Цензор Дмитрий Михайлович
ЦЕ́НЗОР Дмитрий Михайлович [22(10).12.1877, СПб. ― 26.12.1947, М.] ― поэт, прозаик.
Родился в бедной еврейской семье. Отец - портной - привил мальчику любовь к поэзии и рисованию. С детства «без конца мог импровизировать наивными детскими стихами фантастические сказки, они часто носили юмористический характер» (Автобиография // Фидлер Ф. Первые лит. шаги. М., 1911). Детство и раннюю юность провел в Ярославле и Ростове. По собств. признанию, «с детства много поэтич. переживаний будил <...> женский образ» (Там же). Первое стих. написал в 12 лет, находясь под влиянием поэзии Надсона. Лит. дебют состоялся в 1894 - стих. в «Виленской газ.», подпис. инициалами. Темы перв. лирич. стихов - природа и любовь. В 17 лет попал в Ковно и Вильно, где познакомился с жизнью еврейской бедноты в черте оседлости. В автобиографии Ц. признавался, что «полюбил болезненную, сумеречную жизнь кривых еврейских кварталов» (Там же). Здесь он увлекся соц. науками, обществ. идеалами и настроениями пролетарской молодежи. Начал пис. стихи на гражданские темы, подавляя в себе склонность к субъективной лирике. Ранние опыты были сожжены квартирной хозяйкой во вр. одного из обысков. В 1901–02 поступил в худож. школу в Одессе. Печ. стихи на страницах «Одесских новостей» и в «Южных записках». Увлекался идеями Ницше, ницшеанский культ грубой силы и эротики отразился в лирике тех лет. Тогда же состоялось знакомство с К. И. Чуковским.
В 1903 перебрался в СПб. Здесь публ. стихи в «Образовании» и «Мире Божьем». В 1904–08 учился в СПб. Академии художеств, параллельно в 1906–08 на ист.-филол. фак-те СПб. ун-та.
В 1905–06 Ц., захваченный рев. порывом, печ. стихи в большевистских изд. Затем произошел поворот в сторону интимной, субъективной лирики, кот. не свободна от влияния К. Бальмонта и А. Блока.
На перв. поэтич. сб. « Старое гетто » (СПб., 1907) откликнулся А. Блок в ст. «О лирике»: «Маленькая книжка <...> могла быть еще меньше. Этот поэт слишком многословен, он не довольно любит слова. Несмотря на однообразие его музы, от него можно ждать лучшей книги, судя уже по тем стихам, которые нам приходилось читать в журналах и газетах» (Блок А. СС: В 8 т. М.-Л., 1962. Т. 5).
Ц. легко входил в разные лит. группировки: частый посетитель «Башни» Вяч. Иванова, он считал, что именно на ивановских «средах» развился и окреп его худож. вкус. Свой среди «сатириконовцев», в янв. 1914 Ц. составляет отчеты «Цеха поэтов» (см.: Златоцвет. 1914. № 3) часто читает свои тексты на поэтич. вечерах, студенч. балах и вечеринках.
«Дмитрий Цензор - создание петербургской богемы одной из последних формаций, именно той, которая, в свою очередь, создана революцией 1905 года» (Блок А. СС: В 8 т. М.-Л., 1962. Т. 6). Богемно-«кочевое» восприятие мира Блок отметил и в рецензии на поэтич. сб. « Легенда будней » (СПб., 1914): «ничто не задерживает взгляда особенно, нет никакого стержня, который мог бы расти и развиваться». Ц. «кочует взглядом по окружающему, а окружающее <...> довольно несложно и небогато: Петербург с неизбежным Невским и Петром Фальконета, с уличными картинками в серую погоду, трамваями, витринами, подворотнями, проститутками, случайными встречами». Лейтмотив поэзии Ц. поэт определил как «все изведано», «пустынная скорбь». Однако критические замечания вызвал особый жаргон (так обозначил язык лирики Ц., образовавшийся из-за второстепенных заимствований из словаря символистов, Блок) и бесконечные «перепевания» самого себя. Однако Блок ставит Ц. в заслугу то, что он вступил на путь символизма с его зачинателями и поэтому «чист душой», «не заставляет себя петь», более всего ему удаются «простые картинки городской жизни» (Там же).
Поэтич. откликом на Первую мировую войну стал сб. « Священный стяг » (Пг., 1915).
В сов. время Ц. писал в осн. детские и юмор. стихи, кот. появлялись на стр. сатирич. изд. «Бегемот», «Смехач», «Пушка», объектом сатиры явились фигуры обывателей, нэпманов, бюрократов. Печ. в многотиражке метростроевцев под псевд. «Пескоструйщик», писал агитац. мат-лы, автор изв. в то вр. песен « Моряку», «Весенняя песня», «Песня о гордой девушке » и др. Однако лучшие лирич. пейзажные и стихотв. произведения по-прежнему посвящ. образу города, сложившемуся под влиянием символист. лирики.
Жена - балерина А. В. Груздева-Гротт. Приемный сын - фигурист с мировым именем О. А. Протопопов.
Архив хранится в ЦГАЛИ СПб. Ф. 531. 273 ед. хр. 1877–1979 гг. и включает рукописи: поэмы «Легенда о красном госте» (1910-е), «Петя Кондрашов» (1930-е), «С высоты полета» (1932) и др.; стихотворения (1900–46); повесть «Романтик» (1911), рассказы (1906–35); кинодрамы «Убийство Хмарова» (1910), «Девушка из подвала» (1913), переводы стихов и пьес; статьи, заметки, д-ды (1908–40); предисловие к сб. стихов (1942). Рисунки Ц. (1910–30). Письма Ц. поэтам В. А. Рождественскому, В. В. Сорокину; писателям А. А. Фадееву, В. Я. Шишкову, литературоведам С. Д. Балухатому, А. И. Дейчу; начинающим писателям с разбором их стих. Письма к Ц. поэтов В. А. Рождественского, К. М. Симонова, А. Трея, С. Фрида; писателей Ю. Л. Слезкина, А. Н. Толстого, литературоведов А. А. Дымшица, А. Журбенко, П. Я. Заволокина, Б. Л. Модзалевского, художников И. Я. Билибина, Н. М. Чистякова, журналиста Н. Арго и др.. Автобиографии и анкеты (1925–41). Диплом Одесского художественного училища (1877). Справки и удостоверения отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР (1919–21). Записные книжки Ц. (1910–30). Завещание (заверенная копия). Фото (1920–30). Док-ты балерины А. В. Груздевой-Гротт, жены Ц. Блокнот с записями об искусстве обучения фигурному катанию и хореографии. Письма А. В. Груздевой сыну - О. А. Протопопову (1948–70). Документы О. А. Протопопова, приемного сына Ц. Автобиография О. А. Протопопова (1952). Записки О. А. Протопопова по фигурному катанию (1950). Фото О. А. Протопопова, индивидуальные и с женой Л. И. Белоусовой. Письма О. А. Протопопова к матери - А. В. Груздевой (1956–79). Статьи об О. А. Протопопове и Л. И. Белоусовой (1964–75). Воззвание Временного совета профсоюза деятелей худож. лит-ры (1919). И др.
Соч.: памяти Гоголя: Стих. Одесса, 1902; Старое гетто: Стихи. СПб., 1907; Крылья Икара: Стихи. 1905–1906. СПб., 1908; Легенда будней: Лирика. СПб., 1913; Сказки сев. города: Рассказы. Пг., 1915 (1916); Священный стяг: Стихи. Пг., 1915 (1916); Христова невеста [и др. рассказы]. Пг., 1917; Мои соседи: Стихи. Л., 1927; Вова-корабельщик: Стихи. Л., 1929; Кто скорей?: Стихи. Л., 1937; Стихотворения. 1903–38. Л., 1940; Пройденные пути: Стихи / Предисл. О. Резника. М., 1949.
Лит.: Эвентов И. Стихотворения Дмитрия Цензора // Лит. современник. 1941. № 4; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982.
О. Кузнецова