Чуковский Корней Иванович


ЧУКО́ВСКИЙ Корней Иванович (наст. имя Николай Васильевич Корнейчуков) [31(19).3.1882, СПб. - 28.10.1969, Кунцево; похоронен в Переделкине] - дет­ский поэт, критик, литературовед, переводчик.

Мать происходила из крестьян Полтав­ской губ., детство провел с ней в Одессе. Учился в гимназии, занимался самообразо­ванием. В 1901 начал печ. в газ. «Одесские новости». В кач-ве ее корр. выехал в Англию, где жил в 1903–04, изучал английскую лит-ру, писал о ней в русской прессе.

Затем приехал в СПб., где сотруд­ничал в ж. «Весы». В 1905 организовал сати­рич. ж. «Сигнал», кот. подвергся правительственным репрессиям. Публ. в периодике очерки о совр. русских писате­лях, содержательные и острые, затем они со­ставили кн. « От Чехова до наших дней », « Нат Пинкертон и совр. литература » (обе - 1908), « Критичес­кие рассказы » (1911), « Лица и маски», «Книга о современных писателях » (обе - 1914). Со вр. совокупность статей и книг Ч. о русских писателях состави­ла целый обширный курс истории рус­ской лит-ры XX в.

Раскрывается энц. широта творч. интересов, возможностей и свер­шений Ч. В 1907 выходит 1-е изд. его пере­водов американск. поэта У. Уитмена, в 1914 переизд. под назв. «Поэзия грядущей демократии», уничтожено по при­говору цензуры, вновь вышло в 1918. Ч. сближается с интересными людьми своего времени - А. Кони, И. Репиным, А. Куприным, В. Короленко; изучает тв-во Н. Некрасова, редактирует «Журнал для детей» (1917). В 1911 выходит кн. Ч. « Матерям о детских журна­лах », в 1916 М. Горький приглашает его ру­ководить детским отд. изд-ва «Парус».

Стих. сказка Ч. « Крокодил » (1916) ознаменовала начало энергичной, сосредоточенной и целенаправ­ленной работы автора в обл. детской лит-ры. Описательности прежней детской поэзии Ч. противопоставил в «Крокодиле» действен­ность, динамику ситуаций, слащавости - драматизм повествования, пассивности прежних персонажей - активность своего ге­роя Вани, кот. побеждает Крокодила, спасает жителей большого города. Изданная в 1917 массовым тиражом в ж. «Для детей», а затем отд. книжкой (1919), сказка-поэма пользовалась «небывалой популярностью среди детей, которые, невзирая на недоволь­ство некоторых педагогов и родителей, за­хлебываясь, декламируют ее наизусть во всех уголках нашей обширной родины» (Калмыкова А. Что читать детям // Новая кн. 1923. № 7–8).

Широко известные кн. Ч. для детей обычно заслоняют др. его работы. Лит. деятельность Ч. отличалась уникальным мно­гообразием; писатель достигал успехов в са­мых разных областях тв-ва, кот. был предан одинаково самоотверженно. «Человек этот был окружен как бы вихрями... По трудоспособности трудно было найти ему равного. Но какой это был мучительный труд! На столе у него лежало не менее двух-трех-четырех работ... Он страдал бессонницей. Спал урывками» (Евг. Шварц. Живу беспокойно. Из дневников. Л., 1990). В 1918 Ч. возглавил англо-американский отдел изд-ва «Всемирная лит-ра» в Пг. Много и плодотворно работал над пере­водами с английского, среди переведенных им выдающихся писателей Англии и США - У. Уитмен, М. Твен, О'Генри, Г. Лонгфел­ло, Р. Киплинг, Г. Филдинг, О. Уайльд, Г. Честертон, А. К. Дойл. Ч. пересказал для детей ряд книг Д. Дефо, Р. Распе, Дж. Гринвуда, писал об Уитмене и Уайльде, в 1922 вышла кн. Ч. « Оскар Уайльд ». Искусство худож. перевода стало для него предметом специального теоретико-литера­туроведч. изучения, издал несколько кн. на эту тему: « Принципы худож. перевода » (1919), « Искусство перевода » (1930 и 1936), « Высокое ис­кусство » (1941, 1964, 1968).

В нач. 1920-х в Пг. при Доме искусств начинает работать лит. студия, об­щее рук-во ее лит. отделом было пору­чено Ч. Курсы и практич. занятия с начи­нающими писателями вели А. Белый, Н. Гумилев, Б. Эйхенбаум, Ч. и др., работали с увлечением. Ч. сообщал в одном из писем зимой 1921: «Работа в Доме искусств и Все­мирной лит-ры поглощает все мое вре­мя» (ИРЛИ. Ф. 134); в др. письме осенью то­го же года: «...я по целым неделям не вижу своих детей, хотя и живу с ними в одной квар­тире... читаю лекции в семи учреждениях. День мой каторжный, а ночь - без сна» (Там же).

В 1924 изд. кн. « Александр Блок как человек и поэт ». Этюды, посвящ. А. Дружинину, Н. Успенскому, В. Слепцову, вошли в сб. « Люди и книги шестидесятых годов » (1934), кот. был переизд. в 1958. Под ред. и с предисл. Ч. вышли воспо­минания А. Панаевой и И. Репина, с кот. он был знаком и дружен, также соч. А. Кони, А. Куприна, В. Слепцова, О. Уайльда, А. К. Дойла и др. В разные годы Ч. опубл. работы об А. Ахматовой, И. Бунине, Б. Пастернаке, М. Зощенко, Б. Житкове, Л. Квитко и др. Творчески своеобразен под­ход Ч. к специфике науки о лит-ре: «Литера­туроведение не только наука, но в значитель­ной мере искусство» (Чуковский К. Живой как жизнь. М., 1962). В 1940 вышла кн. воспоминаний Ч. « Репин. Горький. Маяковский. Брюсов. Воспоминания ».

Особой заслугой Ч. явилась его работа по изучению тв-ва Н. А. Некрасова. По его предложению в 1920 вышло наиболее полное СС Некрасова, в него были включены неск. десятков стих. и отрыв­ков, прежде исключенных из читательского обихода. Благодаря Ч. стих. насле­дие Некрасова было реально увеличено в полтора раза. Гл. трудом своей жизни Ч. считал научно прокомментированное ПСС Некра­сова, кот. вышло в 1927. Публичные лек­ции составили кн. Ч. « Некрасов как ху­дожник » (1922). В 1930 Ч. издал книгу « Рассказы о Некрасове ». Творч. ла­боратория поэта детально раскры­та в кн. Ч. « Мастерство Некрасова », вышедшей уже после войны (1962). «Если книгу „Мастерство Некрасова” не прочитал или не прочитает каждый учитель средней школы, то беда здесь будет двойная: учитель много потеряет, а еще больше потеряют его воспитанники» (Баруздин С. Заметки о дет­ской лит-ре. М., 1975).

Ч. стал одним из ведущих детских писа­телей XX в., создав после революции целый ряд новых оригинальных книг для детей, став­ших широко популярными. Это классика дет­ской лит-ры. В 1923 были изд. « Мойдодыр » и « Тараканиице », в 1924 - « Чудо-дерево», «Путаница», «Муха-цокоту­ха », в 1925 - « Бармалей », в 1926 - « Те­лефон», «Федорино горе », в 1929 - « Айболит ». Все сказки остроконфликтны, в них добро борется со злом и в упорной борьбе побеждает. Нет навязчивой морали, но самые перипетии изображаемой автором борьбы персонажей дают читателю позитив­ный нравственный заряд. Развертывая фанта­стич. сюжеты, автор стремится достичь вполне реальной педагог. цели: «вос­питать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою». Всемирно известной становится книга Ч. о детях « От двух до пяти », на про­тяжении десятилетий она выдержала более 20 изд.

Во время Великой Отеч. войны Ч. вел большую патриотич. работу. В зарубежной прессе пост. публикуются его ст. и очерки « Плечом к плечу », « Книги и бомбы», «Дети великой эпо­хи», «Госпиталь прифронтовой поло­сы », « Старинная дружба», «Русско-американские связи ». В 1942 вышла кн. Ч. « Дети ивойна ». Во вр. войны погиб сын писателя Борис, но и в М., и в эваку­ации Ч. продолжал заботиться о людях. В го­ды войны «множество добрых дел, не прекра­щая ни на один день углубленной творческой работы, успевал сделать этот удивительный человек. Тут позаботиться о ребенке, поте­рявшем родителей, там выхлопотать пособие вдове погибшего на войне или просто умер­шего незнакомца, устроить эвакуированному какую-нибудь работу или обыкновенный кров над головой...» (Воспоминания о Корнее Чуковском).

После войны немолодой уже поэт по-прежнему в центре лит.-общ. жиз­ни. «Людей в доме всегда было много. И дру­зья, и гости, и сотрудники разных изда­тельств, редакций. И молодые, начинающие, жаждущие советов и помощи. И для всех у Корнея Ивановича находилось время, улыбка, ободряющее слово...» (Е. Таратута). Ч. продолжал энергично рабо­тать над новыми кн. - « Из воспоми­наний » (1959), « Современники » (1962), « О Чехове » (1967). Только в 1969 издал 2 кн. о своих давних героях - « Илья Ре­пин » и « Мой Уитмен » (2-е изд.).

Различные стороны творч. облика Ч. раскрываются в работах мн. авторов: «От первого к третьему» И. Андроникова (Извес­тия. 1962. 27 янв.), «Искусство быть самим собой» Ст. Рассадина (Новый мир. 1967. № 7), «Сюжетное мастерство критика» Е. Добина (Новый мир. 1970. № 3), в кн. А. Абуашвили, С. Дангулова, А. Дымшица и мн. др. В кн. В. Саппака «Телевидение и мы» Ч. предстает как замечательный актер телевидения.

Более 800 отеч. изд. книг Ч. вы­шло общим тиражом свыше 120 млн. экз. Мн. его произведения переведены на яз. др. народов, ему было присвоено почет­ное звание доктора лит-ры Оксфордского ун-та. Воспоминания Ч. о М. Горьком, А. Бло­ке, М. Зощенко, Б. Пастернаке и др. под общ. названием « Из дневника » опубл. в периодике 1990-х, затем «Дневник» вышел отд. изд.: « Дневник (1901–29 )» (1991) и « Дневник (1930–69)» (1994). Кроме «Дневника» рукописный альм. «Чукоккала», включающий многочисленные записи и рисунки современников Ч., также был опубл. лишь посмертно. Ч. успел откомментировать мн. записи в своем альм. Воспоминания о Ч. опубл. в статьях и кн. М. Алигер, А. Кондратовича, Евг. Швар­ца и др. современников, в кн. Н. Ильиной «Дороги и судьбы» (1991), в «Заметках о дет­ской лит-ре» С. Баруздина, кот. предре­кает: «Книжки „дедушки Корнея”, наверное, будут читать долго-долго. И „взрослого” Чу­ковского будут читать долго».

В Л-де жил в Артиллерийском/Манежном пер., д. 6, кв. 6 (рядом с ул. Кирочной). Дети - известные литераторы Лидия Чуковская, Николай Чуковский.

Соч.: СС: В 6 т. М., 1965–69; «Я люблю Ленинград любовью писателя...» // Звезда. 1972. № 8; Чукоккала: Рукописный альм. Корнея Чу­ковского / Комм. и вст. К. Чуковского; предисл. И. Ан­дроникова. М., 1979 (2006); Живой как жизнь: О русском яз. M., 1982; Высокое искусство. M., 1988; Соч.: В 2 т. М., 1990; Воспоминания о Борисе Пастернаке. M., 1993; Чукоккала: Рукописный альм. Кор­нея Чуковского / Предисл. К. Чуковского; подгот. текста и прим. Е. Чуковской. M., 1999; Приключения Бибигона: Сказка. М., 2001, и др. изд.; Айболит. М., 2001, и др. изд.; Муха-цокотуха и др. сказки. М., 2002; Стих. / Вст. ст., сост., подг. текста и прим. М. Петровского. СПб., 2002; Телефон. М., 2003; Айболит и др. сказки. М., 2003; Айболит. Бармалей: Сказки в стихах. М., 2003; Корней Чуковский. Лидия Чуковская. Переписка: 1912–69. М., 2003; Мойдодыр. Федорино гope. М., 2003; Илья Репин, Корней Чуковский. Переписка. 1906–29. М., 2006; СС: В 15 т. M., 2001–09; [Стихи] // Русские стихи 1950–2000 гг.: Антол.: В 2 т. / Сост. И. Ахметьев, Г. Лукомников, В. Орлов, А. Урицкий. М., 2010. Т. 1.

Лит.: Петровский М. Книга о Корнее Чуковском. М., 1966; Жизнь и тв-во Корнея Чуковского. М., 1978; Алигер М. Тропинка во ржи. М., 1980; Вос­поминания о Корнее Чуковском. М., 1983; Таратута Е. Драгоценные автографы. М., 1986; Сло­нимский М. Завтра: Проза. Воспоминания. Л., 1987; Карлова Т. К. Чуковский - журналист и лит критик. Казань, 1988; Сатуновский Я. Корнеева строфа: Заметки о тв-ве К. Чуковского // Детская лит-ра. 1995. № 1–2; Банк И. «Еже писах, писах»: К. И. Чуковский в сатирич. печати первой русской революции // Нева. 1996. № 2; Берман Д. Корней Иванович Чуковский: Биобибл. указатель. М., 1999; Коган Г. Полотняный завод - Переделкино // Знамя. 2000. № 10; Чуковская Л. Памяти детства: Воспоминания о К. Чуковском. М., 2000, и др. изд.; Ла­вров А. Хорошо забытый Корней Чуковский // НЛО. 2003. № 60; Фрезинский Б. Судьбы Серапионов: Портреты и сюжеты. СПб., 2003; Чуков­ский и Жаботинский. История взаимоотношений в текс­тах и комментариях / Сост. Е. Иванова. М., 2005; Лукьянова И. Корней Чуковский (ЖЗЛ). М., 2007; Воспоминания о Корнее Чуковском / Сост. Е. Чуковская и Е. Иванова. М., 2012.

В. Шошин

  • Чуковский Корней Иванович