Бухарова Зоя Дмитриевна


БУХÁРОВА Зоя Дмитриевна (псевд. Фома Верный; З. Б.) [28.1.1876, Амстердам -1923 (по косвенным данным - 1942)] - поэт, лит. и театр. критик.

Родилась в семье дипломата Дмитрия Николаевича Бухарова (1853–89). Член Российского географ. об-ва, автор книг «Путешествие по Лапландии», «Россия и Турция». Мать - Александра Викторовна Б. (урожд. Аничкова), певица. Внучка Н. И. Бухарова (дед был знаком с А. Пушкиным, М. Лермонтов посвятил ему два стих.). Семья Д. Н. Бухарова была в дружеских отношениях с композитором Римским-Корсаковым, кот. в 1907 купил их усадьбу Любенск (ныне Плюсский р-н Псковской обл.), где «денно и нощно» сочинял «Золотого петушка».

Детство Б. провела за границей, училась в католическом монастыре. После болезни и смерти отца (1889) семья Б. переехала в Россию. Поступила в СПб. Павловский ин-т, кот. не закончила из-за болезни, безвыездно жила в деревне в Псковской обл.

Печ. начала в 1892 (стихи и заметки). С 1902 после неудачного замужества поселилась с детьми в СПб., где занялась лит.-театр. деятельностью. Член Религиозно-философского об-ва.

С 1903 постоянно печ. как поэт, переводчик и критик в ж-лах «Нива», «Театр и искусство», «Журнал Театра Литературно-художественного об-ва», «Север», «Всемирной иллюстрации», в газ. «Слово», «Россия» и др., часто подписываясь «З. Б.». Сотрудничала в сб. «Русская лира» (СПб., 1893); «Спутник артиста» (СПб., 1900). Опубл. стихи - Бедные мы, бедные… // Пробуждение. 1915. № 14; Сольвейг // Пробуждение. 1915. № 16; Любовь // Пробуждение. 1915. № 18; В летнюю ночь // Пробуждение. 1915. № 19.

Книга Б. « Стихотворения » (СПб., 1903) близка поэтике модернизма, но вместе с тем в ней ощущаются интонации русской классич. лирики. Отд. стихи Б. вошли в антологию «Современные русские поэтессы» (сост. А. Сальников. СПб., 1905). В 1910-е лучшие стих. Б. посвящ. Николаю Клюеву (« Уйдешь… Таинственно и нежно… »).

Кроме стихов писала рецензии (напр., на кн. С. Есенина и Н. Клюева - « Новейшая русская лит-ра » (1913), « Новые пути русского искусства » (Петроградские ведомости. 1915. 11 июня), « Краса » (Петроградские ведомости. 1915. 4 нояб.), « Николай Клюев. “Мирские думы”» (1916) и «Избяные песни» (1918).

Б. познакомилась с С. Есениным в нояб.-дек. 1915, Есенин хорошо знал ее лирику. Свои впечатления от знакомства с Есениным и его стихами Б. опис. в статье «Новые пути русского искусства»: «у Есенина много стихов, и все они на те же родные поэту темы, и все они - безупречно легки и музыкальны… Стихи его очаровывают, прежде всего, своею непосредственностью: они идут прямо от земли, дышат полем, хлебом и даже более прозаическими предметами крестьянского обихода».

Есенин посещал квартиру Б., был близким другом. К молодому поэту ласково обращались по имени «Сергуня». 26 окт. 1915 Б. присутствовала на вечере лит.-худож. общества «Краса», слушала выступление Есенина. В опубликованном отчете о вечере, отмечала, что в «Миколе» Есенина «живет, дышит, колышется вся до последней черточки наша деревня, с мудро-детскими верованиями, исконно-благолепной обрядностью, языческой, природной непосредственностью, трудовым потом и праздничным разгулом». Б. с уверенностью писала о таланте Есенина, подчеркивая, что перед слушателями «предстал овеянный ржаным и лесным благоуханием Божьей милостью юноша-поэт <…> В лице Сергея Есенина мы имеем, бесспорно, будущего поэта первой величины». Есенин одной из первых вручил Б. изданную им «Радуницу» с дарственной надписью: «Дорогой Зое Дмитриевне Бухаровой с любовью и искренним расположением Сергей Есенин. 31 января 1916 г. Петроград».

В ж. «Нива» (Ежемесячное лит. приложение. 1916. № 5. Май) Б. опубл. рецензию, в кот. отмечала, что Есенин прежде всего «лирик и художник родного быта», что «мыслитель в нем только еще намечается, но намечается своеобразно, чутко, истинно народно». По ее мнению, «у Сергея Есенина есть, несомненно, будущее. Но он должен твердо держаться принятого пути, не увлекаться опасными модными течениями, погубившими уже столько свежих дарований».

В 1918 под псевд. Фома Верный Б. опубл. несколько газ. отзывов на поэтич. сборники «Избяные песни» и «Красный звон», в которых участвовал С. Есенин.

Состояла в переписке с А. А. Блоком, кот. послал ей экз. «Двенадцати».

Некот. стихи были положены на музыку. Популярностью пользовался романс « Ноктюрн ». На стихи Б. написаны романсы - С. Каменев (« Воспоминание »), С. Штейнман (« Я женщина... »), Кобеляцкая-Ильина (« Из осенних мелодий »), Л. Лисовский (« Последний цветок »), Б. Гродзкий (« Весенняя ночь »), Р. Мервольф (« В холодный, скучный мрак... »), М. Крылов (« О желанный мой... »), М. Левитский (« Ты один... »).

Занималась поэтич. переводами (А. де Мюссе, Г. Гейерстам).

Была связана с Передвижным театром П. П. Гайдебурова. Автор пьесы « Морская царевна ».

Автобиография Б. датирована 1923-м, дальнейшие следы ее почти не отслеживаются.

В замуж. Казина; муж - Владимир Владимирович Казин.

Архив хранится в ЦГАКФФД СПб.

Соч.: «Уйдешь… Таинственно и нежно…» (Н. Клюеву) // Звезда Вытегры. 1920. № 34. 18 март.; Ноктюрн // Песни и романсы русских поэтов / Вст. статья, подготовка текста и прим. В. Е. Гусева. М.-Л., Сов. писатель, 1965 (БП, БС); «В холодный, скучный мрак моей печальной ночи…» // Антология русского романса. Серебряный век / сост., предисл. и комм. В. Калугина. М.: Эксмо, 2005.

Лит.: Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и обществ. деятелей: в 4 т. Т. 4. М., 1960; Смирнов-Сокольский Н. П. Русские лит. альманахи и сборники XVIII–XIX вв. М., 1965; Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней). Т. I–VI. СПб., 1889–1904. СПб.: Наука, 2001; Литературная жизнь России 1920-х гг. События. Отзывы современников. Библиография. Т. 1–2. М., 2005.

Е. Богданова

  • Бухарова Зоя Дмитриевна