Цявловская Татьяна Григорьевна


ЦЯВЛÓВСКАЯ (урожд. Зенгер) Татьяна Григорьевна [2.7(19.6).1897, СПб. (по др. источ. Варшава) - 30.5.1978, М., похоронена на Новодевичьем кладб.] ― литературовед, пушкинист.

Дочь филолога Григория Э. Зенгера . Ученица, затем жена Мстислава А. Цявловского .

Окончила петерб. частную гимназию Шаффэ в 1914. Начала свою деятельность с изучения изобразительного искусства. Поступила в Ин-т истории искусств в СПб., но с началом Первой мировой войны выбрала работу сестрой милосердия. Прошла ускоренные курсы сестер и работала в госпиталях и больницах вплоть до 1920 . В 1917–18 была медсестрой в пг. лазарете для раненых солдат, в 1918–20 на эпидемиях испанки, черной оспы, сыпного тифа в разных городах.

В 1921 и 1922 училась в Смоленском отд. Моск. археологич. ин-та и одновременно работала науч. сотрудником в Смоленской картинной галерее.

Переехала в кон. 1922 в М. Была привлечена к разборке и организации архива иконографич. мат-лов, скопившихся в ред. ж. «Красная нива». Занималась переводами.

В 1928 под рук. М. Цявловского и П. Щеголева начала заниматься пушкиноведением, мн. работала с рукописями Пушкина как текстолог, описывала рукописи, комментировала различные изд. произведений Пушкина.

Первой работой Ц. стал критич. пересмотр осуществленной В. Брюсовым в подготовленном им изд. соч. Пушкина (Т. 1, ч. 1) публикации черновых фрагментов рукописей поэта. Затем по поручению Щеголева Ц. описала рабочие тетради Пушкина, хранящиеся в Гос. биб-ке им. В. Ленина. В ходе этих занятий Ц. прошла серьезную текстологич. школу. Принимая впоследствии ближайшее участие во всех многотомных собр. соч. Пушкина (от первого полного сов. изд. 1930–31 (приложение к ж. «Красная нива») до собр. соч. в 10 т., выпущ. в 1974–78 изд-вом «Худож. лит-ра»), Ц. проявила себя как выдающийся пушкинист-текстолог. В этих изд. она специализировалась на подготовке к печ. черновых текстов лирики Пушкина, на уточнении датировок стих. Занималась автобиографич. прозой.

Вместе с М. Цявловским и Л. Модзалевским Ц. участвовала в создании сб. «Рукою Пушкина. Несобранные и неопубл. тексты» (1935). В кн. вошли мат-лы, кот. не вкл. в ПСС поэта: рефераты, записи народных песен и сказок, планы изданий, мелкие записи, дарительные надписи, деловые док-ты и т.п. Для сб. «Рукою Пушкина» Ц. подготовила транскрипции всех автографов, находившихся тогда в М., написала ряд предисл. и комм. Впоследствии этот труд составил особый том академ. издания соч. Пушкина - «Лит. и биографич. мат-лы» (общ. ред. тома осущ. М. и Т. Цявловские).

Ц. была одним из осн. участников академ. изд. ПСС Пушкина в 16 т. В 1–3 и 12 т. издания она выступила как текстолог, автор прим., как редактор части стих., автобиогр. прозы. Позднее вместе с С. Бонди она провела огр. работу по подготовке справочного семнадцатого т. («Дополнения и исправления. Указатели»; вышел в свет в 1959).

За годы участия в создании научно выверенного корпуса соч. поэта Ц. выросла как глубокий исследователь жизни и тв-ва Пушкина. Она начала печ. в 1931 (до 1949 подписывалась своей девичьей фамилией). Ее перв. исследовательской работой стала ст. « Николай I - редактор Пушкина » (1934), в кот. она изучила и проанализировала все пометы царя на рукописях поэта.

С 1932 Ц. состояла бессменным членом Пушкинской комиссии АН СССР.

После кончины М. А. Цявловского (11 нояб. 1947) на руках Ц. остался не завершенный им труд «Летопись жизни и тв-ва А. С. Пушкина». Работа над этим изд., задуманным как трехтомное, велась с 1939 группой лиц под рук. и контролем М. Цявловского. Когда осн. картотека была составлена, Цявловский извлек из нее все нужное для «Летописи», отредактировал, дополнил и свел воедино. Появившуюся после его смерти лит-ру, особенно в год 150-летнего юбилея со дня рождения Пушкина, ввела в «Летопись» Ц. Ею был подготовлен к печ., снабжен предисл. и выпущен в свет перв. том «Летописи» (1951), включающий в себя период от рождения Пушкина до 4 сент. 1826-го - окончания ссылки в Михайловское.

Незадолго до своей смерти Ц. подготовила дополненное 2-е изд. 1-го т. и начала работу над 2-м. Картотека, составленная ею по периоду 1826–29 была передана на хранение в Гос. музей А. Пушкина в М. Опыт, накопленный при создании «Летописи», обобщен Ц. в ст. « О работе над „Летописью жизни и тв-ва Пушкина“ » (1953). Ею также составлен (частично из неопубл. работ) и отред. сб. М. Цявловского «Статьи о Пушкине» с ее прим. и библиографией работ покойного ученого (1962).

Продолжая жить в М., с мая 1957 по окт. 1961 Ц. состояла в штате ИРЛИ (ст. науч.-техн. сотрудник в Секторе пушкиноведения при Отделе новой русской лит-ры для работы по составлению летописи жизни и тв-ва Пушкина), являясь представителем ПД в М., выполняя различные задания по поискам архивных мат-лов. Выступала с д-дами в ИРЛИ, в т.ч. о методах датирования пушкинских текстов.

Втор. пол. 1950-х – 70-е были особенно плодотворны для Ц. В это вр. ею прокомментированы лирика и автобиографич. проза Пушкина (для СС в 10 т.), опубликовано множество статей, построенных на общем фундаменте изучения текстов и биографии поэта. В основу каждой работы положены докум. данные, новые находки, неожидан. соображения. Каждая статья и публ. Ц. является вкладом в пушкиноведение. Лучшие из ее работ этих лет (не говоря об исследовании рисунков Пушкина): « Автограф стихотворения „К морю“ » (1956), « Дневник А. А. Олениной » (1958), « Влюбленный бес (Неосуществленный замысел Пушкина) » (1962), « Неясные места в биографии Пушкина » (1962), « Мария Волконская и Пушкин: Новые мат-лы » (1966), « Отклики на судьбы декабристов в тв-ве Пушкина » (1975).

Ц. участвовала в сост. и ред. историко-биогр. альм. «Прометей» в серии «ЖЗЛ», посвящ. Пушкину (1974, т. 10; 2-е изд., испр. 1975). Открывался том статьей Ц. о Пушкине и Е. К. Воронцовой - « Храни меня, мой талисман... ».

Круг интересов Ц. не ограничивался лит-рой в узком смысле слова. Ее перу принадлежит, напр., ст. « Поэзия Пушкина в романсах и песнях его современников » (1970), в основу кот. легли ее выступления на концертах в Гос. музее Пушкина в М.

Вероятно, из увлечения в молодости изобразительным искусством вырос особый интерес Ц. к рисункам Пушкина, кот. она занималась в теч. сорока лет. Первым опытом на этом пути была ее статья о рисунках поэта в т.н. «Альбоме без переплета», написанная для фототипического изд. этой рабочей тетради (1939). Для этого изд. ею был выполнен ряд транскрипций автографов поэта.

Вместе с М. Беляевым Ц. приготовила науч. описание всех известных ныне рисунков Пушкина для посл. тома академ. издания соч. поэта. Работа была закончена перед Великой Отеч. войной (машинопись описания хранится в РО ИРЛИ).

Знаток пушкинской эпохи и, в частности, иконографии, Ц. сумела определить более пятидесяти портретов современников поэта в рисунках, разбросанных на полях его черновых рукописей. Среди них полит. деятели, декабристы (Рылеев, Пестель, Кюхельбекер, Пущин, Якубович), писатели (Денис Давыдов, Грибоедов, Туманский, Дельвиг, Мицкевич, Баратынский, Веневитинов), множество лиц из пушкинского окружения. На эту тему Ц. написала серию статей (около двадцати), а в 1968–69 ею создан (по заказу Центр. ТВ) сценарий телефильма « Рисунки Пушкина ».

В 1970 вышла кн. Ц. « Рисунки Пушкина » (М., «Искусство»), явившаяся итогом многолетних изысканий. В своем исследовании рисунков Пушкина рассматривает их в связи с его лит. тв-вом. Над вторым, значительно расширенным изд. кн. Ц. работала до конца жизни.

Соч.: Вокруг Пушкина: Дневники. Статьи. 1928–65. М., 2000 (в соавт. с М. Цявловским).

Лит. : КЛЭ; Богаевская К. Т. Г. Цявловская - пушкинист // Пушкин: Иссл. и мат-лы. Л., 1986. Т. 12; Пушкинский Дом: Мат-лы к истории: 1905–2005. СПб., 2005.

К. Богаевская

  • Цявловская Татьяна Григорьевна