Чуковский Корней Иванович
ЧУКО́ВСКИЙ Корней Иванович (наст. имя Николай Васильевич Корнейчуков) [31(19).3.1882, СПб. - 28.10.1969, Кунцево; похоронен в Переделкине] - детский поэт, критик, литературовед, переводчик.
Мать происходила из крестьян Полтавской губ., детство провел с ней в Одессе. Учился в гимназии, занимался самообразованием. В 1901 начал печ. в газ. «Одесские новости». В кач-ве ее корр. выехал в Англию, где жил в 1903–04, изучал английскую лит-ру, писал о ней в русской прессе.
Затем приехал в СПб., где сотрудничал в ж. «Весы». В 1905 организовал сатирич. ж. «Сигнал», кот. подвергся правительственным репрессиям. Публ. в периодике очерки о совр. русских писателях, содержательные и острые, затем они составили кн. « От Чехова до наших дней », « Нат Пинкертон и совр. литература » (обе - 1908), « Критические рассказы » (1911), « Лица и маски», «Книга о современных писателях » (обе - 1914). Со вр. совокупность статей и книг Ч. о русских писателях составила целый обширный курс истории русской лит-ры XX в.
Раскрывается энц. широта творч. интересов, возможностей и свершений Ч. В 1907 выходит 1-е изд. его переводов американск. поэта У. Уитмена, в 1914 переизд. под назв. «Поэзия грядущей демократии», уничтожено по приговору цензуры, вновь вышло в 1918. Ч. сближается с интересными людьми своего времени - А. Кони, И. Репиным, А. Куприным, В. Короленко; изучает тв-во Н. Некрасова, редактирует «Журнал для детей» (1917). В 1911 выходит кн. Ч. « Матерям о детских журналах », в 1916 М. Горький приглашает его руководить детским отд. изд-ва «Парус».
Стих. сказка Ч. « Крокодил » (1916) ознаменовала начало энергичной, сосредоточенной и целенаправленной работы автора в обл. детской лит-ры. Описательности прежней детской поэзии Ч. противопоставил в «Крокодиле» действенность, динамику ситуаций, слащавости - драматизм повествования, пассивности прежних персонажей - активность своего героя Вани, кот. побеждает Крокодила, спасает жителей большого города. Изданная в 1917 массовым тиражом в ж. «Для детей», а затем отд. книжкой (1919), сказка-поэма пользовалась «небывалой популярностью среди детей, которые, невзирая на недовольство некоторых педагогов и родителей, захлебываясь, декламируют ее наизусть во всех уголках нашей обширной родины» (Калмыкова А. Что читать детям // Новая кн. 1923. № 7–8).
Широко известные кн. Ч. для детей обычно заслоняют др. его работы. Лит. деятельность Ч. отличалась уникальным многообразием; писатель достигал успехов в самых разных областях тв-ва, кот. был предан одинаково самоотверженно. «Человек этот был окружен как бы вихрями... По трудоспособности трудно было найти ему равного. Но какой это был мучительный труд! На столе у него лежало не менее двух-трех-четырех работ... Он страдал бессонницей. Спал урывками» (Евг. Шварц. Живу беспокойно. Из дневников. Л., 1990). В 1918 Ч. возглавил англо-американский отдел изд-ва «Всемирная лит-ра» в Пг. Много и плодотворно работал над переводами с английского, среди переведенных им выдающихся писателей Англии и США - У. Уитмен, М. Твен, О'Генри, Г. Лонгфелло, Р. Киплинг, Г. Филдинг, О. Уайльд, Г. Честертон, А. К. Дойл. Ч. пересказал для детей ряд книг Д. Дефо, Р. Распе, Дж. Гринвуда, писал об Уитмене и Уайльде, в 1922 вышла кн. Ч. « Оскар Уайльд ». Искусство худож. перевода стало для него предметом специального теоретико-литературоведч. изучения, издал несколько кн. на эту тему: « Принципы худож. перевода » (1919), « Искусство перевода » (1930 и 1936), « Высокое искусство » (1941, 1964, 1968).
В нач. 1920-х в Пг. при Доме искусств начинает работать лит. студия, общее рук-во ее лит. отделом было поручено Ч. Курсы и практич. занятия с начинающими писателями вели А. Белый, Н. Гумилев, Б. Эйхенбаум, Ч. и др., работали с увлечением. Ч. сообщал в одном из писем зимой 1921: «Работа в Доме искусств и Всемирной лит-ры поглощает все мое время» (ИРЛИ. Ф. 134); в др. письме осенью того же года: «...я по целым неделям не вижу своих детей, хотя и живу с ними в одной квартире... читаю лекции в семи учреждениях. День мой каторжный, а ночь - без сна» (Там же).
В 1924 изд. кн. « Александр Блок как человек и поэт ». Этюды, посвящ. А. Дружинину, Н. Успенскому, В. Слепцову, вошли в сб. « Люди и книги шестидесятых годов » (1934), кот. был переизд. в 1958. Под ред. и с предисл. Ч. вышли воспоминания А. Панаевой и И. Репина, с кот. он был знаком и дружен, также соч. А. Кони, А. Куприна, В. Слепцова, О. Уайльда, А. К. Дойла и др. В разные годы Ч. опубл. работы об А. Ахматовой, И. Бунине, Б. Пастернаке, М. Зощенко, Б. Житкове, Л. Квитко и др. Творчески своеобразен подход Ч. к специфике науки о лит-ре: «Литературоведение не только наука, но в значительной мере искусство» (Чуковский К. Живой как жизнь. М., 1962). В 1940 вышла кн. воспоминаний Ч. « Репин. Горький. Маяковский. Брюсов. Воспоминания ».
Особой заслугой Ч. явилась его работа по изучению тв-ва Н. А. Некрасова. По его предложению в 1920 вышло наиболее полное СС Некрасова, в него были включены неск. десятков стих. и отрывков, прежде исключенных из читательского обихода. Благодаря Ч. стих. наследие Некрасова было реально увеличено в полтора раза. Гл. трудом своей жизни Ч. считал научно прокомментированное ПСС Некрасова, кот. вышло в 1927. Публичные лекции составили кн. Ч. « Некрасов как художник » (1922). В 1930 Ч. издал книгу « Рассказы о Некрасове ». Творч. лаборатория поэта детально раскрыта в кн. Ч. « Мастерство Некрасова », вышедшей уже после войны (1962). «Если книгу „Мастерство Некрасова” не прочитал или не прочитает каждый учитель средней школы, то беда здесь будет двойная: учитель много потеряет, а еще больше потеряют его воспитанники» (Баруздин С. Заметки о детской лит-ре. М., 1975).
Ч. стал одним из ведущих детских писателей XX в., создав после революции целый ряд новых оригинальных книг для детей, ставших широко популярными. Это классика детской лит-ры. В 1923 были изд. « Мойдодыр » и « Тараканиице », в 1924 - « Чудо-дерево», «Путаница», «Муха-цокотуха », в 1925 - « Бармалей », в 1926 - « Телефон», «Федорино горе », в 1929 - « Айболит ». Все сказки остроконфликтны, в них добро борется со злом и в упорной борьбе побеждает. Нет навязчивой морали, но самые перипетии изображаемой автором борьбы персонажей дают читателю позитивный нравственный заряд. Развертывая фантастич. сюжеты, автор стремится достичь вполне реальной педагог. цели: «воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою». Всемирно известной становится книга Ч. о детях « От двух до пяти », на протяжении десятилетий она выдержала более 20 изд.
Во время Великой Отеч. войны Ч. вел большую патриотич. работу. В зарубежной прессе пост. публикуются его ст. и очерки « Плечом к плечу », « Книги и бомбы», «Дети великой эпохи», «Госпиталь прифронтовой полосы », « Старинная дружба», «Русско-американские связи ». В 1942 вышла кн. Ч. « Дети ивойна ». Во вр. войны погиб сын писателя Борис, но и в М., и в эвакуации Ч. продолжал заботиться о людях. В годы войны «множество добрых дел, не прекращая ни на один день углубленной творческой работы, успевал сделать этот удивительный человек. Тут позаботиться о ребенке, потерявшем родителей, там выхлопотать пособие вдове погибшего на войне или просто умершего незнакомца, устроить эвакуированному какую-нибудь работу или обыкновенный кров над головой...» (Воспоминания о Корнее Чуковском).
После войны немолодой уже поэт по-прежнему в центре лит.-общ. жизни. «Людей в доме всегда было много. И друзья, и гости, и сотрудники разных издательств, редакций. И молодые, начинающие, жаждущие советов и помощи. И для всех у Корнея Ивановича находилось время, улыбка, ободряющее слово...» (Е. Таратута). Ч. продолжал энергично работать над новыми кн. - « Из воспоминаний » (1959), « Современники » (1962), « О Чехове » (1967). Только в 1969 издал 2 кн. о своих давних героях - « Илья Репин » и « Мой Уитмен » (2-е изд.).
Различные стороны творч. облика Ч. раскрываются в работах мн. авторов: «От первого к третьему» И. Андроникова (Известия. 1962. 27 янв.), «Искусство быть самим собой» Ст. Рассадина (Новый мир. 1967. № 7), «Сюжетное мастерство критика» Е. Добина (Новый мир. 1970. № 3), в кн. А. Абуашвили, С. Дангулова, А. Дымшица и мн. др. В кн. В. Саппака «Телевидение и мы» Ч. предстает как замечательный актер телевидения.
Более 800 отеч. изд. книг Ч. вышло общим тиражом свыше 120 млн. экз. Мн. его произведения переведены на яз. др. народов, ему было присвоено почетное звание доктора лит-ры Оксфордского ун-та. Воспоминания Ч. о М. Горьком, А. Блоке, М. Зощенко, Б. Пастернаке и др. под общ. названием « Из дневника » опубл. в периодике 1990-х, затем «Дневник» вышел отд. изд.: « Дневник (1901–29 )» (1991) и « Дневник (1930–69)» (1994). Кроме «Дневника» рукописный альм. «Чукоккала», включающий многочисленные записи и рисунки современников Ч., также был опубл. лишь посмертно. Ч. успел откомментировать мн. записи в своем альм. Воспоминания о Ч. опубл. в статьях и кн. М. Алигер, А. Кондратовича, Евг. Шварца и др. современников, в кн. Н. Ильиной «Дороги и судьбы» (1991), в «Заметках о детской лит-ре» С. Баруздина, кот. предрекает: «Книжки „дедушки Корнея”, наверное, будут читать долго-долго. И „взрослого” Чуковского будут читать долго».
В Л-де жил в Артиллерийском/Манежном пер., д. 6, кв. 6 (рядом с ул. Кирочной). Дети - известные литераторы Лидия Чуковская, Николай Чуковский.
Соч.: СС: В 6 т. М., 1965–69; «Я люблю Ленинград любовью писателя...» // Звезда. 1972. № 8; Чукоккала: Рукописный альм. Корнея Чуковского / Комм. и вст. К. Чуковского; предисл. И. Андроникова. М., 1979 (2006); Живой как жизнь: О русском яз. M., 1982; Высокое искусство. M., 1988; Соч.: В 2 т. М., 1990; Воспоминания о Борисе Пастернаке. M., 1993; Чукоккала: Рукописный альм. Корнея Чуковского / Предисл. К. Чуковского; подгот. текста и прим. Е. Чуковской. M., 1999; Приключения Бибигона: Сказка. М., 2001, и др. изд.; Айболит. М., 2001, и др. изд.; Муха-цокотуха и др. сказки. М., 2002; Стих. / Вст. ст., сост., подг. текста и прим. М. Петровского. СПб., 2002; Телефон. М., 2003; Айболит и др. сказки. М., 2003; Айболит. Бармалей: Сказки в стихах. М., 2003; Корней Чуковский. Лидия Чуковская. Переписка: 1912–69. М., 2003; Мойдодыр. Федорино гope. М., 2003; Илья Репин, Корней Чуковский. Переписка. 1906–29. М., 2006; СС: В 15 т. M., 2001–09; [Стихи] // Русские стихи 1950–2000 гг.: Антол.: В 2 т. / Сост. И. Ахметьев, Г. Лукомников, В. Орлов, А. Урицкий. М., 2010. Т. 1.
Лит.: Петровский М. Книга о Корнее Чуковском. М., 1966; Жизнь и тв-во Корнея Чуковского. М., 1978; Алигер М. Тропинка во ржи. М., 1980; Воспоминания о Корнее Чуковском. М., 1983; Таратута Е. Драгоценные автографы. М., 1986; Слонимский М. Завтра: Проза. Воспоминания. Л., 1987; Карлова Т. К. Чуковский - журналист и лит критик. Казань, 1988; Сатуновский Я. Корнеева строфа: Заметки о тв-ве К. Чуковского // Детская лит-ра. 1995. № 1–2; Банк И. «Еже писах, писах»: К. И. Чуковский в сатирич. печати первой русской революции // Нева. 1996. № 2; Берман Д. Корней Иванович Чуковский: Биобибл. указатель. М., 1999; Коган Г. Полотняный завод - Переделкино // Знамя. 2000. № 10; Чуковская Л. Памяти детства: Воспоминания о К. Чуковском. М., 2000, и др. изд.; Лавров А. Хорошо забытый Корней Чуковский // НЛО. 2003. № 60; Фрезинский Б. Судьбы Серапионов: Портреты и сюжеты. СПб., 2003; Чуковский и Жаботинский. История взаимоотношений в текстах и комментариях / Сост. Е. Иванова. М., 2005; Лукьянова И. Корней Чуковский (ЖЗЛ). М., 2007; Воспоминания о Корнее Чуковском / Сост. Е. Чуковская и Е. Иванова. М., 2012.
В. Шошин