Брик Лиля Юрьевна


БРИК (урожд. Каган) Лиля (Лили) Юрьевна (Уриевна) [11.11.1891, М. — 4.8.1978, М.] — литератор.

Отец — Урий Александрович Каган (1865–1915) — присяжный поверенный Моск. судебной палаты, юрисконсульт при австрийском посольстве, изв. общ. деятель. Мать — Елена Юльевна Каган (Берман) — родом из Риги, выпускница Моск. консерватории по классу фортепиано. Младшая сестра Эльза (Элла) Юрьевна Каган (Триоле) (1896–1970) — после отъезда из России изв. французская писательница. Уже в детские годы Лиля и ее сестра знакомятся с миром искусства и лит-ры: отец активно участвовал в деятельности моск. лит.-худож. кружка, мать свободно говорила на неск. иностранных яз., устраивала в доме творч. вечера, писала стихи. Родители стремились дать дочерям хорошее образование.

В 1809 Б. успешно окончила гимназию, поступила на математич. фак-т Высших женских курсов. Увлечение живописью и скульптурой ненадолго привело Б. в моск. Архитектурный ин-т. Весной 1911 Б. уезжала в Германию (Мюнхен), где около года изучала скульптуру в студии Швегреле. Позже, в 1915, серьезно увлеклась балетом, брала уроки у балерины А. Доринской. В детские и юношеские годы отличалась свободолюбивым и независимым характером, была способна на неординарные поступки.

В 1905 познакомилась с Осипом Максимовичем Бриком (1888–1945), а 26 марта 1912 состоялась их свадьба, через два года после кот., в июле 1914, молодые переехали в Пг. В квартире на ул. Жуковского, д. 7 она устраивала артистич. салоны, кот. посещали поэты-футуристы, художники и танцоры. ружила с выдающимися литераторами нач. XX в.: Б. Пастернаком, В. Шкловским, Р. Якобсоном, В. Хлебниковым, Д. Бурлюком, В. Каменским, Н. Асеевым, до некот. вр. — с М. Горьким. На одном из творч. вечеров 1915-го состоялось знакомство четы Брик с В. Маяковским, кот. прочел неопубл. поэму «Облако в штанах». Вскоре Маяковский становится близким другом семьи, а Осип и Лиля начинают принимать активное участие в творч. судьбе поэта. В 1918 Б. пробует себя в роли актрисы и вместе с Маяковским снимается в киноленте «Закованная фильмой», сценарий к кот. был написан поэтом (фильм утерян).

В марте 1919 семья Б. и Маяковский переезжают в М., где О. Б. и Маяковский при активной поддержке небезразличной к рисунку и живописи Б. сотрудничают с «Окнами РОСТА». В 1922 Б. публикует в газ. «Новый путь» (Рига) ст. о футуристах и Маяковском. Там же за 9 дней написана поэма, посвящ. Б., «Люблю».

В кон. 1922 в период длительного романа Б. c рук. Промбанка А. Краснощёковым едва не рухнувшие отношения с Маяковским через два месяца ультимативной разлуки нашли свое разрешение в поездке в Л-д в февр. 1923-го (события получили отражение в поэме М. «Про это»).

С сер. 1920-х в М. в квартире Маяковского во время пост. собраний «ЛЕФа» Б. участвует в создании и работе одноименного ж. С июня 1926 работает в Об-ве землеустройства еврейских трудящихся (ОЗЕТ). В кон. 1920-х вновь обращается к кинематографу, но уже как ассистент режиссера и сценарист. В 1926 по заказу ОЗЕТ начинаются съемки короткометражного документального фильма «Еврей и земля» (реж. А. Роом, авторы сценария — А. Роом и В. Шкловский, надписи к фильму — В. Маяковский. Б. — помощник реж.). В 1927 вышел фильм «Третья Мещанская» («Любовь втроём») с теми же реж. и сценаристом, в кот. изображалась брико-маяковская «жизнь втроём». В 1928 Б. совм. с реж. В. Жемчужным создает сценарий для ленты «Стеклянный глаз», в аннотации фильм охарактеризован как «в какой-то мере направленный против штампов игрового кино, основан на неправильном противопоставлении документальной и художественной кинематографии». В кон. 1920-х Б. занимается переводами с немецкого (Г. Гросс, К. А. Виттфогель).

В февр. 1930 Лиля и Осип Б. уехали в Европу.

После смерти Маяковского жизнь и деятельность Б. связана г.о. с изданием и распространением творч. наследия поэта. Она пишет статьи и воспоминания (ж. «Знамя», «Вопросы лит-ры»), в 1958 публ. личные письма Маяковского к ней в 65 томе «Лит. наследства», организ. музей в Гендриковом пер. в М., позже перенесенном в здание на Лубянском проезде. С 1960-х в квартире на Кутузовском пр. создает неофиц. салон, где собираются видные деятели культуры: еще неизв. широкой публике поэт А. Вознесенский, балерина М. Плисецкая, композитор Р. Щедрин и др. До конца жизни не прекращает заниматься искусством, выполняет переводы, занимается исследованием тв-ва Ф. Достоевского, создает бюсты В. Маяковского, О. Брика. После 1955 часто бывает во Франции, где гостит у сестры и ее мужа Луи Арагона, знакомится с деятелями зарубежной культуры. Четвертым мужем Б. становится Василий Абгарович Катанян (издатель и биограф Маяковского).

В дневнике в 1970-х Б. записала: «Приснился сон — я сержусь на Володю за то, что он застрелился, а он так ловко вкладывает мне в руку крошечный пистолет и говорит: “Все равно ты то же самое сделаешь”». В 86 лет рано утром Б. упала у себя в комнате, сломала шейку бедра, оказалась обречена на неподвижность. 4 авг. 1978 покончила с собой на даче в Переделкине, приняв смертельную дозу снотворного. Много раньше распорядилась развеять её прах. Обряд был совершён под М. На этом месте ее поклонниками поставлен огромный валун, на кот. выбиты буквы — Л. Ю. Б.

В историю русской лит-ры и искусства XX в. Б. вошла прежде всего как муза поэта В. Маяковского (в оценке П. Неруды, «муза русского авангарда»). В 1928 при издании первого собр. соч. поэт посвятил Б. все произведения, напис. до их знакомства. Реальная личность Б. и образ возлюбленной лирич. героя стих. и поэм Маяковского оказываются крайне близки и порой, по признанию мн. исследователей-литературоведов, до конца неразличимы. Сложные перипетии личных отношений поэта и Б. послужили основой для творч. перевоплощения их в лирич. сюжете любовной темы, представленной одновременно как любовь-счастье и любовь-страдание («Флейта-позвоночник», «Ко всему», «Лиличка!»).

На протяжении всей жизни Б. была связана с искусством и реализовывала себя в его различных видах. Знакомство с Маяковским во многом способствовало началу самостоятельных занятий Б. лит-рой. Уже в переписке с поэтом, несмотря на ее зачастую подчеркнуто бытовой характер, проявляется творч. индивидуальность Б. При заметном влиянии на стиль и особенно синтаксис творч. манеры Маяковского, письма Б. отличаются большей смысловой организованность и упорядоченностью, имеют определенную композиционную оформленность.

При жизни Б. опубл. только одна кн.: в 1942 в Молотове вышла брошюра « Щен » с подзаголовком «Из воспоминаний о Маяковском». История дружбы поэта и собаки в худож. воплощении Б. превращается в своеобразный философский очерк-размышление на тему дружбы и одиночества: «Никто теперь не провожал Владимира Владимировича до мясной на углу Остоженки. Не на кого оглянуться. Некому помахать шапкой <…> Он, как никто, умел ценить дружбу и никогда не забывал старых друзей». Иллюстрации к кн. составили рисунки Маяковского.

Наибольшую известность Б. как литератору принесла кн. « Пристрастные рассказы », напис. в жанре мемуаров. Чаще всего к кн. обращаются как к докум. источнику фактов и сведений о жизни знаменитых деятелей искусства и лит-ры XX в. — В. Маяковском и О. Брике. Однако «Пристрастные рассказы», несмотря на биографич. основу, — худож. повествование, структурно и сюжетно организованное образом «я-рассказчика», тесно слитого с реальной личностью Б. Субъективность повествования как поэтологическая доминанта подчеркнута уже в названии кн.

Образ Б. вдохновлял многих художников XX в., известны ее портреты Г. Блуменфельда, Б. Григорьева, В. Маяковского, Д. Бурлюка, Н. Денисовского, Д. Штеренберга, Ф. Платова, А. Тышлер, Ф. Леже, Ив Сен-Лорана и др. Фотопортрет Б. работы А. Родченко стал основой для его изв. фотоплаката «Книги Ленгиза — по всем отраслям знания».

Соч.: Любовь это сердце всего. В. В. Маяковский и Л. Ю. Брик: переписка 1915–30. М., 1991; Пристрастные рассказы. Н. Новгород, 2003.

Лит.: Пунин Н. Мир светел любовью: дневники и письма. М., 2000. Катанян В. Лиля Брик. Жизнь. М., 2007; Словарь лит. окружения Игоря-Северянина: в 2 т. / вст. ст., сост., комм. Д. С. Прокофьева. Псков, 2007.

М. Бурая

  • Брик Лиля Юрьевна