Бурлюк Николай Давидович


БУРЛЮ́К Николай Давидович [ 22.4(4.5). 1890 , Котельва Ахтырского у. Харьковской губ. (ныне Полтавская обл.), Украина - 27.12. 1920 , Херсон ] - поэт, прозаик.

Родился в многодетной семье управляющего имением, агронома Д. Ф. Бурлюка. Братья - Давид и Владимир , сестра Людмила Бурлюк-Кузнецова - видные деятели русского футуризма. (Были еще две сестры - Марианна и Надежда).

В 1907 большая семья Бурлюков переезжает из Харькова в Чернянку под Херсоном.

После оконч. в 1909 Херсонской мужской гимназии Б. был зачислен студентом ист.-филол. фак-та СПб. ун-та, затем перевелся на физико-математич. фак-т (агрономич. отд.). 12 февр. 1914 получил выпускное свидетельство о прослушании полного курса наук в СПб. ун-те.

В одно время с Б. на естественном отд. физико-матем. фак-та, а затем славяно-русском отд. ист.-филол. фак-та СПб. ун-та учился Хлебников, его имя будет упомянуто в нескольких стихотворениях Николая, а сам Велимир (тогда ещё Виктор) станет на неск. лет очень близок с Бурлюками, познакомившись с ними на квартире у Михаила Матюшина и Елены Гуро.

Вместе с братьями и сестрой Николай активно печ. в изданиях кубофутуристов («Студия импрессионистов», «Садок судей», « Пощёчина общественному вкусу »). Член лит. группы «Гилея» (1910). Однако в отличие от братьев и сестры никогда не выступал как художник. Но интересовался худож. работами футуристов, писал о них. Так, напр., в третьем номере сб. «Союз молодёжи» (СПб., 1913) опубл. статью, напис. совместно с Давидом Б., под назв. « Владимир Давидович Бурлюк », в кот. он пишет о тв-ве среднего брата: «Говоря о новейшей живописи нам придётся говорить об отдельных художниках. Это понятно: труд личности создаёт настоящее. Если в прошлом имя художника нарицательно, то в современности оно живо и действенно. Радостно быть современником силы не имени, но личности. Новое искусство со своей созерцательностью, со своей проповедью материализации идеи учит нас любить не только картины художника, ни о его самого, ибо только воплощение исходит от творца» (сегодня работы Владимира Б. хранятся в Таганрогском худож. музее, Гос. Русском музее в СПб., музее Тиссена-Борнемиса в Мадриде; в МоМА хранятся поэтич. сборники «будетлян» с его рисунками).

Автор теоретич. статей - « Поэтические начала », « Supplementum к поэтическому контрапункту », « О пародии и подражании », формулирующих осн. принципы футуристической лит-ры. В 1914 в М. в «Первом журнале русских футуристов» в разделе «Теория и полемика» опубл. не только совместная с Давидом статья «Поэтические начала», но и стихотворения Николая Б., а также «Открытое письмо гг. Луначарскому, Философову, Неведомскому», в кот. он рьяно отстаивает позиции футуристов, в т.ч. и «Бурлюков». Называя футуризм «бурлючеством» и защищая его от нападок, Б. пишет: «Вы, воспитанные под знаменем свободы слова со знанием диалектики и уместности сказанного, стараетесь убедить ваших читателей, что мы подонки нашей родины. <…> Некоторые из вас борцы за свободу религии и труда и - вот какое позорное противоречие!! МЫ, ВАШИ БРАТЬЯ, а вы нас оскорбляете и унижаете за то, что мы не рабы и живем свободой. И если за нами идет молодежь нашей родины, то это ваша вина - вы были и есть азиаты, губящие все молодое и национальное».

В программных статьях в защиту друзей футуристов и во время выступлений на многочисленных диспутах Николай, «застенчивый юноша», был по-настоящему резок и решителен. Статью «Поэтические начала» он заканчивает типично футуристическим выпадом: «Я ещё раз должен напомнить, что истинная поэзия не имеет никакого отношения к правописанию и хорошему слогу, - этому украшению письмовников, аполлонов, нив и прочих общеобразовательных “органов”. Ваш язык для торговли и семейных занятий».

Между тем оэтика лирич. произведений самого Б. по сути своей далека от нарочито «грубой», урбанистической и словотворческой (анти)эстетики футуристов, в т.ч. Д. Бурлюка, Кручёных , Маяковского . Для поэзии Б. более характерны импрессионистическая образность, показ «сновидений», мифологические образы, установка на музыкальность, из всех из футуристов он ближе всего к Елене Гуро .

«Осталось мне отнять у Бога, / Забытый ветром, пыльный глаз: / Сверкает ль млечная дорога / Иль небо облачный топаз, - / Равно скользит по бледным тучам / Увядший, тусклый, скучный ум. / И ранит лезвием колючим / Сухой бесстрашный ветра шум. / О ветер! похититель воли, / Дыханье тяжкое земли, / Глагол и вечности и боли / “Ничто” и “я”, - ты мне внемли» (1910).

Самые первые стихотворения Николай Б. опубликовал в сб. «Студия импрессионистов» (1910) и «Садок судей» (1910). Второй сборник, напечатанный на оборотной стороне дешёвых комнатных обоев, без «ятей», знаков препинания и с использованием массы неологизмов в стихотворениях авторов, был гораздо более провокационным и вызвал соответствующую реакцию. Напр., Валерий Брюсов назвал его находящимся «за пределами литературы», сдержанно похвалив, однако, некоторые стих-я Николая Б. и Василия Каменского, кот. были гораздо более лиричными, сдержанными, даже «тихими».

Писал лирич. прозу - « Глухонемая », « Артемида без собак », « Сбежавшие музы » и др.

В мае 1911-го Николай Б. пишет Валерию Брюсову письмо: «…Вы отчасти знаете меня по нелепому “Садку судей”, а теперь я вынужден просить у Вас той нравственной поддержки, которую я давно ищу. <…> Я просто сомневаюсь в своем поэтическом даре. Я боюсь, что мой взгляд на себя слишком пристрастен. Поэтому я прошу Вас сказать мне - поэзия ли то, что я пишу, и согласны ли Вы, если первое правда, быть моим учителем». Брюсов в ученики Николая не взял. И тогда Б.-младший попытался примкнуть к акмеизму, войти в круг Николая Гумилёва, в «Цех поэтов».

Принимал участие в заседаниях « Цеха поэтов », приятельствовал с Н. Гумилёвым . В 1914 отказался подписать манифест футуристов «Идите к чорту», где в оскорбительных выражениях характеризуются акмеисты. Гумилёв благосклонно относился к исканиям Николая, хотя в отзыве на «Садок судей» написал, что «из пяти поэтов, давших туда свои стихи, подлинно дерзают только два: Василий Каменский и В. Хлебников, остальные просто беспомощны» (в т.ч. и Николай Б.). Гумилёву же принадлежит и ставшее известным двустишие и Николае: «Издает Бурлюк / Неуверенный звук». Имелись в виду усилия Николая, тщетно корпевшего над очередным стихотв. экспромтом.

Поэтич. метания Николая Б. были жёстко раскритикованы Бенедиктом Лившицем. Однако Б. понимал, что идти против семьи и друзей нельзя, и не было смысла - ведь именно участие в «будетлянских» проектах было способом заявить о себе. И Николай продолжит публиковать стихи в футурист. сборниках, хотя его стих. опыты будут мало вязаться с названиями сб-ков: «Дохлая луна», «Затычка», «Молоко кобылиц». Даже с «новоязом» - в отличие от старшего брата - у Николая не получалось.

В 1915 Б. в последний раз печатается в альм. «Весеннее контрагентство муз» и навсегда пропадает с лит. горизонта.

В 1916 Б. мобилизован в действующую армию , после окончания школы прапорщиков (1917) оказывается на Румынском фронте , затем в период Гражданской войны служит в разных армиях на Украине, в зависимости от того, под чью мобилизацию попадал (пришлось служить и у Гетмана Скоропадского, и при Директории у Петлюры, и у красных и у белых).

В 1919–20 скрывался от всяческой мобилизации. В дек. 1920 в Херсоне , считая что гражданская война закончена, явился на учёт в РККА как бывший офицер, но был арестован и «тройкой» 6-й армии 25 дек. 1920 приговорён к расстрелу в превентивных целях, «желая скорее очистить РСФСР от лиц подозрительных, кои в любой момент своё оружие могут поднять для подавления власти рабочих и крестьян». 27 дек. 1920 приговор приведён в исполнение.

Обстоятельства гибели Николая Б. долгое время оставались неизвестными. Не так давно искусствовед Андрей Крусанов, автор четырехтомника «Русский футуризм», обнаружил в архивах Службы Безопасности Украины обвинительное заключение по делу Николая Давидовича Бурлюка (опубл. в Russian Studies: Ежеквартальник русской филологии и культуры. 2001. Т. III. № 4. С. 178–183). Эмигрировавший в США Давид Бурлюк , скорее всего, знал о расстреле брата, но, вероятно, скрывал этот факт, желая оградить родных и творения Бурлюков от преследования в СССР.

В 2002 в серии «Новая библиотека поэта» под ред. С. Красицкого вышла книга стихов Давида и Николая Б., куда вошли все стихотворения Николая, опубликованные в футуристических сб-ках с 1910 по 1915-й. Это «Студия импрессионистов», «Садок судей» и «Садок судей II», «Требник троих», «Дохлая луна», «Молоко кобылиц», «Рыкающий Парнас», «Затычка» и «Весеннее контрагентство муз».

Воспоминания современников о Николае Б. рисуют образ застенчивого и крайне незлобивого юноши.

М. Матюшин в воспоминаниях «Русские кубофутуристы» пишет: «Поэт Николай Бурлюк был талант второстепенный, но он много помогал братьям в теоретизации их живописных затей. Это был несколько мечтательный, но жизнерадостный молодой человек».

Б. Лившиц, приехавший в Чернянку в дек. 1911 по приглашению Давида Б., так описывает Николая в знаменитом «Полутораглазом стрельце»: «Третий сын, Николай, рослый великовозрастный юноша, был поэт. Застенчивый, красневший при каждом обращении к нему, ещё больше, когда ему самому приходилось высказываться, он отличался крайней незлобивостью, сносил молча обиды, и за это братья насмешливо называли его Христом. Он только недавно начал писать, но был подлинный поэт, то есть имел свой собственный, неповторимый мир, не укладывавшийся в его рахитичные стихи, но, несомненно, существовавший. При всей своей мягкости и ласковости, от головы до ног обволакивавших собеседника, Николай был человек убеждённый, верный своему внутреннему опыту, и в этом смысле более стойкий, чем Давид и Владимир. Недаром именно он, несмотря на свою молодость, нёс обязанности доморощенного Петра, хранителя ключей еще неясно вырисовывавшегося бурлюковского града».

Соч.: О пародии и подражании. СПб.: Книгопечатня Шмидт, 1913.

Лит.: Словарь лит. окружения Игоря-Северянина: в 2 т. / вст. ст., сост., комм. Д. С. Прокофьева. Псков, 2007; Деменок Е. Л. «Милой Яночке Коля в баночке», или История нескольких фотографий Николая и Владимира Бурлюков // artukraine.com.ua (17.10.2012); Деменок Е. Л. Новое о Бурлюках // Дрогобыч. 2013.

Евг. Деменок

  • Бурлюк Николай Давидович