Чистов Кирилл Васильевич


ЧИСТÓВ Кирилл Васильевич [20.11.1919, Детское Село - 29.10.2007, СПб., похоронен на Комаровском кладб.] - фольклорист, этнограф.

В 1937–41 учился на филол. фак-те ЛГУ, слушал лекции Б. В. Томашевского, Б. М. Эйхенбаума, В. Я. Проппа и др. Позднее закончил аспирантуру ун-та (под рук. М. К. Азадовского). В 1941 добровольцем ушёл в партизанский батальон (воевал, был в плену, бежал из плена, партизанил в Белоруссии).

В 1940–50-е сыграл видную роль в организации этнографии и фольклористики, создав соответствующие отделы в составе Карело-Финской научно-исследовательской базы АН СССР (ныне - Карельский науч. центр РАН). Работал в Петрозаводске, рук. Отделом лит-ры и фольклора Ин-та языка, лит-ры и истории. Здесь завершил канд. дис. « Народная поэтесса И. А. Федосова » (1951).

В петрозаводский период сформировался устойчивый интерес Ч. к этнографич. особенностям культуры Русского Севера. Причем в отличие от характерных для того времени поисков архаики Ч. настаивал на позднем формировании культуры этого региона и считал, что именно это обст-во определило необычайную продуктивность северно-русских форм культуры. По сути Ч. создал концепцию региональных особенностей культуры, кот. позже стала общепринятой.

С 1961 по 1990 руководил крупнейшим в составе Ин-та этнографии АН СССР Отделом восточно-славянской этнографии. Под его рук. отдел этнографии восточных славян превратился в мощный исследовательский центр, в кот. работали такие этнографы и фольклористы, как Т. В. Станюкович, Н. В. Новиков, Б. Н. Путилов, Т. А. Бернштам и др. Отдел стал заниматься не только традиционной культурой (как все др. отделы ин-та), но и современностью. Усилиями Ч. была создана исследовательская группа (в кот. входили Н. В. Юхнева, Г. В. Старовойтова, М. Э. Коган), ориентированная на изучение совр. этносоциальных процессов, что в 1970-е было не только необычно, но и небезопасно.

Переезд в Л-д не отдалил Ч. от серено-русской проблематики. Более того, одним из важнейших направлений исследований отдела ин-та становится изучение традиционной культуры Русского Севера, что нашло свое выражение в основании серии коллективных трудов под общим назв. «Русский Север» и ряде монографий сотрудников отдела (прежде всего - Т. А. Бернштам).

В 1980–91 был гл. ред. ж. «Сов. этнография» (ныне - «Этнографическое обозрение»).

В 1967 защитил докт. диссертацию по истории. 29 дек. 1981 избран чл.-корр. АН СССР по Отделению истории по специальности «этнография».

В 1948–60 организовывал и возглавлял многочисленные научные экспедиции по изучению народной (крестьянской) культуры Русского Севера, русско-карельских и русско-финских фольклорных и культурных связей. Более 25 лет преподавал в ЛГУ. Читал курсы лекций в МГУ, Петрозаводском гос. пед. ин-те. Среди его учеников - Т. А. Бернштам, А. К. Байбурин, Т. Б. Щепанская, Г. В. Старовойтова.

1970-е ознаменовались для Ч. не просто резким расширением исследовательской проблематики, но др. уровнем осмысления мат-ла. Основным для Ч. в эти годы стал не только фольклор, но и этнографические факты, интерес к характеру связей между фольклором и этнографией. В 1970 вышел первый том из серии колл. трудов, объединенных общим назв. «Фольклор и этнография», кот. открывался программной статей Ч. под тем же назв. Эти сборники составлялись по мат-лам одноименных конференций, каждая из кот. становилась событием и для фольклористов, и для этнографов. Намеченные пути обсуждения этой проблематики начали постепенно выходить за рамки эволюционистских и позитивистских схем.

В этом же направлении было осуществлено издание сб. статей, посвящ. 100-летию со дня рождения Д. К. Зеленина, для которого фольклор и этнография никогда не существовали отдельно. Исследования Зеленина всегда имели для Ч. особое значение, и много позже под его рук. был выполнен перевод фундаментального труда Зеленина «Russische (Ostslavische) Volkskunde», кот. вышел под назв. «Восточнославянская этнография» (1991).

Обращение к теории фольклорных и этнографических фактов так или иначе предполагал рассмотрение категории традиционного и прояснение ее роли в пространстве культуры. Этой проблематике Ч. посвятил ряд интереснейших работ, кот. стали основой для нового поворота в исследовательской работе: изучение этнических процессов, точнее, тех аспектов этих процессов, кот. находили свое выражение в сфере духовной культуры. Итогом стал колл. труд « Современные этнические процессы в СССР » (М., 1975), удостоенный Гос. премии СССР (1981). Ч. принадлежал не только замысел исследования, но и реализация его осн. разделов.

В 1980-е продолжилась работа над междунар. проектом «Этнография славян», кот. завершилась выходом тома « Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры » (1987) под общ. ред. Ч. Этот том стал единственной осуществленной частью проекта (предполагавшиеся тома по западным и южным славянам, кот. занимались польские и болгарские коллеги, так и не были завершены). Ч. являлся автором четырех и соавтором двух глав этого фундаментального свода данных о состоянии традиционной культуры русских, украинцев и белорусов.

В 1990-е Ч. обратился к изучению совершенно нового для российской фольклористики мат-ла. Предметом его исследования стали письма на родину советских людей, угнанных во время войны 1941–45 в Германию. Речь идет о картотеке выписок из писем, кот. проходили через руки цензора в теч. неск. месяцев 1943–44 (более 1300 карточек). Коллекция была обнаружена случайно, при ремонте в 1991 здания Архива немецкой народной песни во Фрайбурге. Судя по характеру выписок, ее составителем был человек, хорошо знавший славянские языки и сведущий в вопросах диалектологии, этнографии и фольклористики. Коллекция уцелела благодаря стечению счастливых случайностей, а увидела свет (и в России, и в Германии) благодаря самоотверженной работе Ч. и его жены Б. Е. Чистовой (филолога-германиста). Эта книга не только ввела в науч. оборот уникальный мат-л, но и положила начало актив. изучению письменного фольклора. Достаточно сказать, что сейчас письменный фольклор стал одним из наиболее притягательных объектов внимания фольклористов, историков, антропологов.

Посл. книга Ч. - « Забывать и стыдиться нечего » (СПб., 2006) - дань памяти родителям, брату Василию, всем, кому Ч. был обязан своим становлением (С. Я. Маршак, М. К. Азадовский, В. Я. Пропп, В. П. Адрианова-Перетц и др.), с кем был дружен (Л. А. Дмитриев, Е. А. Маймин, Д. С. Лихачев), кого вырастил и потерял (Г. В. Старовойтова).

В теч. мн. лет Ч. был членом дис. советов Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, ИРЛИ РАН.

Под ред. Ч. издано неск. десятков книг, в т.ч. фундаментальные публикации в сериях «Народы мира», «Очерки общей этнографии», «Страны и народы», «Русский Север», «Этнография славян» и др., изданы труды классиков русской этнографии.

Автор кн. « Русские народные социально-утопические легенды XVII–XIX веков » (1967), « Народные традиции и фольклор » (1986), « Ирина Андреевна Федосова » (1988), « Русская народная утопия » (2003), многочисленных работ по истории и теории фольклора, этнографии Русского Севера. Кн. «Русские народные социально-утопические легенды XVII–XIX веков» стала событием не только в фольклористике, но и в истории, этнографии, теории культуры. Впервые реально, а не декларативно к фольклорным нарративам был применен комплексный подход, кот. дал впечатляющие результаты. Книга и сейчас воспринимается как уникальное явление в фольклористике, переиздана в существенно расширенном виде.

К 2004 у Ч. вышло около 570 публикаций, в т.ч. 17 кн.

Выдающийся ученый-этнограф и фольклорист, Ч. сыграл значительную роль в развитии этнографии русского и др. славянских народов. Один из крупнейших специалистов по народным причитаниям. Работы Ч. сыграли значительную роль в развитии теории и истории этнографии и фольклористики, стимулировали возникновение целого научного направления. Труды Ч. отличаются свежим и в высшей степени совр. взглядом на специфику устной традиции как на особую форму культурной коммуникации, на соотношение фольклора и книжности, на место фольклористики в кругу др. гуманитарных дисциплин.

Книги и статьи Ч. переводились на английский, немецкий, французский, испанский, венгерский, финский, японский, многие славянские и др. яз.

В 1970–90 избран почётным членом польского, венгерского, австрийского и двух финских научных обществ. С 1974 по 1986 был вице-президентом Междунар. об-ва фольклористов. В 1999 избран действ. членом Академии гуманитарных наук.

Член СП СССР (ЛО).

Награжден медалью «За боевые заслуги», орденами «Знак Почёта» и Отеч. войны II степ., медалью университета Хельсинки «Архип Перттунен». Лауреат Гос. премии СССР (1981). Заслуж. деятель науки Карельской АССР (1989). Почётная грамота Республики Карелия (1999).

Архив: АРАН. Ф. 411. Оп. 4а. Д. 868.

Соч. : Русские народные социально-утопические легенды XVII–XVIII вв. М., 1967; Народные традиции и фольклор. Л., 1986; Ирина Андреевна Федосова. Историко-культурный очерк. Петрозаводск, 1988; Причитания Северного края, собранные Е. В. Барсовым. Т. I–II. СПб.: Наука, 1997; Преодоление рабства. Фольклор и язык «остарбайтеров» 1942–44. М.: Звенья, 1998; Fliege, mein Briefchen, von Westen nach Osten. Auszüge aus Briefen russischer, ukrainischer und weissrussischer Zwangsarbeiterinnen und Zwangsarbeiter 1942–44. Verlag P. Lang, Bern-Frankfurt a. Main , 1998; Der gute Zar und das ferne Land. Russische sozial-utopische Volkslegenden des 17–19 Jahrhunderts. Verlag Wasmann, München, 1998 (перевод кн. «Русские народные социально-утопические легенды XVII-XIX вв.» на немецкий яз. под ред. проф. Д. Буркхарта); Русская народная утопия (генезис и функции социально-утопических легенд). СПб., 2003; Фольклор. Текст. Традиция. М.: ОГИ, 2005.

Лит.: Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Кирилл Васильевич Чистов: Библиогр. указатель. СПб., 2001; Байбурин А. Кирилл Васильевич Чистов // Антропологич. форум. 2007. № 8.

А. Байбурин

  • Чистов Кирилл Васильевич