Чуковский Николай Корнеевич


ЧУКО́ВСКИЙ Николай Корнеевич [20.5(2.6).1904, Одесса - 4.11.1965, М.] ― прозаик, переводчик.

Сын Корнея Чуковского. Брат Лидии Чуковской. Детские и юношес­кие годы прошли в СПб. и Куоккале. По окончании в 1921 Тенишевского училища поступил на историко-филологич. (тогда общест­венно-педагогич.) фак-т Пг. ун-та, кот. оставил в 1924, не окончив. В 1919–21 посещал занятия лит. студии при Доме искусств (семинар поэзии, группу «Звучащая раковина», рук. Н. Гумилевым), был близок к лит. груп­пе «Серапионовы братья», считался «младшим братом».

Лит. деятельность начинал стихами, прин­ципиально традиционными по форме и тема­тике. В альм. «Уш­куйники» (Пг., 1922), изд. Ч. на собств. средства, вперв. опубл. 3 стих. («Над золотыми куполами...», «И горят огни во храме...», «К душе» ), подписанные псевд. - Н. Радищев. В том же году неск. стих., появилось в лит. приложении к газ. «Накануне» (Берлин. 1922. № 6. 4 июня), в ж. «Совр. обозрение» (Пг., 1922. № 2). Поэтич. опыты Ч. по­лучили поддержку М. Горького («...Мне очень нравится его „Козленок”» - в письме М. Слонимскому от 13 марта 1923), опубликовавшего поэму «Козленок» в берлинском ж. «Бесе­да» (1923. № 1), и В. Ходасевича, друга и наставника Ч. («По словам В. Ходасевича <...> большие надежды возбуждает юноша Чуков­ский», - писал Горький в ст. «Группа „Серапионовы братья”»). Печ. стихи в ж. «Русский современник» (Л., 1924. № 3), «Ленин­град» (Л., 1924. № 23), «Красный ворон» (Л., 1924. № 3); участвовал в сб. «Звучащая раковина» (Л., 1922), «Собр. стихотворе­ний» (Л., 1926), «Костер» (Л., 1927), «Ларь» (Л., 1927). Единственный сб. стихов «Сквозь дикий рай» (Л., 1928), посвящ. красоте природы, «жизни простому значенью», был несозвучен времени соци­альных изменений и воспринимался как не­кий вызов официальной лит-ре («Что ж! о торжественном и вечном / Поют немногие у нас»). Критика отметила влияние поэтики А. Блока, В. Ходасевича, Б. Пастернака (Ин. Оксенов), «настроения внут­ренней эмиграции», поиски «забвения в мис­тических сферах» и «махрово-реакционное мировоззрение автора» (А. Кондаков).

Пробовал сочинять стихи для детей, изд. небольшими книжками («Бег­лецы» ,«Звериный кооператив» ,«Ваша кухня» , все - 1925; «Веселые работники» , 1929; «Огород» , 1929), о кот. впоследствии отзывался неодобри­тельно: «Помнить их не стоит, они слабы» (Письмо Д. А. Берман от 6 марта 1962). Сотрудничал в детских ж. «Еж», «Мурзилка». Тогда же за­нялся переводами с англ. (С. Грэхам, А. К. Дойл, Д. Лоуренс); перв. перевод кн. Э. Берроуз «Сын Тарзана» (Пг., 1924) был выполнен в соавт. с сестрой - Л. Чу­ковской.

Во втор. пол. 1920-х основной обл. лит. деятельности Ч. избирает про­зу, продолжая работать в детской лит-ре. В эти годы напис. веселые повести для де­тей и юношества «Танталэна» (1925), «Приключения профессора Зворыки» (1926), «Разноцветные моря» ,«Русская Америка» ,«Тревожная ночь» (все - 1928). В 1926 поступил на Высшие гос. кур­сы искусствоведения при Лен. ин-те истории искусств, окончил в 1930. Перв. значительный лит. успех принесли биогр. повести о знаменитых морепла­вателях: «Капитан Джеймс Кук» (1927), «Навстречу гибели. Повесть о плава­нии и смерти капитана Лаперуза» (1929), «Путешествие капитана Кру­зенштерна» (1930), позднее объединен­ные в кн. «Водители фрегатов» (Л., 1941).

На рубеже 1920−30-х Ч. оставляет дет­скую лит-ру, осн. темой становятся судь­бы современников, обыкновенных людей, живущих в переломные ист. моменты либо показанных в подчеркнуто обыден­ных, но нелегких обстоятельствах («буднич­ный героизм»). В этот период определился стиль Ч., тяготеющий к традициям классиче­ской лит-ры: обстоятельный рассказ-хроника с незамысловатым сюжетом, отчетливой ком­позицией, скрупулезным описанием буднич­ной повседневности, строгим, сдержанным тоном.

Перв. произведения Ч. - социально-психологич. роман «Юность» (Л., 1930), сб. рассказов и повестей «В солнечном доме» (1931), «Повести» (М., 1933) - получили негативную оценку офиц. критики, упрекавшей автора в «ог­раниченности кругозора», пессимистичес­ком мировосприятии, абстрактном изображении новых людей и событий, порожденных революцией (В. Друзин). Роман «Юность» повествует о судьбе юно­шей, бывших гимназистов, вступающих в жизнь после революции и не сумевших най­ти своего места в ней. Попытка Ч. выйти на широ­кие соц. темы отразилась в цикле ист.-рев. романов 1930-х о Гражданской войне: роман «Слава» (1935) - о кронштадтском восстании, нэпе и реконструктивном периоде эконо­мики; «Княжий угол» (1937) - о борьбе с антоновщиной (крестьянское вос­стание 1920–21 на Тамбовщине под рук. А. Антонова); «Яро­славль» (1938, новая ред. - 1949) - об антисов. восстании в Яро­славле в июле 1918. Отмечая пассивно-созер­цательное отношение к событиям, незрелость реалистич. метода писа­теля, проявившиеся в двух перв. романах, офиц. критика оценила роман «Ярославль» как «истинный историко-революционный», «подлинно-реалистический», «поворотный» в тв-ве Ч., и впервые заговорила о лит. одаренности автора (М. Цейтлин). Среди пе­реводч. работ 1930-х - «Черная стре­ла» и «Остров сокровищ» Р. Стивенсона (1935), «Янки при дворе короля Артура» и «Принц и нищий» М. Твена (1936; в со­авт. с К. Чуковским), рассказы Ч. Робертса и Э. Сетона-Томпсона, «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу (1941).

В 1939–40 участвовал в советско-финляндской войне, работал корр. газ. «Красный Балтийский флот». В нач. Великой Отеч. войны входил в состав оперативной группы писателей при ПУБАЛТе, жил в бло­кадном Л-де, корреспонденции печ. в газ. «Красный флот», «Правда». Ч. всю войну провел в действующей армии, с окт. 1943 – инструктор Главного политуправления ВМФ СССР, Управления военно-морского изд-ва. Был ранен, закончил службу в составе воздушной дивизии в Германии. Награжден боевыми орденами и медалями. Квартира Ч. в Л-де была разбомблена, после демобилизации в 1946 жил в М.

Фактический мат-л, собранный в обще­нии с морскими летчиками, послужил осно­вой повести «Девять братьев» (1943), очерков и рассказов, вошедших в его сб. «На защите Л-да» (1943), «Ночи на ост­рове» (1945).

В последующие годы тема «будничного» героизма в годы Отеч. войны стала одной из основных в тв-ве Ч. По повести «Морской охотник» (1945) в 1954 был поставлен фильм для де­тей. Очерки и рассказы о воен. летчиках и моряках вошли в кн. «Талисман» (1947). Одним из лучших произведений о Великой Отеч. войне стал роман Ч. «Бал­тийское небо» (1955) - о героизме летчи­ков Балтфлота, защитников осажденного Л-да (работал над романом с 1946 по 1954). Роман принес Ч. широкую известность среди читателей и одобрение критики, на­звавшей его ярким лит. событием. При жизни автора выдержал неск. изданий (9-е изд. - 1965), переведен на иностр. яз.; в 1960 по роману снят 2-х серийный худож. фильм с участием М. Ульянова, Л. Гурченко, М. Козакова, Р. Быкова, П. Глебова («Ленфильм», реж. В. Венгеров).

Во втор. пол. 1950-х обращается к нравственно-психологич. проблемам воен. и послевоен. времени: повести «Последняя командировка» (1955–57), «Трудна любовь» (1959). Повестям и рассказам Ч. 1960-х, посвящ. теме любви, свойственен тонкий психо­логизм в раскрытии чувств. В повести «Варя» (1957), рассказах «Мост» (1961), «Последний разговор» (1962), «Не­равный брак» (1963), «Цвела земляника» (1965), «Девочка Жизнь» (1964) развивается мотив жертвенного геро­изма любви, источника неис­требимой жизненной силы. Созданные Ч. женские образы покоряют читателя душевной чисто­той, талантом самоотверженной, деятельной любви. Приметным явлением в лит. жизни стал сб. «Избранное» (1963), куда Ч. вклю­чил лучшие произведения, написанные на протяжении трех десятилетий. Собранные вместе, они неожиданно открыли читателю мудрую, высокочеловечную прозу Ч.

С кон. 1950-х писал воспоминания. Очерки о лит. Петрограде-Ленинграде 1920–30-х и лит. портреты писателей, отли­чающиеся меткостью и неожиданностью ха­рактеристик, составили кн. «Лит. воспоминания» (1989), ставшую одним из лучших прозаич. произведений Ч. и заметным явлением в мемуаристике. В 1950–60-е Ч. большое значение придавал переводч. деятельности (венгер­ская, польская, грузинская, армянская, укра­инская поэзия), считал искусство перевода сходным с волшебством (Мастерство перево­да. 1969: Сб. 6. М , 1970). Несомнен­ной удачей стали переводы стихов Ш. Петефи, сб. Ю. Тувима «Цветы Польши». Лучшие переводы Ч. включил в сб. «Время на кры­льях летит...» (1967). В посл. годы жизни мн. внимания уделял лит.-организац. работе: избирался членом правления СП СССР и правления СП РСФСР, членом правления изд-ва «Сов. писатель»; возглавлял сек­цию переводчиков СП. Награжден орде­ном Трудового Красного Знамени (1965).

Соч .: Избранное / Вст. ст. Н. Жданова. М., 1963; Балтийское небо / Послесл. А. Дымшица. М., 1961 (2005, 2010); Время на крыльях летит...: Избр. переводы / Предисл. В. Левика. М., 1967; Девочка Жизнь: Повесть и рассказы. М., 1970 (1984); Избр. произведения: В 2 т. / Предисл. Н. Атарова. М., 1977; Лит. воспомина­ния. М., 1989; Балтийское небо: Рассказы. М., 1991; Потаенное / Вст. ст. Т. Бек; публ. Д. Чуковского // Новый мир. 2003. № 7; Балтийское небо: В 2 кн. М., 2005; О том, что видел / Вст. ст., подгот. текста и комм. Е. Никитина. М., 2005; Водители фрегатов. М., 2006 (2008, 2011); Морской охотник. М., 2007; Капитан Крузенштерн. 2-е изд. М., 2010; В осаде: Докум. повесть // Юность. 2010. № 5; Девять братьев. М., 2010; Воспоминания Николая и Марины Чуковских / сост., предисл. Е. Ивановой. М., 2015.

Лит.: Трефилова Г. Подвиг любви // Новый мир. 1963. № 12; Успенский Л. Писатель и че­ловек // Чуковский Н. Цвела земляника. М., 1970; Слонимский М. Николай Чуковский // Нева. 1980. № 2; Якушева Г. Чуковский Нико­лай Корнеевич // Русские писатели ХХ в.: Биогр. словарь / Гл. ред. и сост. П. Николаев. М., 2000; Огнев В. Раздвижение пространства. Портрет Николая Чуковского // Дружба народов. 2005. № 11; Никитин Е. Неизвестный поэт - Николай Чуковский // Лит. учеба. 2009. № 3; Никитин Е. Война в жизни и тв-ве Н. Чуковского // Библиография. 2010. № 5.

Т. Кукушкина

  • Чуковский Николай Корнеевич