Бурлюк Давид Давидович


БУРЛЮ́К Давид Давидович [9(21).7.1882, Херсонская губ.- 15.1.1967, Хэмптон-Бейз, о. Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк, США] - художник, поэт, один из основоположников и теоретик футуризма.

Б. родился в семье агронома, ставшего управляющим имения в Херсонской губ. Мать - Людмила Иосифовна Михневич - участвовала вместе с Давидом, Владимиром и дочерью Людмилой в некоторых худож. выставках футуристов.

Про­явив в юности интерес к живописи, учился в Казанском (1898–99), Одесском (1899–1901) худож. училищах, в Мюнхене и с 1907 выставлял свои картины. В 1911 поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, там познакомился с В. Маяковским, на кот. оказал сильное влияние. Маяковский вспо­минал о начале их знакомства: «В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук. Ходит напевая. Я стал задирать. Поч­ти задрались. Прекрасный друг. Мой дейст­вительный учитель. Бурлюк сделал меня по­этом. Читал много французов и немцев. Всо­вывал книги. Ходили и говорили без конца» («Я сам»). Б., его братом Н. Бурлюком, В. Хлебниковым, В. Маяковским, В. Камен­ским, А. Крученых, Б. Лившицем была орга­низована группа футуристов «Гилея».

Б. считал себя поэтом с 1897, кот. было помечено самое раннее его стих. « Ты богиня средь храма прекрасного.. .» (опубл. в 1923 // Русский голос. Нью-Йорк, 1923. 11 мая). Печатать свои стихи Б. начал в 1910 в колл. сб. «Студия импресси­онистов», в апреле - перв. футуристичес­кий альм. «Садок судей», созданный Б. вмес­те с В. Хлебниковым и В. Каменским. С этого вр. Б. стал непременным участником многих колл. сб. футуристов. В од­ном только 1913 произведения Б. вошли в кн. «Пощечина общественному вкусу» (СПб.), «Требник троих» и «Дохлая луна» (М.), «Затычка» (Херсон). В том же году опубл. теоретич. работа Б. « Галдящие „бенуа” и Новое Русское Национальное искусство (Разговор г. Бурлюка, г. Бенуа и г. Репина о па­родии и подражании) » (1913). В 1914 вышла кн. Хлебникова «Творения» со статьями о тв-ве В. Каменского и Б., тог­да же - сб. «Молоко кобылиц» при участии Б., Хлебникова, Маяковского, И. Севе­рянина и др., в 1915 и 1916 - альм. «Стре­лец» (примерно с тем же составом авторов), в 1916 - сб. стихов «Четыре птицы» (Б., Г. Золотухин, В. Каменский, Хлебников).

Революцию, как и все футуристы, Б. встретил восторженно. Осенью 1917 вмес­те с В. Каменским организовал в М. «Кафе поэтов», просуществовавшее до апр. 1918. Зимой 1918 подобных заведений в М. расплодилось множество, но начи­нание Б. и Каменского было одним из пер­вых. «В „Кафе поэтов” я довольно часто бы­вал, даже как-то выступил»,- вспоминал И. Эренбург и описывал проходившие там вечера: «на эстраду, например, подымался Давид Бурлюк, сильно напудренный, с лор­неткой в руке и читал: „Мне нравится бере­менный мужчина... ”» (Эренбург И. Люди, го­ды, жизнь. М., 1990. Т. 1).

В нач. 1918 Б. вместе с Маяковским и Каменским начали выпускать «Газету футу­ристов». 15 марта вышел первый, оказав­шийся единственным, номер. В газ. были напеч. стихи Б., Маяковского, большая статья о поэзии Северянина, Эренбурга, Цветаевой, названная «Братская моги­ла», и «Декрет № 1 о демократизации ис­кусства». Буйство почувствовавших свободу футуристов в полной мере выразилось в вы­пущенной ими в 1918 «революционной хре­стоматии», названной «Ржаное слово», где были опубл. и стих. Б. В апр. 1918 уехал из М., был на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. Чтобы прокормить се­мью и в целях безопасности, Б. переезжал с места на место, устраивал выставки, прода­вал картины, читал лекции, выступал на вече­рах поэзии, продвигаясь все дальше и дальше на восток. Посетил Златоуст, Уфу, Челя­бинск, Екатеринбург. Оказавшись в февр. 1919 в Кургане, Б. выпустил перв. сб. стихов « Лысеющий хвост », затем задер­жался в столице «колчаковского государст­ва» - Омске, потом были Томск, Иркутск, Чита и, наконец, Владивосток и Харбин, где Б. провел почти год.

Принял деятельное участие в жизни лит-ры и искусства на Дальнем Востоке, печа­тался во владивостокской газ. «Дальневос­точное обозрение», сотрудничал в др. наиболее видных газ. и ж. в качестве поэта и новеллиста, переизд. в Харбине «Лысею­щий хвост». Во Владивостоке вошел в не­формальное содружество литераторов - приверженцев футуризма «Творчество», ку­да входили также Н. Асеев, С. Третьяков, С. Алымов, Н. Чужак и др., а 1 окт. 1920 уе­хал в Японию, где уже 14 окт. открыл вы­ставку русского искусства в Токио, выступал с лекциями и вскоре выпустил в Иокогаме втор. кн. стихов с собств. илл. « Восхождение на Фудзи-сан » (1921). Из Японии уехал в Америку и 2 сент. 1922 прибыл в Нью-Йорк. Дальне­восточное путешествие Б. дало ему немало мат-лов для самых разнообразных жан­ров. Еще в Японии он послал в Берлин очерк « Литература и художество в Сибири и на Дальнем Востоке », опубл. в ж. «Новая русская книга» (1922. № 2). Друзья Б. по Владивостоку - Н. Асеев, С. Третьяков и Н. Чужак - поместили его стих. « Сибирь » («Мы ведали „Сибирь”!!! Кеннана...») в вышедшем в Чите сб. «Сибир­ский мотив в поэзии» (1922). Они же изд. в Чите кн. сонетов Б. « Сибирь » (1922). Уже в Америке Б. написал новеллы «из жизни колчаковщины», объединенные общим заго­ловком « Записки простого человека о днях совсем недавних », и опубл. их в нескольких номерах нью-йоркской газ. «Русский голос» в июле 1923. Японские впе­чатления послужили темой сб. рассказов Б. « По Тихому океану » (Нью-Йорк, 1925) и 26 новелл-зарисовок разных жанров « Ошима. Японский Декамерон » (1927). Нью-Йорк предстал для Б. материализован­ным образом его футуристич. мечтаний, воплощением его урбанистических устрем­лений. Б. искренне верил, что футуризм - это подлинное искусство пролетариата, и вскоре по приезде за океан Б. сблизился с кружком пролетарских писателей в Сев. Амери­ке (отдел Всероссийского союза крестьян­ских писателей) и принял участие в выпуске альм, этого кружка «В плену небоскребов» (1924), куда поместил неск. своих стих. В том же году вышел еще один альм. («Первый кооперативный сборник» - «Сви­рель сабвея») со стихами Б. и подготовлен­ный им сб. «Сегодня русской поэзии», куда помимо собств. произведений Б. поместил стих. Каменского, Маяковского, Асеева и др. Книгами « Автобиография и стихи » (1924) и « Бурлюк пожимает руку Вульворту Билдингу » (1924) Б. отметил 25-ле­тие своей худож.-лит. деятельности (1898–1924), а к 20-летию футуризма в 1929 вы­пустил кн. « Энтелихизм. Теория. Кри­тика. Стихи. Картины » (1907–30). Б. встречал и сопровождал в поездках по стра­не приезжавших в Америку в сер. 1920-х Маяковского и Есенина.

В теч. 1920-х вышло около 20 кн. Б. Почти все произведения Б. этого периода представляли собой своего рода коллаж из стихов, рисунков, теоретич. статей, гра­фич. поэзии, дневниковых записей, вос­поминаний и тщательно подобранных отзы­вов критики об авторе. На мн. книгах Б., из­данных в Америке, стоял гриф: «Д. Бурлюк. Поэт, художник, лектор. Отец российского футуризма».

В нач. 1930-х еще продолжал лит.-издат. деятельность. Выпустил сб.-антологию, посвящ. «светлой памяти В. В. Маяковского»,- « Красная стрела » (1932). В кн. вошли стихи Б., его рисунки, мат-лы для библиографии Б.- лит-ра на русском и др. яз. Подготовил и вы­пустил, включив туда и свои произве­дения, лит.-худож. сб. ассоциации «Русских пролетарских писателей, художников и арти­стов в Америке» - «Серп и молот» (1932).

В дальнейшем Б. выступал в основном как художник, и в этом качестве его судьба сло­жилась достаточно удачно. В 1930–60-х со­стоялось более 30 выставок его картин. В 1956 и 1965 приезжал в СССР. Встречавшийся с ним Эренбург напис. в связи с этим: «В Москву приехали американские туристы - Давид Бурлюк с же­ной. Бурлюк в Америке рисует, прилично за­рабатывает, стал почтенным, благообраз­ным: ни лорнетки, ни „беременного мужчи­ны”» (Эренбург И. Люди, годы, жизнь. Т. 1). Жена - Бурлюк (урожд. Еленевская) Мария Никифоровна (1894–1967) - мемуаристка, издатель.

Тело Б. было кремировано согласно его завещанию, прах развеян родственниками над водами Атлантики с борта парома.

В Бруклине ( Нью-Йорк , США ) создан музей Давида Бурлюка.

Международная Академия Зауми ежегодно вручает поэтич. премию, кот. наз. Международная отметина им. Давида Бурлюка .

Соч .: Морская повесть. Н.-Й., 1927; Маруся-сан: Третья кн. стихов. Н.-Й., 1928; Десятый Ок­тябрь. Нью-Йорк, 1928; Новеллы. Н.-Й., 1929; Тол­стой. Горький (Поэмы). Н.-Й., 1928–29; Рерих: Чер­ты его жизни и тв-ва. Н.-Й., 1930; Фрагменты из воспоминаний футуриста. Письма. Стихотворения. СПб., 1994.

Лит.: Голлербах З. Поэзия Давида Бурлюка. Нью-Йорк, 1931; Голд М. David Burliuk: artist-scholar, father of Russian futurism. Н.-Й., A. C. A. Gallery, 1944; Мендельсон М . Две встречи // Вопросы лит-ры. 1984. № 3; Лившиц Б. Полутораглазый стрелец. Л., 1989;. Шишанов В. Витебский музей совр. искусства : история создания и коллекции. 1918–41. Минск, 2007; Словарь лит. окружения Игоря-Северянина: в 2 т. / вст. ст., сост., комм. Д. С. Прокофьева. Псков, 2007.

В. Попов

  • Бурлюк Давид Давидович