Чапыгин Алексей Павлович


ЧАПЫ́ГИН Алексей Павлович [17(5).10.1870, д. Большой Угол Каргопольского у. Олонецкой губ. (ныне Архангельской обл.); по др. сведениям - 17(5).11.1870, д. Заку-михинская Каргопольского у. - 21.10.1937, Л-д] - прозаик.

Родился в крестьянской семье. Окончил 2 класса земской школы. После смерти мате­ри и деда 2 года был пастухом. В 1883 отец отправил Ч. с обозом в СПб. 13-летним подростком Ч. стал учеником на столярной фабрике, потом - в малярной мастерской. В 1888 получил диплом подмастерья жи­вописно-малярного ремесла. Ч. писал вывес­ки, образа, декорации. В 1895 он отнес Д. Григоровичу рассказ « Пуговкин ». Григорович сказал ему, что печатать рассказ нель­зя, но писать Ч. может. Б 1900-е у Ч. устанав­ливаются лит. связи с Н. Михайловским и В. Короленко. В 1910 состоялось заоч­ное знакомство с М. Горьким, с этих пор до кон. жизни Горький творчески поддерживал Ч. и сыграл немалую роль в становлении Ч.-художника. Автобиогр. повести Ч. « Жизнь моя » (1930) и « По дорогам и тропам » (1931) содержат богатый фактич. мат-л о жизни и становлении писа­теля.

Перв. публ. - очерк « Зрячие » (1904). В 1900-е в ж. появляются рассказы Ч.: в «Вестнике Европы» (« Мино­га »), в «Шиповнике» (« Образ», «Прозре­ние», «Лесной пестун »), в «Образовании» (« Зимней ночью», «Наваждение», «По­следняя дорога», «Валькино детство», «Гости »). Перв. кн. Ч. - сб. рассказов « Нелюдимые » (1912). Личные впечатле­ния о жизни ремесленников СПб. оп­ределили содержание и тональность рас­сказов. В кн. «Нелюдимые» Ч. включил цикл лирич. стих. в прозе (« Осень», «Воспоминания», «Осеннее», «Веч­ное »).

В 1911–12 Ч. ездил на родину. Деревен­ские впечатления отразились в повести « Бе­лый скит » (1913), первом большом произ­ведении писателя. Произведения Ч. 1900-х вписываются в русскую реалистич. про­зу нач. века. По своей направленности «Белый скит» стоит в одном ряду с такими произведениями, как «Деревня» И. Бунина (1910) и «Тайга» В. Шишкова (1916). По­весть начинается картиной празднования Пе­трова дня. События показаны крупно, брос­ко, действие развивается напряженно. Нет покоя, размеренности в деревенской жизни. Герой действует импульсивно, непродуман­но. Резко противопоставлены гл. ге­рои - ловкий и наглый делец купец Артамон Ворона и стихийный правдоискатель дере­венский силач Афонька Крень. Артамон Во­рона уничтожает природу, разрушает семей­ные, родственные связи, сеет раздоры. Афонька Крень хочет сохранить деревенский природный мир: «Покуда силы хватит, норов­лю оберечь Господню красоту - лес, зверя, где могу, не даю зря обидеть, корень его вко­нец изводить». О белом ските, где человека ждет успокоение, Афоньке рассказывала мать. Поняв, что «мир его не божит и не милу­ет», герой отправляется искать белый скит и гибнет в болоте. Образ белого скита при­обретает в повести символическое значение. Своеобразным продолжением «Белого скита» стала повесть « На лебяжьих озерах» (оконч. в 1916; опубл.: Красная новь. 1922. № 2). Свои охотничьи рассказы Ч. объединил в сб. « На звериной тропе » и « Очарование » (оба - 1919). Ч. присуще тонкое чувство природы. В 1917 М. Горький при­влекает Ч. к редактированию втор. сб. пролетарских писателей.

Горький предложил Ч. напис. антирели­гиозное произведение о Феодосии Печерском. Но Ч. заинтересовала фигура Олега Святославича (Олег Гориславич в «Слове о полку Игореве»). Ч. написал 10 картин на яз. летописи XII в. под назв. « Гори­славич », посвятив их Горькому. Это был перв., весьма оригинальный подступ Ч. к ист. теме. В 1925 увидел свет сб. рассказов « Плаун-цвет » (« Белая равни­на», «У границы», «Насельница » и др.).

Гл. кн. Ч. - роман « Разин Сте­пан » (1927). Осмысление разинской темы было начато Ч. с решительного пересмотра тех оценок, кот. Разин получил в дорев. историографии и беллетристике. Героич. ракурс, уходящий своими кор­нями в народную поэзию, как нельзя лучше способствовал осуществлению желания Ч. показать Разина народным героем: концеп­ция ист. действительности XVII в. связана с действительностью перв. после­октябрьского десятилетия. Многое в «Разине Степане» дано в романтич. ключе, что характерно и для др. произведений молодой сов. лит-ры. Гл. героем романа Ч. сделал разбушевавшуюся народную стихию. Воссоздавая образ Разина, Ч. опирается в значительной степени на народную тради­цию. В песнях и преданиях Разин подан ле­гендарным героем, его личность романтизи­рована, он обладает огромной физич. силой, одет Разин в красивые дорогие одеж­ды. Неслучайно в романе Ч. много места от­ведено персидским походам Разина, ибо они давали яркий экзотический мат-л. Общая романтич. трактовка истории и ее героя подкреплена у Ч. большим вниманием к вос­произведению колорита эпохи. Ч. решал сложную задачу создания ист. ро­мана в новых условиях советской действи­тельности. Горький высоко оценил «Разина Степана», отметив: «„Разин” - колоссаль­ное создание истинного художника - под та­ким титулом эта книга будет внесена в исто­рию русской литературы» (ЛН. Т. 70. Горький и советские писатели. Неизданная перепис­ка. М., 1963). Почти через четверть века после «Разина Степана» был написан роман С. Злобина «Степан Разин». В романе и в лит.-критич. ст. Злобин ведет по­лемику с той трактовкой образа Разина, кот. дана в романе Ч. Злобин отказывает Ч. в серьезном исследовании источников, в марксистском подходе к отбору и осмысле­нию фактов, считает, что Ч. - «это еще не ис­торический советский писатель в теперешнем нашем понимании...» (Злобин С. Продолже­ние личной беседы // Технология неправды. М., 1968).

В 1932 Ч. начинает работу над романом « Гулящие люди » (1932–37). По словам писателя, он хотел в новом романе глубже и шире показать, нежели это было в «Разине Степане», втор. пол. XVII в., «когда повсюду на Руси шло броже­ние», дать «настроение эпохи» и показать ти­пы неизвестных стихийных революционеров» (Лит. Л-д. 1934. № 32). Гулящие лю­ди - как разъясняет писатель - юридич. термин XVII в., обозначающий деклассиро­ванный элемент. По замыслу Ч., действие должно быть доведено до стрелецких бунтов и царевны Софьи и сомкнуться с началом «Петра Первого» А. Толстого. Ч. не смог полностью осуществить свой замысел. В ши­роком полотне Ч. нашли отражение народ­ные движения втор. пол. XVII в. (мед­ный и чумный бунты, раскол). Ч. показал себя знатоком быта и языка XVII в.

Ч. работал над автобиогр. трилогией; были опубл. 1-я и 2-я час­ти: « Жизнь моя» (1929) и «По тропам и доро­гам» (1931), 3-я часть - «Осколок того же зеркала » - известна в отрывках. Ч. напи­сал сценарии фильмов « Златые горы » (1931) и « Степан Разин » (1939).

Соч .: СС: В 5 т. / Сост., подгот. текста и прим. Н. Еме­льянова; вст. ст. Н. Тотубалина. Л., 1967–69; СС: В 3 т. / Сост. Ю. Сенгуров. М., 1996; Белый скит: Расска­зы и повести. М., 1986; Гулящие люди. М., 1994, 2000; Дневниковые записи / Публ. и комм. Н. Цветовой. Ежегодник РО Пушкинского Дома. СПб., 1993.

Лит.: Артюхов П. А. П. Чапыгин: Критико-биогр. очерк. Архангельск, 1955; Вальбе Б. Алексей Павлович Чапыгин: Очерк жизни и тв-ва. 2-е изд., перераб. Л., 1959; Семенов В. Алексей Ча­пыгин. М., 1974; Семенов В. Родники бьют из глубин: Лит.-критич. статьи. М., 1977; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Сваровская А. Проблема эпич. героя в повести А. Ча­пыгина «Белый скит» // Худож. тв-во и лит. про­цесс. Томск, 1988; Волович Н. Концепция народного характера в романе А. Чапыгина «Разин Степан» // Проблемы веч­ных ценностей в русской культуре и лит-ре XX в. Гроз­ный, 1991; Нестеров М. Язык русского сов. ист. романа. Киев, 1978; Давыдова Т. Русская неореалистич. проза (1900–20 гг.). М., 1996; Фесенко Э. Я. «Северное сияние» таланта А. П. Чапыгина // Фесенко Э. Я. Притяжение Севера. Архангельск: САФУ, 2015.

А. Филатова

  • Чапыгин Алексей Павлович