Чарушин Евгений Иванович


ЧАРУ́ШИН Евгений Иванович [11.11(29/10).1901, Вятка ― 18.2.1965, Л-д; похоронен на Богословском кладб.] ― художник, скульптор, детский писатель.

Отец ― губернский архитектор, художник, мать ― домашний садовод-любитель. Детство было счастливой, незабываемой порой для любознательного, подвижного фантазера-выдумщика, всеобщего любимца маленького Евгеши. Творч. характер работы отца и частые поездки вместе с ним, знакомящие с неповторимой природой вятского края, актив. участие в занятиях матери с цветами, садом, огородом, пост. присутствие в доме разнообразных животных и птиц, за кот. надо было ухаживать, ― способствовали выработке у мальчика наблюдательности, любви ко всему живому, лучших черт характера. Он рано взял в руки карандаш и пост. рисовал, а когда подрос, делал акварели по чертежам отца. Уже в детстве проявлялись и др. творч. способности ― музыкальные (игра на скрипке), актерские, театральные, изобретательские, поэтические. В 15 лет он становится самым младшим участником организованного при семье Чарушиных творч. союза писателей и художников ― «Сопохуда». Членам союза от 15 до 18, в нем участвует и его друг Ю. Васнецов. Перв. поэтич. опыты Ч. не радуют, но впоследствии он признает, что эти навыки работы над словом ему очень пригодились впоследствии, в работе над прозой для детей. Именно в детстве определилось его гл. жизненное призвание ― рисовать зверей, кот. затем стало и лит. потребностью писать о них для детей.

После окончания гимназии в 1919 и прохождения службы в Красной Армии Ч. около двух лет работает в декорационной мастерской в Вятке, оформляя театр. спектакли. С 1922 по 1926 учится в Пг., на живописном фак-те Высших худож. мастерских (с 1923 ― Высший худож.-технический ин-т).Он снимает комнату на ул. Зверинской, рядом с зоопарком и чучельной мастерской, где подолгу делает эскизы и наблюдает зверей. Значимым событием в жизни Ч. стало трехмесячное путешествие на Алтай с друзьями-художниками В. Курдовым и Н. Костровым в 1924, обогатившее впечатлениями для будущих работ. Учеба живописи не совсем удовлетворяла Ч.: установки преподавателей ориентировались на традиционно сложившиеся догмы, мнения представителей разных школ часто противоречили друг другу. Всё это не отвечало новым творч. устремлениям молодого художника (Автобиографические заметки // Детская лит-ра. 1937. № 23). Одновременно с учёбой началась его творч. работа, неразрывно переплетавшаяся с лит-рой и живописью. К этому периоду относится знакомство и дружба с С. Маршаком, В. Бианки, Евг. Шварцем и др. детскими писателями из кружка, возглавляемого Маршаком, составившего костяк будущего изд-ва «Детгиз» в 1933. Хорошим творч. импульсом было общение Ч. с талантливыми художниками детского отд. Госиздата (В. Конашевичем, К. Кузнецовым, Ю. Васнецовым, Н. Тырсой, А. Пахомовым, Н. Лапшиным), в особенности с В. Лебедевым, руководителем худ. части изд-ва. Ему Ч. показал свои рисунки, и в 1930 был приглашен на работу в Госиздат в кач-ве художника. Перв. его работы в Госиздате ― рисунки к кн. В. Бианки «Мурзук» и А. Лесника «Волк». В 1929 он иллюстрирует уже 6 детских кн., из кот. одна стала особенно удачной ― кн. Н. Смирновой «Как Мишка большим медведем стал». Подлинную известность принесли ему иллюстрации для кн., выполненные в 1935: «Зверь-бурундук» М. Пришвина, свой сб. « Семь рассказов » и «Детки в клетке» С. Маршака. Ч. радовался этим заказам, совершенствовал мастерство, проявляя индивидуальность и творч. самостоятельность. В глубоком и прекрасно написанном исследовании Э. Кузнецова отмечается: «Чарушин доказал свое право на работу и свое место в искусстве и в жизни. Тогда ещё никто не мог предполагать, что это место очень скоро окажется первым». Ч. считал, что в кн. для детей изображение зверей надо не только давать в динамике, но показывать характер животного, фактуру меха, мягкость и пушистость, чтобы хотелось его погладить. Ему хотелось отразить темперамент, психологию зверят, оттенки их состояния и мотивы поведения. Он так много наблюдал их, что казалось, мог говорить с ними. «Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что в них уже угадывается взрослый зверь, ― писал Ч . (О себе // Детская лит-ра. 1937. № 23). Герои его рисунков ― Тигренок, Рысенок, Волчишко, Медвежонок, Лисенок, Кабаненок и мн. др. ― это «портреты» зверей, помогающие ребенку в эмоционально-образном познании мира, воспитывающие доброту, нежность, сострадание, предостерегающие об опасности. Поразительно, что художник постоянно ― от издания к изданию ― совершенствовал эти «портреты», добавляя новые нюансы и детали. Напр., на рисунке обложки кн. Горького «Воробьишко» изображено 9 воробьев ― и все разные, непохожие друг на друга. Рисунки Ч. всегда узнаваемы, их не спутаешь ни с какими др. работами. «Импрессионистичость живописного пятна, разнообразие фактуры рисунка, приоритет цвета над линией, мягкая неопределенность силуэта… ― вот краткая характеристика чарушинских рисунков», ― отмечает А. Девишев.

Можно смело утверждать, что Ч. стал в 1930-е родоначальником новой школы в анималистике, в корне отличающейся от традиционного формалистич. и антропоморфич. подходов к изображению животных. 1930–40-е ― наиболее продуктивный период в его тв-ве. Ч. привлекают не только кн. иллюстрация, но и эстамп, скульптура. Мн. его рисунки и иллюстрации стали основой прекрасных эстампов ― настенных картинок для детей («Тигрёнок», «Зайчиха с зайчатами», «Ворона за завтраком», «Волк», «Медведица с медвежатами» и др.). Серия скульптурных фигурок животных, сделанная в 1941 («Козленок», «Оленёнок», «Заяц с морковкой». «Медведица с колыбелью» и др.), изготавливается впоследствии на лен. фарфоровом з-де и имеет большой успех. Его эстампы и скульптурные фигурки зверей не только радовали глаз, но и прививали детям наст. эстетич. вкус в противовес распространенным тогда лубочным и слащаво-сентиментальным ремесленническим изделиям. В период Великой Отеч. войны и эвакуации в Вятку Ч. занимается портретной живописью, плакатами, картинами, театрально-декорационной работой, худож. росписью помещений.

Принято считать, что началом работы Ч.-писателя стал рассказ «Щур » (М.-Л., 1930). Однако лит. критик Гр. Гроденский в очерке «Е. Чарушин» опровергает это устоявшееся мнение. Еще в 1924, утверждает он, Ч. написал рассказ «Тетерев» (опубл. в 1930 в ж. «Ёж». № 22–23) .Следующий охотничий рассказ Ч. « У Ивана Ивановича » опубл. в вятском ж. «Охотник и рыболов» (март, 1927). С 1930-х при актив. поддержке Маршака начинается систематич. работа Ч. в детской лит-ре и как писателя. Перв. рассказы, изд. в 1931, «Волчишко и другие», «Джунгли-птичий рай», «Облава», «Цыплячий город», привлекли внимание свежестью языка, юмором, наблюдательностью. Мастерству построения короткого рассказа Ч. учился у Л. Толстого и Б. Житкова. К нач. 1940-х Ч. уже напис. десятки произведений, появляются сб. и циклы рассказов: «Животные жарких стран» (Л., 1935), «Звери жарких и холодных стран» (Л., 1938), «Никитка и его друзья» (М.-Л., 1938), «Охотничьи рассказы» (М.-Л., 1940). Эти сб. знаменовали новые повороты в тв-ве Ч.: обращение к жанру научно-худож. книги и расширение её геогр. границ, появление в природоведч. кн. нового героя ― ребенка, новое худож. раскрытие традиц. охотничьей темы. Лит. критик С. Шиллегодский, впервые всесторонне оценивший талант Ч.-писателя, отметил: «Писатель неразлучен с художником, и они взаимно обогащают друг друга». Он указал на характерные особенности лит. стиля Ч.: владение народным искусством слова, правдивость рассказов, стилистич. находки, юмор положений и ситуаций, особенности построения сюжета.

Значительными событиями писательской биографии Ч. в 1950-е стали выход сб. «Избранное» (Киров, 1950), «Про больших и маленьких» (М.-Л., 1950), «Друзья» (Л., 1957), «Про Томку» (Л., 1957), «Кто как живёт» (Л., 1959), а в 1960-е ― книг «Болтливая сорока» (Л., 1961), «Почему Тюпа не ловит птиц» (Л., 1961), «Вот они какие» (М., 1962), «Тюпа, Томка и Сорока» (Л., 1963). Сегодня, спустя десятилетия после ухода из жизни талантливого писателя и художника, ставшего классиком детской лит-ры, книги его продолжают переизд. в России и за рубежом и радовать миллионы детей и взрослых.

Член Союза сов. художников (1932). Член ССП (1934). Засл. деятель искусств РСФСР (1945).

Адрес в Л-де: 1948 - 18.2. 1965 - наб. р. Фонтанки, д. 50.

Соч .: Вольные птицы. М.: ГИЗ, 1929; Разные звери. М.: ГИЗ, 1929; Птенцы. М.-Л.: ГИЗ, 1930; Волчишко и другие. М.-Л.: ГИЗ, 1931; Никитка и его друзья. М.-Л.: Детгиз, 1938; Моя первая зоология. Л., 1984; Большие и маленькие: Рассказы. Л., 1988; 10 книжек для детей. Л., 1989; Верный Трой: Рассказы. Л., 1990; Друзья: Рассказы. М., 1991; Кот Епифан и др. рассказы. М., 1991; Щур: Рассказы. Л., 1991; Большие и маленькие. М., 2005; Никитка и его друзья. М., 2005; Про Никитку. М., 2006; Тюпа, Томка и сорока. М., 2006; Томка. М., 2007.

Лит .: Шиллегодский С. Е. И. Чарушин ― детский писатель // Лен. писатели ― детям. Л., 1954; Чарнецкий Я., Кузнецов Э. Евгений Иванович Чарушин. Л., 1960; Чарушин Евгений Иванович // Сов. детские писатели (1917–57): Биобиблиогр. словарь. М., 1961; Гроденский Гр. Е. Чарушин: Критико-биогр. очерк. Л., 1962; Ганкина Э. Русские художники детской книги. М., 1963; Девишев А. Художник, зверята и ребята // Детская лит-ра. 1966. № 9; Курдов В. Вместе с Чарушиным // Детская лит-ра. 1975. № 9; Ганкина Э. Художник в совр. детской книге. М., 1977; Мир Чарушина. Евгений Иванович Чарушин художник и писатель. Л., 1980; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Кузнецов Э. Звери и птицы Чарушина. М., 1983; Минералов Ю. Чарушин Евгений Иванович (1901–65) // Русские детские писатели ХХ в.: Биобиблиогр. словарь. М., 1997; Ильчук Н. Чарушин Евгений Иванович // Писатели нашего детства. 100 имён: Биогр. словарь: В 3 ч. Ч. 2. М., 1999; Васюкова М. Волшебный мир Чарушиных: Традиции петерб. семьи // Петерб. библиотечная школа. СПб., 2002; Колесникова Е. Чарушин Евгений Иванович // Русская лит-ра ХХ в.: Прозаики, поэты, драматурги: Биобиблиогр. словарь. В 3 т. М., 2005. Т. 3; Тубельская Г. Детские писатели России. Сто тридцать имен: Биобиблиогр. справочник. М., 2007; Кудрявцева Л. Собеседники поэзии и сказки. М., 2008$ Ганзикова Г. Интернет-ресурсы о художниках-иллюстраторах детских книг // Мир библиографии. 2009. № 6.

Е. Томашева

  • Чарушин Евгений Иванович