Чапыгин Алексей Павлович
ЧАПЫ́ГИН Алексей Павлович [17(5).10.1870, д. Большой Угол Каргопольского у. Олонецкой губ. (ныне Архангельской обл.); по др. сведениям - 17(5).11.1870, д. Заку-михинская Каргопольского у. - 21.10.1937, Л-д] - прозаик.
Родился в крестьянской семье. Окончил 2 класса земской школы. После смерти матери и деда 2 года был пастухом. В 1883 отец отправил Ч. с обозом в СПб. 13-летним подростком Ч. стал учеником на столярной фабрике, потом - в малярной мастерской. В 1888 получил диплом подмастерья живописно-малярного ремесла. Ч. писал вывески, образа, декорации. В 1895 он отнес Д. Григоровичу рассказ « Пуговкин ». Григорович сказал ему, что печатать рассказ нельзя, но писать Ч. может. Б 1900-е у Ч. устанавливаются лит. связи с Н. Михайловским и В. Короленко. В 1910 состоялось заочное знакомство с М. Горьким, с этих пор до кон. жизни Горький творчески поддерживал Ч. и сыграл немалую роль в становлении Ч.-художника. Автобиогр. повести Ч. « Жизнь моя » (1930) и « По дорогам и тропам » (1931) содержат богатый фактич. мат-л о жизни и становлении писателя.
Перв. публ. - очерк « Зрячие » (1904). В 1900-е в ж. появляются рассказы Ч.: в «Вестнике Европы» (« Минога »), в «Шиповнике» (« Образ», «Прозрение», «Лесной пестун »), в «Образовании» (« Зимней ночью», «Наваждение», «Последняя дорога», «Валькино детство», «Гости »). Перв. кн. Ч. - сб. рассказов « Нелюдимые » (1912). Личные впечатления о жизни ремесленников СПб. определили содержание и тональность рассказов. В кн. «Нелюдимые» Ч. включил цикл лирич. стих. в прозе (« Осень», «Воспоминания», «Осеннее», «Вечное »).
В 1911–12 Ч. ездил на родину. Деревенские впечатления отразились в повести « Белый скит » (1913), первом большом произведении писателя. Произведения Ч. 1900-х вписываются в русскую реалистич. прозу нач. века. По своей направленности «Белый скит» стоит в одном ряду с такими произведениями, как «Деревня» И. Бунина (1910) и «Тайга» В. Шишкова (1916). Повесть начинается картиной празднования Петрова дня. События показаны крупно, броско, действие развивается напряженно. Нет покоя, размеренности в деревенской жизни. Герой действует импульсивно, непродуманно. Резко противопоставлены гл. герои - ловкий и наглый делец купец Артамон Ворона и стихийный правдоискатель деревенский силач Афонька Крень. Артамон Ворона уничтожает природу, разрушает семейные, родственные связи, сеет раздоры. Афонька Крень хочет сохранить деревенский природный мир: «Покуда силы хватит, норовлю оберечь Господню красоту - лес, зверя, где могу, не даю зря обидеть, корень его вконец изводить». О белом ските, где человека ждет успокоение, Афоньке рассказывала мать. Поняв, что «мир его не божит и не милует», герой отправляется искать белый скит и гибнет в болоте. Образ белого скита приобретает в повести символическое значение. Своеобразным продолжением «Белого скита» стала повесть « На лебяжьих озерах» (оконч. в 1916; опубл.: Красная новь. 1922. № 2). Свои охотничьи рассказы Ч. объединил в сб. « На звериной тропе » и « Очарование » (оба - 1919). Ч. присуще тонкое чувство природы. В 1917 М. Горький привлекает Ч. к редактированию втор. сб. пролетарских писателей.
Горький предложил Ч. напис. антирелигиозное произведение о Феодосии Печерском. Но Ч. заинтересовала фигура Олега Святославича (Олег Гориславич в «Слове о полку Игореве»). Ч. написал 10 картин на яз. летописи XII в. под назв. « Гориславич », посвятив их Горькому. Это был перв., весьма оригинальный подступ Ч. к ист. теме. В 1925 увидел свет сб. рассказов « Плаун-цвет » (« Белая равнина», «У границы», «Насельница » и др.).
Гл. кн. Ч. - роман « Разин Степан » (1927). Осмысление разинской темы было начато Ч. с решительного пересмотра тех оценок, кот. Разин получил в дорев. историографии и беллетристике. Героич. ракурс, уходящий своими корнями в народную поэзию, как нельзя лучше способствовал осуществлению желания Ч. показать Разина народным героем: концепция ист. действительности XVII в. связана с действительностью перв. послеоктябрьского десятилетия. Многое в «Разине Степане» дано в романтич. ключе, что характерно и для др. произведений молодой сов. лит-ры. Гл. героем романа Ч. сделал разбушевавшуюся народную стихию. Воссоздавая образ Разина, Ч. опирается в значительной степени на народную традицию. В песнях и преданиях Разин подан легендарным героем, его личность романтизирована, он обладает огромной физич. силой, одет Разин в красивые дорогие одежды. Неслучайно в романе Ч. много места отведено персидским походам Разина, ибо они давали яркий экзотический мат-л. Общая романтич. трактовка истории и ее героя подкреплена у Ч. большим вниманием к воспроизведению колорита эпохи. Ч. решал сложную задачу создания ист. романа в новых условиях советской действительности. Горький высоко оценил «Разина Степана», отметив: «„Разин” - колоссальное создание истинного художника - под таким титулом эта книга будет внесена в историю русской литературы» (ЛН. Т. 70. Горький и советские писатели. Неизданная переписка. М., 1963). Почти через четверть века после «Разина Степана» был написан роман С. Злобина «Степан Разин». В романе и в лит.-критич. ст. Злобин ведет полемику с той трактовкой образа Разина, кот. дана в романе Ч. Злобин отказывает Ч. в серьезном исследовании источников, в марксистском подходе к отбору и осмыслению фактов, считает, что Ч. - «это еще не исторический советский писатель в теперешнем нашем понимании...» (Злобин С. Продолжение личной беседы // Технология неправды. М., 1968).
В 1932 Ч. начинает работу над романом « Гулящие люди » (1932–37). По словам писателя, он хотел в новом романе глубже и шире показать, нежели это было в «Разине Степане», втор. пол. XVII в., «когда повсюду на Руси шло брожение», дать «настроение эпохи» и показать типы неизвестных стихийных революционеров» (Лит. Л-д. 1934. № 32). Гулящие люди - как разъясняет писатель - юридич. термин XVII в., обозначающий деклассированный элемент. По замыслу Ч., действие должно быть доведено до стрелецких бунтов и царевны Софьи и сомкнуться с началом «Петра Первого» А. Толстого. Ч. не смог полностью осуществить свой замысел. В широком полотне Ч. нашли отражение народные движения втор. пол. XVII в. (медный и чумный бунты, раскол). Ч. показал себя знатоком быта и языка XVII в.
Ч. работал над автобиогр. трилогией; были опубл. 1-я и 2-я части: « Жизнь моя» (1929) и «По тропам и дорогам» (1931), 3-я часть - «Осколок того же зеркала » - известна в отрывках. Ч. написал сценарии фильмов « Златые горы » (1931) и « Степан Разин » (1939).
Соч .: СС: В 5 т. / Сост., подгот. текста и прим. Н. Емельянова; вст. ст. Н. Тотубалина. Л., 1967–69; СС: В 3 т. / Сост. Ю. Сенгуров. М., 1996; Белый скит: Рассказы и повести. М., 1986; Гулящие люди. М., 1994, 2000; Дневниковые записи / Публ. и комм. Н. Цветовой. Ежегодник РО Пушкинского Дома. СПб., 1993.
Лит.: Артюхов П. А. П. Чапыгин: Критико-биогр. очерк. Архангельск, 1955; Вальбе Б. Алексей Павлович Чапыгин: Очерк жизни и тв-ва. 2-е изд., перераб. Л., 1959; Семенов В. Алексей Чапыгин. М., 1974; Семенов В. Родники бьют из глубин: Лит.-критич. статьи. М., 1977; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Сваровская А. Проблема эпич. героя в повести А. Чапыгина «Белый скит» // Худож. тв-во и лит. процесс. Томск, 1988; Волович Н. Концепция народного характера в романе А. Чапыгина «Разин Степан» // Проблемы вечных ценностей в русской культуре и лит-ре XX в. Грозный, 1991; Нестеров М. Язык русского сов. ист. романа. Киев, 1978; Давыдова Т. Русская неореалистич. проза (1900–20 гг.). М., 1996; Фесенко Э. Я. «Северное сияние» таланта А. П. Чапыгина // Фесенко Э. Я. Притяжение Севера. Архангельск: САФУ, 2015.
А. Филатова