Чумандрин Михаил Федорович
ЧУМА́НДРИН Михаил Федорович (псевд. М. Ч., Мих. Ч-н, Мих. Чумов) [18(5).9.1905, Тула - 4.2.1940, Карелия] - прозаик, драматург, публицист.
Родился в семье рабочего-котельщика. Рано потеряв отца, воспитывался в детском доме Новосильского у. Тульской губ. Весь сознательный период жизни Ч. прошел в Л-де, куда приехал в 1923. В 1925 поступил на з-д «Красный гвоздильщик» рабочим-прессовщиком. Одновременно стал работать в заводской многотираж. печати (ред.) и сотрудничать с ред. ж. «Юный пролетарий». С кон. 1920-х - один из руководителей ЛАПП, наиболее непримиримых руководителей ЛАПП. Ред. ж. «Ленинград» (1930–31) и газ. «Наступление». Член ВКП(б) с 1927. По отзывам современников, имя Ч. звучало тогда для лен. интеллигентов «грозно и страшно». «Самоуверенный, темпераментный, с самыми крайними левацкими взглядами... Он не признавал русских классиков, потому что они были дворяне, не признавал переводной литературы, потому что она сплошь буржуазная... Нетерпимость его была искренняя» (Н. Чуковский).
В 1935–36 жил на Дальнем Востоке. По возвращении в Л-д в 1936–37 был зав. репертуарным отделом БДТ им. М. Горького.
Творч. путь Ч. начался рано. Первый почти лит. опыт относится к 1919, когда он представил в Тульский губернский отдел соц. обеспечения, в ведении кот. находился детский дом, не заявление, а «рассказ среднего размера». Перв. настоящим шагом в лит-ру считал повесть « Склока », напис. в 1926 и опубл. в сб. с неск. рассказами в 1930.
Тв-во начинающего рабочего автора было замечено и поддержано М. Горьким. Особого внимания удостоился рассказ « Глухарь ».
Рапповская критика не только восторженно приняла тв-во молодого писателя, но даже сравнивала его с Л. Толстым и Э. Золя. Ч. не без оснований считал себя последователем Ф. Гладкова («Цемент»). Темы переделки частнособственнич. психологии в среде рабочих («Склока»), борьбы с «оппортунистическим перерождением» рабочих, руководителей предприятий в период нэпа (« Родня», «Фабрика Рабле», «Бывший герой ») отвечали настроению нового читателя. Несмотря на сочувственное отношение к его произведениям читателей, автор самокритично считал их слабыми. При переизд. попытался избавиться от схематизма характеров, второстепенных деталей и т.д. Большую помощь в подготовке новых изд. писателю оказывали Ю. Лебединский и А. Фадеев. Однако избежать схематичности характеров в полной мере не удавалось. Отчасти причина заключалась в прямолинейности взглядов поколения, к которому принадлежал сам автор, что отмечали хорошо знавшие его современники (Стенич, Чуковский, Штейн). «Литература была для Чумандрина необходимостью,- вспоминал А. Штейн.- Помню, Алексей Толстой в Детском Селе при мне говорил ему по поводу одной из его книг: „Очень много здесь лишнего, очень много вы испортили. И все-таки хочется ее дочитать до конца. А знаете - отчего? Есть какая-то в ней терпкость”. И под конец сказал: „Вы пишете не от баловства”». Лучшим своим произведением Ч. считал повесть « Белый камень », написанную в 1932 и в рукописи представленную для рецензии Горькому. В центре повествования - Андрей Опочинский, герой пролетарской революции, чудом выживший после расстрела, один из лучших путиловских рабочих. Конфликт начинается с того, что трудовой коллектив упрекает рабочего в малодушии за отказ ехать на строительство Сталинграда. Не без мучительных сомнений Андрей Опочинский оставляет «хорошую работу, подходящую квартиру и своих парней» и отправляется в Заполярье, в Белый Камень, на строительство обогатительной фабрики. Здесь под влиянием умных руководителей стройки в противостоянии с приехавшими на строительство пьяницами, лодырями, рвачами происходит становление личности, характера героя. Вырабатывается умение организовать наст. трудовой коллектив и настроить его на производительный труд.
Значительную часть творч. наследия Ч. представляет публицистика. В 1931 выходит сб. « Путиловские дневники », куда вошли мат-лы, опубл. автором на страницах ежедневной заводской газ. «На штурм 12 тысяч». Для рассказа о выполнении плана по выпуску тракторов путиловцами Ч. нашел интересный прием: он писал от имени немецкого рабочего-металлиста Густава Нейкранца, якобы специально приехавшего на советский з-д, чтобы ознакомиться с опытом работы коллектива. Он не только описывал труд передовиков производства. Внимательный взгляд корреспондента не упускал неполадки, нарушения дисциплины. Не осталась без внимания работа товарищеского суда, учинявшего спрос с прогульщиков и лодырей. Так, благодаря очеркам и зарисовкам, герои кот. часто выводились под своими фамилиями, складывался психол. портрет нового типа рабочего - с новым отношением к труду, людям, трудовому коллективу. Найденный Ч. худож. прием оказался настолько удачным, а мат-лы убедительными, что с «немецким» корреспондентом пожелало встретиться руководство з-да. А секретарь парткома намеревался рекомендовать его к вступлению в большевистскую партию.
В 1931 побывал в Германии, впечатления о кот. составили кн. очерков « Германия » (1933). Значительную роль в работе над ней сыграл Горький, подсказавший автору неск. тем (главы « Приличная жизнь», «Собственность», «Обитаемый остров » и др.), давший советы по композиционному оформлению написанного. Книга Ч. стала одной из немногих в сов. лит-ре, запечатлевших предвоен. Германию. Оставшаяся переписка Ч. с Горьким обширна.
Ч. не знал творч. простоев. «Он любил литературу и театр почти как жизнь - фанатично» (А. Штейн). Реализация очередных худож. замыслов, переработка (иногда до 5–6 раз) изданного ранее, освоение новых родов лит-ры (напр., драматургии) убедительно свидетельствуют о работоспособности автора. Автор пьес « 68-я параллель » (1933), « Бикин впадает в Уссури » (1939), « Стойбище Митахеза » (1940). Выступал по вопросам лит-ры и искусства - « Мой творч. опыт - рабочему автору » (1933).
Значительную часть задуманного осуществить не удалось. Остались ненаписанными романы о Л. Н. Толстом, С. М. Кирове, о будущем Л-да, гротесковая комедия и др.
В нач. сов.-финляндской войны 1939–40 ушел добровольцем в армию. Был назначен комиссаром горно-стрелковой дивизии. Погиб в бою. Посмертно награжден орденом Ленина.
Имя П. занесено на мемориальную доску в лен. Доме писателей вместе с именами др. литераторов, погибших на фронтах Великой Отеч. войны.
Архив хранится в ЦГАЛИ СПб. Ф. 426, 23 ед. хр., 1931–72 гг. и включает рукописи: пьеса « Талант » (1938), «Дневник 1938», заметка (1940), записки (1936), письма, биография, список произведений писателя (б/д), фотографии и др.
«Чумандрин был умный, сложный, искренний человек, созданный революцией и воинственно преданный ей» (Н. Чуковский).
Жена - Чумандрина Мария А<лександровна?>, член секции переводчиков ВСП с дек. 1931 (ЛО).
Проживал в Л-де в Доме-коммуне инженеров и писателей, т.н. «Слеза социализма», на ул. Рубинштейна, д. 7.
Соч.: Склока. М.-Л., 1927 (1930); Родня: Повесть Л., 1927, и др. изд.; Фабрика Рабле: Роман. Л., 1928, и др. изд.; Бывший герой: Роман. Л., 1930; Дела и люди: Очерки. М.-Л., 1931; Мои путиловские дневники. М.-Л., 1931 (1932); Ленинград: Роман. М.-Л., 1931; Равнодушный Матвей: Повесть. М., 1931; Белый камень: Повесть. М.-Л., 1932; Улица Стачек,
Лит.: Авраменко И. Взрывная мощь железа и бетона // За сов. Родину: Памяти лен. писателей, погибших во время Великой Отеч. войны. Л.: Лен. газ.-журн. и кн. изд-во, 1949; Трифонова Т. Михаил Чумандрин // Там же; А. М. Горький - М. Ф. Чумандрину // А. М. Горький. СС: В 30 т. Т.
Т. Савинкова