Брик Осип Максимович
БРИК Осип Максимович (Меерович) [16.1.1888, М. — 22.2.1945, М., похоронен на Новодевичьем кладб., колумбарий] — прозаик, драматург, литературовед, лит. критик.
Отец — купец первой гильдии Макс (Меер-Гозиас) Павлович Брик (1859–1928), владелец фирмы ««Павел Брик, Вдова и сын», торговавшей кораллами. Мать — Полина Юрьевна Брик (Сигалова). Учился в третьей моск. гимназии, из восьмого класса кот. был исключен за рев. пропаганду. В юности увлекался политэкономией, избран руководителем пропагандистского кружка в женской гимназии, где в 1905 познакомился с тринадцатилетней Лилей Юрьевной Каган (Брик). В 1910 окончил юридич. фак-т Моск. ун-та, начал работу в фирме отца. 26 марта 1912 состоялась свадьба Осипа Б. и Лили Каган.
В 1914 Б. переехали в Пг., где в своей квартире на ул. Жуковского организовали артистич. салон. В 1915 Осип и Лиля Б. знакомятся с В. Маяковским, кот. вскоре становится гл. фигурой в салоне Б. В 1916 издает поэмы Маяковского «Облако в штанах» и «Флейта-позвоночник».
Начав печататься в 1915, Б. заявляет о себе прежде всего как о талантливом исследователе-филологе. В 1917 опубл. работу « Звуковые повторы », в кот. произведен анализ звуковых структур в тв-ве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова и предложена классификация поэтич. повторов. Немногочисленные работы 1920-х посвящ. исследованиям в обл. поэтич. речи.
Весной 1919 семья Б. и Маяковский переезжают в М., где начинают работу в «Окнах РОСТА». В это же время Б. принимает активное участие в работе организации Моск. лингвистического кружка. В 1919–21 состоял на службе в ЧК, являлся членом большевистской партии. С 1916 по 1925 вместе с ведущими лингвистами (Р. Якобсон, Е. Поливанов, Л. Якубинский) и литературоведами (В. Шкловский, Б. Эйхенбаум, Ю. Тынянов) участвовал в создании и работе Об-ва изучения поэтич. языка (ОПОЯЗ).
В 1923 возвращаются в Л-д. Летом 1923 семья Б. и Маяковский посетили Германию, где отдыхали вместе с В. Шкловским и Р. Якобсоном.
В квартире Маяковского в Гендриковом пер. с 1926 по 1930 Б. становится активным участником собраний различных объединений левого искусства (МАФ, ЛЕФ, РЕФ). Вместе с Маяковским был редактором изд. «Искусство коммуны» (1918), «ЛЕФ» (1923–25) и «Новый ЛЕФ» (1927–28). В 1926 в соавт. с Маяковским созд. пьесу « Радио-октябрь ». В 1927 написан, но не был опубл. публицистич. роман « Еврей и блондинка ». С 1930 пишет литературоведческие ст. и рец., ведет лит. кружок. В кон. 1920-х — нач. 30-х — один из руководителей сценарного отд. киностудии «Межрабпомфильм». Автор либретто к операм «Камаринский мужик» (1933), «Именины» (1935), «Иван Грозный» (1941).
Наибольший интерес представляет работа « Ритм и синтаксис » (1927) с гл. тезисом «Ритм — особенным образом оформленное движение». Ст. и исследования Б. оказали значительное влияние на представителей формальной школы литературоведения. Вклад Б. в науку был оценен уже современниками. В оценке Р. Якобсона, «Осип Максимович Б. занимает одно из главных мест среди тех молодых российских исследователей, кот. в 10-х–20-х годах ХХ века значительно ускорили развитие научной поэтики в мире… Способность к строгому, последовательному анализу, отчетливым определениям, постоянное пристрастие к жесткой, смелой, иногда парадоксальной структуризации — наиболее яркие черты его способа мышления».
Как ученый-теоретик с сер. 1920-х Б. занимается социологией лит-ры, активно разрабатывает «теорию социального заказа». Понимание сущности искусства наиболее ярко выразил в ст. « Т.н. “формальный метод” » (ЛЕФ. 1923. № 1): «Все великое создано в ответ на запросы дня <...> не себя выявляет великий поэт, а только выполняет социальный заказ <…> Не будь Пушкина, “Евгений Онегин” все равно был бы написан». В русле этих же идей и представлений выдержаны вызвавшие наиболее острые дискуссии литературоведческие ст. « Против творческой личности », « Почему понравился “Цемент” » и примыкающая к ним повесть « Не попутчица ».
Значительным оказался вклад Б. в кинопублицистику. Им было создано неск. киносценариев, по кот. сняты фильмы: в 1928 — немой фильм по повести И. Новокшонова «Потомок Чингисхана» (реж. Вс. Пудовкин), в 1929 — драма о жизни цирковых артистов во время гражданской войны «Два-бульди-два» (реж. Л. Кулешов, Н. Агаджанова-Шутко), в 1936 — драма по роману С. Айни «Дохунда» (реж. Л. Кулешов). В 1930–40 Б. — один из наиболее активных деятелей в сфере кинематографа. В многочисленных статьях он осмысляет различные проблемы нового искусства, в т.ч. роль поэта В. Маяковского в кино (« Сценарные мытарства», «Маяковский-сценарист», «Глазами поэта »), предпочтительность докум. жанров (« Довольно работать «вглухонемую»», «Где трехминутки?», «Остановились на полпути »), сложность положения сценариста (« О критике сценария», «За кинодраматургию »).
Как педагог и организатор способствовал становлению худож.-полиграфич. производства и образования в России. Был директором Ин-та худож. культуры (ИНХУКа) и разработчиком учебных программ ВХУТЕМАСа.
Особую роль сыграл в творч. судьбе В. Маяковского, став после смерти поэта издателем, комментатором и исследователем его произведений. В 1934 опубл. ст. « Ленин в стихах Маяковского », в том же году при участии Лили Б. « Альманах с Маяковским ».
Творч. наследие Б. до 1990-х в России не переизд. В 2010 на базе Моск. ун-та печати (МГУП) прошли I-е Бриковские чтения, посвящ. проблемам поэтики и фоностилистики, творческому наследию Б.
Соч.: Звуковые повторы // Сборники по теории поэтического яз. Вып. II. Пг., 1917, Ритм и синтаксис // Новый ЛЕФ. 1927. № 3–6.
Лит.: Осип Максимович Брик: Мат-лы к биографии / Сост., очерк жизни и творч, прим. А. Валюженича. Акмола, 1993; Словарь лит. окружения Игоря-Северянина: в 2 т. / вст. ст., сост., комм. Д. С. Прокофьева. Псков, 2007.
М. Бурая