Будогоская Лидия Анатольевна
БУДОГÓСКАЯ Лидия Анатольевна [22.11.1898, Плоцк, под Варшавой — 6.1.1984, Л-д] — прозаик, детский писатель.
Родилась в семье русского армейского офицера. Позже отец, в поисках более высокого заработка, перешел в корпус жандармов. Все ее детство прошло в скитаниях следом за отцом: из Польши на Урал, с Урала в Калугу, из Калуги — в Сарапул на Каме. В 1910 отец оставил семью, мать уехала в Пг., куда в 1915, закончив сарапульскую гимназию, приехала и Лида. Начавшаяся война заставила ее пойти на курсы сестер милосердия. Участница Гражданской и Великой Отеч. войн, блокадница, фронтовая медсестра полевого лазарета. В мирное время работала в лечебных учреждениях Л-да, а также в редакциях ж. «Чиж» и «Костер».
Пробовать силы в лит-ре начала после Гражданской войны, написав повесть о трагич. любви девушки, сестры милосердия в санитарном поезде, и солдата. Прочитавший ее С. Я. Маршак (он работал вместе с братом Б., художником Э. Будогоским) был поражен необычностью сюжета и талантом начинающего прозаика. Повесть была запрещена цензурой и в дальнейшем затерялась, но в посл. годы жизни Б. ее восстановила (не напеч.).
Перв. публикацией Б. стала во многом автобиографич. « Повесть о рыжей девочке » (1929), вышедшая одновременно с «Республикой ШКИД» Г. Белых и Л. Пантелеева. По существу все кн. Б. автобиографичны, она всегда писала о том, что пережила сама. Удушающая атмосфера дома, полицейский режим, кот. установил в доме отец, робость, забитость молоденькой мачехи воспроизведены в кн. точно и очень правдиво. Но, в отличие от финала повести, в кот. отца Евы Кюн убивают восставшие рабочие (конец был приписан по цензурным соображениям), он оставался жить в Сарапуле до 1917, а после революции эмигрировал вместе с новой семьей. Несмотря на трагич. финал, повесть удивительно поэтична и тонка, а любовь девочки к гимназисту Коле Горчанинову показана с редкой теплотой и проникновенностью. Ведь эта любовь — единственное, что у Евы есть. Повесть пользовалась у читателей, особенно девочек, огромной популярностью, не забыта и сейчас. Ее отличает и редкой выразительности, ни на что не похожая стилистика.
В нач. 1930-х Б. пишет неск. небольших, как бы «проходных» книжек о малышах, воспитывающихся в «очагах» (детсадах), где работала тогда Б., — «Санитарки » (1930), «Нулевки» (1932), « Как Саньку в очаг привели» (1933).
Др. изв. повестью Б. стала « Повесть о фонаре » (1936). Действие ее происходит в небольшом провинциальном городке, прототипом кот. была Луга. По состоянию здоровья Б. неск. лет прожила там. Рассказывается в повести о том, как пришедшая в школу новая учительница заставила ребят по-иному взглянуть на все то, что происходило в городке, в частности — на разворачивающиеся в прежде затхлом городке стройки. И мальчишка, от безделья стрелявший из рогатки по новым фонарям, теперь начинает всерьез задумываться над тем, что он делает и какой бедой оборачиваются для горожан его хулиганские поступки. Как писал о повести в одной из статей 1930-х Маршак, это «одна из первых у нас детских книг, в кот. серьезно и сердечно говорится об ответственности двенадцатилетнего человека перед обществом». Она же — и о том, что сознаться в своем проступке — это наст. мужество маленького человека. Повесть Б. « Часовой » (1947) — о блокадном госпитале, где Б. работала всю войну сначала медсестрой, а потом часовым. Туда к ней и пришла как-то умирающая от голода девочка-сирота, кот. героиня повести Ольга своей заботой и теплом вернула к жизни. Теперь у нее появились и работа, и дрова, и кусок хлеба. Только пережившие блокаду оценят всю щедрость этих немыслимых тогда даров.
Жизнь никогда не баловала Б. Хорошо знавший ее Л. Пантелеев вспоминал, что она и в старости не гнушалась никакой работы, в том числе и физической. Но самым гл. ее свойством было абсолютное бесстрашие. Ни при каких обстоятельствах она не изменяла своей внутренней свободе, достоинству, чести. Все эти качества она являла легко и просто, без малейшей аффектации. В 1937, когда на ее учителя С. Я. Маршака в изобилии посыпались доносы, напис. его же учениками, она оказалась единственным человеком, не побоявшимся во всеуслышание заступиться за него. Тогда как она, дочь жандарма, должна была бояться больше других.
Посл. кн. Б. — « Золотой глазок » (1966) — поэтична, как и другие ее кн. В ней как будто ничего особенного не происходит. Жаркое лето, скучает в городе 6-летняя девочка, с кот. старенькая бабушка никак не может пойти погулять. И только в выходной девочка с мамой едут в парк, за город. Удивительно точно передано Б. взросление маленькой девочки, когда она, вдоволь насмотревшись на цветы и траву, понимает все одиночество немощной бабушки. Книга осталась почти незамеченной критикой. Почти все книги Б. иллюстрировал и оформлял ее брат.
Архив хранится в ЦГАЛИ СПб. — Ф. 427. 116 ед. хр. 1929–82 — и включает рукописи повестей «Повесть о рыжей девочке», «Юлька», «Часовой» и др.; рассказов «Познакомились», «Соседи», «Мой дедушка» и др.; воспоминания, дневник (1957–77), записные книжки (1970-е). Здесь же переписка Б. с С. Я. Маршаком, А. И. Пантелеевым и др. Автобиография (1967). Статьи о тв-ве Б., фото и др.
Соч.: Повесть о рыжей девочке. М.-Л., 1929 (1939); Санитарки. М.-Л., 1931 (1933); Нулевки. М.-Л., 1933; Как Саньку в очаг привели. М.-Л., 1933; Повесть о фонаре. М.-Л., 1936; Часовой. М.-Л., 1947 (1955, 1961); Золотой глазок. М., 1966; Повести. Л., 1967 (1972, 1977); Повесть о рыжей девочке: повести. М.: Сов. Россия, 1987; Повесть о рыжей девочке. Повесть о фонаре. Часовой: повести. Л.: Детская литра (ЛО), 1988.
Лит.: Чуковская Л. О книгах забытых или незамеченных // Вопросы лит-ры. 1958. № 2; КЛЭ. М.: Сов. энц., 1962. Т. 1; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Щеглова Е. О человеке чести. Судьба и тв-во Лидии Будогоской // Детская лит-ра. 1989. № 11; Зубарева Е. Е. Будогоская Лидия Анатольевна // Русские детские писатели ХХ в.: Биобиблиогр. словарь. М.: Флинта; Наука, 1997.
Е. Щеглова