Чуковский Николай Корнеевич
ЧУКО́ВСКИЙ Николай Корнеевич [20.5(2.6).1904, Одесса - 4.11.1965, М.] ― прозаик, переводчик.
Сын Корнея Чуковского. Брат Лидии Чуковской. Детские и юношеские годы прошли в СПб. и Куоккале. По окончании в 1921 Тенишевского училища поступил на историко-филологич. (тогда общественно-педагогич.) фак-т Пг. ун-та, кот. оставил в 1924, не окончив. В 1919–21 посещал занятия лит. студии при Доме искусств (семинар поэзии, группу «Звучащая раковина», рук. Н. Гумилевым), был близок к лит. группе «Серапионовы братья», считался «младшим братом».
Лит. деятельность начинал стихами, принципиально традиционными по форме и тематике. В альм. «Ушкуйники» (Пг., 1922), изд. Ч. на собств. средства, вперв. опубл. 3 стих. («Над золотыми куполами...», «И горят огни во храме...», «К душе» ), подписанные псевд. - Н. Радищев. В том же году неск. стих., появилось в лит. приложении к газ. «Накануне» (Берлин. 1922. № 6. 4 июня), в ж. «Совр. обозрение» (Пг., 1922. № 2). Поэтич. опыты Ч. получили поддержку М. Горького («...Мне очень нравится его „Козленок”» - в письме М. Слонимскому от 13 марта 1923), опубликовавшего поэму «Козленок» в берлинском ж. «Беседа» (1923. № 1), и В. Ходасевича, друга и наставника Ч. («По словам В. Ходасевича <...> большие надежды возбуждает юноша Чуковский», - писал Горький в ст. «Группа „Серапионовы братья”»). Печ. стихи в ж. «Русский современник» (Л., 1924. № 3), «Ленинград» (Л., 1924. № 23), «Красный ворон» (Л., 1924. № 3); участвовал в сб. «Звучащая раковина» (Л., 1922), «Собр. стихотворений» (Л., 1926), «Костер» (Л., 1927), «Ларь» (Л., 1927). Единственный сб. стихов «Сквозь дикий рай» (Л., 1928), посвящ. красоте природы, «жизни простому значенью», был несозвучен времени социальных изменений и воспринимался как некий вызов официальной лит-ре («Что ж! о торжественном и вечном / Поют немногие у нас»). Критика отметила влияние поэтики А. Блока, В. Ходасевича, Б. Пастернака (Ин. Оксенов), «настроения внутренней эмиграции», поиски «забвения в мистических сферах» и «махрово-реакционное мировоззрение автора» (А. Кондаков).
Пробовал сочинять стихи для детей, изд. небольшими книжками («Беглецы» ,«Звериный кооператив» ,«Ваша кухня» , все - 1925; «Веселые работники» , 1929; «Огород» , 1929), о кот. впоследствии отзывался неодобрительно: «Помнить их не стоит, они слабы» (Письмо Д. А. Берман от 6 марта 1962). Сотрудничал в детских ж. «Еж», «Мурзилка». Тогда же занялся переводами с англ. (С. Грэхам, А. К. Дойл, Д. Лоуренс); перв. перевод кн. Э. Берроуз «Сын Тарзана» (Пг., 1924) был выполнен в соавт. с сестрой - Л. Чуковской.
Во втор. пол. 1920-х основной обл. лит. деятельности Ч. избирает прозу, продолжая работать в детской лит-ре. В эти годы напис. веселые повести для детей и юношества «Танталэна» (1925), «Приключения профессора Зворыки» (1926), «Разноцветные моря» ,«Русская Америка» ,«Тревожная ночь» (все - 1928). В 1926 поступил на Высшие гос. курсы искусствоведения при Лен. ин-те истории искусств, окончил в 1930. Перв. значительный лит. успех принесли биогр. повести о знаменитых мореплавателях: «Капитан Джеймс Кук» (1927), «Навстречу гибели. Повесть о плавании и смерти капитана Лаперуза» (1929), «Путешествие капитана Крузенштерна» (1930), позднее объединенные в кн. «Водители фрегатов» (Л., 1941).
На рубеже 1920−30-х Ч. оставляет детскую лит-ру, осн. темой становятся судьбы современников, обыкновенных людей, живущих в переломные ист. моменты либо показанных в подчеркнуто обыденных, но нелегких обстоятельствах («будничный героизм»). В этот период определился стиль Ч., тяготеющий к традициям классической лит-ры: обстоятельный рассказ-хроника с незамысловатым сюжетом, отчетливой композицией, скрупулезным описанием будничной повседневности, строгим, сдержанным тоном.
Перв. произведения Ч. - социально-психологич. роман «Юность» (Л., 1930), сб. рассказов и повестей «В солнечном доме» (1931), «Повести» (М., 1933) - получили негативную оценку офиц. критики, упрекавшей автора в «ограниченности кругозора», пессимистическом мировосприятии, абстрактном изображении новых людей и событий, порожденных революцией (В. Друзин). Роман «Юность» повествует о судьбе юношей, бывших гимназистов, вступающих в жизнь после революции и не сумевших найти своего места в ней. Попытка Ч. выйти на широкие соц. темы отразилась в цикле ист.-рев. романов 1930-х о Гражданской войне: роман «Слава» (1935) - о кронштадтском восстании, нэпе и реконструктивном периоде экономики; «Княжий угол» (1937) - о борьбе с антоновщиной (крестьянское восстание 1920–21 на Тамбовщине под рук. А. Антонова); «Ярославль» (1938, новая ред. - 1949) - об антисов. восстании в Ярославле в июле 1918. Отмечая пассивно-созерцательное отношение к событиям, незрелость реалистич. метода писателя, проявившиеся в двух перв. романах, офиц. критика оценила роман «Ярославль» как «истинный историко-революционный», «подлинно-реалистический», «поворотный» в тв-ве Ч., и впервые заговорила о лит. одаренности автора (М. Цейтлин). Среди переводч. работ 1930-х - «Черная стрела» и «Остров сокровищ» Р. Стивенсона (1935), «Янки при дворе короля Артура» и «Принц и нищий» М. Твена (1936; в соавт. с К. Чуковским), рассказы Ч. Робертса и Э. Сетона-Томпсона, «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу (1941).
В 1939–40 участвовал в советско-финляндской войне, работал корр. газ. «Красный Балтийский флот». В нач. Великой Отеч. войны входил в состав оперативной группы писателей при ПУБАЛТе, жил в блокадном Л-де, корреспонденции печ. в газ. «Красный флот», «Правда». Ч. всю войну провел в действующей армии, с окт. 1943 – инструктор Главного политуправления ВМФ СССР, Управления военно-морского изд-ва. Был ранен, закончил службу в составе воздушной дивизии в Германии. Награжден боевыми орденами и медалями. Квартира Ч. в Л-де была разбомблена, после демобилизации в 1946 жил в М.
Фактический мат-л, собранный в общении с морскими летчиками, послужил основой повести «Девять братьев» (1943), очерков и рассказов, вошедших в его сб. «На защите Л-да» (1943), «Ночи на острове» (1945).
В последующие годы тема «будничного» героизма в годы Отеч. войны стала одной из основных в тв-ве Ч. По повести «Морской охотник» (1945) в 1954 был поставлен фильм для детей. Очерки и рассказы о воен. летчиках и моряках вошли в кн. «Талисман» (1947). Одним из лучших произведений о Великой Отеч. войне стал роман Ч. «Балтийское небо» (1955) - о героизме летчиков Балтфлота, защитников осажденного Л-да (работал над романом с 1946 по 1954). Роман принес Ч. широкую известность среди читателей и одобрение критики, назвавшей его ярким лит. событием. При жизни автора выдержал неск. изданий (9-е изд. - 1965), переведен на иностр. яз.; в 1960 по роману снят 2-х серийный худож. фильм с участием М. Ульянова, Л. Гурченко, М. Козакова, Р. Быкова, П. Глебова («Ленфильм», реж. В. Венгеров).
Во втор. пол. 1950-х обращается к нравственно-психологич. проблемам воен. и послевоен. времени: повести «Последняя командировка» (1955–57), «Трудна любовь» (1959). Повестям и рассказам Ч. 1960-х, посвящ. теме любви, свойственен тонкий психологизм в раскрытии чувств. В повести «Варя» (1957), рассказах «Мост» (1961), «Последний разговор» (1962), «Неравный брак» (1963), «Цвела земляника» (1965), «Девочка Жизнь» (1964) развивается мотив жертвенного героизма любви, источника неистребимой жизненной силы. Созданные Ч. женские образы покоряют читателя душевной чистотой, талантом самоотверженной, деятельной любви. Приметным явлением в лит. жизни стал сб. «Избранное» (1963), куда Ч. включил лучшие произведения, написанные на протяжении трех десятилетий. Собранные вместе, они неожиданно открыли читателю мудрую, высокочеловечную прозу Ч.
С кон. 1950-х писал воспоминания. Очерки о лит. Петрограде-Ленинграде 1920–30-х и лит. портреты писателей, отличающиеся меткостью и неожиданностью характеристик, составили кн. «Лит. воспоминания» (1989), ставшую одним из лучших прозаич. произведений Ч. и заметным явлением в мемуаристике. В 1950–60-е Ч. большое значение придавал переводч. деятельности (венгерская, польская, грузинская, армянская, украинская поэзия), считал искусство перевода сходным с волшебством (Мастерство перевода. 1969: Сб.
Соч .: Избранное / Вст. ст. Н. Жданова. М., 1963; Балтийское небо / Послесл. А. Дымшица. М., 1961 (2005, 2010); Время на крыльях летит...: Избр. переводы / Предисл. В. Левика. М., 1967; Девочка Жизнь: Повесть и рассказы. М., 1970 (1984); Избр. произведения: В 2 т. / Предисл. Н. Атарова. М., 1977; Лит. воспоминания. М., 1989; Балтийское небо: Рассказы. М., 1991; Потаенное / Вст. ст. Т. Бек; публ. Д. Чуковского // Новый мир. 2003. № 7; Балтийское небо: В 2 кн. М., 2005; О том, что видел / Вст. ст., подгот. текста и комм. Е. Никитина. М., 2005; Водители фрегатов. М., 2006 (2008, 2011); Морской охотник. М., 2007; Капитан Крузенштерн. 2-е изд. М., 2010; В осаде: Докум. повесть // Юность. 2010. № 5; Девять братьев. М., 2010; Воспоминания Николая и Марины Чуковских / сост., предисл. Е. Ивановой. М., 2015.
Лит.: Трефилова Г. Подвиг любви // Новый мир. 1963. № 12; Успенский Л. Писатель и человек // Чуковский Н. Цвела земляника. М., 1970; Слонимский М. Николай Чуковский // Нева. 1980. № 2; Якушева Г. Чуковский Николай Корнеевич // Русские писатели ХХ в.: Биогр. словарь / Гл. ред. и сост. П. Николаев. М., 2000; Огнев В. Раздвижение пространства. Портрет Николая Чуковского // Дружба народов. 2005. № 11; Никитин Е. Неизвестный поэт - Николай Чуковский // Лит. учеба. 2009. № 3; Никитин Е. Война в жизни и тв-ве Н. Чуковского // Библиография. 2010. № 5.
Т. Кукушкина