Бухов Аркадий Сергеевич
БУ́ХОВ Аркадий Сергеевич [26.1(7.2).1889, Уфа - 7.10.1937, по др. источникам - 1944 или 1946] - поэт, прозаик, фельетонист, драматург.
Родился в семье железнодорожного служащего. В 1907 поступил на юридич. фак-т Казанского ун-та и сразу же включился в рев. студ. движение. Был арестован, отчислен с 1-го курса и сослан сроком на 1 год на золотые прииски Кочкарь, за Уралом.
В эти годы увлекается поэзией (его любимый поэт А. Блок), сам пишет лирич. стихи - «искренние и скверные». Отбыв ссылку, возвращается в Казань, пытается вернуться в ун-т, но безуспешно. Обнаруживает в себе дар юмориста, сочиняет смешные стихи, шуточные рассказы, отсылает их в петерб. ж. «Стрекоза», где они напеч. в 1908.
Перв. кн. Б. « Критическиештрихи » (Казань, 1909) посвящ. поэзии, ее составили 2 ст.: « Без души » (о М. Кузмине) и « Поэт страдальческой жизни » (о А. Блоке).
В том же году переезжает в СПб., поступает на юридич. фак-т СПб. ун-та, совмещает учебу с активным сочинительством. Его юмористич. и сатирич. стихи, рассказы, памфлеты, фельетоны, пародии помещаются на страницах газ. и ж. «Биржевые ведомости», «Солнце России», «Бич», «Ж. журналов», «Всемирная панорама», «Синий ж.» (одно время был ред. этого ж.). В «Сатириконе» (б. «Стрекоза», с 1913 - «Новый сатирикон», в теч. 10 лет лучший сатирич. ж.) становится штатным сотрудником. Он уходит с 4-го курса ун-та, целиком посвящает себя лит-ре, быстро приобретает известность, становится любимцем публики наравне с блестящими сатириконцами А. Аверченко и Тэффи.
Б. не утратил оппозиционности к режиму; в 1914 его призвали в армию, но вскоре демобилизовали как «политически неблагонадежного». Он тяготел к сатире, ему было близко программное заявление редактора в перв. номере «Сатирикона»: «Мы будем хлестко и безжалостно бичевать все беззакония, ложь и пошлость, кот. царят в нашей политической и общественной жизни». Под цензурным гнетом «Сатирикон» отошел от этой позиции, смех его стал «сытым»; в 1913 Б. написал « Письмо к редактору »: «Мучительно наше сегодня, / Где все - наболевший вопрос; / Редактор, не будьте же сводней / Сатиры и искренних слез. / Смеяться нетрудно, но верьте, / Что жизнь - не пустой балаган, / И в жуткой процессии смерти / Противно пускаться в канкан». Самые острые политич. сатиры Б. приходилось печ. в других изд.- в «Солнце России», «Ж. журналов». В сатирич. памфлетах Б. всегда опирался на документы и факты, извлекая из них все, достойное язвительного разоблачения; никогда не терял чувства меры и вкуса; его сатиры злободневны, оперативны и смешны.
С 1914 начали выходить сб. рассказов Б.: « Пять миниатюр » (1914), « Тихие неприятности», «Цветок в петлице », « Жуки на булавках » (все - 1915), « Чертово колесо», «Точка зрения » (оба - 1916), « Кесарево-Кесареви » (1917), « Разговор с соседом » (1918).
В рассказах Б. - наследник Чехова-юмориста и прилежный ученик М. Твена и О. Генри. У Б. можно встретить персонажей из разных слоев об-ва, но в осн. это мелкие буржуа, литераторы и художники средней руки, благополучные мещане, сов. служащие. Его интересует не социология, а психология: отклонения от человеч. нормы, отравляющие жизнь, а подчас и приносящие страдания. Его любимый прием - выделить какую-либо черту характера или поведения и, доведя чередой эпизодов проявления ее до трагикомического абсурда, показать всю ее злокачественность. Чаще всего рассказы напис. от перв. лица - жертвы психич. агрессии (« Яд доброты », « Спокойствие », « Шаблонный мужчина » и мн. др.); рассказчик добродушен, кроток, терпелив, т.е. нормален, человеческое несовершенство вызывает у него недоумение и грусть. На малой площади короткого рассказа Б. умеет многое вместить. Как он это делает, Б. описал в рассказе « Реферато юмористике » (сб. «Чертово колесо»).
В 1918 «Новый сатирикон» был закрыт по полит. мотивам. Сатириконцы остались без работы, многие, в т.ч. Аверченко и Тэффи, эмигрировали. Началась и одиссея Б.
В окт. 1918 Б. с семьей переезжает в М., оттуда в Минск, затем в Вильнюс, где становится зав. репертуаром случайной труппы, кот. после гастролей в Белостоке и Гродно распадается. Б. вынужден давать частные уроки. Весной 1919, спасаясь от белополяков, возвращается в Литву, бывшую тогда частью Литовско-Белорусской сов. социалистической республики. Но уже летом 1919 в Литве устанавливается буржуазная власть. Б. оказывается в эмиграции, находит пристанище в Каунасе, где на русском яз. выходила газ. «Эхо», орган русских эмигрантов. Б. сначала входит в число сотрудников газ., пишет статьи и фельетоны в просоветском духе, а в 1925 выкупает издательские права, становится ред. и придает газ. ярко выраженное просоветское направление. На Б. со стороны литовских националистов сыплются угрозы физич. уничтожения; Б. решает вернуться в Россию, получает разрешение, 1 дек. 1927 с женой и дочерью приезжает в М. и сразу включается в лит. процесс. Его новые рассказы, памфлеты, пародии печ. ж. «Бегемот», «Бузотер», «Бич», «Смехач», газ. «Красоты штиля». Около года работает штатным фельетонистом газ. «Труд». Выходят 2 сб. рассказов - « Извините » (1928) и « Рассказы на предъявителя » (1928), в кот., как и прежде, защищает человеческое достоинство от покушений пошлости, самодовольства, тупости, тщеславия, невежества и т.д. В написанных в 1929–31 сатирич. памфлетах и романах появляется новая тема - разоблачение католицизма, объявившего крестовый поход против сов. России. В эти годы сотрудничает с ж. «Безбожник». Там выходят сатирич. памфлеты « Когдаони правят (католицизм у власти)» (1929); « Папа, его приятели и делишки » (1930) - основанные на документах разоблачения полит. диверсий Ватикана и папы Пия XI, с экскурсами в позорную историю пап; сатирич. роман « История трех святых и некоторых посторонних » (1930) - фантасмагория первых сов. лет, когда в царившей неразберихе талантливые жулики различного социального происхождения устраивали свой бизнес на простодушии верующих; роман перекликается с «Двенадцатью стульями» И. Ильфа и Е. Петрова (Б. дружил с Е. Петровым). К антикатолическим сатирам примыкает памфлет « Дневник Ильи-пророка » (1931) - едкая насмешка над полной профанацией религии в капиталистич. мире, ставшей там крупной отраслью промышленности, и роман-хроника « Черное кольцо » (1931) - увлекательный политич. и антиклерикальный детектив.
С 1932 печ. в «Крокодиле», в 1934 становится зав. редакцией ж. Это было время полного расцвета дарования Б. Он работал много, легко, вдохновенно. Л. Ленч вспоминал, что при необходимости Б. мог один наполнить первоклассными мат-лами весь номер ж. В 1935 вышли сб. рассказов « Развязанные узелки», «Таинственный хулиган » (1935) и водевиль « Ничего не поделаешь » (на правах рукописи). Произведения этих лет отличает уверенное мастерство, точность наблюдения и слова, артистизм, овеянный лиризмом юмор.
Б. был арестован 29 июня 1937-го. Военной коллегией Верховного суда СССР 7 окт. 1937 приговорен за «шпионскую деятельность» (ст. 58, п. 6, ч. 1, 8 и 10, ч. 1 УК РСФСР) к высшей мере наказания. Расстрелян в тот же день. Погиб от руки власти, кот. искренне служил. Останки прошли через Донской крематорий. Судьба семьи неизвестна. Реабилитирован по определению Военной коллегии Верховного Суда СССР от 7 июля 1956. Восстановлен посмертно в СП.
Соч .: Счастливый случай: рассказы. М., 1959; Домик с колоннами: рассказы. М., 1964; Жуки на булавках: рассказы. М., 1971; Рассказы, памфлеты, пародии. М., 1972; Ухаживатель: рассказы. М., 1989; Стихи и рассказы // Сатирикон и сатириконцы. М., 2000; Аркадий Бухов. Серия «Антология сатиры и юмора России ХХ в.». Т. 40. М., 2005.
Лит.: Ленч Л. Юмористич. рассказы. М., 1959; Катаев В. Аркадий Бухов // Вопросы лит-ры. 1967. № 8; Евстигнеева Л. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы. М., 1968; Ананьин С. Аркадий Бухов // Бухов А. Рассказы, памфлеты, пародии. М., 1972. Евстигнеева Л. Оружием смеха // Лит. Россия. 1974. 5 июля; Спиридонова Л. Русская сатирич. лит-ра нач. XX в. М., 1977; Сатирикон и сатириконцы: сб.: биогр. справка. М., 2000.
И. Рожанкавскоя