Чупров Олег Акимович


ЧУПРÓВ Олег Акимович (наст. имя Альберт) [7.3.1939, с. Объячево Прилузского района Коми АССР] - поэт.

Отец, Аким Иванович, получил юридическое образование, воевал на Ленинградском фронте, получил тяжелое ранение, потерял руку. Мать, Екатерина Ивановна, по национальности коми, - воспитатель в детском интернате. Маленького сына крестили в тайне от отца, с наречением имени Григорий. Этому событию Ч. посвятил стихотворение « Два имени » (в кн. Ч. « Вот – Россия моя », М., 1994). Примечательна история возникновения имени Олег: первые публикации автор печатал под своим именем «Альберт Чупров», но ленингр. поэт А.Чепуров предложил молодому литератору поменять его во избежание путаницы, и последующие произведения поэт публиковал под новым именем Олег.

Детство и юность прошли в Усть-Цильме, где после окончания школы трудился разнорабочим на стройке. В 1959 поступил на филол. фак-т ЛГУ, с третьего курса перевелся на заочное отд. Лит. ин-та им. М. Горького (закончил в 1972). Работал корр. в газ., был зам. гл. ред. газ. «Смольнинский меридиан», «Время», возглавлял отдел культуры газ. «Народная правда» (1990–93), отв. секретарем (с 1998) и председателем ред. совета (с 2005) ж. «Медный всадник».

Перв. публикация - в газ. «Молодёжь Севера» (1958). В 1963 и 1965 принимал участие в конф. молодых писателей Северо-Запада. Печатался в лен. газ., альм. «День поэзии» (1963–70), ж. «Наш современник», «Молодая гвардия», «Север», «Аврора», «Костёр», «Вертикаль» и др. В стихах Ч. «светлая интонация, какая-то добрая, подкупающая улыбка, радость и любовь к своей земле, к отчему краю сквозила в каждом слове» (Н. Рачков). После полосы публикаций ярких, самобытных стихов, мн. из кот. перекладывали на музыку изв. композиторы, Ч. надолго ушел во «внутреннюю эмиграцию», писал в стол. Кн. стихов пролежала в изд-ве около 20 лет. Перв. две кн. вышли в Сыктывкаре: « Свидание с отцом » (1989) и « Олененок на асфальте » (1991).

С. Воронин определил Ч. как «приверженца национальной культуры, точно и тонко чувствующего слово, поэта жизни» (Цит. по: «Душа печальна, но светла»). «”Края, любимые до слез…” Вот и ключик, которым открывается кладовая сокровищ поэзии Олега Чупрова <…> неизбывная, всепоглощающая любовь к своей земле и Родине…» (Дроздов И. // «Душа печальна, но светла»). В стих. Ч. повторяется образ окна, из кот. «открывается тот мир, что вдали, мир духовного бытования его поэзии, его души» и всей страны (Т. Батурина).

Два центра равноправны в его тв-ве: родное село Усть-Цильма и СПб., где прожил полвека. «…Что моя муза - Усть-Цильма, я понял вдали от нее, здесь в Ленинграде. Получается - не было бы Питера… не было бы и стихов о Севере» («Окно в осенний сад»). Предельный драматизм при скупых изобразительных средствах отличает стихи о тяжелых послевоен. годах деревни. Новое зрение, постигающее всю меру людского страдания, проявляется в стихах о тетке Матрене: «…И, присев на щербатом порожке, / Вскинет к Богу глаза воспаленные. / Вот - Россия моя… Не матрешки, / Не ансамбли краснознаменные!» (« Русь моя - расписные матрешки »). Ч. знакомит с родным домом, вспоминает мать, находя пронзительные строки: «Ты никуда не уходила! / Но позабыл об этом я... / Там, на холме - твоя могила, / А здесь в избе - душа твоя!» (« Мама »). В стихах о детстве, «обходясь почти без тропов, он достигает большой искренности поэтического высказывания» (Н. Пантелеймонов). Сильное по эмоц. накалу стих. « Старуха » становится эпически-философским: одинокая, в глухой деревне женщина, у кот. двух сыновей и мужа не вернула война:«…Только ночью вздрогнет от стука, / Перекрестится, сядет впотьмах, / И опять - подушку в руках / Держит бережно, / словно внука…»

Любя земляков, Ч. не идеализирует их - и у деревни, как с горечью замечает он, «засыхает на корню душа». В стихах о родном севере проступают чистые краски северного неба, прозрачной Печоры. Полное слияние с природой («Сердцем вдыхая полночный покой, / Сам становлюсь постепенно рекой») роднит поэта с Есениным. Ч. справедливо относят к певцам «малой родины», и рубцовская традиция явственна в его стих. « В печке трещат дрова… », « Горница » и др. Но и здесь Ч. самостоятелен. В стих., открывающемся цитатой из Рубцова « Россия! Русь! Храни себя, храни! », Ч. полемизирует с этим манифестом-завещанием. Страна не вняла голосу своего певца, «…и Бог Россию явно не хранит…», - потому что поэт «Хранить Россию - завещал Руси! / А надо бы сие доверить Богу…»

В 2001 Ч. стал автором гимна лен. воен. округа, в 2002 - победителем конкурса на лучший текст для «Гимна великому городу» на музыку Р. Глиэра. Из почти 300 текстов большинство членов жюри, состоящего из почетных граждан СПб., поддержали текст Ч.: « Державный град, возвышайся над Невою! Как дивный храм, ты сердцам открыт… », ставший официальным гимном СПб. Ч. стремился к поэтич. обобщению истории, подбору емких и точных слов, желая «увериться в честности каждого слова». Вместе с тем решал задачу, чтобы стихи пелись легко и «были понятны каждому человеку». Ранее сам Ч., разбирая поданные на конкурс тексты гимна России (на муз. М. Глинки), выступил с критикой Е. Евтушенко, И. Резника и Р. Казаковой за обилие штампов («Буряхбет», или Быть ли гимну в России // Лит. Петербург. 1998. № 1).

Образ СПб. в поэзии Ч. амбивалентен, что традиционно для рус. классики XIX–XX ст. Наряду с определениями «дивный», «вечно молодой», «прекрасный», «несокрушимый» в описаниях города на Неве встречаются и иные эпитеты: «каменный, железный <…> грязный, затрапезный» (« В этом каменном, железном »); в стих. « Вид из окна » он предстает в облике «помойки, стройки и ларька», к кот. бредут «бомжи и урки». С годами Ч. все чаще с теплотой вспоминает о своей малой родине: «Нева хороша, но не в счет ― / Душе до сих пор не открыта… / Печора, как память, течет / Без мрамора и без гранита!» (« Как вспомню Печору до дна… »).

Страстность, порывистость художника особенно присущи стихам Ч. о современности. «Видя с треском рушащийся мир, созданный трудами и подвигами отцов и дедов, автор упрекает себя за то, что мало отзывается на беды Отчизны, и потому с удвоенной силой поднимает протестующий голос в защиту ее счастья и благополучия» (Н. Пантелеймонов). Не желая терять веру в то, что « Душа осталась у народа », Ч. восклицает: «По-аглицки иль на иврите, / Не стоя медного гроша, / Нам о погибели не врите! / “Мы выстоим!” ― твердит душа», но все явственнее проступают сомнения, все сильнее боль о родной земле. Постоянной становится тема говорунов, краснобаев, особенно горько она звучит в иронич. стих. « Пасынки » («Тянули, голосили, / Уплыли в забытье… / Мы пели о России, / Мы пили за нее!»). Пропившие свою жизнь «патриоты» - «беспутные сыновья», кот. в финале стих. отпевает Россия. Поэт-гражданин, Ч. выступает как непримиримый противник компромиссов с совестью: «Только правду одну говори! Только правду одну ― не иначе! Никогда и ни в чем не хитри: Ни с друзьями... С врагами ― тем паче!»

Стих. « Вновь молчанием горло свело… » ― о гибели целого пласта культуры, трагедии поколения поэтов российских провинций: «Не поэт, а политик - в пророки! / Не оратай - оратор в цене!». «Сквозь все его книги проходит лейтмотивом тема неизбывной вины перед миром - перед образами отца, матери, любимой, да и перед самим собой», ― пишет А. Шевелев, определяя это кач-во поэзии Ч. как «лирический реализм самобезжалостности». Он ощутим в строках «Я сам в той церкви хохотал на кинофильме “Волга-Волга”!»; «Мы предали страну - танцуем на гробах!» и др. Философия бытия, размышления о жизни предстают в стихах Ч. в непринужденной, доступной форме, без пафоса и «указующего перста». Они скрашены юмором и самоиронией. Поэтому в конкретных приметах сегодняшнего мира, в сопоставлении полярных ценностей просвечивают извечные законы человеч. пути: «Восхищаюсь, конечно, ламбадой! / Ах, как девочка крутит задком! / А в церквушке стоят пред лампадой / Две согбенных старушки рядком».

Разносторонен в поэзии Ч. образ женщины, кот. посвящено множество стих. Часто для него женщина - «то ли мать, то ли сестра или возлюбленная - объект обожания, и слова, обращенные к ней, наполнены и особым смыслом, и особенно богатым ярко светящимся чувством. Иногда это грусть, воспоминание…» (Дроздов И. // «Душа печальна, но светла»). В стихах о любви - радость этого светлого чувства и горечь от несбывшихся мечтаний. Любовь редко бывает счастливой и чаще всего остается безответной, бесприютной. Одиноким поэт чувствует себя потому, что «искал не просто спутницу жизни, а Музу, которая окрыляла бы поэта» (Н. Пантелеймонов). Звучит горькая тема любви мимолетной, без глубоких чувств, скорой измены и забвения: «Спасибо вам, предавшие меня! <…> Ведь я и сам любил… и предавал» (« Их было много, разных и красивых… »).

В поэзии 1990–2000-х возникает рефлексия о своем пути, о конечности земного бытия; Ч. признается: «Я ощущаю одиночество и прячусь за иронией… В последнее время пишу более жестко. Жизнь, что ли, так повернулась, время свой отпечаток накладывает. Не могу писать с умилением». Книге « Окно в осенний сад » предпослано стих. « Листва редеет золотая… » ― о смысле своего тв-ва, своего пребывания в мире: «В прозрачной дымке облетает / Моя последняя листва… / Но, облетая, обретает / Исповедальные права! / В заветном слове отразится, / Аукнет в чьей-нибудь груди». Поэт открывает «окно в осенний сад души».

Разнообразит поэзию Ч. цикл « Из ночного дневника » ― ироничн. четверостишия, близкие то к частушке, то к афоризму, то к анекдоту: «Снова душу обрекаю / На глумление невежды, / Потому что облекаю / Душу - в белые одежды!»; «По России метет листва / То ль политиков, то ли шлюх! / И пожухлые их слова / Нам отнюдь не ласкают слух…»; «Пусть разобью в поклоне лоб, / Душа замрет на горькой ноте: / Град Китеж в озере утоп, / А Петербург застрял в болоте…»

В кн. очерков « Беседы при свечах » (2017) Ч. рассказывает о своих встречах с родственными по духу людьми, среди которых Игорь Горбачев, Илья Глазунов, митрополит Иоанн (Снычев), Владислав Чернушенко, Станислав Куняев, Геннадий Заволокин, Николай Бурляев и др.

Ч. - автор более ста песен, созданных в содружестве с изв. композиторами (Д. Тухманов, А. Кальварский, Г. Портнов, А. Морозов, Я. Дубравин, В. Марковский, О. Хромушин и др.). Среди исполнителей - М. Магомаев, Э. Пьеха, А. Миронов, М. Боярский, С. Захаров, Э. Хиль и др. Популярными стали песни « Матери наши », « Танго для двоих », « Прикосновение »; сам Ч. высоко оценил исполнение « Романса о России » («В заветный час, под небом синим…»), положенного на музыку Г. Свиридовым, в исп. Б. Штоколова. Критики единодушно отмечают напевность текстов Ч.: «Мелодика его стихов - тиха, но рельефна, незатейлива, но пронзительна и щемяща… музыка заключена внутри них самих» (В. Марковский // «Душа печальна, но светла»), как, напр., в строках «Эта тихая, чистая горница / Вся пронизана солнцем насквозь…»

Член СП с 1992, член Правления СПбО СП России с 1994, секретарь Правления СП России с 2004, член Высшего творч. совета СП России с 2009.

Лауреат Всесоюзного (1973) и Международного (1986) конкурсов песни, дипломант «Фестиваля песни им. А. Фатьянова» (2001), конкурса песни «Весна романса» (2001). Лауреат лит. премий им. К. Симонова (2000), А. Фатьянова (2003), св. кн. Александра Невского (2005), Г. Свиридова (2006), А. Прокофьева (2007), премии «Легенда» (2011). Удостоен ряда медалей, среди них «За выдающийся вклад в культуру Отечества» (2005), «За верность России» (2006). Проф. Международной Славянской Академии наук, образования и культуры (1997), академик и член Президиума Петровской Академии наук и искусств (2001). Заслуж. работник Республики Коми (2004). Центр. библиотеке с. Усть-Цильма, где родился Ч., присвоено имя поэта. Законодательное собр. СПб. наградило Ч. Почётным дипломом «За выдающийся вклад в культурное развитие СПб.».

Автор и ведущий цикла « Соловьиные песни России » на петербургск. радио. Сотрудничает с Цирком на Фонтанке как сценарист.

Соч.: Свидание с отцом. Сыктывкар, 1989; Оленёнок на асфальте. Сыктывкар, 1991; Звезда на дне колодца. СПб., 1992; Вот Россия моя. М., 1994; Новолуние. СПб., 1997; Окно в осенний сад. Сыктывкар, 2000; Танцующий осьминог. СПб., 2000; Гимн Санкт-Петербурга. СПб., 2003; Золотая карусель. СПб., 2004; Светлое небо над жизнью моей. Сыктывкар, 2007; Поющее сердце. СПб., 2009; Время листопада. СПб., 2011; Становлюсь рекой. СПб., 2012; Стихи // Созвездия катренов Петербурга / Гл. ред. и сост. Н. Н. Бутенко. Т. 3. СПб., 2013; Я готов медведем стать // Зубренок: Прилож. к газ. «Лит. Петербург». 2014. № 6; Стихи // Свет Победы: Сб. СПб., 2015; Свидание с отцом // Невский альм. 2015. № 3 (82); Малая Невка // Невский альм. 2016. № 2 (88); Беседы при свечах. СПб., 2017.

Дискография: Мой Петербург. СПб., 2003; Танго для двоих. СПб., 2003; Я иду по земле. СПб., 2007; Память с тобой танцует. СПб., 2012; На мотив белой ночи. СПб., 2012.

Лит.: Шевелев А. Притяжение Родины // Морская газ. Кронштадт, 1997. 27 дек.; Пантелеймонов Н. «Это - русская душа...» // Вести. 1998. 7 мая; Рачков Н. Цельный характер // Медный всадник. 1999. № 3; Филимонов А. Дом с окнами на вечность // Российская газ. 2002. 9 нояб.; Майборода Л. Олег Акимович Чупров. О народе судят по песням // Медный всадник. 2002. № 3; «Душа печальна, но светла»: О тв-ве поэта Олега Чупрова / Сост. А. Субетто. СПб., 2005; Добрынина Г. Душа печальна и светла // Ты в моей судьбе: Ист.-биогр. очерки. Сыктывкар, 2006; Демидов В. Вглядываюсь в жизнь из-под руки // Медный всадник. 2007. № 5; Батурина Т. Заветный колодец. «И пишу о смысле жизни аскетическими стихом» // Батурина Т. Ратоборцы слова. СПб., 2008; Попов А. Помолиться призрачной звезде // Арт. Сыктывкар, 2009. № 1; Ионин Г. Голос поэта // Петерб. лит-ра на рубеже веков. СПб., 2011; Батурина Т. Олег Чупров. Книга о поэте. СПб., 2011; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / сост. А. И. Белинский. СПб.: Дума, 2011; Детские писатели СПб.: Краткий биобиблиогр. справочник / Автор-сост. Н. Н. Бутенко. СПб., 2013; «Все мы победили! Даже дети…» [с О. Чупровым беседовал Е. Карпов] // http://www.nepsite.ru/interview/vse-my-pobedili-dazhe-deti-/ (2016)

А. Любомудров

  • Чупров Олег Акимович