Бухов Аркадий Сергеевич


БУ́ХОВ Аркадий Сергеевич [26.1(7.2).1889, Уфа - 7.10.1937, по др. источни­кам - 1944 или 1946] - поэт, прозаик, фелье­тонист, драматург.

Родился в семье железнодорожного служа­щего. В 1907 поступил на юридич. фак-т Ка­занского ун-та и сразу же включился в рев. студ. движение. Был аресто­ван, отчислен с 1-го курса и сослан сроком на 1 год на золотые прииски Кочкарь, за Уралом.

В эти годы увлекается поэзией (его люби­мый поэт А. Блок), сам пишет лирич. стихи - «искренние и скверные». Отбыв ссылку, возвращается в Казань, пытается вер­нуться в ун-т, но безуспешно. Обнаружива­ет в себе дар юмориста, сочиняет смешные стихи, шуточные рассказы, отсылает их в пе­терб. ж. «Стрекоза», где они напеч. в 1908.

Перв. кн. Б. « Критическиештрихи » (Казань, 1909) посвящ. поэзии, ее составили 2 ст.: « Без души » (о М. Кузмине) и « Поэт страдальческой жизни » (о А. Блоке).

В том же году переезжает в СПб., поступает на юридич. фак-т СПб. ун-та, совме­щает учебу с активным сочинительством. Его юмористич. и сатирич. стихи, рас­сказы, памфлеты, фельетоны, пародии поме­щаются на страницах газ. и ж. «Бирже­вые ведомости», «Солнце России», «Бич», «Ж. журналов», «Всемирная панора­ма», «Синий ж.» (одно время был ред. этого ж.). В «Сатириконе» (б. «Стреко­за», с 1913 - «Новый сатирикон», в теч. 10 лет лучший сатирич. ж.) становится штатным сотрудником. Он уходит с 4-го кур­са ун-та, целиком посвящает себя лит-ре, бы­стро приобретает известность, становится любимцем публики наравне с блестящими сатириконцами А. Аверченко и Тэффи.

Б. не утратил оппозиционности к режиму; в 1914 его призвали в армию, но вскоре де­мобилизовали как «политически неблагона­дежного». Он тяготел к сатире, ему было близко программное заявление редактора в перв. номере «Сатирикона»: «Мы будем хлестко и безжалостно бичевать все беззако­ния, ложь и пошлость, кот. царят в нашей политической и общественной жизни». Под цензурным гнетом «Сатирикон» отошел от этой позиции, смех его стал «сытым»; в 1913 Б. написал « Письмо к редактору »: «Мучительно наше сегодня, / Где все - набо­левший вопрос; / Редактор, не будьте же сводней / Сатиры и искренних слез. / Сме­яться нетрудно, но верьте, / Что жизнь - не пустой балаган, / И в жуткой процессии смерти / Противно пускаться в канкан». Са­мые острые политич. сатиры Б. приходи­лось печ. в других изд.- в «Солнце Рос­сии», «Ж. журналов». В сатирич. памфлетах Б. всегда опирался на документы и факты, извлекая из них все, достойное язви­тельного разоблачения; никогда не терял чувства меры и вкуса; его сатиры злободнев­ны, оперативны и смешны.

С 1914 начали выходить сб. рассказов Б.: « Пять миниатюр » (1914), « Тихие не­приятности», «Цветок в петлице », « Жу­ки на булавках » (все - 1915), « Чер­тово колесо», «Точка зрения » (оба - 1916), « Кесарево-Кесареви » (1917), « Разговор с соседом » (1918).

В рассказах Б. - наследник Чехова-юмо­риста и прилежный ученик М. Твена и О. Генри. У Б. можно встретить персонажей из разных слоев об-ва, но в осн. это мелкие буржуа, литераторы и художники средней руки, благополучные мещане, сов. служащие. Его интересует не социоло­гия, а психология: отклонения от человеч. нормы, отравляющие жизнь, а подчас и приносящие страдания. Его любимый при­ем - выделить какую-либо черту характера или поведения и, доведя чередой эпизодов проявления ее до трагикомического абсурда, показать всю ее злокачественность. Чаще всего рассказы напис. от перв. лица - жертвы психич. агрессии (« Яд добро­ты », « Спокойствие », « Шаблонный муж­чина » и мн. др.); рассказчик добродушен, кроток, терпелив, т.е. нормален, человечес­кое несовершенство вызывает у него недо­умение и грусть. На малой площади коротко­го рассказа Б. умеет многое вместить. Как он это делает, Б. описал в рассказе « Реферато юмористике » (сб. «Чертово колесо»).

В 1918 «Новый сатирикон» был закрыт по полит. мотивам. Сатириконцы остались без работы, многие, в т.ч. Аверченко и Тэффи, эмигрировали. Началась и одиссея Б.

В окт. 1918 Б. с семьей переезжает в М., оттуда в Минск, затем в Вильнюс, где становится зав. репертуаром случайной труппы, кот. после гастролей в Белостоке и Гродно распадается. Б. вынуж­ден давать частные уроки. Весной 1919, спа­саясь от белополяков, возвращается в Литву, бывшую тогда частью Литовско-Белорусской сов. социалистической республики. Но уже летом 1919 в Литве устанавливается буржуазная власть. Б. оказывается в эмигра­ции, находит пристанище в Каунасе, где на русском яз. выходила газ. «Эхо», орган рус­ских эмигрантов. Б. сначала входит в число сотрудников газ., пишет статьи и фельетоны в просоветском духе, а в 1925 выкупает из­дательские права, становится ред. и придает газ. ярко выраженное просовет­ское направление. На Б. со стороны литов­ских националистов сыплются угрозы физич. уничтожения; Б. решает вернуться в Россию, получает разрешение, 1 дек. 1927 с женой и дочерью приезжает в М. и сразу включается в лит. процесс. Его новые рассказы, памфлеты, пародии печ. ж. «Бегемот», «Бузотер», «Бич», «Смехач», газ. «Красоты штиля». Около года работает штатным фельетонистом газ. «Труд». Выходят 2 сб. рассказов - « Извините » (1928) и « Рассказы на предъявителя » (1928), в кот., как и прежде, защищает человеческое достоин­ство от покушений пошлости, самодовольст­ва, тупости, тщеславия, невежества и т.д. В написанных в 1929–31 сатирич. пам­флетах и романах появляется новая тема - разоблачение католицизма, объявившего крестовый поход против сов. России. В эти годы сотрудничает с ж. «Безбожник». Там выходят сатирич. памфлеты « Когдаони правят (католицизм у власти)» (1929); « Папа, его приятели и делишки » (1930) - основанные на документах ра­зоблачения полит. диверсий Ватикана и папы Пия XI, с экскурсами в позорную исто­рию пап; сатирич. роман « История трех святых и некоторых посторон­них » (1930) - фантасмагория первых сов. лет, когда в царившей неразбери­хе талантливые жулики различного социаль­ного происхождения устраивали свой бизнес на простодушии верующих; роман перекли­кается с «Двенадцатью стульями» И. Ильфа и Е. Петрова (Б. дружил с Е. Петровым). К ан­тикатолическим сатирам примыкает памфлет « Дневник Ильи-пророка » (1931) - едкая насмешка над полной профанацией религии в капиталистич. мире, ставшей там крупной отраслью промышленности, и роман-хроника « Черное кольцо » (1931) - увлекательный политич. и анти­клерикальный детектив.

С 1932 печ. в «Крокодиле», в 1934 становится зав. редакцией ж. Это было время полного расцвета дарования Б. Он работал много, легко, вдохновенно. Л. Ленч вспоминал, что при необходимости Б. мог один наполнить первоклассными мат-лами весь номер ж. В 1935 вышли сб. рас­сказов « Развязанные узелки», «Таинст­венный хулиган » (1935) и водевиль « Ничего не поделаешь » (на правах рукописи). Произведения этих лет отли­чает уверенное мастерство, точность наблю­дения и слова, артистизм, овеянный лириз­мом юмор.

Б. был арестован 29 июня 1937-го. Военной коллегией Верховного суда СССР 7 окт. 1937 приговорен за «шпионскую деятельность» (ст. 58, п. 6, ч. 1, 8 и 10, ч. 1 УК РСФСР) к высшей мере наказания. Расстрелян в тот же день. Погиб от руки власти, кот. искренне служил. Останки прошли через Донской крематорий. Судьба семьи неизвестна. Реабилитирован по определению Военной коллегии Верховного Суда СССР от 7 июля 1956. Восстановлен посмертно в СП.

Соч .: Счастливый случай: рассказы. М., 1959; До­мик с колоннами: рассказы. М., 1964; Жуки на булав­ках: рассказы. М., 1971; Рассказы, памфлеты, пародии. М., 1972; Ухаживатель: рассказы. М., 1989; Стихи и рассказы // Сатирикон и сатириконцы. М., 2000; Аркадий Бухов. Серия «Антология сатиры и юмора России ХХ в.». Т. 40. М., 2005.

Лит.: Ленч Л. Юмористич. рассказы. М., 1959; Катаев В. Аркадий Бухов // Вопросы лит-ры. 1967. № 8; Евстигнеева Л. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы. М., 1968; Ананьин С. Аркадий Бухов // Бухов А. Рассказы, памфлеты, пародии. М., 1972. Евстигнеева Л. Оружием смеха // Лит. Россия. 1974. 5 июля; Спиридо­нова Л. Русская сатирич. лит-ра нач. XX в. М., 1977; Сатирикон и сатириконцы: сб.: биогр. справка. М., 2000.

И. Рожанкавскоя

  • Бухов Аркадий Сергеевич