровавый май. Рига, 1928; Ночи Варшавы. Рига, 1927; Принц и танцовщица. Рига, 1927; Сбежавший каторжник. Рига, 1927; Живая совесть; Прекрасные калеки. Париж, 1928; Роман «Манекена». Рига, 1928; Тайна мертвых песков. Рига, 1928; Яд земли. Рига, 1928; Рукою палача. Рига, 1928; Рукою палача. Рига, 1929; Голубой мундир. Рига, 1930; Дикая дивизия. Рига, 1930 (М., 1990; М., 1991); Жидкое золото: Нефтяной роман. Варшава, 1930; Жуткая сила / предисл. А. Куприна. Рига, 1930; Ростов н/Д., 1991; Роман великого князя. Варшава, 1931; Короли нефти. Ч. 1–2. Рига, 1933; отд. изд. Ч. 1: Роман княгини Светик; Ч. 2: Борьба титанов. Рига, 1933; Стависский, король чеков. Париж, 1934; В джунглях Парижа // Иллюстр. Россия. 1934. № 38–41; 1935. № 7–10; Графиня: Венский роман. Рига, 1935; Абиссинские ночи. Рига, 1938; Король пулеметов. Тяньцзин, 1938; Под плащом сатаны. Тяньцзин, 1938; Сокровища Алмаз-хана. Тяньцзин, 1938; Кровавые паяцы. Шанхай, 1939.
Лит.: Чуковский К. Лит. стружки // Речь. 1909. № 340; Фелицын С. Лит. паспорт певца арены // Вестник лит-ры. 1911. № 3; Куприн А. Певец арены (1911) // Куприн А. СС: в 9 т. М., 1980. Т. 9; Светлов В. «Дикая дивизия» и ее автор // Мир искусства. 1930. № 3; [Сургучев И.] Некролог // Парижский вестник. 1944. 4 сент.; Усенко Л. Критика А. И. Куприным псевдонародности бульварной лит-ры // Вопросы русской и зарубежной лит-ры. Ростов н/Д., 1967; Дудаков С. История одного мифа. М., 1993.
М. Лепехин