Бродская Дина Леонтьевна


БРÓДСКАЯ Дина Леонтьевна [14.11.1909, Екатеринослав (ныне Днепропетровск) — 3.1.1942, Л-д] — прозаик, детский писатель.

Родилась в семье служащего. Окончила Лен. финансово-экономич. ин-т, по окончании кот. осталась жить в Л-де. С 1932 сотрудничала с редакциями лен. газ. и ж-лов, в т.ч. «Смена», «Ленинские искры», «Резец», «Юный пролетарий».

Лит. дебютом Б. считается рассказ для детей «Реджи» (ж. «Лит. современник», 1934). В нем читатель знакомится с Реджи Кларком, сыном иностранного специалиста, работающего на строительстве ДнепроГЭС, и дочерью сов. инженера Валей, кот. умеет кататься на роликах и говорить по-английски. Быстро сложившиеся приятельские отношения, казалось бы, скоро перерастут в дружбу, но здесь возникает неожиданный идеологич. барьер — оказавшись с Валей в пионерлагере, бойскаут Реджи твердо заявляет об отказе вступать в пионеры.

В 1938 выходит повесть «Белоснежка» (в соавт. с А. Г. Голубевой), в ней описывается жизнь двух моск. девочек дорев. поры, становящихся свидетельницами и отчасти участницами водоворота «взрослых» событий — забастовки рабочих «Трехгорки».

Повесть Б. «Дневник Лиды Карасевой» (1938), напеч. в ж. «Костер», переносит читателя в сов. школу 1930-х. В пионерском отряде седьмого класса жизнь кипит и решаются важные для детского коллектива проблемы.

Наибольшую известность получила повесть Б. «Марийкино детство» , кот. вышла незадолго до Великой Отеч. войны и затем дважды переиздавалась в сер. 1950-х.

Осн. персонажи повести — Марийка, «кухаркина дочка», и ее сверстники, дети из бедных и богатых семей. Все они живут по соседству друг с другом, осн. место действия в начале повести — двор, в кот. они ежедневно пересекаются, то вместе играют, то ссорятся, при этом подоплека пустяковых на перв. взгляд ссор и обид нередко бывает обусловлена, как ненавязчиво показывает Б., соц. иерархией внутри этого микромира. Отражение бытийной стороны предрев. жизни городка на берегу Днепра, а затем событий революции 1917-го сквозь призму восприятия героини повести приближают читателя к ощущению того, как большие ист. события вторгались в каждодневную частную жизнь маленького человека, маленького не только по соц. статусу, но и по возрасту

В повести много взрослых персонажей, каждый из кот. выписан выпукло и ярко, с характерными особенностями поведения, в т.ч. речевого. Марийкина мать Поля, служащая кухаркой у доктора Мануйлова, сам доктор, его жена Елена Матвеевна, горничная Катерина, Саша-переплетчик и Саша-офицер, клоун Патапуф — каждый по-своему уникален и запоминается с перв. появления.

Особенностью манеры Б. является пристальное внимание к деталям. В «Марийкином детстве» подробное описание предметного мира, окружающего героев повести, игр, в кот. играли дети той поры, коллизий и динамично меняющихся ситуаций, дает читателю возможность увидеть мир детства как бы изнутри. Б. была современницей описываемых в повести событий, поэтому воспроизводимая на страницах повести предметная и психол. атмосфера того времени обладает убедительностью свидетельства «из первых рук».

По упоминаниям книжек, кот. читала Марийка, можно реконструировать круг чтения детей того времени. Список этот включает много популярных до сегодняшнего дня названий — «Дед Мазай и зайцы», «Кот в сапогах», «Мертвые души», «Оливер Твист», а также много звонких, но ныне прочно забытых, напр. «Щелкунчик-прыгунчик и Кузька-жучок», «Юркин хуторок», «Сказки кота-мурлыки». В повести можно найти немало считалок, дразнилок и др. образцов детского фольклора, помогающих автору в обрисовке психологии отношений лит. героев.

Компактные главы повести с «разговорными», запоминающимися названиями («Дом на Губернаторской», «Именины Ванды Шамборской», «Кем я буду?», «Лора поступает в гимназию», «Плотник и меховщик», «Город под обстрелом» и т.д.) представляют собой отдельные мини-повествования, из кот., как из кусочков мозаики, складывается насыщенная маленькими и большими событиями композиция кн.

Хотя действие, происходящее в повести, развертывается на фоне совершенно определенных событий в истории России, они не маркированы устоявшимися в историографии офиц. названиями, читатель видит эту историю сквозь призму восприятия девочки. Так, третья глава повести начинается словами: «Была война. За два года к ней все привыкли», — здесь речь идет о Перв. мировой войне. Февральская революция обозначена в названии др. главы — «Царя прогнали». Хотя вся логика повествования кн. подводит читателя к кульминационным событиям Октября 1917-го, принесшим, как становится очевидным из посл. трех глав повести, большие изменения к лучшему в жизни Марийки, на страницах кн. отсутствует словосочетание «Октябрьская революция». Автор остается верен своему принципу – не рассказывать, а показывать, и глава, посвящ. этому поворотному в жизни об-ва событию, называется просто — «Новая жизнь» — и начинается с простых и обыденных слов: «Снова в городе перемены. Над домом Шабада опять развевается красный флаг. Бывшая Казачья улица теперь опять называется улицей Свободы, как и полгода назад». Никакого пафоса или взволнованной интонации, что может показаться удивительным, учитывая время написания и опубликования кн.

Несмотря на то что повесть «Марийкино детство» не переизд. более полувека, она устойчиво имела широкую читательскую аудиторию в сов. время и продолжает быть востребованной в постсоветский период. Многочисленные ссылки на кн. в интернете, включение «Марийкиного детства» интернет-пользователями в разнообразные списки, такие как «50 любимых книг детства», «Книги для чтения», «Любимые книги» и т.п. дают веские основания относить эту повесть Б. к золотому фонду сов. лит-ры. Любопытно, что среди читателей и поклонников этой книги были не только девочки, но и мальчики, о чем свидетельствуют не только интернет-ресурсы, но и поэт Е. Евтушенко, упомянувший в одном из инт. в числе своих любимых детских книг повесть Б.

В рассказе «Разъезд 105» , подписанном к печати 8 авг. 1941, говорится о героич. поступке 11-летней Нади, вследствие чего было предотвращено крушение железнодорожного состава. Этот рассказ, основанный на реальном событии, произошедшем в нач. войны, был издан 100-тысячным тиражом и разбрасывался с самолетов как листовка.

Б. погибла в Л-де в перв. блокадную зиму. Дата смерти приводится по источнику «Книга памяти. Ленинград. Блокада. 1941–44». Там же указан и посл. адрес, по кот. проживала Б., — Тверская ул., д. 23.

Соч.: Реджи // Лит. современник. 1934. № 1, Белоснежка (в соавт. с А. Г. Голубевой). М.-Л., 1938; Дневник Лиды Карасевой // Костер. 1938. № 6–7; Марийкино детство. М.-Л., 1938 (1941); Разъезд 105 (в соавт. с А. Г. Голубевой). Л., 1941.

Лит.: Книги — детям. М., 1968; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Голоса из блокады. Л., 1996; Книга памяти: Лен. блокада. 1941–44.

В. Шадрова

  • Бродская Дина Леонтьевна