Будищев Алексей Николаевич


БУДИ́ЩЕВ Алексей Николаевич [15.1.1866 (или 14.1.1867), Петровский у. Саратовской губ. — 22.11.1916, Гатчина; похоронен в СПб. на Волковом кладб.] — прозаик, драматург, поэт.

Родился в дворянской семье. Род Будищевых ведет начало от полковника запорожского войска Будищева, кот. при Екатерине II был жалован дворянством. Прадед писателя, Иван Матвеевич, первым в России составил мореходную карту Черного моря. Дядя, капитан перв. ранга, убит на Малаховом кургане в Севастопольскую кампанию. Другой дядя, географ, одним из первых составил описание Амурской обл. и р. Амур. К моменту рождения Алексея род Будищевых захирел. В письме к П. Быкову сообщал: «Я родился в 1866 году 15-го января [в др. биографич. справке, посланной С. А. Венгерову, Б. называет датой своего рождения 14 янв. 1867-го] в Саратовской губернии, Петровского уезда, на хуторе отца моего Николая Федоровича, небогатого землевладельца и земского деятеля. Мать моя, Филиппина Игнатьевна, урожденная Квятковская, — полька. Учился я в Пензенской гимназии, где кончил курс в 1884 году. В этом же году поступил в Московский университет на естественный факультет, а затем перешел на медицинский. Курса в университете не кончил; должен был уйти по болезни (сильное нервное расстройство) с 4-го курса, в 1888 году». В критике и мемуаристике нач. ХХ в. было распространено мнение, что хотя Б. увлекался зоологией, но покинул ун-т исключительно ради того, чтобы целиком заняться писательством. Однако болезнь, сопровождавшая Б., действительно существовала и преследовала его в теч. всей его жизни — это был врожденный порок сердца, кот. послужил причиной его ранней смерти.

Студентом второго курса, в 1886, Б. нач. посылать свои стихи в малоизвестный юмористич. ж. «Развлечение», редактором кот. был изв. сатирик Влас Дорошевич. Стихи Б., как впоследствии утверждал Дорошевич, были приняты им вначале за переводы из Гейне. Они понравились Дорошевичу, и он их напеч. С этого вр. судьба Б. определилась. Он нач. активно сотрудничать в юмористич. ж. «Развлечение», «Будильник», «Русский сатирич. листок», «Осколки», где помещал шуточные стихи, пародии на декадентов, небольшие рассказы. Однако значительного успеха в этих жанрах не имел. Очевидно, понял это, т.к. вскоре перешел на «серьезную» беллетристику.В нач. 1890-х Б. переехал из М. в СПб. Публ. в «Русской жизни», «Петербургской газ.», «Новом времени», «России», «Руси», помещал свои произведения в «Ниве», «Живописном обозрении», «Сев. Вестнике», завязал отношения с такими солидными ж., как «Вестник Европы», «Русское богатство» и др. Писал много, много печатался, но книги расходились плохо, доход был минимальный. Жить приходилось скудно, «на гроши».

В обширном лит. наследстве писателя стихи занимают по объему более чем скромное место. И сам он никогда не считал себя поэтом по преимуществу, хотя выпустил сб. « Стихотворения » (1901), вместивший, однако, малую часть его поэтич. наследия. Б. обладал хорошим стихом: в юмористич. стихах бойким, в др. — легким, мелодичным, часто живописным. В ряду стих. посл. рода известностью пользовалась небольшая картинка древнеримской жизни « Триумфатор ». В общем, однако, по словам С. А. Венгерова, он лишен ярко выраженной поэтич. индивидуальности. У него нет излюбленной области воспроизведения, мало собств. настроений. Как отмечает Венгеров, он пишет «на самые разнообразные темы, чаще всего, впрочем, в стиле нарядных песен Фофанова о весне и любви».

Гл. место в тв-ве Б. принадлежит повествовательной прозе и драматургии: он автор неск. романов — « Пробужденная совесть», «Бунт совести», «Степь грезит » и др., собранных вместе с рассказами и очерками в неск. сб.: « Степные волки » (1897), « Разные понятия » (1901), « Распря » (1901), « Пробужденная совесть », « Лучшийдруг » (оба — 1901), « Я и Он » (1903), « Солнечные дни», «Черный буйвол » (оба — 1909). Создал неск. пьес, одна из кот., комедия « Живые — мертвые » («Живые и мертвые»), с успехом шла в Малом театре, напис. шутку « Сыворотка совести », в сотрудничестве с А. Федоровым переделал в драму свой рассказ « Катастрофа ». Проблема совести, нравств. возрождения оставалась главной на всем протяжении творч. пути Б. На многих его прозаич. вещах явственно ощущается влияние Достоевского. Так, зависимость от Достоевского ощутима в «Я и Он», обличение «доморощенного» ницшеанства прослеживается в «Лучшем друге», отчасти «бульварная уголовщина» дает о себе знать в «Степных волках». В стихах же, лишенных заданной этич. концепции, писатель более свободен и независим. Может быть, поэтому его стих. оказались жизнеспособнее его прозы. Характер поэтич. средств роднит поэзию Б. прежде всего с тв-вом Бунина.

Наибольшее призвание у современников Б. заслуживала его лит. миниатюра. Небольшие рассказы его и в частности те, кот. вошли в его сб. «Разные понятия», напис. колоритно, с блестками наст. юмора, с уменьем на небольшом пространстве газетного фельетона ярко обрисовать положение и целый тип. Б. любит и тонко чувствует природу, умеет передать свои настроения читателю. В ряду представителей созданного в русской лит-ре небольшого рассказа Б. по худож. ресурсам мог бы занять одно из видных мест. Однако, по С. Венгерову, этого не произошло потому, что, талантливо подмечая и воспроизводя отд. черточки действительности, Б. не только не дает совокупностью своих произведений общего освещения русской жизни, но и в каждом отд. рассказе не вполне выдерживает типичности — и нередко сбивается на анекдот. Чрезмерное для реальной картины русской жизни место занимают в его рассказах детективность обстоятельств, склонность едва ли не самой природы человека к адюльтеру, выразительная и подчас преступная ревность. «Пробуждение совести», по Б., возникает только в связи с представлением о свершенном преступлении — «пробуждение совести» более чуткого свойства как будто совершенно ускользает от внимания писателя. Народная жизнь взята у Б. тоже большею частью со стороны дикой тьмы невежества, в ней царящей. Своеобразная погоня за внешним эффектом ослабила у Б. разработку нюансов более тонких.

К 1912-му, когда отмечался двадцатипятилетний юбилей лит. деятельности Б., им было напис. и изд. около двухсот печ. листов беллетристики и около ста листов газ. статей. Но, несмотря на такой объемный труд, популярность Б. была невелика (всероссийскую известность он получил лишь как автор слов романса « Только вечер затеплится синий...»). Несколько изменил положение дел юбилей Б. Писателя приветствовали А. Куприн, А. Измайлов, Ф. Батюшков и др. деятели лит-ры, неизменно относившиеся к Б. с симпатией и сочувствием. В газ. появились многочисленные статьи и приветствия. Интерес к тв-ву Б. на некот. время повысился. Он издал за эти два года около десяти книг; некот. из них разошлись довольно быстро.Летом 1911 Б. совершил поездку по Волге (от Твери до Царицына), кот. благотворно подействовала на его здоровье и душевное состояние. Он поселился к этому вр. в Гатчине, где его пост. собеседником и спутником во время прогулок стал А. И. Куприн.Начавшаяся Перв. мировая война оказалась для Б. источником тяжелых переживаний. Был призван в армию его единственный сын. Ухудшалось здоровье: участились сердечные приступы, от кот. писатель страдал и ранее. Один из них оказался роковым. «Смерть его была легкой: он хорошо себя чувствовал в течение дня и вечера, шутил, разговаривал... Потом сразу подошло что-то грозное, неотвратимое и в коротком вздохе жизнь закончилась», — писал в некрологе Ф. Д. Батюшков (Речь. 1916. 24 нояб.). Соч.: Степные волки. СПб., 1897 (2-е изд. — М., 1908); Разные понятия. СПб., 1901; Распря. СПб., 1901; Пробужденная совесть. СПб., 1901; Лучший друг. СПб., 1901; Стихотворения. СПб., 1901 (2-е изд. — 1915), Я и Он. СПб., 1903; Солнечные дни. СПб., 1909; Черный буйвол. СПб., 1909.

  • Будищев Алексей Николаевич