Будогоская Лидия Анатольевна


БУДОГÓСКАЯ Лидия Анатольевна [22.11.1898, Плоцк, под Варшавой — 6.1.1984, Л-д] — прозаик, детский писатель.

Родилась в семье русского армейского офицера. Позже отец, в поисках более вы­сокого заработка, перешел в корпус жандармов. Все ее детство прошло в скитаниях сле­дом за отцом: из Польши на Урал, с Урала в Калугу, из Калуги — в Сарапул на Каме. В 1910 отец оставил семью, мать уехала в Пг., куда в 1915, закончив сарапульскую гимназию, приехала и Лида. Начавшаяся война заставила ее пойти на курсы сестер мило­сердия. Участница Гражданской и Великой Отеч. войн, блокадница, фронтовая медсестра полевого лазарета. В мирное время работала в лечебных учреждениях Л-да, а также в редакциях ж. «Чиж» и «Костер».

Пробовать силы в лит-ре начала после Гражданской войны, написав повесть о трагич. любви девушки, сестры милосердия в санитарном поезде, и солдата. Прочитавший ее С. Я. Маршак (он работал вместе с братом Б., художни­ком Э. Будогоским) был поражен необычностью сюжета и талантом начинающего про­заика. Повесть была запрещена цензурой и в дальнейшем затерялась, но в посл. годы жизни Б. ее восстановила (не напеч.).

Перв. публикацией Б. стала во многом автобиографич. « Повесть о рыжей де­вочке » (1929), вышедшая одновременно с «Республикой ШКИД» Г. Белых и Л. Панте­леева. По существу все кн. Б. автобиографичны, она всегда писала о том, что пережила сама. Удушающая атмосфера дома, полицейский режим, кот. установил в доме отец, робость, забитость молоденькой мачехи воспроизведены в кн. точно и очень правдиво. Но, в отличие от финала повести, в кот. отца Евы Кюн убивают восставшие рабочие (конец был приписан по цензурным соображениям), он оставался жить в Сарапуле до 1917, а после революции эмигрировал вместе с новой семьей. Несмотря на трагич. финал, повесть удивительно поэтична и тонка, а любовь девочки к гимназисту Коле Гор­чанинову показана с редкой теплотой и проникновенностью. Ведь эта любовь — единст­венное, что у Евы есть. Повесть пользовалась у читателей, особенно девочек, огромной популярностью, не забыта и сейчас. Ее отличает и редкой выразительности, ни на что не похожая стилистика.

В нач. 1930-х Б. пишет неск. небольших, как бы «проходных» книжек о ма­лышах, воспитывающихся в «очагах» (детсадах), где работала тогда Б., — «Санитарки » (1930), «Нулевки» (1932), « Как Саньку в очаг привели» (1933).

Др. изв. повестью Б. стала « Повесть о фонаре » (1936). Действие ее происхо­дит в небольшом провинциальном городке, прототипом кот. была Луга. По состоя­нию здоровья Б. неск. лет прожила там. Рассказывается в повести о том, как при­шедшая в школу новая учительница заставила ребят по-иному взглянуть на все то, что происходило в городке, в частности — на разворачивающиеся в прежде затхлом городке стройки. И мальчишка, от безделья стрелявший из рогатки по новым фонарям, теперь на­чинает всерьез задумываться над тем, что он делает и какой бедой оборачиваются для го­рожан его хулиганские поступки. Как писал о повести в одной из статей 1930-х Маршак, это «одна из первых у нас детских книг, в кот. серьезно и сердечно говорится об ответственности двенадцатилетнего человека перед обществом». Она же — и о том, что сознаться в своем проступке — это наст. мужество маленького человека. Повесть Б. « Часовой » (1947) — о блокадном госпитале, где Б. работала всю войну сначала медсестрой, а потом часовым. Туда к ней и пришла как-то умирающая от голода девочка-сирота, кот. героиня повести Ольга своей заботой и теплом вернула к жизни. Теперь у нее появились и работа, и дрова, и кусок хлеба. Только пережившие блокаду оценят всю щедрость этих немыслимых тогда даров.

Жизнь никогда не баловала Б. Хорошо знавший ее Л. Пантелеев вспоминал, что она и в старости не гнушалась никакой работы, в том числе и физической. Но самым гл. ее свойством было абсолютное бесстрашие. Ни при каких обстоятель­ствах она не изменяла своей внутренней свободе, достоинству, чести. Все эти качества она являла легко и просто, без малейшей аффектации. В 1937, когда на ее учителя С. Я. Маршака в изобилии посыпались доносы, напис. его же учениками, она оказалась единствен­ным человеком, не побоявшимся во всеуслышание заступиться за него. Тогда как она, дочь жандарма, должна была бояться больше других.

Посл. кн. Б. — « Золотой глазок » (1966) — поэтична, как и другие ее кн. В ней как будто ничего особенного не происходит. Жаркое лето, скучает в городе 6-летняя девочка, с кот. старенькая бабушка никак не может пойти погулять. И только в выходной девочка с мамой едут в парк, за город. Удивительно точно передано Б. взросление маленькой девочки, когда она, вдоволь насмотревшись на цветы и траву, понимает все одиночество немощной бабушки. Книга осталась почти незамеченной критикой. Почти все книги Б. иллюстрировал и оформлял ее брат.

Архив хранится в ЦГАЛИ СПб. — Ф. 427. 116 ед. хр. 1929–82 — и включает рукописи повестей «Повесть о рыжей девочке», «Юлька», «Часовой» и др.; рассказов «Познакомились», «Соседи», «Мой дедушка» и др.; воспоминания, дневник (1957–77), записные книжки (1970-е). Здесь же переписка Б. с С. Я. Маршаком, А. И. Пантелеевым и др. Автобиография (1967). Статьи о тв-ве Б., фото и др.

Соч.: Повесть о рыжей девочке. М.-Л., 1929 (1939); Санитарки. М.-Л., 1931 (1933); Нулевки. М.-Л., 1933; Как Саньку в очаг привели. М.-Л., 1933; Повесть о фонаре. М.-Л., 1936; Часовой. М.-Л., 1947 (1955, 1961); Золотой глазок. М., 1966; Повести. Л., 1967 (1972, 1977); Повесть о рыжей девочке: повести. М.: Сов. Россия, 1987; Повесть о рыжей девочке. Повесть о фонаре. Часовой: повести. Л.: Детская литра (ЛО), 1988.

Лит.: Чуковская Л. О книгах забытых или незамеченных // Вопросы лит-ры. 1958. № 2; КЛЭ. М.: Сов. энц., 1962. Т. 1; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Щеглова Е. О человеке чести. Судьба и тв-во Лидии Будогоской // Детская лит-ра. 1989. № 11; Зубарева Е. Е. Будогоская Лидия Анатольевна // Русские детские писатели ХХ в.: Биобиблиогр. словарь. М.: Флинта; Наука, 1997.

Е. Щеглова

  • Будогоская Лидия Анатольевна