Чижова Елена Семеновна


ЧИЖÓВА Елена Семеновна [4.5.1957, Л-д] - прозаик.

Окончила ЛФЭИ им. Н. Вознесенского по специальности «Финансы и кредит», после окончания ин-та поступила в аспирантуру кафедры «Управления производством». Защитила канд. дис. по указанной специальности и, хотя получила предложение остаться на кафедре, ушла из ин-та. С этих пор до нач. 1990-х занималась частным репетиторством – преподавала английский яз. Параллельно все годы занималась самообразованием, отдавая чтению ночные часы, писала стихи без всякой надежды на публ. «Когда теперь – очень редко – я перечитываю свои стихи, то вижу в них какие-то “стволовые клетки” моей будущей прозы» (Ч.). Из того – поэтического – периода пришло желание «начинать со звука», когда, прежде чем приступить к прозаич. работе, Ч., по ее собств. признанию, требуется «услышать звук времени, из кот. прорастают его главные смыслы».

Внимание Ч.-прозаика, как правило, сосредоточено на темах сов. двадцатого века. Ее герои живут в одном неприкаянном доме – СССР, хотя и в разные эпохи. Однако все они словно обладают умением выходить за границы личного вр. и личной судьбы. «Принц Гамлет назвал свое время вывернутым суставом. В русском переводе – порванная нить. Так и мои герои: существуя в своем “маленьком” мире, они словно чувствуют токи Большой Истории, в кот. прошлое, настоящее и будущее силятся объединиться, но – тщетно. Нить порвана, вывернутый сустав не вправлен» (Ч.).

Как прозаик Ч. дебютировала в 2000, опубл. в ж. «Звезда» роман « Крошки Цахес », привлекший внимание критики. В этом романе, написанном в форме «школьной истории», ставятся экзистенц. вопросы, связанные с «высокой культурой» как фактором становления свободной и зрелой личности, и – в более общем смысле – способам приобщения к подлинной культуре в условиях, когда человеку приходится жить в несвободной стране. С этих пор Ч. регулярно публ. в «Звезде». В инт. называет этот петерб. ж. своей лит. родиной.

В 2002 в свет выходит журн. вариант романа « Лавра », вызвавший противоречивую реакцию критики. Действие романа происходит в 1970-е, когда многим казалось, что русская православная церковь, гонимая сов. властью, сама по себе является спасением – от скверны жизни, от пустоты безверия. Однако в «Лавре» речь идет не столько о мистич. стороне церковной жизни, не о церкви как теле Христовом, сколько о том, что та РПЦ, кот. воображала себе интеллигенция, была одним из «антисоветских» мифов. На самом деле, как полагает автор, церковь не прошла сквозь сов. время без потерь, стала плотью от плоти общей сов. истории. Это, по мнению Ч., и стало причиной разочарований, кот. пережили многие, пришедшие в церковь с открытым сердцем.

Журн. вариант романа « Преступница », посвящ. русско-еврейской теме, и шире – «национальному вопросу» в СССР опубл. в 2005. В отличие от героини «Лавры», кот. находится внутри «интеллигентской традиции» и в своем противостоянии тоталитарному гос-ву пытается опереться на абсолюты, органически ему чуждые: вера, мораль, мировая культура, попытка апелляции к прошлому, где не все, как представляется, осквернено и оболгано, героиня «Преступницы» (в книж. изд. автор возвращается к первоначальному назв. « Полукровка ») – готова дать государству-Левиафану «адекватный» ответ: сразиться с ним на его поле и его же аморальными, но эффективными методами, что в контексте романа рассматривается как отказ от принадлежности к интеллигенции, если за это предлагается платить унижением.

В 2007 ж. «Звезда» опубл. журн. вариант романа « Орест и сын », где речь идет об ист. обреченности сов. цивилизации, кот., по мысли автора, становится следствием того, что СССР – с первых дней своей истории – отвергает осн. духовные достижения великих цивилизаций прошлого. По мысли автора, «все они – Вавилон, Ассирия, Египет, Иудея, христианская Европа – перенимали главные истины друг у друга, чтобы нести их дальше в разных формах. В конце концов, любая цивилизация конечна, но в то же время и бесконечна. Я имею в виду духовный опыт, кот. она передает или не передает будущим поколениям. С этой точки зрения, советская цивилизация – духовный тупик».

Роман « Время женщин » выходит в свет в 2009. В тв-ве Ч. этот роман стоит особняком. Его гл. герои – «простые люди», кот. не оставили после себя никаких письменных свидетельств о своей тяжкой, подчас трагич. жизни. Действие романа происходит в обыкновенной лен. коммунальной квартире. В ней живут три одиноких старухи, чьих детей и внуков пожрал сов. Молох. К ним, в освободившуюся комнату, начальство Адмиралтейского з-да поселяет мать-одиночку, простую работницу Антонину, и маленькую девочку – ее дочь, кот. она родила без мужа. От рождения девочка не умеет говорить. А значит в любой момент – и в этом главный ужас существования несчастной матери – ее могут отнять и отправить в специальный интернат для немых детей. В этом ребенке одинокие старухи, ленинградские Парки, обретают свое посл. жизненное задание – берутся ее вырастить и воспитать. В сущности, в романе речь ведется именно об этом: о существовании целой страны одновременно как бы в двух измерениях: на этом свете, где царит страх, беспамятство и тотальная немота, и на том – где все должно быть иначе и нет ни страха, ни тягот полунищенского быта, ни притязаний бесчеловечного государства на жизни и души.

В 2012 Ч. публикует роман « Терракотовая старуха ». В кн. находит отражение личный опыт автора: в нач. 1990-х Ч. неск. лет проработала в бизнесе. Как и в предыдущих романах, автор продолжает исследовать феномен «сов. цивилизации», на этот раз на его переходном этапе к цивилизации «постсоветской». Гл. героиня – преподаватель лен. вуза, становится референтом – первой помощницей «нового русского». Пройдя сквозь мн. искушения и испытания «новой жизни», она уходит из бизнеса, потому что не может жить, руководствуясь волчьими законами эпохи первоначального накопления капитала, отягченной сов. прошлым. Теперь, двадцать лет спустя, героиня Чижовой задается вопросом, кто она на самом деле: победитель или проигравший, и тщетно пытается соединить свое «литературное» прошлое, сквозь призму кот. привыкла смотреть на мир, с настоящим и будущим, в кот. не находит для себя точек опоры.

В теч. ряда лет (1998–2008) Ч. работала гл. редактором ж. «Всемирное слово», осн. направлением кот. были культурные связи России с европейскими странами. Время от времени выст. в печ. как эссеист. Ее ст. опубл. в ж. «Вопросы лит-ры» и «Звезда».

По роману «Время женщин» поставлены спектакли в Моск. театре «Современник» (2011), БДТ им. Г. Товстоногова (2012). Роман переведен на иностранные яз.: Jelena Чижова. Время жена / Пер. на сербский. КОВ. Вршац–Београд, 2010; Elena Chizhova. El tiempo sin ventanas / Пер. на испанский. Mondadori, S.A. Barcelona, 2011; Elena Cizova. Il tempo delle done / Пер. на итальянский. Mondadori. Milano. 2011; Елена Чижова. Време за жени / Пер. на болгарский) Millenium. София, 2011; Elena Chizhova. The Time of Women / Пер. на английский. Glagoslav Publications. London, 2012; Elena Chizhova. Die stille Macht der Frauen / Пер. на немецкий. Deutsche Taschenbuch Verlag. München, 2012.

Директор СПб. Русского ПЕН-клуба.

Лит. премии: роман «Крошки Цахес» - премия «Сев. Пальмира» (2001) и лит. премия ж. «Звезда» в номинации «За лучший дебют в “Звезде”» (2001); роман «Лавра» - short-list премии «Русский Букер» (2003); роман «Полукровка» (опубл. под назв. «Преступница») - short-list премии «Русский Букер» (2005); роман «Время женщин» - лауреат премии «Русский Букер» (2009).

Соч.: Германия и Россия: зеркала со-бытия // Всемирное слово. 1999. № 12; Крошки Цахес: Роман // Звезда. 2000. № 4; Россия и Франция: приливы и отливы (в соавт. с М. Ясновым // Всемирное слово. СПб., 2000. № 13; Лавра: Роман // Звезда. 2002. № 7–9; «Степной волк» российских степей: Эссе // Звезда. 2004. № 9; Преступница: Роман // Звезда. 2005. № 1–2; Бродский и Галич учились в одном классе (Две стратегии борьбы со Злом...): Эссе // Вопросы лит-ры. 2005. Нояб.-дек.; Русская Православная церковь как политич. партия // Нева. 2006. № 3; Орест и сын: Роман // Звезда. 2007. № 1–2; Нюточкин дом: Рассказ // Звезда. 2008. № 1; Время женщин: Роман // Звезда. 2009. № 3; «Когда подводишь итог...»: О Данииле Гранине: Эссе // Вопросы лит-ры. 2009. Нояб.–дек.; Крошки Цахес: Фрагменты романа // Русский круг Гофмана: Сб. М., 2009; «И смогу сделать только я...»: Эссе // Вопросы лит-ры. 2010. Янв.-февр.; «Аллаху принадлежит и Восток, и Запад…» Орхан Памук: Эссе // Вопросы лит-ры. 2010. Май-июн.; Время женщин. М., 2010; Полукровка. М., 2010; Крошки Цахес. М., 2010; Лавра. М., 2011; «Умение начинать со звука...» / Беседу вела Е. Погорелая // Вопросы лит-ры. 2011. № 3; Терракотовая старуха. М., 2011.

Лит. : Кравченко Т. Украденная жизнь // НГ Ex libris. 2000. 20 июн.; Цивулин В. Исповедь убывающей любви // Континент. 2003. № 116; Померанц Г. Перед неподвижным ликом // Звезда. 2003. № 11; Азадовский К. О жертве и милости // Новый мир. 2003. № 5; Анненкова А. Преступление без наказания // Новый мир. 2005. № 11; Роднянская И. Оглашенная в Лавре // Роднянская И. Движение лит-ры: В 2 т. Т. 2. М ., 2006; Погорелая И. В поисках озвученного времени. Елена Чижова // Вопросы лит-ры. 2010. № 3; Белянский М. Воодушевление // Нева. 2010. № 2; Булкина И. Время Чижовой // Знамя. 2011. № 2; Минаев Б. Литчасть: дальше пустота? // Октябрь. 2011. № 11.

Т. Чернышева

  • Чижова Елена Семеновна