Черешня Валерий Самуилович


ЧЕРЕ́ШНЯ Валерий Самуилович [26.3.1948, Одесса] - поэт, эссеист.

До двадцатилетнего возраста жил и учился в Одессе. Отец работал гл. бухгалтером на разных предприятиях города, мать - домохозяйка, ст. брат - художник, живописец. В 1965 окончил среднюю школу и тогда же поступил в Одесский электротехнический ин-т связи. В 1968 перевелся в Лен. электротехнический ин-т связи, и с тех пор живёт в Л-де / СПб. Работал инженером на предприятиях Лен. (Петерб.) телефонной сети.

Писать стихи начал в Одессе. По приезде в Л-д сблизился с поэтами Львом Айзенштатом (впоследствии взявшим псевдоним Дановский) и Владимиром Гандельсманом. В сов. время не печатался, первые публикации в «толстых» журналах появляются в нач. 90-х.

Первая книга стих. « Своё время » выходит в 1996 в нью-йоркском изд-ве И. Ефимова «Эрмитаж». Вторая кн. - « Пустырь » - вышла в 1998 в изд-ве «Феникс», в серии «Мастерская», задуманной и осуществленной издателем В. Аллоем. В 1999 в спб. изд-ве «Абель» вышла третья кн. - « Сдвиг », в кот. стихи чередовались с короткими эссеистич. заметками. В 2008 в изд-ве «Алетейя» вышел самый представительный сб. Ч. - « Шёпот Акакия », включающий около двух сотен стих. и небольшую повесть « Герой ушедшего времени » (обложку для издания сделала дочь автора - дизайнер Адель Черешня).

Книга небольших эссе « Вид из себя » (автоцитата из стих.), затрагивающих широкий диапазон тем, от впечатлений от прочитанного до житейских наблюдений, объединённых единством интонации и особостью взгляда, вышла в 2001 в изд-ве Гуманитарное агентство «Академический проект».

В 2013 в нью-йоркском изд-ве «Айлурос» вышла совместная с В. Гандельсманом кн. « Глассические стопки » - попытка в шестистишиях дать объемный образ особого поэтич. зрения, присущего персонажу повести Сэллинджера Симору Глассу. Вторым изданием «Глассические стопки» вышли в 2016 в изд-ве «Русский Гулливер».

Испытующий и неусыпный досмотр - жив я или нет, здесь или не очень, беспощадная внимательность к себе - вот один из лейтмотивов начальной поры поэта Ч. Есть в этом что-то от настройки инструментов перед началом симфонического концерта. Перед началом странствия длиной в жизнь. В стих. « Путешествие » сказано: «...как безумно в тигле подростка кипело / ожиданье чуда, желанье славы / пополам с прозрачным и чистым напевом, / что донёсся бризом, над морем рея...»

Позже в стихах Ч. возникает тема памяти. Память появляется с исчезновением береговой полосы, и стихи точнее любого измерительного прибора фиксируют: эта жизнь кончилась, началась другая. Потому что прошлое, прояснённое и обретающее объём, начинает возмещать своё исчезновение, и возмещает сторицей, в стихах. «После стыдной суеты забвенья / прошлое становится всегдашним».

В кн. «Шёпот Акакия» поэт говорит о себе, вернувшемся и прильнувшем к своим истокам: «Ты - блудный сын, которого влекло / наружное пространство, что легло / непоправимо долгим расставаньем; / ты смотришь сквозь прозрачное стекло: / стекает капля, поднято весло, / и ты согласен с этим расстояньем».

Прошлое у Ч. - это не только детство, но и культура прошлого. Поэтому в стихах столько упоминаний живописцев: Лоррен, Беллини, Джорджоне, Рубенс, Дюфи, Рембрандт, Чима да Конельяно... Живопись, по мысли Ч., расширяет пространство и продлевает его за пределы, доступные физическому зрению. Потому в поэзии Ч. присутствуют вечные сюжеты: « Король Лир », « Пророк », « Рим », « Одиссей », « Эвридика », «Шёпот Акакия...», « Иов ». Здесь дышит и наплывает, как светлые облака, культурная память. «Шершавых стен и голубого дня / тезеевы спасительные нити, / вы, средиземноморская родня, / слепивших нас, как облака, событий».

У Ч. есть стихи, посвящ. Мандельштаму, и это обращение к поэту, которому автор благодарен и обязан более, чем кому-либо. Не случайно рядом звучит тема совести, в унисон мандельштамовскому зачину: «Может быть, это точка безумия, может быть, это совесть твоя...» Речь идёт об огромном событии восстановления жизни, о её воскрешении и о том, чтобы «не спугнуть» её чистых линий, которые должны собраться воедино. У Ч. это формулируется по-разному. Напр., так: «Бледный холодный блик, / светлое дно покоя. / Сдвиг / мёртвого в живое». В частном случае сдвиг совершают строки, звуки и смыслы слов, сходящиеся в едином стих. и воскрешающие жизнь.

Позже то, что было воображаемым странствием Ч. по Италии или Греции, где путеводителями были живопись, проза, поэзия, становится странствием реальным. Автор становится путешественником, видящим не на картинках, а воочию др. страны и другую, прежде всего средиземноморскую, культуру. И осмысляет и преображает её. Появляются запечатлённые странствия, а с ними миф, мифология, Греция, Еврипид, Медея. Он помнит «страх насовсем попасться в плен / наплыва ясности минутной», и страх этот «подсунуть норовит взамен / слова, в их яркости лоскутной». Но далее звучит не укор себе по случаю такой подмены, а уверенное: «Люби их полновесный блеск...»

В случае Ч. можно отметить спокойное достоинство и равновесие его лучших стихов, их внутреннее освещение, их сосредоточенную энергию, выстраданно накопленную, не растрачиваемую по ходу письма. Можно отметить его целостное мировоззрение и физическое присутствие интонации. Нормативность лексики, синтаксиса, того неизбежного минимума приёмов (рифма, метр) при уникальности взгляда - возможно, самый гармоничный гарант искусства: его демократичность (разночинность, в мандельштамовском смысле), доступность его языка, принципиальная читаемость - и его аристократичность, непреклонность природно-редкого и потому странного зрения.

Соч .: Другое время. Нью-Йорк: Эрмитаж, 1996; Пустырь. СПб.: Феникс, 1998; Сдвиг. СПб.: Абель, 1999; Вид из себя. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2001; Герой ушедшего времени // Нева. 2005. № 9; Шёпот Акакия. СПб.: Алетейя, 2008; Три рассказа о любви // Крещатик. 2013. № 4; Глассические стопки. Нью-Йорк: Айлурос, 2013 (М.: «Русский Гулливер», 2016).

Лит .: Панн Л. Валерий Черешня. «Сдвиг» // Новый мир. 2000. № 2; Гандельсман В. Проза о стихах // Нева. 2004. № 3; Галина М. «Там, где он находится, не танцуют» // Новый мир. 2009. № 9; Гандельсман В. Своё время // Интерпоэзия. 2009. № 2; Кузнецова А. Валерий Черешня. «Шёпот Акакия» // Знамя. 2009. № 6.

В. Гандельсман

  • Черешня Валерий Самуилович