Бутковская Наталья Ильинична


БУТКÓВСКАЯ Наталья Ильинична (в замуж. Шервашидзе) [1878 - 1948] - актриса, режиссер, педагог, издатель.

Происходила из старинного петерб. дворянского рода. Её дед руководил корпусом морских инженеров-строителей России. Отец, выпускник Лицея, был судьёй в Кишинёве. Отец женился на лютеранке Марии Штриммер. Наташа - средняя дочь. Позднее Бутковские переехали в СПб. Отец завёл нотариальную контору, семья проживала в доходном доме на Стремянной ул., д. 16.

Б. училась в гимназии княгини А. А. Оболенской, затем на драм. курсах Петерб. Театрального училища (оконч. в 1902). Спустя три года стала актрисой нового театра В. Ф. Комиссаржевской, кот. работал в помещении Пассажа.

Летом 1907 вошла в труппу новой антрепризы, т.н. «Старинного театра», созданного по идее молодого режиссёра и драматурга Николая Евреинова. Б. сыграла роль Перонеллы в его пасторели «Робен и Марион», признанной лучшим спектаклем первого сезона театра. Работая с Евреиновым, Б. всерьёз увлеклась этим талантливым человеком и его творч. исканиями и стала на долгие годы его другом и сотрудницей.

По просьбе Евреинова сделала перевод скандально известной пьесы О. Уайльда «Саломея», приспособив её для русской сцены под назв. «Царевна». Но спектакль, обречённый быть триумфом таланта Евреинова, цензура запретила в день премьеры.

Б. стала первой женщиной-режиссёром России, успешно дебютировав при поддержке Евреинова на сцене Старинного театра постановкой небольшой пьесы «Лопе де Вега». В том же театре познакомилась с юным актёром Константином Миклашевским, кот. поддерживал с ней дружеские отношения всю жизнь. Здесь же встретила будущего мужа - князя Александра (Чачба) Константиновича Шервашидзе, потомка абхазских царей, кот. работал в театре художником.

Вместе с Евреиновым, Миклашевским и Шервашидзе Б. часто посещала знаменитое арт-кабаре «Бродячая собака». Шутили, что Евреинов был «левой передней лапой» этой собаки, а Миклашевский - «хвостом». Б. с друзьями принимала участие в представлениях этого артистического центра Серебряного века. Была хозяйкой шумных вечеринок на городской квартире Евреинова и на его даче в Куоккалле (ныне Репино), где собирались представители худож. авангарда тех лет.

Состоятельный отец Б. помог любимой дочери открыть небольшое изд-во на Стремянной ул., д. 16. Подготовленные там книги печатались в различных типографиях города - Морского министерства, Первой женской и др. Начало было успешным - её сборник «Новые немецкие сказки» стал лучшей детской книжкой 1908-го в СПб. Выпустила серию детских альбомов для раскрашивания с текстом «по Каспари» и ряд переводов совр. зарубежной беллетристики. Особое место среди первых книг изд-ва заняли сочинения Евреинова. Опубликовала всё, что было написано Евреиновым к этому времени.

Под ред. Б. (вместе с Н. И. Кульбиной) вышел сб. «Студия импрессионистов» (Кн. 1. СПб., 1910).

Собирала картины и испытывала неподдельный интерес к изобразительному тв-ву. Приступила к изданию первой в России серии монографий о замечательных художниках своего времени. С этой целью открыла мастерскую при изд-ве, куда входили переплётная и цинкография для воспроизведения красочных и чёрно-белых иллюстраций и фотографий для книг. Мастерская и склад изд-ва помещались в нижнем этаже дворового флигеля доходного дома купца П. И. Кольцова на Офицерской ул. (ныне Декабристов), д. 60. За пять лет было издано около десяти выпусков серии «Современное искусство», посвящ. Борисову-Мусатову, Врубелю, Левитану, Куинджи, Рябушкину, Серову и др.

Авторами очерков были признанные знатоки искусства - Н. Н. Врангель, А. А. Ростиславов, Н. Э. Радлов. Евреинов написал о «гениях рисунка» Ропсе и Бердслее. Сто «нумерованных экземпляров» каждого выпуска были отпечатаны на «ручной» бумаге и вложены в «вышитые по холсту переплёты». Оформление первых шести выпусков серии выполнил театр. художник Михаил Яковлев. Марка изд-ва была выполнена им на основе фамильного герба Бутковских и изображала сокола над крепостной стеной, держащего в лапах подкову с крестом и колокольчик. После отъезда Яковлева в М., оформлением серии «Современного искусства» занимался замечательный график Сергей Чехонин, чьи работы покоряли своим совершенством.

К открытию второго сезона Старинного театра продолжала публиковать всё новые соч. Евреинова, без устали пропагандируя театр. искания любимого режиссёра, к началу второго сезона театра приурочила выпуск книги с описанием минувшего сезона. Участвовала и в подготовке третьего сезона театра, прерванного начавшейся войной. Итогом этой работы стала монография К. Миклашевского «Comedia dell'arte», изданная Б. и удостоенная премии Российской АН.

Накануне февральской революции Б. выпустила солидную трилогию Евреинова «Театр для себя», а изв. футурист Василий Каменский по её просьбе написал апологию «Книга о Евреинове». Это была одна из последних книг изд-ва, кот. закрылось после событий 1917-го.

Оборвав мн. интересные начинания, Б. и её муж отправились в Абхазию, потом в Коктебель к Волошину. Спустя год по приглашению С. Дягилева попали в Лондон, затем в Париж. Около десяти лет Шервашидзе был художником дягилевского «Русского балета», а Б. занималась режиссурой, ставя в парижских театрах детские спектакли и русские пьесы, в т.ч. тургеневские. Преподавала в Театральной школе-студии. Выступила с д-дом о музыке в лит.-худож. объединении «Палата поэтов» (Париж, 13 окт. 1921). В изд-ве Земгор («Земское и городское объединение российских граждан за границей»; рук. Т. И. Полнер) была изд. кн. Б. «Народные русские сказки, песни, шутки» (1921).

Шервашидзе и его жена поддерживали дружеские отношения с Миклашевским, кот. жил в те годы в Италии, а также с Евреиновым, кот. поселился с молодой женой в Париже. Как дар бесценной дружбы, Евреинов посвятил Б. свою оригинальную монографию о художнике Нестерове, кот. можно считать завершающим выпуском её серии «Современное искусство».

В нач. Второй Мировой войны Б. и Шервашидзе перебрались в Монте-Карло. Осенью 1948 Б. тихо скончалась. Она прожила большую жизнь, посвятив её служению искусству. Детей у неё не было, место захоронения забыто. Но остались книги, кот. она издавала. Они являются частью уникального фонда культуры Серебряного века.

Лит.: Голубева О. Д. Лит.-худож. альманахи и сборники. Т. 1. 1900–11 гг. М., 1957; Российское зарубежье во Франции. 1919–2000: Биогр. словарь: в 3 т. Т. 1–3. М., 2008–2010.

С. Боглачёв

  • Бутковская Наталья Ильинична