Цензор Дмитрий Михайлович


ЦЕ́НЗОР Дмитрий Михайлович [22(10).12.1877, СПб. ― 26.12.1947, М.] ― поэт, прозаик.

Родился в бедной еврейской семье. Отец - портной - привил мальчику любовь к поэзии и рисованию. С детства «без конца мог им­провизировать наивными детскими стихами фантастические сказки, они часто носили юмористический характер» (Автобиогра­фия // Фидлер Ф. Первые лит. шаги. М., 1911). Детство и раннюю юность провел в Ярославле и Ростове. По собств. признанию, «с детства много поэтич. переживаний будил <...> жен­ский образ» (Там же). Первое стих. написал в 12 лет, находясь под влиянием поэзии Надсона. Лит. дебют состоялся в 1894 - стих. в «Виленской газ.», подпис. инициала­ми. Темы перв. лирич. стихов - приро­да и любовь. В 17 лет попал в Ковно и Виль­но, где познакомился с жизнью еврейской бедноты в черте оседлости. В автобиографии Ц. признавался, что «полюбил болезненную, сумеречную жизнь кривых еврейских кварта­лов» (Там же). Здесь он увлекся соц. науками, обществ. идеалами и настроениями пролетарской молодежи. На­чал пис. стихи на гражданские темы, по­давляя в себе склонность к субъективной ли­рике. Ранние опыты были сожжены квартир­ной хозяйкой во вр. одного из обысков. В 1901–02 поступил в худож. школу в Одес­се. Печ. стихи на страницах «Одесских новостей» и в «Южных записках». Увлекался идеями Ницше, ницшеанский культ грубой силы и эротики отразился в лирике тех лет. Тогда же состоялось знакомство с К. И. Чуков­ским.

В 1903 перебрался в СПб. Здесь публ. стихи в «Образовании» и «Мире Божьем». В 1904–08 учился в СПб. Академии художеств, параллельно в 1906–08 на ист.-филол. фак-те СПб. ун-та.

В 1905–06 Ц., захваченный рев. порывом, печ. стихи в большевист­ских изд. Затем произошел поворот в сторону интимной, субъективной лирики, кот. не свободна от влияния К. Бальмонта и А. Блока.

На перв. поэтич. сб. « Старое гет­то » (СПб., 1907) откликнулся А. Блок в ст. «О лирике»: «Маленькая книжка <...> могла быть еще меньше. Этот поэт слишком многословен, он не довольно любит слова. Несмотря на однообразие его музы, от него можно ждать лучшей книги, судя уже по тем стихам, которые нам приходилось читать в журналах и газетах» (Блок А. СС: В 8 т. М.-Л., 1962. Т. 5).

Ц. легко входил в разные лит. группиров­ки: частый посетитель «Башни» Вяч. Иванова, он считал, что именно на ивановских «сре­дах» развился и окреп его худож. вкус. Свой среди «сатириконовцев», в янв. 1914 Ц. со­ставляет отчеты «Цеха поэтов» (см.: Златоц­вет. 1914. № 3) часто читает свои тек­сты на поэтич. вечерах, студенч. балах и вечеринках.

«Дмитрий Цензор - создание петербург­ской богемы одной из последних формаций, именно той, которая, в свою очередь, созда­на революцией 1905 года» (Блок А. СС: В 8 т. М.-Л., 1962. Т. 6). Богемно-«кочевое» восприятие мира Блок отметил и в ре­цензии на поэтич. сб. « Легенда буд­ней » (СПб., 1914): «ничто не задерживает взгляда особенно, нет никакого стержня, ко­торый мог бы расти и развиваться». Ц. «кочу­ет взглядом по окружающему, а окружающее <...> довольно несложно и небогато: Петер­бург с неизбежным Невским и Петром Фаль­конета, с уличными картинками в серую пого­ду, трамваями, витринами, подворотнями, проститутками, случайными встречами». Лейтмотив поэзии Ц. поэт определил как «все изведано», «пустынная скорбь». Однако кри­тические замечания вызвал особый жаргон (так обозначил язык лирики Ц., образовав­шийся из-за второстепенных заимствований из словаря символистов, Блок) и бесконечные «перепевания» самого себя. Однако Блок ставит Ц. в заслугу то, что он вступил на путь символизма с его зачинателями и поэтому «чист душой», «не заставляет себя петь», бо­лее всего ему удаются «простые картинки го­родской жизни» (Там же).

Поэтич. откликом на Первую миро­вую войну стал сб. « Священный стяг » (Пг., 1915).

В сов. время Ц. писал в осн. дет­ские и юмор. стихи, кот. появля­лись на стр. сатирич. изд. «Бе­гемот», «Смехач», «Пушка», объектом сатиры явились фигуры обывателей, нэпманов, бюро­кратов. Печ. в многотиражке метростро­евцев под псевд. «Пескоструйщик», пи­сал агитац. мат-лы, автор изв. в то вр. песен « Моряку», «Весенняя песня», «Песня о гордой девушке » и др. Однако лучшие лирич. пейзажные и сти­хотв. произведения по-прежнему посвящ. образу города, сложившемуся под влия­нием символист. лирики.

Жена - балерина А. В. Груздева-Гротт. Приемный сын - фигурист с мировым именем О. А. Протопопов.

Архив хранится в ЦГАЛИ СПб. Ф. 531. 273 ед. хр. 1877–1979 гг. и включает рукописи: поэмы «Легенда о красном госте» (1910-е), «Петя Кондрашов» (1930-е), «С высоты полета» (1932) и др.; стихотворения (1900–46); повесть «Романтик» (1911), рассказы (1906–35); кинодрамы «Убийство Хмарова» (1910), «Девушка из подвала» (1913), переводы стихов и пьес; статьи, заметки, д-ды (1908–40); предисловие к сб. стихов (1942). Рисунки Ц. (1910–30). Письма Ц. поэтам В. А. Рождественскому, В. В. Сорокину; писателям А. А. Фадееву, В. Я. Шишкову, литературоведам С. Д. Балухатому, А. И. Дейчу; начинающим писателям с разбором их стих. Письма к Ц. поэтов В. А. Рождественского, К. М. Симонова, А. Трея, С. Фрида; писателей Ю. Л. Слезкина, А. Н. Толстого, литературоведов А. А. Дымшица, А. Журбенко, П. Я. Заволокина, Б. Л. Модзалевского, художников И. Я. Билибина, Н. М. Чистякова, журналиста Н. Арго и др.. Автобиографии и анкеты (1925–41). Диплом Одесского художественного училища (1877). Справки и удостоверения отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР (1919–21). Записные книжки Ц. (1910–30). Завещание (заверенная копия). Фото (1920–30). Док-ты балерины А. В. Груздевой-Гротт, жены Ц. Блокнот с записями об искусстве обучения фигурному катанию и хореографии. Письма А. В. Груздевой сыну - О. А. Протопопову (1948–70). Документы О. А. Протопопова, приемного сына Ц. Автобиография О. А. Протопопова (1952). Записки О. А. Протопопова по фигурному катанию (1950). Фото О. А. Протопопова, индивидуальные и с женой Л. И. Белоусовой. Письма О. А. Протопопова к матери - А. В. Груздевой (1956–79). Статьи об О. А. Протопопове и Л. И. Белоусовой (1964–75). Воззвание Временного совета профсоюза деятелей худож. лит-ры (1919). И др.

Соч.: памяти Гоголя: Стих. Одесса, 1902; Старое гетто: Стихи. СПб., 1907; Крылья Икара: Стихи. 1905–1906. СПб., 1908; Легенда будней: Лирика. СПб., 1913; Сказки сев. города: Рассказы. Пг., 1915 (1916); Священный стяг: Стихи. Пг., 1915 (1916); Христова невеста [и др. рассказы]. Пг., 1917; Мои соседи: Стихи. Л., 1927; Вова-кора­бельщик: Стихи. Л., 1929; Кто скорей?: Стихи. Л., 1937; Стихотворе­ния. 1903–38. Л., 1940; Пройденные пути: Стихи / Предисл. О. Резника. М., 1949.

Лит.: Эвентов И. Стихотворения Дмитрия Цензора // Лит. современник. 1941. № 4; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982.

О. Кузнецова

  • Цензор Дмитрий Михайлович