Чаковский Александр Борисович


ЧАКÓВСКИЙ Александр Борисович [13(26).8.1913, СПб. - 17.2.1994, М.] - прозаик, драматург, публицист.

Родился в семье врача. Детство прошло в Самаре, там в 1930 окончил среднюю школу. Уехал в М., поступил на электрозавод, работал подручным монтера, монтером, занимал административную должность; начал печ. в многотиражной газ. Вспоминал об этом времени так: «Написал книжку. Она имеет глубоко „поэтическое“ название - „ Как термичка изгоняла брак “. А сверху было напечатано: „Рабочий электрозавода А. Чаковский“. Гордился я этой книжкой больше, чем моим собранием сочинений!» (Звезда. 1984. № 1). Учился на веч. отделении юридич. ин-та и работал в штате редакции газ. Моск. воен. округа «Красный воин». Поступил в Лит. ин-т им. М. Горького, затем в аспирантуру Моск. ин-та философии и лит-ры. В 1940 издал в М. кн. «Анри Барбюс: лит. портрет» , в печати отметили ее воспитательное значение (Молодая гвардия. 1940. № 1). Затем изд. кн. «Мартин Андерсен-Нексе» , в ж. «Октябрь» опубл. повесть о Парижской коммуне «Луиза Мишель» . В 1941 изд. «Кого фашисты сжигают (Страницы из жизни Генриха Гейне)» .

В перв. годы Великой Отеч. войны Ч. был воен. корр. газ. Волховского фронта «Фронтовая правда», печ. в ней репортажи, очерки, рассказы («Разведчик Евгений Павкин» ,«В гостях у артиллеристов» ,«Люди боя» и др.). Весной 1942 как спецкор газеты побывал в блокадном Л-де. В д-де на совещании редакторов фронтовых газет А. Фадеев особо отметил работу Ч. В нач. 1944 был переведен в газ. 3-го Прибалтийского фронта «За Родину». В 1943–44 не раз бывал в сражающемся Л-де - так началась его работа над трилогией о людях героич. города «Это было в Ленинграде» . 1-я ее часть - «Военный корреспондент» - была изд. в 1944, роман получил хорошую оценку. А. Дымшиц писал: «И город, и его люди, и бои в лесисто-гористой местности, в зоне действия войск Волховского фронта, и знаменитая Ладожская трасса - все это в изображении Чаковского верно до деталей» (Звезда. 1945. № 5–6). 2-я книга - «Лида» - изд. в 1946. Дилогию продолжила повесть «Мирные дни» (1947). Эти произведения составили трилогию, знаменовавшую развитие документально-худож. прозы, жанровое ее обновление.

Роман «У нас уже утро» (1949), исполненный в том же, что и предыдущие произведения, лирико-публицистич. стиле, явился результатом поездки автора на Южный Сахалин и Курильские о-ва. Повесть «Хван Чер стоит на посту» (1951) возникла после поездки Ч. в кач-ве корреспондента в Корею. В 1955 изд. кн. «Тридцать дней в Париже» . Морально-этич. проблемы у Ч. окрашены преимущественно в лирико-романтич. краски: повесть «Год жизни» (1957), роман «Дороги, которые мы выбираем» (1960), повесть «Свет далекой звезды» (1963). Одна из рецензий, посвящ. повести «Свет далекой звезды», символично называлась «На романтических парусах».

Ч. работал для кино и театра. В 1953 по сценарию Ч. был поставлен докум. фильм «Советское Приморье» . Затем по мотивам повести «Свет далекой звезды» - кинофильм под тем же назв. Ч. написал неск. пьес, кот. шли во мн. театрах: «Дорогами жизни» (в соавт. с И. Рубинштейном), «Свет далекой звезды» и «Время тревог» (в соавт. с П. Павловским). В 1965 изд. слово о Николае Островском «Сталь пламенеет» , выступил с книгами публицистики «Блаженны ли нищие духом?» (1971), «Литература, политика, жизнь» (1982). Член правлений СП РСФСР и СП СССР, Ч. становится видной, влиятельной фигурой в лит. и обществ. жизни тех лет. В 1955–62 был гл. ред. ж. «Иностр. лит-ра», затем гл. ред. «Лит. газ.».

В 1960–70-е Ч. работает над панорамными романами «Блокада» в 5 кн. (1968–74) и «Победа» (1978–81). Как вспоминал автор, в «Блокаде» он «впервые взялся за многотомное полотно, в кот. разворот событий обширен, героев множество, действие переносится из окопа в генштаб, из Москвы в Берлин, из частной квартиры - в Кремль» (Искусство кино. 1974. № 10). Автор использует архивные мат-лы, мемуары, свидетельства очевидцев событий на Лужском оборонительном рубеже, в Л-де, на Северо-Западном и Волховском фронтах. Воссоздавая ист. события детально и подробно, автор сочетает изображение крупного плана с обширными горизонтами. Он захватывает широчайший круг героев, воссоздает картины работы Ген. штаба армии, рисует образы И. Сталина, У. Черчилля, Ф. Рузвельта. К удаче романа следует отнести и образ Г. Жукова, показанного поистине в ярком вдохновении, в высоком взлете ума и воли, полководческое мышление кот. автор представляет истинно народным. По роману поставлен фильм-эпопея «Блокада» (соавт. по сценарию А. Витоль, реж. М. Ершов, ред. И. Тарсанова, Д. Молдавский). 4 серии фильма посвящ. событиям различных ист. этапов - «Лужский рубеж», «Пулковский меридиан», «Ленинградский метроном», «Операция „Искра“». Фильм с успехом прошел по экранам страны, вызвал много благожелательных откликов.

Широкие масштабы событий охватывает роман «Победа», посвящ. последствиям Второй мировой войны (действие начинается с лета 1945). Осн. композиционный и событийный центр романа - Потсдамская конференция, 16 дней переговоров руководителей антигитлеровской коалиции. На основе архив. источников вновь воссозданы образы гос. деятелей: И. Сталина, У. Черчилля, Г. Трумэна, В. Молотова, А. Громыко и др. Стержневыми персонажами, сюжетно связывающими события во времени, выступают сов. журналист М. Воронов и американский фотокорр. Ч. Брайт. Как писали о романе, «его издали огромным тиражом, и он разошелся буквально в несколько дней. Всеобщий интерес был поистине ошеломляющим» (Ю. Черепанов). Событием явился и кинофильм «Победа».

Жанр ист. романистики в перв. пол. 1980-x Ч. продолжил в романах «Неоконченный портрет» и «Нюрнбергские призраки» , направленных против фашизма и неофашизма. «Неоконченный портрет», опубл. в 1983–84, посвящен посл. дням жизни президента США Ф. Рузвельта и развивает тему советско-американских отношений. Критика отмечала, что «избранная романистом историческая тема оказывается весьма актуальной» (Октябрь. 1985. № 6). По мотивам «Неоконченного портрета» в Л-де была поставлена полит. драма Р. Агамирзяна и Ал. Ахаяна (музыка И. Цветкова).

Роман в 3 кн. «Нюрнбергские призраки» ― «это не только напоминание о том, что было... Роман обращен в день сегодняшний и завтрашний. Тот, кто забывает о прошлом, рискует тем, что оно может повториться» (А. Медников). Перед читателем и роман, и полит. биография, и ист.-докум. беллетризированный очерк, и вместе с тем нечто качественно новое. Именно после выхода панорамных романов Ч. о худож.-полит. лит-ре стали говорить «как о новом потоке искусства, ищущем свои жанровые берега» (Новый мир. 1985. № 4).

Соч.: СС: В 6 т. М., 1974–77; Лит-ра, политика, жизнь. М., 1982; Блокада: Роман. М., 1983 (и др. изд.); Победа: Полит. роман: В 3 кн. М., 1985 (и др. изд.); Неоконченный портрет: Роман. М., 1989 (и др. изд.); Нюрнбергские призраки: Роман. М., 1990 (и др. изд.); СС: В 7 т. М., 1989–91.

Лит .: Козлов И. Александр Чаковский: Страницы жизни, страницы тв-ва. М., 1983; Синельников М. Диктует время: Очерк тв-ва А. Чаковского. М., 1983; Байгушев А. Верность призванию // Молодая гвардия. 1983. № 8; Витоль А. Рядом со своими героями // Аврора. 1983. № 8; Корнешов Л. Портрет, кот. допишет история // Дружба народов. 1984. № 4; Черепанов Ю. Правда и память // Искусство кино. 1985. № 4; Молдавский Дм. Утверждение: О «Блокаде» и др. полит. романах А. Чаковского // Ради жизни на земле. Л., 1986; Медников А. Вера в победу разума // Москва. 1987. № 7; Синельников М. Убежденность: К 75-летию А. Б. Чаковского // Москва. 1988. № 8; Коротич В. Действующие лица // Чаковский А. СС: В 7 т. М., 1989. Т. 1; Турина З. Сюжетно-композиц. особенности романа А. Б. Чайковского «Блокада» // Соц. реализм. Баку, 1989; Тюрин В. От Ильменя к Неве. Л., 1989.

В. Шошин

  • Чаковский Александр Борисович